Методология и технология профессионального образования
(педагогические науки)
Научная статья УДК 378
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА В ЗЕРКАЛЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Александровна Тарабановскаяш, Ирина Александровна Романовская2
1 2Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия
11еБуа.Бку@ mail.ru 2каГеёгарпро@ави.еёи.га
Аннотация. Обобщены ключевые элементы гражданско-патриотической позиции коллектива кафедры университета. Выражение гражданско -патриотической позиции преподавателями в рамках структурного подразделения вуза - кафедры - характеризуется авторами как один из ключевых элементов воспитательной системы университета. Определены этапы процесса создания коллективных медиакоммуникационных проектов, направленных на трансляцию гражданско-правовой позиции коллективом кафедры университета: 1) рефлексия исторического наследия, культуры общества, опыта общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей; 2) выбор из личного архива, общего фонда культуры того контента, который персонифицирован и отражает гражданско-патриотическое отношение к событию, может быть использован в воспитательной деятельности; 3) создание медиакоммуникационного продукта с
учетом требований к видео- и аудиосопровождению; 4) размещение проекта в социальных сетях; 5) мониторинг обратной связи; 6) корректировка.
Выявлено проблемное поле, позволяющее при дальнейшем исследовании совершенствовать медиакоммуникационную деятельность коллективов кафедр вузов в социальных сетях и иных цифровых ресурсах. Медиакоммуникационные проекты, отражающие гражданско-патриотическую позицию коллективов кафедр вуза, стабильно демонстрируют положительные индикаторы уровня одобрения, что свидетельствует об интересе к подобным проектам, готовности аудитории к диалогу. Однако индекс обсуждения данных проектов низок. Необходим поиск механизмов совершенствования диалоговости проектов гражданско-патриотической направленности.
На основе обобщения практического опыта реализации медиакоммуникационных проектов, транслирующих гражданско-патриотическую позицию коллектива кафедры педагогического образования Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (АГУ), делается вывод о значимости коллективных проектов в медиакоммуникационной деятельности.
Ключевые слова: вуз, гражданско-патриотическая позиция, кафедра, медиакоммуникационная деятельность, проект
Для цитирования: Тарабановская Е. А., Романовская И. А. Гражданско-патриотическая позиция коллектива кафедры вуза в зеркале медиакоммуникационной деятельности // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 148-169.
Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)
Original article
CIVIC AND PATRIOTIC POSITION OF UNIVERSITY CHAIR STAFF REFLECTED IN THE MEDIA-COMMUNICATION ACTIVITIES
149
Elena A. Tarabanovskaya1, Irina A. Romanovskaya2
1 2Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1919-4592 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2591-2730
Abstract. The authors summarize the key elements of the civic and patriotic position of the university chair staff. The authors characterize the expression of civic-patriotic position by teachers within the framework of the structural unit of the university (the chair) as one of the key elements of the educational system of the university. The stages of the process of creating team-based media-communication projects aimed at the broadcasting of civic-patriotic position by the team of the university department are defined: 1) reflection of historical heritage, of social culture, experience of social relations, relationships and behavior of people; 2) selection from personal archive, general fund of culture of the content that is personalized and reflects civic and patriotic attitude to the event, can be used in educational activities; 3) creation of media-communication product taking into account the requirements for video and audio support; 4) positioning of the project in social networks; 5) monitoring of feedback; 6) modification.
The authors identified a problem field that allows further research to improve the media communication activities of university departments' teams in social networks and other digital resources. Media communication projects representing the civic and patriotic position of university departments' teams consistently demonstrate positive indicators of the level of approval, which indicates the interest in such projects and the readiness of the audience for a dialog. However, the index of discussion of these projects is low. The search for mechanisms to improve the dialog of civic and patriotic projects is necessary.
Drawing a conclusion about the importance of collective projects in media and communication activities, the author summarizes the practical experience of implementing media and communication projects that broadcast the civic and patriotic
position of the staff of the Chair of Pedagogical Education at Astrakhan Tatishchev State University (ASU).
