Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкально-образовательный процесс / исполнитель / развитие / преемственность / музыкальное произведение / musical and educational process / performer / development / continuity / music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О Р. Рякина, Чжихун Сюй

В статье рассматривается развитие исполнителя-баяниста в трёхуровневой образовательной системе Китая. Такие характеристики, как целостность, непрерывность, определяют образовательный процесс на каждом его уровне. При этом условием 0 данных характеристик в учебном процессе является преемственность как интегральная стержневая характеристика поэтапного качественного развития музыканта-исполнителя. Историко-педагогический анализ становления китайского музыкального образования выдвигает важную проблему взаимодействия и взаимосвязи уровней музыкально-образовательной системы. Преемственность необходима и в содержании исполнительской подготовки, и в её методах и формах. Философская интерпретация преемственности как методологической характеристики перехода количества в качества обусловливает возможность рассматривать исполнение музыкального произведения как показатель развития музыканта, определяя функции и задачи каждого уровня обучения, давая ясное представление о его результатах. Музыкальное произведение является ценностной, мотивационной, содержательной и методической доминантой преемственности в системе развития личности исполнителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О Р. Рякина, Чжихун Сюй

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE CHINESE MUSIC EDUCATION SYSTEM

The article examines development of a performer-bayanist in the three-level educational system of China. Such characteristics as integrity, continuity determine the educational process at each of its levels. At the same time, the condition for the implementation of these characteristics in the educational process is continuity as an integral core characteristic of the gradual qualitative development of the musician-performer. The historical and pedagogical analysis of the formation of Chinese music education puts forward an important problem of interaction and interrelation of the levels of the musical and educational system. Continuity is necessary both in the content of performance training, and in its methods and forms. The philosophical interpretation of continuity as a methodological characteristic of the transition of quantity into quality makes it possible to consider the performance of a musical work as an indicator of a musician’s development, defining the functions and tasks of each level of training, giving a clear idea of its results. A piece of music is a valuable, motivational, meaningful and methodical dominant of continuity in the system of personality development of the performer.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ»

Библиографический список

1. Кузнецова Н.В., Луговской А.В. Развитие критического мышления для обеспечения информационно-психологической безопасности студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 22-25.

2. Уланова К.Л. Особенности применения кейс-технологии в процессе развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей. Современное педагогическое образование. 2019; № 3: 152-156.

3. Мильруд РП., Матиенко А.В. Альтернативное тестирование коммуникативной компетенции учащихся. Английский язык в школе. 2006; № 4 (16): 4-8.

4. Парникова ГМ. Образовательное брокерство: кейсы. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 154-157.

5. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21-28.

6. Козина О.В. Потенциал кейс-метода в подготовке студентов к демонстрационному экзамену на иностранном языке. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 91-94.

7. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка. Педагогический вестник. 2018; № 2: 28-31.

8. Исмаилова Р, Кулижанов У, Хабибрахманова Д. Современные подходы в преподавании английского языка. Scientific progress. 2022; Т. 3: 309-312.

9. Еремин А.С. Кейс-метод: наиболее распространенная форма реализации комплексного подхода. Инновация в образовании. 2010; № 2: 67-81.

10. Байдагулова Т.А., Полева Е.А. Моделирование компетентностных задач на основе метода кейс-стади. Человек и образование. 2022; № 3: 117-126.

References

1. Kuznecova N.V., Lugovskoj A.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya dlya obespecheniya informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 22-25.

2. Ulanova K.L. Osobennosti primeneniya kejs-tehnologii v processe razvitiya professional'noj kommunikativnoj kompetencii studentov neyazykovyh special'nostej. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 3: 152-156.

3. Mil'rud R.P., Matienko A.V. Al'ternativnoe testirovanie kommunikativnoj kompetencii uchaschihsya. Anglijskijyazyk vshkole. 2006; № 4 (16): 4-8.

4. Parnikova G.M. Obrazovatel'noe brokerstvo: kejsy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 154-157.

5. Bonney K.M. Case study teaching method improves student performance and perceptions of learning gains. Journal of Microbiology Education. 2015; № 16 (1): 21-28.

6. Kozina O.V. Potencial kejs-metoda v podgotovke studentov k demonstracionnomu 'ekzamenu na inostrannom yazyke. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 91-94.

7. Donina I.A., Lyah Yu.A. Obrazovatel'nye rezul'taty shkol'nikov: podhody, instrumentarij, ocenka. Pedagogicheskij vestnik 2018; № 2: 28-31.

8. Ismailova R., Kulizhanov U., Habibrahmanova D. Sovremennye podhody v prepodavanii anglijskogo yazyka. Scientific progress. 2022; T. 3: 309-312.

