Инновационные территориальные кластеры как катализатор регионального развития
М.С. Гусева, к.э.н, Самарский ГЭУ
Актуальность реализации инновационной модели развития национальной экономики продиктована необходимостью обеспечения сбалансированного и устойчивого развития российской экономики через развитие отдельных региональных экономик. Формирование восприимчивой к инновациям экономики — первоочередная задача сегодня на всех уровнях управления, от решения которой зависит стратегическая конкурентоспособность страны в целом. В свою очередь, своеобразным «инновационным трамплином» в экономику будущего объективно считаются инновационные территориальные кластеры.
Международный опыт управления инновационным и научно-техническим развитием регионов показывает, что на этом уровне происходит объ-
ективный процесс синтеза научной, промышленной, экономической и социальной политики в форме специфических образований, получивших название инновационных кластеров, с целью создания и поддержания среды, благоприятствующей созданию и активному использованию нововведений [1]. При этом конкурентоспособность современной экономики — экономики, ориентированной на знания, — зависит не только от технических достижений, изобретений, создания знаний, но и от организационных изменений, способствующих коммерциализации результатов научно-технических разработок, а также маркетинговых инноваций [2].
Общую структуру инновационного территориального кластера схематически представлена в таблице 1.
1. Структура инновационного кластера
Кластер
сектор торговли смежные секторы поддерживающие институты
посредники, поставщики внеоборотных активов, консультанты, контракты на НИОКР подобные технологии, общий рынок труда, похожие стратегии образование и профессиональная переподготовка, НИОКР, развитие, регулирование
Кооперация
Конкуренто-
способность
Конкуренция
Рис. 1 - Составляющие регионального инновационного кластера (пять «К»)
Мощные 1 Интенсивно Стабильное п Устойчивые
объединяющие развивающиеся развитие в конкурентные
центры с ещё фрагменты достижении преимущества,
не устоявшейся \ производствен- максимального охват важнейших
системой ной и техно- производствен- этапов произ-
коммуникатив- логической ного потенциала, водственного
ных связей общности преимущества цикла,
1 различных от объединения кооперация
предприятий 1 предприятий 1 1 предприятий
Латентные Потенциальные Устойчивые Сильные
кластеры кластеры кластеры кластеры
Рис. 2 - Классификация кластеров по степени их развития
Стимулируя возникновение новых научнотехнических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживая сферу образования, университетскую науку и венчурный бизнес в регионе своего влияния, кластерный подход является прекрасной основой для создания новых форм объединения знаний.
Таким образом, сущность инновационного территориального кластера на уровне региона можно представить в виде взаимодействия пяти основных составляющих такого кластера (рис. 1).
В зависимости от уровня межфирменных связей в кластерах на различных этапах формирования можно выделить четыре их вида. Выделение видовой структуры кластеров исходя из степени их развития позволит указать место конкретного региона при анализе результатов кластерной политики и кластерных инициатив (рис. 2).
В настоящее время для региональных кластеров России характерен переход от латентных кластеров к потенциальным и устойчивым кластерам. Сильных кластеров на уровне регионов пока ещё не
сформировано, хотя на территории РФ в регионах активно реализуется кластерная политика.
Кластерная политика — совместные, целенаправленные, закреплённые документально действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластеров и повышения эффективности деятельности всех их элементов. В свою очередь, кластерная политика формируется при определённых усилиях со стороны заинтересованных лиц. Такие усилия принято называть кластерными инициативами.
Кластерные инициативы представляют собой как отдельные, так и совместные организованные усилия кластерных фирм, правительственных, образовательных и исследовательских организаций, направленные на увеличение роста и конкурентоспособности конкретного кластера на определённой территории. Рассмотрим существующие кластерные инициативы на региональном уровне в РФ.
Рис. 3 - Инновационные территориальные кластеры первой группы
С 20 марта по 20 апреля 2012 г. Министерством экономического развития РФ осуществлялся приём предложений по включению программ развития инновационных территориальных кластеров субъектов в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Всего было подано 94 заявки. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям отобраны программы развития 25 кластеров для их включения в проект перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Перечень отобранных кластеров включает две группы программ [3].
Первая группа — программы развития кластеров, которые предполагается поддержать на первом этапе конкурсного отбора через предоставление субсидий из федерального бюджета. Примечательно, что в их число попал инновационный территориальный аэрокосмический кластер Самарской области (рис. 3).
Вторая группа программ включает кластеры, создание которых не предполагается поддерживать на первом этапе конкурсного отбора.
Анализ программ развития этих кластеров, представленных на сайте Минэкономразвития, показал,
что большая их часть — это латентные кластеры в РФ. В явном виде ни одна из представленных в Минэкономразвития программ не отвечает основополагающим принципам формирования и функционирования кластеров [4].
Что представляют собой российские латентные кластеры? Во-первых, это постсоветские территориально-производственные комплексы (ТПК) и моногорода, руководство которых решило стать руководителями кластеров и заручиться поддержкой государства. Кластерами эти образования назвать сложно ввиду неразвитости конкурентной и инновационной инфраструктуры производственных комплексов и закрытости основных цепочек создания стоимости для внешних подрядчиков. Во-вторых, это научные протокластеры — многопрофильные агломерации вокруг крупных вузов и учреждений РАН.