Keywords: University, civic and patriotic position, chair, media communication activities, project
For citation: Tarabanovskaya E. A., Romanovskaya I. A. University chair staff civic and patriotic position within the framework of media communication activities.
Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(3):148-169. (In Russ.).
Основным звеном в процессе развития гражданско-патриотического сознания выступает система трансляции личностных смыслов будущим специалистам, которая реализует новую социальную функцию через обновленное содержание деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр университета.
Задача гражданско-патриотического воспитания - привить развивающейся личности ощущение причастности к истории, способность самостоятельно осмысливать неоднозначные явления прошлого и настоящего.
Однако следует признать, что сегодня в работе педагога высшей школы актуальна проблема восприятия фактографического материала, не утратившего свою ценность, методологически слабо подготовленным студентом.
И. А. Суменков, обобщая теоретические подходы к осмыслению гражданско-патриотического воспитания, обращает внимание на терминологический анализ понятия «гражданственность», проведенный И. П. Гладилиной, Г. М. Королевой и Н. Д. Шафеевой, и выделение авторами правового (качества, свойственные гражданину, наделенному совокупностью свобод, прав и обязанностей), педагогического (степень образования, необходимая для составления гражданского общества), философского
(осознание человеком себя как самостоятельного члена общества, обладающего правами и обязанностями, руководствующегося в повседневной жизни моральными нормами и ценностями), политологического (способность сознательно пользоваться своими правами и свободами, готовность выполнять свои обязанности) уровней понимания гражданственности [1]. В рамках проблемы настоящего исследования речь идет о философском и личностном аспекте гражданско-патриотической позиции.
Анализ структуры гражданской идентичности, осуществленный А. М. Трещевым и А. Л. Ивакиной, привел исследователей к выводу о том, что «содержание всех компонентов гражданской идентичности соотносится с гражданско-патриотическим воспитанием, это в полной мере соответствует современным требованиям государства и общества» [2, с. 62].
Становление гражданской позиции, по мнению Е. Ю. Плотниковой, - это эволюционный процесс, базирующийся на основе сформированных личностных качеств, таких как «гражданские знания, гражданские взгляды, гражданская ответственность, гражданское поведение, гражданская активность, гражданская убежденность, гражданский долг» [3, с. 221].
Понятие «гражданско-патриотическая позиция» трактуется нами как самоопределение личности относительно всех явлений, связанных с понятиями «патриотизм» и «гражданственность» (страна, народ, природа, история и культура, действующий государственный строй с его законами и институтами, права и обязанности, которые государство предоставляет своим гражданам).
Основа становления гражданско-патриотической позиции личности -наличие социокультурной среды: единство таких взаимосвязанных элементов, как культурные векторы, гражданские ценности, установленные принципы социума, внутри которого протекает жизнедеятельность.
Являясь важнейшей частью воспитательного пространства вуза,
гражданско-патриотическое воспитание осуществляется как целенаправленный
процесс формирования ценностных установок, ценностных ориентаций и поведенческих навыков у будущего специалиста, «готового к проявлению гражданско-патриотической позиции, демонстрированию осознанного поведения на основе общечеловеческих ценностей, осознание личностью своей внутренней позиции [4].
Учитывая специфику социально-культурной среды вуза и ориентируясь на способы реализации средового подхода, необходимо включать учащуюся молодежь в социально-значимую, гражданско-патриотическую и нравственно-правовую деятельность, способствующую формированию навыков активного гражданского действия, содействия; воспитанию гражданских качеств (гражданственность, нравственность, патриотизм, гуманность, толерантность, независимость убеждений и т. д.); формированию ценностных ориентаций [5].
