3. Yudina N.V., Melnichuk M.V., Seliverstova O.A. Language policy and planning in Russia, China and the USA through the lens of mass media of the 21-st century. Journal of Social Studies Education Research. 2020; № 3: 242-269.
4. Кондрахина Н.Г, Южакова Н.Е. Дидактические основы интеграции комплекса медиаматериалов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 44-47.
5. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. Язык и культура. 2012; № 1 (17): 122-132.
6. Мусаелян И.Ф. Контроль как основа эффективного обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 48-51.
7. Перчаткина В.Г, Зиятдинова Ю.Н. Современные онлайн приложения и их роль в саморазвитии студентов вуза в процессе иноязычной подготовки. Национальная ассоциация учёных. 2023; № 86: 39-42.
8. Санакоева З.Г. Эффективные методы и стратегии преподавания иностранных языков в разноуровневых группах. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 62-64.
9. Дурманов В.А. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции у студентов-энергетиков средствами информационных и коммуникационных технологий. Научно-методические проблемы и новые технологии образования. 2013; № 2 (50): 44-46.
10. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2018; № 2: 195-209.
References
1. Nemirich A.A. Mediaobrazovanie v Rossii: na puti k mediamentalitetu. Znak: Problemnoe pole mediaobrazovanie. 2011; № 2 (8): 21-27.
2. Yashina T.N. Principy distancionnogo obucheniya inostrannomu yazyku na osnove informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiri i na Dal'nem Vostoke. 2008; № 4: 54-57.
3. Yudina N.V., Melnichuk M.V., Seliverstova O.A. Language policy and planning in Russia, China and the USA through the lens of mass media of the 21-st century. Journal of Social Studies Education Research. 2020; № 3: 242-269.
4. Kondrahina N.G., Yuzhakova N.E. Didakticheskie osnovy integracii kompleksa mediamaterialov v processe obucheniya inostrannomu yazyku v vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 44-47.
5. Sysoev P.V. Sovremennye informacionnye i kommunikacionnye tehnologii: didakticheskie svojstva i funkcii. Yazyk i kul'tura. 2012; № 1 (17): 122-132.
6. Musaelyan I.F. Kontrol' kak osnova 'effektivnogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh vuzov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 48-51.
7. Perchatkina V.G., Ziyatdinova Yu.N. Sovremennye onlajn prilozheniya i ih rol' v samorazvitii studentov vuza v processe inoyazychnoj podgotovki. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2023; № 86: 39-42.
8. Sanakoeva Z.G. 'Effektivnye metody i strategii prepodavaniya inostrannyh yazykov v raznourovnevyh gruppah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 62-64.
9. Durmanov V.A. Formirovanie kommunikativnoj inoyazychnoj kompetencii u studentov-'energetikov sredstvami informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Nauchno-metodicheskie problemy i novye tehnologii obrazovaniya. 2013; № 2 (50): 44-46.
10. Vinogradova E.N., Klobukova L.P. V poiskah zolotoj serediny: distancionnoe obuchenie onlajn i oflajn. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Voprosy obrazovaniya: yazyki i special'nost'. 2018; № 2: 195-209.
Статья поступила в редакцию 21.06.23
УДК 378
Rostovtseva P.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of English and Professional Communication of the Financial University
under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF CASE TECHNOLOGIES IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The using case technologies in the modern non-linguistic university operating in the Russian Federation territory pedagogical practice process is studied. To disclose this topic, the corresponding term definition is given. The process of using case technologies in educational work at a modern higher education organization is investigated. Changes that must necessarily be made to the educational activities of the university in connection with the appropriate methodology integration are described. This topic aspect is revealed by the example of learning a foreign language by students mastering non-linguistic specialties. The following describes advantages of using case technologies in the educational process. The author cites specific situations in which educational tasks of this kind can be successfully applied.