Отсюда следует, что происходит размывание теоретико-методологических основ кластерного подхода в управлении территориями. В современных условиях на региональном уровне сформировалось несколько стратегий для трансформации ТПК в кластеры и для ускорения регионального развития. Выделим некоторые из них:
2. Меры преодоления рисков развития инновационных кластеров
Меры преодоления рисков развития инновационных кластеров
координация и управление развитие кадрового обеспечения развитие взаимодействия институциональная поддержка
разработка программ кластерной политики кадровое обеспечение профилирующих отраслей внутри кластеров информационное и организационное обеспечение
выбор ключевых секторов экономики, отраслей специализации передовой опыт между кластерами налоговое администрирование
мониторинг хода выполнения программ международное сотрудничество межрегиональное и международное взаимодействие снижение административных барьеров
координация действий субъектов кадровое обеспечение специалистов инновационной инфраструктуры взаимодействие объектов инновационной инфраструктуры оценка инвест-проектов
Федеральные механизмы развития
Государственные программы и ФЦП
Поддержка
развития
инновационных
кластеров
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
'...............................................
Региональные механизмы и институты управления
Необходим программноцелевой, а не бюджетносметный подход
Региональная
экономика
Компании с Л
государственным участием
Программы Инвестиционные
инновационного
развития
программы
1. Областные целевые программы
• развитие предпринимательства
• развитие инновационной деятельности и др.
2. Центры кластерного развития
3. Институты развития предпринимательства
Л
Аэрокосмический
кластер
Нефтехимический
кластер
Рис. 4 - Программно-целевой подход при развитии инновационных региональных кластеров
1. Трансформация ТПК в кластер, например через агломерирование инновационных и аутсорсинговых проектов вокруг якорных предприятий ТПК.
2. Развитие научных протокластеров, например через кластерные инициативы, инициирующие связи университетов и организаций РАН с технопарками, индустриальными парками, генерирующие совместный бизнес, замыкающие производственные цепочки кластера.
3. Стратегия кластеризации отраслевых ассоциаций и профильных агломераций через формирование межотраслевой кооперации в регионе базирования кластера.
4. Стратегия развития кластерных инициатив через реализацию проектов интеграции организаций агломерации в цепочки создания ценности кластера и т.д.
Среди факторов, препятствующих кластерному развитию в регионах России, можно выделить
отсутствие законодательной проработки вопроса, проявляющееся в дефиците механизмов методологической, финансовой, кадровой, информационной поддержки, отсутствии координации процесса внедрения кластерных инициатив на всех уровнях управления и недооценка риска внедрения кластерной политики, который формируется возможностью допущения ошибки на этапе определения ключевых отраслей, направлений бюджетного финансирования [5].
Преодоление остальных негативных факторов можно осуществить путём реализации комплекса мер развития и стимулирования кластеров, представленных в таблице 2.
Использование предлагаемого комплекса мер и преодоление факторов, препятствующих развитию кластеров, позволит обеспечить рост конкурентоспособности через активизацию использования научного, кадрового и производственного по-
тенциала региона, рост неценовой конкурентоспособности российских предприятий, развитие межрегиональной и международной интеграции и повышение доли высокотехнологичного экспорта; повышение качества технологической базы и кадрового обеспечения; развитие сектора малого и среднего бизнеса; внедрение новых технологий и современных механизмов управления, а также позволит интегрировать систему инновационнопромышленных кластеров в региональную инновационную систему [6].
Особая роль при преодолении рисков развития инновационных кластеров отводится программноцелевому подходу в кластерной политике. Рассмотрим его реализацию для кластерной инициативы Самарской области (рис. 4).
Самарская область является одним из пилотных регионов России, взявших кластерный подход за основу своего развития. Программно-целевой подход позволяет сосредотачивать ресурсы на определённом секторе или кластере, способствует эффективному расходованию средств по приоритетным направлениям. Программно-целевой метод в настоящее время является основным механизмом реализации кластерной политики в противовес бюджетно-сметному подходу.
Развитие кластеров на региональном уровне способствует структурно-инвестиционной перестройке
экономики в целом, укреплению внешнеэкономических связей между территориями. Отношения внутри кластера способствуют развитию прогрессивных технологий, стимулируют инновационную деятельность. Кластер создаёт благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Таким образом, региональные инновационные кластеры являются эффективной формой организации хозяйства, катализатором регионального развития и драйвером роста в современных условиях глобальных трансформаций на региональном уровне.
Литература
1. Гусева М.С. Зона опережающего экономического развития как инструмент пространственной кластеризации экономики // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 10 (96). С. 60-64.
2. Казанцев А. К. Инновационные кластеры в региональных стратегиях. URL: //http://rudocs.exdat.com/docs/ index-351511.html.
3. Минэкономразвития России. URL: //http://www.economy.gov. m/minec/activity/sections/innovations/poUtic/doc20120619_03.
4. Porter М. The Competitive Advantage of Nations / M. Porter. — 1990.
5. Евсеев О.С., Коновалова М.Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С, 220-224.
6. Гродская Г.Н. Алгоритм интегральной оценки инновационного развития на мезоуровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 12 (50).