При определении способов передачи ценностного отношения к Отечеству, минувшим событиям, важно учитывать, что персонифицированные изыскания позволяют эффективно транслировать знания, поскольку необходима интрига «нового знания». Кроме того, эффективными можно признать методы, интегрированные в группу «обращение к чувству». В этом случае осуществляется гармонизация когнитивной и эмоциональной сфер, «высказывание» становится адресным. В случае отсутствия отражения позиция личности стагнируется или деформируется. К примеру, пафос, являющийся, как правило, неотъемлемой составляющей гражданско-патриотического воспитания, в чрезмерной дозе приводит к ослаблению мотива обращения к прошлому и настоящему, обедняет подлинное чувство к историческому событию, преобразует живое, осознанное отношение в символическую формулу.
Таким образом, ценностное отношение к истории Отечества представляет собой комплексное, сложно организованное динамическое образование в структуре личности, элементами которого являются:
перцепция и осмысление исторической действительности;
развитие готовности к ценностному осознанию когнитивных феноменов, рефлексии социальной значимости запечатления и обновления исторического наследия Родины;
формирование гражданско-патриотической субъектной позиции. Значимые события истории содержат потенциал проращения личностными смыслами. В. В. Нуркова, автор психологической концепции «Культурно-исторический подход к автобиографической памяти», исследуя психологию исторического сознания, определяет следующий функциональный репертуар переживания исторических событий как фактов личной биографии: обеспечивать исторический смысл контекста индивидуальной жизни; детерминировать переживание себя как части целостной, аксиологически значимой социальной, территориальной или временной системы (этноса, народа, государства, эпохи);
формировать чувство принадлежности к конкретной социальной общности («социальную солидарность») или отторжения определенных социальных групп;
быть основанием для осмысления личностью себя как творца современности (самореализации в преобразовании действительности, инновационной деятельности) [6].
При этом В. В. Нуркова определяет ключевые позиции носителя исторической памяти («участник события», «очевидец события», «современник события» и «наследник события»), различающиеся соотношением составляющих исторического опыта (чувственной ткани образа, значения и смысла).
Мы согласны с тем, что интериоризация, личностное переживание
исторического события обуславливает оптимальность развития личности.
«Исторический контекст шире присутствует в памяти проницательных,
независимых, реалистически мыслящих людей, характеризующихся
позитивным и многообразным отношением к своему опыту в целом и более
низкими показателями симптоматики посттравматических стрессовых расстройств» [6, с. 26].
Миссия преподавателей кафедры университета (как субъектов исторической памяти) заключается, по нашему мнению, в поиске и реализации эффективных форм, инструментов и приемов развития гражданско -патриотической субъектной позиции.
Убеждены, что медиакоммуникационная деятельность содержит в себе высокий воспитательный потенциал и охватывает взаимодействие кафедры университета с двумя ключевыми группами участников образовательных отношений. К первой группе относится внешняя аудитория (абитуриенты, их родители / законные представители, стейкхолдеры, грантодающие организации, социальные партнеры, научные сообщества), ко второй - внутренняя аудитория (обучающиеся, профессорско-преподавательский состав, научные работники, учебно-вспомогательный и административно -управленческий персонал). Нельзя не согласиться с мнением А. Н. Гуреевой о том, что существует «большой процент вероятности перехода внутренней аудитории в статус внешней и наоборот» [7].
Интернет-активность является оптимальной средой диссеминации опыта сотрудников кафедры. Кроме того, позитивный опыт создания медиапроектов (при условии стабильной повторяемости) может стать фирменным, неповторимым элементом имиджа кафедры. Аудитория переходит из пассивных потребителей в активных участников, «каждый пользователь становится автором за счет осуществляемых практик - комментирования, создания текстовых постов, создания графического, визуального, интерактивного и иного другого контента» [8, с. 11].
Отличительными особенностями коммуникативной интернет-среды
являются «интерактивность, гипертекстуальность, креативность, глобальность,
анонимность, мозаичность» [9, с. 45]. В условиях медиакоммуникационной
155
деятельности кафедры речь идет об актуальном виртуальном процессе, в котором участники непосредственно обозначены при обращении.