Key words: teaching foreign language at university, teaching foreign language at non-linguistic university, case technologies in higher education, student, teacher
П.П. Ростовцева, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Изучен процесс использования кейс-технологий в педагогической практике современного неязыкового вуза, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации. Для раскрытия данной темы, прежде всего, даётся определение соответствующему термину. Затем исследуется процесс использования кейс-технологий в учебно-воспитательной работе современной организации высшего образования. Описываются те изменения, которые обязательно должны быть внесены в образовательную деятельность вуза в связи с интеграцией соответствующей методики. Данный аспект темы раскрывается на примере изучения иностранного языка студентами, осваивающими нелингвистические специальности. Далее рассказывается о преимуществах применения кейс-технологий в образовательном процессе. Автор приводит конкретные ситуации, в которых могут быть с успехом применены учебные задания такого рода.
Ключевые слова: преподавание иностранного языка в вузе, преподавание иностранного языка в неязыковом вузе, кейс-технологии в высшем образовании, студент, преподаватель
Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, может быть объяснена фактом существенной трансформации требований современного общества к выпускникам вузов, фиксирующимся в настоящее время. Для того чтобы не только преуспеть, но и просто выжить в условиях современного социума с его непредсказуемой динамикой, молодой специалист должен обладать некоторыми специфическими компетенциями. В их ряду особое место занимают:
- готовность к постоянному совершенствованию собственных профессиональных и личностных качеств [1, с. 23];
- навыки эффективного поиска, анализа и обработки информации, необходимой для осуществления профессиональной и иных видов деятельности [2, с. 152-153];
- умения, связанные с принятием и реализацией решений, в том числе нестандартных, в тех или иных ситуациях, могущих возникнуть по ходу реали-
зации различных видов активности (Э.В. Бибикова, Ж.М. Блиева, Н.А. Липатова, З.П. Оказова, М.А. Руднева, К.Л. Уланова).
Для того чтобы соответствующие черты его профессионального портрета могли в полной мере сформироваться в период обучения по программам ВО, необходима интеграция современных технологий, приёмов и методов в образовательный процесс [3, с. 6]. В свою очередь, одними из наиболее эффективных в их числе представляются кейс-технологии [4, с. 155]. Их рассмотрению как эффективного средства развития профессиональных компетенций учащихся современных российских вузов посвящено исследование.
Таким образом, его цель - освещение основных черт процесса использования кейс-технологий в педагогической практике неязыкового вуза. Поставленной цели соответствуют задачи: - дать определение интересующему нас термину;
- раскрыть суть процесса использования кейс-технологий в образовательной практике современной организации ВО;
- описать изменения, которые необходимо внести в образовательную деятельность вуза в связи с интеграцией соответствующей методики на примере изучения иностранного языка студентами, осваивающими неязыковые специальности;
- рассказать о преимуществах применения кейс-технологий в образовательном процессе, приведя конкретные ситуации, в которых они могут быть с успехом использованы.
При подготовке статьи автором использовались методы:
- рефлексия собственного педагогического опыта;
- анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии суть процесса
использования кейс-технологий в образовательной практике современного вуза.
Теоретическая значимость состоит в описании модернизаций учебной деятельности организации высшего образования, связанных с интеграцией соответствующей методики.
Практическая значимость видится в демонстрации преимуществ кейс-технологий на примере конкретных ситуаций, в которых они могут быть использованы.
Кейс-технологии (от англ. case - ситуация, случай) в образовании представляют собой такие образовательные технологии, при реализации которых используется описание профессиональных и иных ситуаций (кейсов), могущих возникнуть в условиях современного общества (Л.К. Гейхман, А.М. Долгоруков, Л.В. Покушалова, Е.С. Полат). Таким образом, во время их реализации в образовательном процессе основной упор делается на самостоятельную деятельность студентов в искусственно созданной среде. Это, в свою очередь, позволяет интегрировать теоретическую подготовку, с одной стороны, и навыки её применения в условиях, приближенных к реальным - с другой [5, с. 24].
Успешное решение кейсов предполагает деятельность обучающихся, организованную в соответствии с определённым алгоритмом (табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм действий студентов в ходе решения кейсов
При этом в рамках одного учебного занятия возможно решение будущими специалистами как одного, так и нескольких кейсов (Л.Б. Барнс, РК. Кристенсен, Э.Д. Хансен). Каждый из них может быть представлен в качестве одной либо нескольких единиц анализа [4, с. 156].
