Н.Д. Сат, К.К. Сат. Приобщение дошкольников к музыкальной и театрализованной деятельности
застенчивые. Работа над сказкой, например, помогла необщительным детям (Хеймер-оол, Ай-кат, Диана, Капитали на, Виталий, К ежик, Ира, Адчы) реализовать свои творческие способности. В постановке сказки все дети подготовительной группы участвовали активно и с удовольствием. Дети сами и пели («Песни Чижика», «Анайжыктар», «Теве-Хая», «Сайзанак», «Песня ветра», «Дружба - это здорово»), и танцевали («Скакуны», «Танец волков», «Лучники», «Танец с шерстью»).
Выступление перед публикой является самым волнующим и ответственным этапом в
нашей работе. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, в свои силы и способности. Формируется чувство
ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и со взрослыми. Взрослым отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка.
Следствием данной работы явилось то, что у детей сформировались устойчивый интерес к музыкальной и театрализованной
деятельности, навыки публичного
выступления.
У.А. Маадыр-оол
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В формировании экологических представлений и понятий у учащихся начальных классов ведущую роль играют логические приемы: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, установления причин и взаимосвязей. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы.
Ключевые слова: начальная школа, окружающий мир, экологические представления и понятия, логические приемы, сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация, установление причин и взаимосвязей.
Maadyr-ool Y.A.
Use logical acceptance on lesson surrounding world in grade school
In shaping the ecological presentations and notion beside pupil initial classes leading role play logical acceptance: comparisons, categorizations, systematizations, generalizations, determinations of the reasons and intercoupling. Successful result is on mental operation possible to obtain in the course of everyday scholastic work.
Keywords: the grade school, surrounding world, ecological presentations and notions, logical acceptance, comparison, analysis, syntheses, categorization, generalization, systematization, determination of the reasons and intercoupling.
Одним из основных задач экологического образования является формирование экологических представлений и понятий. К решению этой задачи приступают, в основном, в начальной школе. Именно в начальной школе на уроках окружающего мира обеспечивается формирование
естественнонаучной основы для понимания школьниками зависимостей и связей между объектами природы. Младшими школьниками осваиваются первоначальные представления и понятия о природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях в мире природы, о взаимовлиянии мира природы и общества. Научные знания, получаемые в курсе окружающего мира, позволяют школьникам оценить их роль в жизни человека и в мире природы, прийти к выводу о целесообразности бережного отношения к природе. В формировании экологических представлений и
понятий ведущую роль играют логические приемы.
Важнейшими логическими операциями, на которые указывает Н. АМенчинская, являются анализ и синтез. Это положение было окончательно доказано на основании учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Значит, учебный процесс надо строить таким образом, чтобы стимулировать аналитическую и синтезирующую деятельность мозга.
Потребность в активной мыслительной деятельности вызывает дидактический прием -сравнение. Сравнение позволяет найти черты сходства и отличия в предметах и явлениях. Однако при помощи сравнения нельзя выявить существенные признаки. Этому способствует применение другого дидактического приема — противопоставления. При помощи противопоставления сопоставляются
взаимоисключающие признаки. В результате
ВЕСТНИК Тывинского государственного университета
2010/4
выявляется истинная сущность предмета, отбрасывается и исключается ложная.
В обучении начальному естествознанию широко применяется прием аналогии, или перенос знаний в новую ситуацию. Этот прием часто применяют, когда нужно составить самостоятельно характеристику предмета либо явления по аналогии с той, которую составили коллективно или которая дана в учебнике для идентичного предмета, явления.
Важную роль в процессе обучения выполняет прием классификации. Сущность ее заключается в том, что с ее помощью предметы и явления объединяются в группы по сходным признакам. Прием классификации может быть применен в двух вариантах: учитель сам дает основание для классификации, либо предоставляет это сделать ученику.
Тесно связан с приемом классификации прием систематизации. Он требует расположения предметов или явлений в определенном порядке, в системе.
Важным условием приема установления причин и взаимосвязей_ является наличие у детей определенного запаса фактических знаний, получаемых в результате непосредственных восприятий предметов и явлений природы. Вскрытие причин и взаимосвязей помогает ребенку объяснить факты, а значит, понять их.
И, наконец, важным логическим дидактическим приемом является прием обобщения. Этот прием позволяет выделить общее и главное в определенной системе знаний.
В учебниках начальной школы заданий, направленных на использование логических приемов очень мало. Любой из приведенных дидактических приемов вызывает в той или иной мере мыслительные операции. Считаем, что не может быть самостоятельным дидактическим приемом и постановка проблемы, так как сущность любого логического приема и есть создание перед ребенком противоречия между тем, что он знает, и тем, что ему предстоит узнать. Приведем примерные логические задания с использованием различных приемов.
1. Задания на классификацию
а) Подчеркни названия культурных растений одной чертой, дикорастущих -двумя.
Тополь, одуванчик, черемуха, ель, подорожник, шиповник, береза, подснежник, крыжовник.