В случае создания кафедрой медикоммуникационных продуктов гражданско-патриотической направленности из социальной области оснований на личностный смысл накладывается прочувствованная и осознанная система взглядов и ценностей.
В этой динамике объединяются и выпадают «сухим остатком» в концептосферу общества личностные смыслы, постулированные теоретиками и практиками различных областей науки, а также представителями профессиональных сообществ. Аккумулированные в общественной памяти личностные смыслы фиксируются в языке, хранятся в нарративах, артефактах, общественном мнении и передаются от поколения к поколению. На индивидуальном уровне человек присваивает эти смыслы с момента рождения, «социализируясь и становясь культурной личностью» [10, с. 20].
На уровне социально значимого диалога гражданско-патриотической направленности медиакоммуникационная деятельность коллектива кафедры университета относится к субъект-субъектным отношениям в диаде «студент -преподаватель». Мы считаем, что трансляция гражданско-патриотической позиции преподавателей кафедры как «позитивной референтной группы» адресована, прежде всего, студенчеству. В данном случае информационное влияние - это влияние, при котором «акцент ... делается на фоновых знаниях потребителя информации, на социально-психологической специфике коммуницирования, а также на контекстах традиции (в первую голову, думается, традиции оценки и восприятия текстов, традиции диалога автора и реципиента), на изучении реальных коммуникативных ситуаций, обусловливающих значение слов и их коннотаций» [11, с. 108].
В связи с этим необходимо принимать во внимание особенность
восприятия студентами 17-22 лет информации гражданско-патриотической
направленности - зависимость степени восприятия от формы представления. Значение визуализации опосредовано колоссальным влиянием медиаканалов, клиповым сознанием реципиентов. В современных исследованиях ученые подразделяют различные визуальные образы и представляют их как отдельные по отношению к языковой сфере формирования определенных «смыслов», которые обладают специфичными коммуникативными и познавательными возможностями [12].
Преподаватель кафедры как автор медиапроекта должен владеть визуальной грамотностью, являющейся интегративным феноменом и характеризующейся «не только как отдельный когнитивный механизм, но и как способ осмысленного и креативного прочтения, и интерпретации информации, которая представлена в визуальных образах. Это также и определенная точка зрения на компетентный и профессиональный подходы к разнообразным социальным и культурным явлениям действительности» [12, с. 225].
Медиакоммуникационная деятельность является одним из направлений работы кафедры педагогического образования АГУ. Трансляция гражданско-патриотической позиции осуществляется через проектную деятельность с использованием ресурсов ВКонтакте и YouTube.
Проектная деятельность базируется на целеполагании. «Работа над любым проектом начинается с формулирования цели и постановки задач. Так как данная работа групповая, то группа включает в себя разные заинтересованные стороны - как студентов, так и преподавателей. Поэтому решение о содержании проекта часто является нетривиальной задачей» [13]. При создании проектов в медиакоммуникационном пространстве коллективом кафедры ведущими являются принципы научности, историзма, гуманизма, добровольности.
В рамках непрерывного совершенствования визуальной грамотности работа над видеопроектом как частью медиакоммуникационной деятельности
позволяет преподавателю решить несколько задач.
Во-первых, познакомиться с технологиями, методами и приемами создания видеопроектов. Практически все преподаватели кафедры педагогического образования АГУ - авторы видеоконтента гражданско-патриотической направленности, они прошли специализированные обучающие курсы и продолжают совершенствовать свои навыки.
Во-вторых, развить рефлексивные умения - способности анализировать и корректировать собственную медиакоммуникационную деятельность.
В-третьих, укрепить рабочее продуктивное взаимодействие коллектива кафедры [14].
