Отметим, что мера включения будет удовлетворять всем необходимым евцйствам, когда ИЛс^)=* в том и только том случае, если Р\ ç F Последнее позволяет определить меру включения как продолжение меры близости Хэмминга следующим образом
«* d(Px,P,)= 1- inf sup\РХ(А)-Р({А)\.
PleF FtzFAcA
Как показывает следующая теорема, мера включения Хэмминга достаточно просто выражается через функции принадлежности нечетких множеств Fl и f'2-
Теорема3. y(F, cF)=l-sup[/i1(x)-/i(x)].
хсХ
Последняя теорема' дает решение поставленной задачи нечеткой классификации вероятностных распределений. Статистическую оценку меры включения Iff по обучающей выборке S = (xj ,Xj , ) вероятностного
распределения /j можно получить по следующей формуле
¥^Pt QP)= 1-шах [«,(*/ ЬМ*/ )].
Можно показать, что данная статистическая оценка меры включения’сходится по вероятности клистирному значению.
ЛИ IЕРАТУРЫ
1. Shafer G. A Mathematical Theory of Evidence. Princeton: Princeton Univ. Press, 1976. -297 p.
2. Гудмэн И. Нечеткие множества как классы эквивалентности случайных Множеств. Нечеткие множества и теория возможностей. Последние достижения. -М.: Радио и связь, 1986, с. 241*264.
3. Дюбуа Д. Прад А. Теория, возможностей. Приложения к представлению знаний в информатике. -М.: Радио и связ^, 1990. -288.
4. Борисов A.H.. Алексеев А.Б., Меркурьева ! .В. и др. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. -М.: Радио и связь, 1989. -304 с.
5. Прад А. Модальная семантика и теория нечетких множеств. Нечеткие Множества и теория возможностей. Последние достижения. -М.: Радио и связь, •986, с. 161-177.
УДК519.24
Вовк С.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕННЫХ ДЛЯ ОБРАБОКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Лингвистическая переменная "рейтинг" согласно /1/ описывается тройкой \Р> Т, X}, где Р - наименование лингвистической переменной, Т - множество ее рачений (термов), представляющих наименования расплывчатых переменных, областью определения каждой из которых является множество X. В качестве ^®Рмов могут быть выбраны расплывчатые переменные "высокий", "средний", Малый".
»
Каждая из приведенных расплывчатых переменных представляет тройку (а,Х,С^, где а наименование расплывчатой переменной, X область ее
определения, С = |(/<с(х)/х^|, х X расплывчатое подмножество в X, описывающее ограничения на возможные значения расплывчатой переменной а Под субъективной мерой /¿с (х), как правило, понимается определяемая опросом экспертов степень соответствие элемента х понятию, формализуемому
расплывчатым множеством С.
Для построения* функции принадлежности расплывчатых множеств выбран косвенный метод, что позволяет снизить субъективное влияние эксперта на результаты построения функции принадлежности. При наличии большого объема статистических данных о контролируемом объекте для построения функции принадлежности расплывчатых переменных может быть использован метод построения функции принадлежности по статистическим данным. В качестве степени принадлежности элемента множеству принимается /1/ оценка частоты использования понятия, задаваемого расплывчатым множеством, для характеристики объекта.
Любая лингвистическая переменная, как и все ее значения, связана с конкретной количественной шкалой. Шкала разбивается на отрезки, по которым собирается статистикао том, насколько часто преподаватель-эксперт употреблял определенные нечегкие переменные для выражения своего представления о студенте.
Оценки частоты использования нечетких переменных "высокий", "средний", "малый" для лингвистической переменной "рейтинг" представлено в табл. I.
Для обработки статистических данных используется матрица подсказок /2/. Элементы матрицы подсказок вычисляются по формуле:
/ __________
* у 1*»А
/-1
где } - номер интервала;
/ количество нечетких переменных, используемых для описания лингвистической переменной;
Ьу - оценка частоты использования нечеткой переменной на интервале.
Матрица подсказок представлена в табл. 1.
Таблица 1_______________________________________________________________
Значение Инте рвалы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0-0,5 0,5-1 1-1,5 1,5-2 2-2,5 2,5-3 3-3,5 3,5-4 4-4,5 4,5-5
"высокий" 0 0 0 0 0 0 1,5 19,5 24,5 112,5
"средний" 0 0 0 0 0 0 14 36 55 15
"малый" 61,5 6,5 7,5 38 35 51 68 73,5 8 0
61,5 6,5 7,5 38 35 51 83,5 129 87,5 127,5
аУ "высокий" 0 0 0 0 0 0 2,3 19,5 36,1 113,8
"средний" 0 0 0 0 0 0 21,6 36 81,1 15,2
"малый" 129 129 129 129 129 129 105 73,5 11,8 0
"высокий" 0 0 0 0 0 0 0,02 0,17 0,32 1
"средний" 0 0 0 0 0 0 0,27 0,44 1 0,19
"малый" 1 1 1 1 1 1 0,81 0,57 0,09 0
В матрице подсказок (табл.1) определяется максимальный элемент ШхЛ Ьцк„
к = шах к,и все элементы табл. 1 преобразуются по формуле:
пнос )
Оу - —~------------. I = 1./.У “
]
Для столбцов с ^ = О применяется линейная аппроксимация:
_ <*/,/-1 +«/,/+1 .
