ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Е. А. ЧЕРНИКОВ, аспирант кафедры экономики E-mail: [email protected] Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина
Обосновывается эффективность реализации кластерной политики на региональном уровне, раскрываются направления, цели, задачи региональной кластерной политики. Автор анализирует преимущества кластерного подхода на региональном уровне, определяет положительные и отрицательные факторы, влияющие на формирование региональных кластеров.
Ключевые слова: кластер, кластерный подход, кластерное развитие, кластерная политика, регион.
Теория кластерного анализа и кластерной политики стала важным направлением региона-листики. Опыт развитых рыночных экономик показывает, что кластерный подход, первоначально использованный в исследованиях проблем конкурентоспособности, теперь стал применяться при решении и более масштабных задач регионального развития. В том числе при разработке программ регионального развития, внедрении новыхтехно-логий инвестиционного и инновационного профиля и при решении такой злободневной задачи, как эффективное взаимодействие большого и малого бизнеса. Термин «кластерное развитие» все чаще используется при разработке стратегий социально-экономического развития российских регионов на ближайшие пятнадцать лет.
В ведущих странах мира кластерная политика рассматривается как ключевая для повышения конкурентоспособности. Кластерная политика — деятельность органов государственной власти по разработке целей, принципов и методов стимулирования организации и развития кластеров и сетевых взаимосвязей с целью повышения конкурентоспособности национальной (региональной) экономики [12, с. 71]. Она представляет собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти,
направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих сравнительные (конкурентные) преимущества данных территорий.
По существу кластерная политика является «зонтичной», «покрывающей» более традиционные направления государственного вмешательства в экономику, связанные с развитием бизнеса и социально-экономическим развитием регионов в целом. Реализация государственной кластерной политики подразумевает комплекс мер не столько прямого, сколько косвенного характера. Эти меры направляются на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и мешающих установлению взаимодействия между различными участниками кластера [13].
В числе направлений государственной региональной кластерной политики можно выделить следующие:
• определение финансовых возможностей по со-финансированию с бизнесом территориальных кластеров;
• выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев, софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке, оценка влияния кластера на территорию и социальную сферу;
• формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров;
• способствование консолидации участников кластера (в том числе через ассоциативные формы), реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки,
проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий и образовательных учреждений;
• развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в регионах;
• формирование институциональной среды для развития территориальных экономических кластеров [7, с. 9];
• обеспечение эффективной поддержки инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации, с учетом приоритетов развития кластеров;
• формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии его развития, обеспечивающей устранение ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также наращивание конкурентных преимуществ участников кластера. Таким образом, цели кластерной политики в
регионе — это ликвидация барьеров для инноваций и инвестиций, централизованная подготовка кадров для отрасли, концентрация производства и связанных с ним организаций на одном географическом пространстве.
Кластерная организация производств позволяет в стратегическом плане.
• обеспечить возможность совместного развития и использования сырьевой базы (обеспечение бесперебойной поставки качественного сырья по приемлемым ценам);
• рационально использовать производственные мощности (возможности по специализации предприятий, входящих в кластеры, и снижение издержек производства, устранение неэффективных производств);
• снизить коммерческие риски. В плане конкуренции:
• повысить эффективность управления (подчинение бизнеса единой стратегии, снижение административных издержек за счет реорганизации системы управления ит.д.);
• снизить затраты по всей цепочке добавленной стоимости — от производства сырья до реализации конечной продукции;
• обеспечить эффективные масштабы производства.
В финансово-экономическом плане:
• содействовать инвестициям, атакже адресному бюджетному финансированию;
• обеспечить стабильный рост бюджетных отчислений за относительно короткое время;
• облегчить контроль за использованием бюджетных средств и налоговых льгот, а также исполнением доходной части бюджета;
• обеспечить развитие целой группы предприятий, входящих в единую технологическую цепочку [14].
Реализация кластерной политики наиболее актуальна именно на региональном уровне вследствие необходимости тесного контакта между участниками кластера, что предполагает некоторое территориальное ограничение. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным сейчас и будет выгодным в будущем. Особый интерес концепция кластерного управления региональной экономикой приобретает в свете усиления роли внешнеторговой деятельности в социально-экономическом развитии регионов. Концепция позволяет определить приоритетные отрасли, имеющие экономический потенциал и способствующие повышению конкурентоспособности, выявить факторы и элементы, воздействующие на степень развития конкурентных преимуществ через призму внешнеэкономической конкурентоспособности.