Коллективный проект кафедры «Живая педагогика» на авторском канале A-Z edu с заявленной целью мультимедийного воплощения идей вселенной образования был создан в конце 2020 года и представляет собой 11 коротких (не более 90 секунд) видеороликов. Всего с момента запуска и до настоящего времени видео просмотрели почти 5000 человек. Аудитория представлена преимущественно студентами - 54,9 %. Формат коротких видео обуславливался, во-первых, оптимальностью восприятия данного контента представителями цифрового поколения - студенческой аудиторией; во-вторых, опорой на дидактический принцип преодоления посильных трудностей. По сути, нами был стимулирован интерес к более глубокому изучению наследия педагогов.
Структура видеоролика включает следующие обязательные элементы, расположенные в отдельных кадрах: название проекта, имя педагога и его портрет, век и страну, ключевые позиции наследия / вклада в развитие мировой педагогики, видеозапись чтения/декламации фрагмента произведения членом кафедры педагогического образования.
В целях привлечения внимания к отечественной педагогике, формирования чувства гордости за вклад великих российских и советских педагогов в современное образование были созданы видео о К. Д. Ушинском, П. Ф. Каптереве, П. Ф. Лесгафте, П. П. Блонском, В. А. Сухомлинском, А. С.
158
Макаренко, Н. И. Пирогове, Ш. А. Амонашвили. Видеоматериал, посвященный К. Д. Ушинскому, в настоящее время занимает первое место по количеству просмотров (958) [15].
Трансляция гражданско-патриотической позиции сотрудниками кафедры осуществлялась в рамках исторического, гражданского и историко -педагогического направлений воспитания.
Ежегодно в мае реализуется коллективный творческий медиапроект, посвященный сохранению исторической памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне. «Величайшему подвигу, мужеству, непреходящей боли и нелегкой победе нашего народа, поколению фронтовиков и работников тыла, их чести и бессмертной славе посвящается... Преподаватели и сотрудники кафедры педагогического образования помнят о скорбных страницах истории нашей страны» [16].
Для авторского видеоролика каждый преподаватель выбирает и читает поэтические строки или фрагменты прозы, руководствуясь личными чувствами сопричастности, утраты, гордости, грусти.
Кроме того, гражданско-патриотическая позиция экспрессивно выражается через музыкальное сопровождение - песни и музыкальные произведения, фоновый видеоряд - фрагменты документальной хроники. Биографические данные о членах семьи преподавателя - фронтовиках и тружениках тыла, с представлением фотографий из семейного архива, подчеркивают эмоциональное отношение к событиям, судьбам людей, формируют у зрителя ощущение связи с участниками или свидетелями, историей своей семьи (во время Великой Отечественной войны). Более 7000 человек познакомились с проектом в 2022-2023 годах.
Медиакоммуникационный проект, приуроченный ко Дню народного единства, разрабатывался кафедрой педагогического образования под девизом
«Пусть объединяющих моментов будет больше!!!». Преподаватели кафедры представили в видеоряде свои национальные корни.
Предполагает популяризацию культурно-исторического наследия Астрахани и медиапроект, посвященный празднованию Дня России.
«По улицам, с детства знакомым,
Иду я сегодня опять.
И каждому саду, и каждому дому
Мне хочется «здравствуй!» сказать».
Строфы стихотворения Петра Градова стали эпиграфом проекта. Преподаватели и сотрудники кафедры педагогического образования признавались в любви к малой Родине - городу Астрахани. Каждым были выбраны и запечатлены в фотографиях лично значимые и наиболее красивые места (локации).
Контрольной точкой работы над медиакоммуникационным проектом кафедры является определение степени вовлеченности аудитории методом анкетирования.