б) Распредели животных на три группы
Медведь, щука, волк, орел, окунь, дятел, скворец, сом, лиса.
в) Раздели приведенные ниже названия растений на две группы и назови группы
Пшеница, овес, одуванчик, свекла, капуста, горох, подсолнух.
г) Раздели растения на группы по месту обитания
Ландыш, ковыль, ель, кувшинка, осока, водоросли, пихта.
д) Распредели животных на группы по месту обитания
Бобр, бурундук, суслик, тушканчик, белка, рысь, рыба, медведь.
е) Выбери и укажи стрелкой, какие птицы зимующие, а какие перелетные?
Воробей
Ласточка
Ворона
Зимующие птицы перелетные птицы
Гусь Летучая мышь Синица Журавль Дятел
2. Задания на сравнение
а) Сравни по внешнему виду курицу и утку.
б) Сравни по внешнему виду кошку и тигра.
в) Рассмотри гербарии растений. Сравни хвойные и широколиственные растения. Составь их список.
г) Сравни растения в таблице: мак, сон-трава, георгины, мать-и-мачеха, подснежники.
д) Сравни, какие части растений мы едим.
У моркови и картофеля_.
У капусты_.
У вишни, яблони_.
3. Задания на систематизацию
а) Расположи названия животных по порядку
Медведь, бабочка, лягушка, воробей.
б) Прочитай названия животных на строчках 1, 2, 3. Подумай, как можно назвать животных этих групп. Назови еще по два представителя каждой группы и обозначь группу.
1. Комар, кузнечик, пчела, _,
_, - это ...
2. Кошка, слон, белка,_,_, -
это...
3. Карась, щука, треска, _,
_, - это ...
в) Распредели животных в группы в отдельный столбик и назови эти группы
Лось, собака, бобр, рысь, кошка, заяц, корова, лиса, курица, коза.
У.А. Маадыр-оол. Использование логических приёмов на уроках окружающего мира в начальной школе
г) Какое слово лишнее и почему? Рак, робот, комар, лук, рот.
4. Задания на обобщение
а) Выделите общее в перечисленных названиях растений.
Ель, пихта, кедр, можжевельник.
б) Чем береза отличается от ели? Назовите главные признаки каждого растения.
в) Какие растения относятся к злакам? Выделите их общий признак.
г) Что общего между сусликами и сурками?
д) Соедини одной линией предметы, которые подходят друг другу по сходному признаку:
Конфета, бабочка, торт, санки, пирожное, птичка, шоколад, лыжи, самолет, коньки.
е) Назови части тела насекомых, сравни, что общего, чем отличаются? (жук, комар).
5. Задания на установлении причин и взаимосвязей
а) Стрелками покажите причины отлета птиц.
Изменение окраски листьев отлет птиц Замерзание водоемов Понижение температуры Исчезновение насекомых
б) Подчеркни признаки весны: день становится короче; день становится длиннее; солнце светит низко над землей; солнце светит выше над землей; птицы прилетают из дальних стран; птицы улетают в дальние края; температура воздуха холодная; температура воздуха теплая.
в) Допишите предложения.
Зимующие птицы остаются зимовать,
потому что........
Перелетные птицы улетают в теплые края, потому что........
г) Поясните ответ следующего вопроса. Могут ли растения существовать без
животных?
д) Сделайте рисунок — схему связей в природном сообществе «водоем», если его населяют лягушки, комары, цапли, караси.
е) Составь схему в виде надписей и рисунков «Я и окружающий мир». Стрелками обозначь взаимосвязи человека и природы.
Познание окружающей действительности с помощью логических операций включает следующие умения и навыки: 1) проводить простейшие опыты для доказательства того или иного положения; 2) наблюдать предметы и явления природы; 3) оформлять результаты наблюдений; 4) проявлять действенную любовь к живому и неживому миру, активность в овладении экологическими знаниями, умениями и навыками.
Необходимыми условиями учебного процесса являются правильная организация различных приемов обучения и их правильное сочетание. Применение логических приемов на уроках окружающего мира повышает познавательную деятельность младших школьников. Приемы могут применятся на различных этапах урока. Решая различные задания на сравнение, классификацию, обобщение, систематизацию учащиеся овладевают навыками логического оперирования; у них развивается логическое мышление. Успешных результатов по умственным операциям можно добиться в ходе повседневной учебной работы.
Усвоение младшими школьниками системы научных понятий, овладение логическими приемами составляют важнейшую сторону развивающего обучения и являются одним из основных показателей высокого
теоретического уровня преподавания и учения.
Литература
1. Аквнлева Г.Н., Кпепиника З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Просвещение, 2001.
2. Программно-методические материалы «Окружающий мир» Начальная школа. - М.: Дрофа, 2000.
3. Плешаков A.A. Усилить экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 1985. - № 12 -с. 24-26.
Э.Э. Мендот, АВ.Гаськов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями, принято называть физическим воспитанием. Цель физического воспитания - формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.