Описанные выше черты кейс-технологий будут особенно полезны при обучении иностранным языкам лиц, осваивающих нелингвистические специальности. В данном случае образовательный процесс направлен, прежде всего, на развитие у них иноязычной коммуниктивной компетенции (Л.К. Гейхман, А.Ю. Кравцова, РК. Кристенсен, А.А. Кузнецов, С.В. Панюкова). Последняя, в свою очередь, позволит будущим специалистам более эффективно заниматься развитием системы собственных профессиональных и личностных качеств, лучше искать и анализировать информацию, необходимую для осуществления различных видов деятельности, а также принимать оптимальные решения, в том числе в ситуациях международного общения [1, с. 24];
Эффективное применение кейс-технологий на занятиях по соответствующей дисциплине с необходимостью требует создания сложной образовательной среды [5, с. 26]. В рамках этой, последней, активность субъектов образовательных отношений должна быть направлена на:
- освоение языка с учётом конкретных целей его применения студентами в будущем;
- систематическое создание и решение различных коммуникативных ситуаций [3, с. 7-8];
- формирование у учащихся навыков продуктивного иноязычного общения, осуществляемого в различных формах [6, с. 92-93].
В подобной среде использование кейс-технологий с высокой вероятностью будет активизировать межпредметные и надпредметные знания, умения и навыки обучающихся (М.В. Андреева, Л.О. Афанасьева, Т.П. Войтенко, С.Ф. Занько, Е.А. Поречная, Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова). Соответственно, повысится познавательный интерес студентов к изучению иностранного языка и смежных дисциплин [7, с. 28]. Последнее, в свою очередь, благоприятствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков обучающихся.
Применяемые в учебно-воспитательном процессе кейсы могут быть классифицированы, исходя из его целей и задач [8, с. 309-310]. Соответственно, мы можем выделить три их типа (табл. 2).
Таблица 2
Типы кейсов, применимых при изучении иностранного языка лицами, осваивающими нелингвистические специальности
Тип Примеры кейсов
Обучающие выработке и принятию рациональных решений Recommend a more suitable method of communication [8, с. 311]
Обучающие оценке и анализу [6, с. 94] Assess the likely differentiation or a focused strategy advantages and disadvantages for the business, represented in the text
Analyze two factors given in the text which could encourage a business to adopt socially responsible and ethical objectives
Assess the likely advantages and disadvantages of a cost leadership strategy for this business
Иллюстрирующие какую-либо проблему, её решение или концепцию Identify the management roles that Eli demonstrated in this case [9, с. 70]
What leadership style did Eli employing in the given case?
Отметим, что на практике предлагаемые студентам кейсы чаще всего содержат не одну а две или три задачи, относящиеся к разным типам [9, с. 72]. В этой связи необходимо их расположение в порядке возрастания нагрузки. Таким образом, кейс-технологии как бы предлагают студентам пройти различные этапы познавательной деятельности [10, с. 118]. Соответственно, в ходе их решения обучающиеся минуют все этапы усвоения:
- простое рецептивно-продуктивное восприятие ситуации [2, с. 156];
- аналитическое переосмысление предложенной проблемы;
- её оптимальное решение [10, с. 121].
Завершая исследование, в первую очередь отметим, что сегодня выпускник вуза должен характеризоваться наличием ряда специфических компетенций. В их число входят следующие: готовность к постоянному совершенствованию собственных профессиональных и личностных качеств; навыки эффективного поиска, анализа и обработки информации, необходимой для осуществления профессиональной и иных видов деятельности; умения, связанные с принятием и реализацией решений, в том числе нестандартных, в тех или иных ситуациях, могущих возникнуть по ходу реализации различных видов активности.
Залогом успешного формирования соответствующих черт его профессионального портрета в период обучения по программам ВО является интеграция современных технологий, приёмов и методов в образовательный процесс. Среди них одними из наиболее эффективных являются кейс-технологии.