9. Eremin A.S. Kejs-metod: naibolee rasprostranennaya forma realizacii kompleksnogo podhoda. Innovaciya v obrazovanii. 2010; № 2: 67-81.

10. Bajdagulova T.A., Poleva E.A. Modelirovanie kompetentnostnyh zadach na osnove metoda kejs-stadi. Chelovek i obrazovanie. 2022; № 3: 117-126.

Статья поступила в редакцию 22.06.23

УДК 37.013.78

Ryakina O.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Linguistic Communication, Gnessin Russian Academy of Music

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Zhihun Suy, postgraduate, Department of Pedagogy and Methodology, Gnessin Russian Academy of Music (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE CHINESE MUSIC EDUCATION SYSTEM. The article examines development of a performer-bayanist in the three-level educational system of China. Such characteristics as integrity, continuity determine the educational process at each of its levels. At the same time, the condition for the implementation of these characteristics in the educational process is continuity as an integral core characteristic of the gradual qualitative development of the musician-performer. The historical and pedagogical analysis of the formation of Chinese music education puts forward an important problem of interaction and interrelation of the levels of the musical and educational system. Continuity is necessary both in the content of performance training, and in its methods and forms. The philosophical interpretation of continuity as a methodological characteristic of the transition of quantity into quality makes it possible to consider the performance of a musical work as an indicator of a musician's development, defining the functions and tasks of each level of training, giving a clear idea of its results. A piece of music is a valuable, motivational, meaningful and methodical dominant of continuity in the system of personality development of the performer.

Key words: musical and educational process, performer, development, continuity, music

О.Р. Рякина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. языковой коммуникации Российской академии музыки имени Гнесиных, г. Москва,

Е-mail: [email protected]

Чжихун Сюй, аспирант, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, Е-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЯ

В статье рассматривается развитие исполнителя-баяниста в трёхуровневой образовательной системе Китая. Такие характеристики, как целостность, непрерывность, определяют образовательный процесс на каждом его уровне. При этом условием 0 данных характеристик в учебном процессе является преемственность как интегральная стержневая характеристика поэтапного качественного развития музыканта-исполнителя. Историко-педагогический анализ становления китайского музыкального образования выдвигает важную проблему взаимодействия и взаимосвязи уровней музыкально-образовательной системы. Преемственность необходима и в содержании исполнительской подготовки, и в её методах и формах. Философская интерпретация преемственности как методологической характеристики перехода количества в качества обусловливает возможность рассматривать исполнение музыкального произведения как показатель развития музыканта, определяя функции и задачи каждого уровня обучения, давая ясное представление о его результатах. Музыкальное произведение является ценностной, мотивационной, содержательной и методической доминантой преемственности в системе развития личности исполнителя.

Ключевые слова: музыкально-образовательный процесс, исполнитель, развитие, преемственность, музыкальное произведение

Актуальность исследуемой в статье проблемы детерминирована тем, что китайские баянисты стремительно повышают профессиональный уровень, чаще становятся лауреатами международных конкурсов и занимают на мировой арене равные позиции с русскими и европейскими исполнителями. Тем не менее можно найти весьма небольшое количество информации в области педагогической теории и практики, посвященной вопросам концертно-исполнительского и педагогического репертуара, исполнительской техники, качества образования в Китае, хотя педагогика музыкального образования активно развивается в стране [1, с. 72].

Актуальность темы подчёркивается не только необходимостью решения проблем формирования художественной техники исполнителя-баяниста в контексте творческих, исполнительских и дидактических проблем, с которыми педагог

и ученик сталкиваются на всех уровнях обучения игре на инструменте, но и построением целостных взаимообусловленных вертикальных и горизонтальных образовательных парадигм развития, обучения и воспитания творческой личности.

Цель статьи - теоретически осмыслить и обосновать эффективность организации образовательного исполнительского процесса на основе преемственности в развитии исполнителя-баяниста в трёхуровневой системе музыкального образования Китая.

В соответствии с целью в статье решались следующие задачи:

- выявить проблемы и противоречия китайского музыкального образования в контексте развития исполнителя-баяниста;

- определить сущность и содержание преемственности в развитии исполнителя-баяниста на разных уровнях системы музыкального образования Китая.

В статье использовались теоретические (историографический, системного анализа, обобщения) и эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, опросы).