Одним из преимуществ кластерного подхода при осуществлении региональной политики является усиление роли экономических факторов и снижение административных. Роль региональных органов власти высока только на первых этапах формирования кластеров: в оценке внешнеэкономического комплекса региона, в выборе наиболее перспективных кластеров и их формировании и обусловлена учетом интересов регионального развития, не являющихся приоритетными для бизнеса. В дальнейшем роль региональных властей сокращается, и главную роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств, а роль региональных органов власти сводится к поддержке важнейших кластеров.
Основными аргументами в пользу использования кластерного метода управления региональной экономикой являются:
• высокая согласованность с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ;
• эффективное обеспечение функционирования межотраслевыхсвязей [1, с. 3];
• распространение технологий, навыков и информации;
• возможность осуществления внутренней специализации и стандартизации;
• увеличение производительности труда;
• минимизация затрат на внедрение инноваций;
• наличие в структуре кластеров гибких предпринимательских структур — малых предприятий, способствующих формированию инновационных точек роста за счет высокой степени специализации при обслуживании конкретного промышленного производства;
• возможности эффективного обмена идеями между специалистами, а следовательно, формирование конкурентной среды;
• более эффективный доступ к требуемым ресурсам, чем при вертикальной интеграции (холдинги).
Кластерный анализ служит основой для конструктивного диалога между предпринимателями и властью с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, формирования инновационной политики региона.
Применительно к российским регионам существует ряд условий, как способствующих, так и негативно влияющих на формирование кластеров. К позитивным условиям необходимо отнести существование технологической и научной инфраструктур, психологическую готовность к кооперации, основанную на исторически сложившихся производственно-экономических связях. К негативным факторам относятся не вполне благоприятный бизнес-климат и недостаточный уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки приоритетов в развитии региональной экономики; широко используемый краткосрочный горизонт планирования, в то время как в случае кластерного управления реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5—7 лет.
Управление экономикой на основе региональных кластеров имеет ряд неоспоримых преимуществ, к которым следует отнести:
• увеличение налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом, как
правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций) [1, с. 3];
• возможность формирования промышленных объединений, обеспечивающих занятость населения региона, развитие инфраструктуры, увеличение налогового потенциала ит.д.;
• возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона;
• возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности их вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров;
• возможность предоставления адресных льгот определенным группам предприятий, имеющим большое значение для региональной экономики;
• повышение в регионе предпринимательской активности;
• развитие инновационного потенциала путем быстрого распространения инноваций на все предприятия кластера ит.д.;
• более эффективное использование внутренних ресурсов, в том числе инвестиций;
• усиление взаимосвязанности, взаимодополняемости отраслей, что ускоряет применение инноваций;
• повышение диверсификации производства, что особенно важно в условиях экономического кризиса, а, следовательно, устойчивый экономический рост.
Эффективность работы конкурентоспособных межрегиональных и межотраслевых кластеров не зависит от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поэтому функционирование таких кластеров значительно надежнее страхует экономику страны, чем стабилизационный фонд.
Обобщив сказанное, можно сделать вывод, что преимущества кластерного подхода на региональном уровне сводятся к следующему.
Во-первых, региональные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу [5].
Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.
В-третьих, особенностью кластеров является наличие в их структуре гибких предприниматель-
ских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.
В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства. Они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предприятия, а также активно происходит обмен идеями и передача знаний от специалистов к предпринимателям.
Однако региональная кластерная политика в России строится на постулате, что достаточно выявить регионы-лидеры, определить их точки роста, выделить на нихденьги, после чего они будут развиваться. На Западе всем государственным менеджерам кластерных инициатив категорически запрещается что-то выделять, давать средства и поддерживать произвольно. Кластерная политика требует дифференцированного подхода. Необходимо выделить все типы кластеров — развитые, потенциальные — и стараться поддерживать все. Как отмечает И. В. Пилипенко, единственное, чего нельзя делать, это создавать кластеры на пустом месте — там, где бизнес-инициативы подменяются инициативами чиновника [3].