Последние представляют собой такие образовательные технологии, при реализации которых используется описание профессиональных и иных ситуаций (кейсов), могущих возникнуть в условиях современного общества. По ходу их применения в образовательном процессе основной упор делается на самостоятельную деятельность студентов в искусственно созданной среде. Это, в свою очередь, позволяет интегрировать теоретическую подготовку с одной стороны и навыки её применения в условиях, приближенных к реальным - с другой.
Применение кейс-технологий на занятиях по иностранному языку со студентами, осваивающими нелингвистические специальности, требует создания сложной образовательной среды. В рамках последней активность субъектов образовательных отношений должна быть направлена на освоение языка с учётом конкретных целей его применения студентами в будущем; систематическое создание и решение различных коммуникативных ситуаций; формирование у учащихся навыков продуктивного иноязычного общения, осуществляемого в различных формах.
В такой среде использование рассмотренных образовательных технологий с высокой вероятностью будет благоприятствовать активизации межпредметных и надпредметных компетенций обучающихся. Соответственно, повысится познавательный интерес студентов к изучению иностранного языка и смежных дисциплин, что, в свою очередь, поспособствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков обучающихся.
Кейсы, которые используются в учебно-воспитательном процессе, могут быть классифицированы, исходя из его целей и задач. Соответственно, мы можем выделить следующие их типы: обучающие выработке и принятию рациональных решений; обучающие оценке и анализу; иллюстрирующие какую-либо проблему, её решение или концепцию.
Конечно, в образовательной практике современных российских вузов предлагаемые студентам кейсы чаще всего относятся не к одному, а к двум или трём типам. В этой связи необходимо расположение составляющих их задач в порядке возрастания нагрузки. Таким образом, кейс-технологии как бы предлагают студентам пройти различные этапы познавательной деятельности.
№ п/п Действия
1. Изучение основных аспектов предложенной ситуации
2. Постижение сути проблем, которые необходимо решить
3. Выдвижение нескольких предположений по поводу разрешения учебной ситуации
4. Выбор наиболее оптимальных решений [2, с. 153]
Библиографический список
1. Кузнецова Н.В., Луговской А.В. Развитие критического мышления для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 22-25.
2. Уланова К.Л. Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Современное педагогическое образование. 2019; № 3: 152-156.
3. Мильруд РП., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся. Английский язык в школе. 2006; № 4 (16): 4-8.
4. Парникова ГМ. Образовательное брокерство: кейсы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 154-157.
5. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21-28.
6. Козина О.В. Потенциал кейс-метода в подготовке студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 91-94.
7. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка. Педагогический вестник. 2018; № 2: 28-31.
8. Исмаилова Р, Кулижанов У, Хабибрахманова Д. Современные подходы в преподавании английского языка. Scientific progress. 2022; Т. 3: 309-312.
9. Еремин А.С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации комплексного подхода. Инновация в образовании. 2010; № 2: 67-81.
10. Байдагулова Т.А., Полева Е.А. Моделирование компетентностных задач на основе метода кейс-стади. Человек и образование. 2022; № 3: 117-126.
References
1. Kuznecova N.V., Lugovskoj A.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya dlya obespecheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 22-25.
2. Ulanova K.L. Osobennosti primeneniya kejs-tehnologii v processe razvitiya professional'noj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovyh special'nostej. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 152-156.
3. Mil'rud R.P., Matienko A.V. Al'ternativnoe testirovanie kommunikativnoj kompetencii uchaschihsya. Anglijskijyazyk vshkole. 2006; № 4 (16): 4-8.
4. Parnikova G.M. Obrazovatel'noe brokerstvo: kejsy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 154-157.
5. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21-28.
6. Kozina O.V. Potencial kejs-metoda v podgotovke studentov k demonstracionnomu 'ekzamenu na inostrannom yazyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 91-94.
7. Donina I.A., Lyah Yu.A. Obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov: podhody, instrumentarij, ocenka. Pedagogicheskij vestnik 2018; № 2: 28-31.
8. Ismailova R., Kulizhanov U., Habibrahmanova D. Sovremennye podhody v prepodavanii anglijskogo yazyka. Scientific progress. 2022; T. 3: 309-312.