Научная новизна статьи состоит в обосновании дидактического аспекта преемственности в целостном образовательном процессе становления личности музыканта-исполнителя. Теоретическая значимость заключается в выявлении проблем и противоречий исполнительского образовательного процесса, расширении знаний о развитии личности в рассматриваемом процессе. Практическая значимость отражается в возможности использования теоретических положений преемственности для построения целостного непрерывного многоуровневого музыкально-образовательного процесса.

На всех уровнях системы музыкального образования Китая от музыкальной школы до ассистентуры-стажировки существуют классы баяна. Можно выделить следующие организационные компоненты структуры: общие и специализированные учебные заведения. Так, музыкальные школы есть при консерваториях и институтах искусств, существуют средние музыкальные школы, в которых не предусмотрен начальный этап обучения. На уроках музыки в детских садах, начальных и средних образовательных школах есть часы для обучения игре на музыкальных инструментах; организованы даже специализированные классы в некоторых общеобразовательных школах. Необходимо отметить преимущество частной системы начального музыкального образования.

Диверсификация типов и видов музыкальных образовательных учреждений в Китае выдвигает на первый план проблемы преемственности как между уровнями музыкального образования, так и внутри этих уровней, т. е. преемственность в содержании, формах, методах, приёмах и средствах развития исполнителя-баяниста, которая обеспечивает целостность педагогического процесса на всех уровнях музыкального образования.

Важность проблемы подчёркивается осмыслением противоречий между несогласованностью содержания музыкального образования и потребностью в реализации преемственности в целостном поэтапном развитии исполнителя-баяниста, в единстве целевых установок нормативных документов, методов, форм, средств и приёмов, обеспечивающих подготовку баяниста на разных ступенях музыкально-образовательного процесса,

Научно-методические работы, темой которых является становление и развитие личности баяниста в исполнительском образовательном процессе, а также освещение важнейших аспектов преемственности этого процесса не получили должного внимания в теории и практике баянной педагогики.

Научное поле китайских исследователей включает работы Чан И., Ли М., Лэй Э. и др., но это музыковедческие работы, и вопросы исполнительского искусства в них лишь затрагиваются. Формированию национального репертуарного фонда посвящены работы Чэнь И., Шэнь Б., Тань И. и др. К сожалению, данные работы не позволяют определить современную музыкально-педагогическую систему в целом, они могут быть оценены лишь как накопление научных фактов и частных важных выводов для определения сущности и содержания современной китайской баянной педагогики.

Анализ становления музыкального образования в Китае говорит о том, что высший уровень музыкального образования Китая представлен большим количеством учебных заведений, которые или специализируются на подготовке музыкантов-исполнителей, или включают данное направление, снимая спрос на музыкальное образование в китайском обществе. Но только в двух музыкальных вузах существует специальный профильный факультет.

Тем не менее наличествует множество проблем в подготовке исполнителя-баяниста, которые требуют педагогического осмысления.

В первую очередь необходимо рассмотреть организационный аспект музыкально-образовательного процесса с позиций его непрерывности и целостности.

Имеет ли он трехуровневую структуру, в которой может быть реализован принцип преемственности?

Проследим, в каких музыкальных вузах существуют классы аккордеона/баяна. Эта информация наглядно представлена в табл. 1 [2, с. 58].

Из табл. видим, что класса баяна/аккордеона нет в Китайской консерватории, хотя еще в 1987 году при консерватории по инициативе ее ректора, аккордеониста Чжан Цзыцяна, была открыта Школа аккордеона, но она не является государственным вузом. А ведь Китайская консерватория вместе с Шанхайской и Центральной консерваториями является ведущим музыкальным вузом страны.

Тем не менее мы не поддерживаем точку зрения Чжао Мин, что «отсутствие класса аккордеона в учреждении, ориентированном на распространение и популяризацию народной музыки, доказывает отношение к аккордеону как к чуждому западному инструменту, который пока не воспринимается как «потомок» шэна...» [2, с. 59]. Думается, что в китайском исполнительском искусстве баян как музыкальный инструмент еще не приобрел академического статуса, для определения которого необходимы следующие условия: «1. Модифицированная конструкция (усовершенствованный фольклорный прототип). 2. Обширный высокохудожественный оригинальный репертуар. 3. Развитая методика преподавания и система профессионального обучения, выходящие на международный уровень. 4. Высокий уровень исполнительства» [3, с. 153].

Такое положение инструмента свидетельствует о несформированности оценки баяна как музыкального инструмента с большими выразительными и техническими возможностями, и для социума он всё ещё остаётся инструментом массовой культуры, принадлежащим любительской сфере музыкальной деятельности, т. е. развитие баянного исполнительства еще не достигло уровня академизации, основой которой является качество образовательного процесса. Реализация образовательной системы наблюдается лишь в консерваториях и академиях искусств, где существует взаимодействие содержания в области исполнительского искусства, форм, средств и методов обучения. Соответственно, только в отношении этих групп музыкальных учебных заведений можно говорить о реализации вертикальной и горизонтальной преемственности.