Так, через месяц после размещения последнего видеоролика проекта, посвященного памяти о победе советского народа в Великой Отечественной войне, были опрошены 255 студентов (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение ответов при оценке отношения к
медиапроекту кафедры, посвященному Великой Отечественной войне
Участники опроса Был ли интересен проект? (%) Отражена ли гражданско-патриотическая позиция автора(ов) в медиапроекте? (%) Возникло ли у Вас желание принять участие в создании подобного видеопроекта? (%)
Очень Интересен Не ин- Отражена Не Да Нет
интере- тересен в полной отражена
сен мере
Студенты 94,8 3,93 1,27 100 0 64,5 35,5
Большая часть студентов отметили значительный интерес к проекту (241 человек), причем ведущими факторами привлечения внимания респонденты считают личную историю семьи, подлинные чувства преподавателя, известного студентам по учебной работе; 10 респондентов также были заинтересованы проектом, но отметили некоторые технические ошибки; не были заинтересованы, но посмотрели видеоконтент 4 человека.
Всеми опрошенными отмечена гражданско-патриотическая позиция преподавателей. Вовлечение в медиапроект в качестве зрителя вызвало желание создать собственный авторский медиапродукт - личное высказывание об отношении к подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны - у 164 человек. Данный индикатор, по нашему мнению, является наиболее важным при определении практической значимости транслирования преподавателями кафедры университета гражданско-патриотической позиции в медиакоммуникационной деятельности, поскольку вовлеченность зрителя-студента имеет потенциал дальнейшей работы над повышением уровня гражданственности и патриотизма обучающихся,
На этапе рефлексии собственной медиакоммуникационной деятельности по данному проекту преподавателями-авторами также проведено анкетирование. Вопросы охватывали следующие ключевые области: 1) удовлетворенность участием в медиакоммуникационной деятельности (желание принять участие в следующих медиапроектах); 2) эффекты прироста на индивидуальном уровне; 3) социальную значимость; 4) оценку освоения этапов и операций в работе над проектом. Полученные обобщенные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Распределение ответов при оценке медиапроекта, посвященного Великой Отечественной войне, авторами - сотрудниками
кафедры
Самооценка Желание принять участие в следующих медиапроектах гражданско-патриотической направленности (%) Эффект прироста на индивидуальном уровне (%) Социальная значимость (%)
Желание есть Желание есть, но при условии... Желания нет Есть Нет Есть Нет
Преподаватели кафедры -авторы медиакомму-никационных проектов 87,5 12,5 0 100 0 75 25
Степень высокой удовлетворенности участием в медиакоммуникационной деятельности продемонстрировали почти все участники (7 из 8 человек). Было уточнено условие участия в будущих медиапроектах, высказанное одним респондентом - оптимизация рабочей нагрузки. Укрепление собственной гражданско-патриотической позиции отметили все авторы -участники. При оценке социальной значимости 25 % участников (2 человека) согласились с необходимостью поиска дополнительных инструментов распространения и продвижения медиапроектов гражданско-патриотической направленности.
Подводя итоги исследования, следует сказать, что важнейшие задачи медиакоммуникационных проектов, реализуемых коллективом структурного подразделения университета, объединены фундаментом для их реализации: формированием и развитием гражданско-патриотической позиции будущих специалистов.
Специалист кафедры является преемственным звеном в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим. Важнейшая функция профессорско-преподавательского сообщества -аккумулировать социальный опыт, автобиографическую память, выражать их в
гражданско-патриотической позиции. Миссия преподавателя - быть хранителем и носителем широкого спектра общественных ценностей: общечеловеческих, национальных, культурных, интеллектуальных, нравственных.
Создание коллективных медиакоммуникационных проектов, направленных на трансляцию гражданско-правовой позиции коллектива кафедры университета, представляет собой многоэтапный процесс:
рефлексия исторического наследия, культуры общества, опыта общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей;
выбор из личного архива, общего фонда культуры того контента, который персонифицирован и отражает гражданско-патриотическое отношение к событию, может быть использован в воспитательной деятельности;
создание медиакоммуникационного продукта с учетом требований к видео- и аудиосопровождению;
размещение проекта в социальных сетях; систематическое отслеживание активности пользователей; корректировка контента.