Результат преобразований представлен в табл. 1.
Для построения функций принадлежнос^й термов находятся максимальные элементы по строкам табл. 1.
а«п»х = шаха,;, / = 17, у = 1,7.
Функция принадлежности вычисляется по формуле:
а9
Му --------------
шах
Результаты расчета сведены в табл. I.
На рис.1 показаны функции принадлежности нечетких значений лингвистической переменной "рейтинг" после обработки эмпирической таблицы.
Рис. 1 .функции принадлежности значений лингвистической переменной ’рейтинг"
Таким образом, лингвистическая переменная "рейтинг' описывается тройкой
^"рейтинг", Г,/»,
где Т*= {"высокий", "средний", "малый"),
-0={О;О,5; I; 1,5;2;2,5;3;3,5;4;4,5;5}.
Исходя из данных таблицы терм "малый" описывается нечеткой переменной
'‘'"малый", 0,С> с расплывчатым множеством С ={<1/0.5>, <1/1.0>, <1/1.5>, <1А2.0>, <1/2.5>, <1/3.0>, <1/3.5>, <1/4.0>, <1/4.5>, <1/5.0>). Термы "высокий",
средний" описываются аналогично.
Использование нечетких множеств с функциями принадлежности, построенными в результате обработки статистических данных, имеют существенней недостаток.изменение размера предметной шкалы требует корректировки нечетких множеств, описывающих значения лингвистических беременных. Во избежание повторного экспертного опроса воспользуемся
переходом к универсальным предметным шкалам измерения значений лингвистической переменной /3/.
Приведение лингвистической переменной в соответствие с изменяющимся размером предметной шкалы производится с помощью корректировочной функции отображения к при постоянном базовом терм-множестве.
Функция отображения определляется в результате экспертного опроса относительно соответствия понятий универсальной шкапы точкам предметной шкалы и наоборот. Из-за невозможности учесть в модели все условия, влияющие на выбор правильного решения V конкретной ситуации, при управлении сложноформализуемыми процессами используется множественная функция отображения я — \ ,л^ ,^т}-Для оценки степени уверенности в правильности
построения функции отображения вводятся шкалы я т, каждой из которых соответствует степень уверенности правильности отображения Е(ят). Множественная функция отображения я для лингвистической переменной "рейтинг" приведена на рис.2.
Воспользовавшись функцией ображения Л" (см. рис. 2), получаем следующую интерпретацию рейтинговому числу 4,7:
Представление лингвистической переменной в виде совокупности термов поэволя ее дальнейшее использование для оценки ситуации в которой находится о ;емый в каждый из моментов контроля.
1
0,9 0,8 ■ 0,7 ■ 0,6 • ц 0,8 ■ ■ 0,4 0,3 • 0,2 ■ 0,1 • ■ 0
раіімг
- "практически всегда" соответствует ¡г\(Е(/Г\) = |)
- "часто" соответствует л2 (¿(л1!) - ^7)
- "редко" соответствует я у (А'(л-3 ) = 0,3)
Рис.2. Переход от четкого значения "рейтинг" к расплывчатому
ЛИТЕРАТУРА
1. Заді Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к
принятию приближенных решений. М., "Мир", 1976.
2. Борисов А Н.. Крумберг O.A.. Федоров И.П. Принятие решений на основе
і'е'ччких моделей. Рига, "Зинатне", 1990.
Мелихов А Н. Берштейн Л.С.. Коровин С.Я. Расплывчатые ситуационные
модели принятия решений. Таганрог, ТРТИ. 19К6.
^ДК 658.512.2
А.З. Файзуллнн ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАНИЙ В АЛГОРИТМЕ РАЗМЕЩЕНИЯ
'^днои из процедур алгоритма размещения является установка объектов внутри ра;.іченной области. Установка объектов в алгоритмах размещения °сУшес..ляется различными способами. Например, в работе [I] установка объекта производи:^ в соответствии со знаниями о сопряжениях объектов, а в работе [2] "бъекты устанавливаются случайно. Применение знаний п алгоритме размещения “редогвращает появление пересекающихся объектов, и. иедовательно, сокращает
сРоки проектирования.
Для генерации и использования знаний о сопряжении объектов в алгоритме
Размещения необходимо решить проблему формализации этих знаний.
Допустим, что объекты представляются произвольными многоугольниками. ’ многоугольника, количество вершин которых равно N и М соответственно,