При этом существующая практика обучения игре на баяне показывает, что музыканты-исполнители имеют дело с весьма ограниченным числом произведений, осваивают минимальный по объему учебно-педагогический репертуар. Целью занятий выступает лишь техническая подготовка произведения, а не познание его художественного содержания, поэтому музыкальный кругозор и багаж музыкальных знаний формируется слабо, что влечет низкий уровень развития познавательных способностей.

Необходимо сказать о тесте, который определяет уровень игры на инструментах. Например, тест для баяна состоит из 10 уровней, и, сдав определенный уровень специальной комиссии, ученик имеет право на обучение в учебном заведении. При этом подготовка к тесту осуществляется в разных формах: самостоятельно, с репетитором, в кружке или музыкальной школе. Так, наблюдается не только организационный, но и методический разрыв, когда на первый план выходит «натаскивание» как «камуфляж художественно-творческой пассивности, инертности учащегося внешней сделанностью, отполированностью исполнительской формы» [4, с. 31], и развитие идёт по касательной к исполнительству.

Преемственность как основополагающий элемент системности образования требует разработки её основных положений в проблемном поле музыкальной науки и искусства. Историко-педагогического анализ музыкального образования в Китае показывает, что в настоящее время целостность и непрерывность развития музыканта-исполнителя в трехуровневой системе китайского музыкального образования находится в стадии формирования. Решение проблемы преемственности требует понимания сущности развития исполнителя-баяниста в системе музыкального образования. Это сложный многоуровневый многокомпонентный процесс, успешность и эффективность которого зависит от целостности

Таблица 1

Открытие классов баяна/аккордеона в вузах

название вуза дата открытия дата присоединения / название факультета

Центральная консерватория (Пекин) 2004 2009 фортепианный факультет

Китайская консерватория (Пекин) 1967 частная школа аккордеонно-баянного исполнительства

Шанхайская консерватория 2003 2003 факультет современной инструментальной музыки и музыки для ударных инструментов

Шэньянская консерватория 1958 1958 фортепианный факультет

Сычуаньская консерватория 1978 2011 факультет аккордеона и электронного синтезатора

Тяньцзиньская консерватория 1958 2007 факультет аккордеонного исполнительства

Уханьская консерватория 2001 2001 фортепианный факультет

Сианьская консерватория 1956 1960 фортепианный факультет

Синхайская консерватории (Гуанчжоу) 2016 2016 факультет современной музыки и драмы 2018 - открыт класс баяна/аккордеона в средней школе

Чжэцзянская консерватория (высшее музыкальное училище) 2016 2016 факультет популярной музыки

Харбинская консерватория 2016 2016 фортепианный факультет

и непрерывности образовательного процесса. При этом целостность обеспечивается тремя компонентами: обучение, воспитание, развитие, и именно дихото-мичность развития является связующим звеном уровней/этапов образовательного процесса. Дихотомичность заключается в том, что она является и основой, и результатом учебного процесса - основой нового и результатом пройденного этапа/уровня.

Развитие исполнителя в контексте интонационной теории Б. Асафьева позволяет связать воедино творческое, художественное, интеллектуальное, эмоциональное и социальное становление личности [5, с. 177]. Непрерывность и целостность развития исполнителя-баяниста обусловлена повторяемостью и цикличностью освоения музыкального произведения, определяя функции и задачи каждого уровня обучения, давая ясное представление о результатах. Учебный репертуар, музыкальные произведения являются ценностной, мотивационной, содержательной и методической доминантой преемственности в уровневой системе исполнительского развития. Так, опираясь на утверждение Э.А. Баллера о

Библиографический список

том, что преемственность реализуется «. в искусстве в плане художественной формы» [6, с. 156], считаем, что доминантой преемственности в исполнитель-ско-образовательном процессе является работа над музыкальным произведением. Соответственно, развитие личности исполнителя-баяниста в контексте изучения и освоения музыкального произведения идет по таким важным направлениям, как когнитивное, эмоциональное, целеполагающее и др.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы. Преемственность является базовой характеристикой целостного непрерывно развития личности исполнителя в уровневой системе музыкального образования (начальный, средний и высший уровни). Это методологическая закономерность развития исполнителя-баяниста в образовательном процессе, дидактический принцип, детерминирующий содержание исполнительской подготовки, частный дидактический принцип, позволяющий ранжировать работу над музыкальным произведением (художественно-образное восприятие, музыкально-слуховые представления, исполнительский аппарат, интонирование, эстетическое отношение к звуку и т. д.).