Разделение властей в экономической сфере в современной России имеет черты, характерные для унитарного государства. Поэтому для проведения эффективной кластерной политики в регионах необходимо расширить права региональных и местных властей в налоговой и бюджетной политике, а также в регулировании разных сфер деятельности [6, с. 138].
Ряд ключевых инструментов, необходимых для реализации кластерной политики на федеральном уровне, уже сформирован. Это особые экономические зоны, Инвестиционный фонд Российской Федерации, технопарки, разработка и реализация кластерообразующих инвестиционных программ. С помощью этих инструментов уже сегодня обеспечивается стимулирование развития кластеров в Красноярском и Забайкальском краях, Якутии, Липецкой области и в другихрегионах, где реализуются соответствующие проекты [8, с. 39].
Для понимания сущности региональной кластерной политики, проводимой в настоящее время, следует рассмотреть опыт по ее реализации в российских регионах.
Самарская область — первый регион, применивший кластерный подход к социально-экономи-
ческому развитию. На основе кластерного подхода разработана стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. Центры стратегического роста Самарской области — высокотехнологичные кластеры: авиационно-космический, автомобилестроительный, нефтехимический. В этих сферах деятельности область реализует крупнейшие проекты федерального значения [4, с. 6]. В стратегии четко выделены кластеры, основанные на преимуществах и потенциале региона, который надеется не только на федеральную поддержку, но и создает собственные институты развития.
В Самарской области созданы следующие институты, способствующие развитию кластеров. Это Корпорация развития Самарской области, Совет по содействию иностранным инвестициям, Инновационный фонд Самарской области и Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, ориентированный на привлечение «венчурных капиталистов».
Корпорация развития Самарской области — это институт, основанный на частногосударственном партнерстве, существование которого обеспечит реализацию на территории региона наиболее перспективных инвестиционных проектов [11, с. 4]. Корпорация призвана обеспечить ускоренное продвижение региона к новым социально-экономическим условиям, развитие принципов государственно-частного партнерства, привлечение в экономику инвестиций и прогрессивных технологий. Корпорация развития Самарской области будет сочетать в себе надежность и стабильность государственных финансовых механизмов, гибкость при принятии решений и разнообразие механизмов привлечения денежных средств.
Корпорация будет обеспечивать эффективное взаимодействие правительства области и инвесторов для реализации масштабных промышленных и инфраструктурных проектов, которые станут «точками роста» экономики региона. Этот институт развития позволит не только консолидировать ресурсы, минимизировать проектные и кредитные риски при реализации проектов, но и будет представлять полный комплекс мер, связанных с созданием и развитием проектов, включая привлечение инвесторов [2,с. 8].
Совет по содействию иностранным инвестициям — это коллегиальный совещательный орган, одной из задач которого является предоставление информационной и консультационной поддержки при организации бизнеса с участием иностранно-
го партнера на территории Самарской области, а также при решении проблем оперативной деятельности иностранных инвесторов.
Инновационный фонд Самарской области обеспечивает финансирование инновационных проектов на всех стадиях инновационного процесса, организацию проведения экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов, осуществляет поддержку инновационной деятельности в части подготовки и освоения производства новых видов продукции и технологий, научных и научно-технических исследований и разработок [11,с.4].
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере способствует привлечению «нетрадиционных» для российской экономики источников инвестиций — венчурного капитала.
Активную деятельность в области кластерной политики осуществляет Нижегородская область. Основным инструментом реализации кластерной политики Нижнего Новгорода является Инвестиционный совет, состоящий из руководителей всех вовлеченных в процесс структур. Как правило, все острые вопросы снимаются тут же, при обсуждении, и заявителю не приходится бегать по каждому ведомству. Предварительно ознакомившись с результатами проекта, Инвестсовет дает заключение о целесообразности его реализации. Главное, что инвестору не требуется самому собирать многочисленные заключения, согласования и решения. За него это делает Министерство инвестиционной политики. При этом законодательно установлены сроки прохождения документов.