9. Eremin A.S. Kejs-metod: naibolee rasprostranennaya forma realizacii kompleksnogo podhoda. Innovaciya v obrazovanii. 2010; № 2: 67-81.
10. Bajdagulova T.A., Poleva E.A. Modelirovanie kompetentnostnyh zadach na osnove metoda kejs-stadi. Chelovek i obrazovanie. 2022; № 3: 117-126.
Статья поступила в редакцию 22.06.23
УДК 37.013.78
Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Linguistic Communication, Gnessin Russian Academy of Music
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Zhihun Suy, postgraduate, Department of Pedagogy and Methodology, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE CHINESE MUSIC EDUCATION SYSTEM. The article examines development of a performer-bayanist in the three-level educational system of China. Such characteristics as integrity, continuity determine the educational process at each of its levels. At the same time, the condition for the implementation of these characteristics in the educational process is continuity as an integral core characteristic of the gradual qualitative development of the musician-performer. The historical and pedagogical analysis of the formation of Chinese music education puts forward an important problem of interaction and interrelation of the levels of the musical and educational system. Continuity is necessary both in the content of performance training, and in its methods and forms. The philosophical interpretation of continuity as a methodological characteristic of the transition of quantity into quality makes it possible to consider the performance of a musical work as an indicator of a musician's development, defining the functions and tasks of each level of training, giving a clear idea of its results. A piece of music is a valuable, motivational, meaningful and methodical dominant of continuity in the system of personality development of the performer.
Key words: musical and educational process, performer, development, continuity, music
О.Р. Рякина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языковой коммуникации Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва,
E-mail: [email protected]
Чжихун Сюй, аспирант, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ
В статье рассматривается развитие исполнителя-баяниста в трёхуровневой образовательной системе Китая. Такие характеристики, как целостность, непрерывность, определяют образовательный процесс на каждом его уровне. При этом условием 0 данных характеристик в учебном процессе является преемственность как интегральная стержневая характеристика поэтапного качественного развития музыканта-исполнителя. Историко-педагогический анализ становления китайского музыкального образования выдвигает важную проблему взаимодействия и взаимосвязи уровней музыкально-образовательной системы. Преемственность необходима и в содержании исполнительской подготовки, и в её методах и формах. Философская интерпретация преемственности как методологической характеристики перехода количества в качества обусловливает возможность рассматривать исполнение музыкального произведения как показатель развития музыканта, определяя функции и задачи каждого уровня обучения, давая ясное представление о его результатах. Музыкальное произведение является ценностной, мотивационной, содержательной и методической доминантой преемственности в системе развития личности исполнителя.
Ключевые слова: музыкально-образовательный процесс, исполнитель, развитие, преемственность, музыкальное произведение
Актуальность исследуемой в статье проблемы детерминирована тем, что китайские баянисты стремительно повышают профессиональный уровень, чаще становятся лауреатами международных конкурсов и занимают на мировой арене равные позиции с русскими и европейскими исполнителями. Тем не менее можно найти весьма небольшое количество информации в области педагогической теории и практики, посвященной вопросам концертно-исполнительского и педагогического репертуара, исполнительской техники, качества образования в Китае, хотя педагогика музыкального образования активно развивается в стране [1, с. 72].
Актуальность темы подчёркивается не только необходимостью решения проблем формирования художественной техники исполнителя-баяниста в контексте творческих, исполнительских и дидактических проблем, с которыми педагог
и ученик сталкиваются на всех уровнях обучения игре на инструменте, но и построением целостных взаимообусловленных вертикальных и горизонтальных образовательных парадигм развития, обучения и воспитания творческой личности.
Цель статьи - теоретически осмыслить и обосновать эффективность организации образовательного исполнительского процесса на основе преемственности в развитии исполнителя-баяниста в трёхуровневой системе музыкального образования Китая.
В соответствии с целью в статье решались следующие задачи:
- выявить проблемы и противоречия китайского музыкального образования в контексте развития исполнителя-баяниста;
- определить сущность и содержание преемственности в развитии исполнителя-баяниста на разных уровнях системы музыкального образования Китая.