1. Рякина О.Р, Сюй Ч. Становление профессионального обучения игре на хроматической гармонике в Китае. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 72-74.

2. Чжао М. Баянно-аккордеонное искусство в Китае: генезис, современное состояние и перспективы. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Нижний Новгород, 2021.

3. Васильев О.П. К вопросу об академизации баяна. Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сборник научных трудов ОГИИ. Оренбург: ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, ОГУ, 2008; Выпуск 4.

4. Баренбойм Л.А. О воспитании у исполнителя творческого начала. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Ленинград, 1969.

5. Асафьев Б.В. Интонация. Москва - Ленинград, 1947.

6. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. Москва, 1969.

References

1. Ryakina O.R., Syuj Ch. Stanovlenie professional'nogo obucheniya igre na hromaticheskoj garmonike v Kitae. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 72-74.

2. Chzhao M. Bayanno-akkordeonnoe iskusstvo v Kitae: genezis, sovremennoe sostoyanie iperspektivy. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Nizhnij Novgorod, 2021.

3. Vasil'ev O.P. K voprosu ob akademizacii bayana. Aktual'nye problemy istorii, teorii i metodiki sovremennogo muzykal'nogo iskusstva i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov OGII. Orenburg: OGII im. L. i M. Rostropovichej, OGU, 2008; Vypusk 4.

4. Barenbojm L.A. O vospitanii u ispolnitelya tvorcheskogo nachala. Voprosy fortepiannojpedagogiki i ispolnitel'stva. Leningrad, 1969.

5. Asaf'ev B.V. Intonaciya. Moskva - Leningrad, 1947.

6. Baller 'E.A. Preemstvennost' v razvitii kul'tury. Moskva, 1969.

Статья поступила в редакцию 14.06.23

УДК 378

Severova N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Pavlova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Voronets S.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow State Institute of International Relations (University); (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

SOFT SKILLS IN THE CONTEXT OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. The authors, relying on the existing works devoted to the formation of "soft" skills, conduct their own research analyzing the dynamics in forming "soft" skills in the process of learning a foreign language in a non-linguistic university in the context of professionalization. A questionnaire was chosen as the main method, during which students assessed how the level of a particular "soft" skill changed in the process of learning a foreign language at a university. The results of the study showed that foreign language classes, although to varying degrees, nevertheless contribute to the development of students' "soft" skills and, as a result, prepare them for future professional activity. The authors make a general conclusion that the study of foreign languages in a modern university not only allows you to develop communication and language skills, but also contributes to the development of various "soft" skills. Such a skill as intercultural competence, that is, a skill directly related to the subject area "foreign language", leads by a clear margin.

Key words: soft skills, hard skills, foreign languages, non-linguistic university

Н.Ю. Северова, канд. пед. наук, доц., МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.Н. Павлова, канд. пед. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]

С.М. Воронец, канд. фил. наук, МГИМО МИД России, г. Москва, E-mail: [email protected]

ГИБКИЕ НАВЫКИ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы, опираясь на уже имеющиеся работы, посвященные формированию «гибких» навыков, проводят собственное исследование, анализирующее динамику формирования «гибких» навыков в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе в контексте профессионализации. В качестве основного метода было выбрано анкетирование, в ходе которого студенты оценивали, как изменился уровень того или иного «гибкого» навыка в процессе изучения иностранного языка в вузе. Результаты исследования показали, что занятия иностранным языком хотя и в разной степени, но тем не менее способствуют развитию «гибких» навыков студентов и, как следствие, готовят их к будущей профессиональной деятельности. Авторы делают общий вывод о том, что изучение иностранных языков в современном вузе не только позволяет выработать коммуникативные и языковые навыки, но и способствует формированию различных «гибких» навыков. Такой навык, как межкультурная компетентность, то есть навык, непосредственно связанный с предметной областью «иностранный язык, лидирует с явным отрывом.

Ключевые слова: гибкие навыки, жёсткие навыки, иностранные языки, неязыковой вуз

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена всё возрастающей потребностью в квалифицированных специалистах, готовых к саморазвитию и обладающих не только профессиональными, но и надпрофессионалными навыками, что, в свою очередь, требует более тщательного изучения взаимовлияния «жестких» и «гибких» («мягких») навыков в процессе профессиональной

подготовки в разных предметных областях, в том числе в области иностранного языка [1-9].

Целью данной статьи является установить корреляцию между «гибкими» и «жесткими» навыками в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.