На Инвестиционном совете принимаются решения о придании проекту статуса приоритетного. Таким образом, проект получает налоговые льготы. По налогу на прибыль ставка снижается на 25 % от части, зачисляемой в областной бюджет, а налог на имущество в отдельных случаях снижается до нуля. Такой комплекс льгот согласуется с налоговыми органами и оформляется в виде закона области, что является абсолютной гарантией инвестору [10, с. 13].
Активно осуществляется внедрение кластерной политики на территории Ульяновской области. Здесь есть ряд уже вполне сформировавшихся кластеров: автомобильный, авиационный, пищевой, строительных материалов. Эти кластеры уже сформировались и имеют отличные перспективы развития. Также формируется стекольный кластер.
Формирование кластеров в Ульяновской области осуществляется одновременно и «снизу», и
«сверху». Задача власти — информировать бизнес о возможностях инвестиций в регион, грамотно представить ожидаемую коммерческую выгоду от этих инвестиций. Впереди в любом случае остается коммерческий интерес. Решение о формировании кластера принимается руководством региона, что означает формирование его «сверху», т. е. создание благоприятных условий для бизнеса. Бизнес в свою очередь формирует кластер «снизу», руководствуясь собственными интересами. В результате этого взаимодействия руководство планирует повысить эффективность экономики, собираемость налогов, осуществить прорыв в инновационной сфере.
Представители власти, науки и бизнес-сообщества некоторых российских регионов активно начали задумываться о создании на своей территории кластеров и об активизации кластерной политики. К числу таких регионов можно отнести Свердловскую область.
Значительный инвестиционный и инновационный потенциал Свердловской области обусловливает наличие благоприятной бизнес-среды. Еще одна особенность региона — наличие экспортно ориентированных производств. На основе подобных предприятий возможно формирование национальных кластеров «сверху вниз». Другая особенность области — наличие быстро растущего бизнеса, что обеспечивает возможность формирования региональных бизнес-объединений «снизу вверх». Высокая концентрация производства влияет на кластерную модель. Для Свердловской области будут характерны кластеры с выраженным центральным элементом (крупным основным предприятием).
В качестве института развития внутри кластера предполагается создать агентство, которое будет заниматься участием в тендерах, конкурсах для получения помощи на конкурсной основе. Помимо этого агентство будет подтягивать университеты и НИИ к кластерам, чтобы реализовывать совместные проекты [9].
Использование кластерного подхода позволяет повысить эффективность инвестиционной, инновационной, промышленной политики на уровне субъекта Федерации. Так как динамичность и гибкость кластеров является преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической системы, кластеры для российских регионов представляют собой наиболее эффективный инструмент реализации региональной политики.
Несмотря на созданные федеральные инструменты реализации кластерной политики, регион, заинтересованный в развитии кластеров, должен
формировать региональные институты, являющиеся инструментом реализации кластерной политики на уровне субъекта Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блудова С.Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2004. № 2.
2. В общей упряжке // Российская газета. 02.07.2008.
3. «Деловая Россия» оценила плюсы и минусы «кластерного развития» регионов. URL: http:// stra.teg.ru/lenta/innovation/2549 (дата обращения: 27.07.2009).
4. Есть на Волге утес // Российская газета. 02.07.2008.
5. Кластерная политика в российских регионах // Справочно-библиографические материалы. Самара. 2007.
6. Ларина Н.И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства // Регион: экономика и социология. 2007. № 4.
7. Ларина Н. И., Макеев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. 2006. № 10.
8. МарголинА., Скоч А. Формирование конкурентоспособных межрегиональных кластеров // Государственная служба. 2006. № 5.
9. Миляева Е. Созданию новых промышленных объединений мешает отсутствие государственной поддержки // Российская газета. 10.04.2008.
10. Правило трех «И» // Российская газета. 27.07.2008.
И. Четыре «И» азбуки экономики // Российская газета. 02.07.2008.
12. Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальной экономики: методика формирования / Госуправление в XXI веке: традиции и инновации. М. : МГУ, 2007.
13. URL:http://www.nauka.govirk.ra/tematicheskie %20razdely/klastery/osnovy %20klasternogo %20razvitija/default.aspx (дата обращения: 25.02.2009).
14. URL: www.sopssecretary.narod.ru/Konferencya (дата обращения: 25.02.2009).