В рамках исследуемого феномена обосновано выделение ключевой проблемы, позволяющей в дальнейшем совершенствовать медиакоммуникационную деятельность коллективов кафедр вузов в социальных сетях. Медиакоммуникационные проекты, отражающие гражданско -патриотическую позицию коллективов кафедр вуза, стабильно демонстрируют положительные индикаторы уровня одобрения, что свидетельствует об интересе к подобным проектам, готовности аудитории к диалогу. Однако индекс обсуждения данных проектов низок. Таким образом, перспективность данного направления работы очевидна и необходим поиск механизмов совершенствования диалоговости проектов гражданско-патриотической направленности.
Список источников
1. Суменков И. А. Современные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания студентов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4(277). С. 14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32277695.
2. Трещев А. М., Ивакина А. Л. Особенности формирования гражданской идентичности у старшеклассников сельской школы // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56-73. URL: http://aguped.ru/files/1(13)/56-73.pdf.
3. Плотникова Е. Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно -педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6(28). С. 218-226. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41499593_23842446.pdf. DOI 10.23951/23076127-2019-6-218-226.
4. Амурская О. В., Стрелкова Я. А., Комарова И. Г. Формирование ценностных ориентаций у будущего учителя-гражданина, патриота отечества // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7 (97). URL: https://research-journal.org/archive/7-97-2020-july/formirovanie-cennostnyx-orientacij-u-budushhego-uchitelya-grazhdanina-patriota-otechestva.
5. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3(45). С. 18-26. URL: DOI 10.7442/2071-96202019-11-3-18-26. https://journal.midis.ru/services/48/2053/.
6. Нуркова В. В. История как личный опыт // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2. № 1 С. 5-27 URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129792/.
7. Гуреева А. Н. Социальные сети как медиакоммуникационный ресурс управления имиджем российского вуза // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/1674.
8. Павлов А. В. Генри Дженкинс, акафан-утопист // Конвергентная культура / Пер. с англ. Рипол Классик, 2019. Гл. 1. С. 5-21.
9. Asmus N. G., Masgutova M. F., Zabolotneva O. L. Linguistic features of gender différences in blog communication // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Chelyabinsk State University. Vol. 86. 2020. P. 45-52. DOI 10.15405/epsbs.2020.08.6. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.6.
10. Кравец А. С. Соотношение личностных и общественных (общезначимых) смыслов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 8-23. URL: http ://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2013/02/2013 -02-02.pdf.
11. Хорольский В. В. Прецедентные феномены и языковая игра как приемы усиления когнитивного потенциала медийного текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сборник научных трудов. Орел: Орловский государственный институт культуры. 2019. Вып. 16. С. 96110. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42522025_24829842.pdf.
12. Гришин А. С., Ильина С. А., Пичугина М. В., Турнова Ю. И. Когнитивная оценка восприятия информации при чередовании различного типа видеоконтента // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5 (142). С. 224-230. DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.033 URL: https ://elibrary.ru/download/elibrary_44546401_79955117.pdf.
13. Плотникова И. В., Редько Л. А., Шевелева Е. А., Ефремова О. Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30669.
14. Широколобова А. Г., Долгова Н. И. Видеопроект как форма самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе // Открытое и дистанционное образование. 2019. №2 1(73). С. 3338. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1824/files/73_033.pdf. DOI 10.17223/16095944/73/4
15. A-Z edu. Мультимедийный проект «Живая педагогика». URL: https ://www.youtube. com/channel/UCkIyOKymKagU1hEFROIv5NQ.
16. Страница кафедры педагогического образования Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева. URL: https ://vk.com/public202132067.
References
1. Sumenkov I. A. Modern approaches to the civil and patriotic education of students. Izvestia VSPU= News of the Voronezh State Pedagogical University. 2017;(4)277)):14-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32277695. (In Russ.).
2. Treshyov A. M., Ivakina A. L. Peculiarities of forming civic identity in senior pupils of village schools. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(1):56-73. (In Russ.).
3. Plotnikova E. Y. Concept and essence of the civil position in pedagogy and psychology. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye = Scientific and pedagogical review. Pedagogical Review. 2019;(6(28)):218-226. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41499593_23842446.pdf . (In Russ.).
4. Amurskaya O.V., Strelkova Y.A., Komarova I.G., Tarasova S.I. Value system formation in future teacher, citizen, patriot of motherland. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal = International Research Journal. 2020;(7(97)). URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.97.7.068. (In Russ.).
5. Grevtseva G. Y. Civil-patriotic education of young students as a socio-cultural process. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspect = Contemporary higher education: innovative aspects. 2019;3(45):18-26. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-3-18-26. URL: https://journal.midis.ru/ services/48/ 2053/. (In Russ.).
6. Nurkova V. V. History as a personal experience. Istoricheskaya psikhologiya i sotsiologiya istorii = Historical Psychology & Sociology. 2009;(2(1)):5-27. URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129792/. (In Russ.).
7. Gureeva A. N. Social networks as a media communication resource for managing the image of a Russian higher education institution. Mediascope. 2015;(1). URL: http://www.mediascope.ru/1674. (In Russ.).
8. Pavlov A. V. Henry Jenkins, Akafan-utopian / Convergent Culture. Ripol Classic. 2019;(1):5-21. (In Russ.).
9. Asmus N. G., Masgutova M. F., Zabolotneva O. L. Linguistic features of gender differences in blog communication. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Chelyabinsk State University. 2020;(86):45-52. DOI: 10.15405/epsbs.2020.08.6. URL: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.6.
10. Kravetz A. S. Correlation of personal and social (generally accepted) meanings. Vestnik VGU. Seriya: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2013;(2):8-23. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2013/02/2013-02-02.pdf. (In Russ.).
11. Horol'skij V. V. Precedent phenomena and language games as means of media text cognitive potential reinforcement. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse: Sbornik nauchnykh trudov = Genres and types of text in scientific and media discourse: Collection of scientific papers. Oryol: Oryol State Institute of Culture. 2019;(16):96-110. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42522025_24829842.pdf . (In Russ.).
12. Grishin A. S., Ilyina S. A., Pichugina M. V., Turnova Y. I. Cognitive assessment of information perception when alternating different types of video content. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal. 2020;(5(142)):224-230. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 44546401_79955117.pdf (In Russ.).
13. Plotnikova I. V., Redko L. A., Sheveleva E. A., Efremova O. N. Project activity as a part of students' research activities at the university. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education. 2021;(2):61. DOI: 10.17513/spno.30669. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30669 (In Russ.).
14. Shirokolobova A.G., Dolgova N.I. Video project as a form of students' independent work for the discipline «foreign language» in non-linguistic high school. Otkrytoye i distantsionnoye obrazovaniye = Open and distance education. 2019;1(73):33-38. DOI: 10.17223/16095944/73/4. URL: http:// journals.tsu.ru/uploads/import/1824/files/73_033.pdf . (In Russ.).
15. A-Z edu. Multimedia project «Live Pedagogy» URL: https ://www.youtube. com/channel/UCkIyOKymKagU1hEFROIv5NQ. (In Russ.).
16. Page of the Chair of Pedagogical Education of the Astrakhan Tatishchev State University. URL: https://vk.com/public202132067. (In Russ.).
Информация об авторах
Е. А. Тарабановская - кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогического образования;
И. А. Романовская - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогического образования.
Information about the authors Elena А. Tarabanovskaya - Candidate of Science in Pedagogy; Associate Professor of the Chair of Pedagogical Education;
Irina А. Romanovskaya - Candidate of Science in Pedagogy; Head of the Chair of Pedagogical Education.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 3.05.2023; одобрена после рецензирования 10.05.2023; принята к публикации 25.09.2023.
The article was published 3.05.2023; approved after reviewing 10.05.2023; accepted for publication 25.09.2023.