Использование кейс-методов при преподавании экономических дисциплин Реутова В. В.
Реутова Виктория Владимировна /Reutova Viktorija Vladimirovna - кандидат педагогических наук, доцент,
кафедра педагогики,
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь
Аннотация: в статье рассмотрены преимущества и особенности применения кейс-методов при преподавании экономических дисциплин в высшей школе. Проанализирована технология работы преподавателя и студента при использовании кейс-метода.
Abstract: the article describes the advantages and features of the application of the case method in teaching economic disciplines in higher education. Work technology of the teacher with students using the case method was analyze.
Ключевые слова: образование, кейс-метод, образовательные технологии, методы и формы обучения. Keywords: education, case method, educational technologies, methods and forms of education.
Реформирование системы образования и современные интеграционные процессы делают необходимым внедрение новых активных методов обучения, что является эффективным средством в освоении современных образовательных технологий и должно быть использовано при повышении эффективности обучения и качества знаний студентов, поскольку активные методы обучения ориентированы на личность студента, на его сознательное участие в развитии собственных знаний, персональных и профессиональных навыков, в том числе навыков коллективной работы и творческого решения конкретных проблем.
Как известно, для повышения эффективности процесса обучения важно наличие трех компонентов общения, таких как коммуникативный (передача и сохранение вербальной и невербальной информации), интерактивный (организация взаимодействия в совместной деятельности) и перцептивный (восприятие и понимание человека человеком). Следует обратить особое внимание именно на интерактивный компонент общения. Как свидетельствуют исследования, проведенные Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд) [2], интерактивное обучения позволяет резко увеличить процент усвоения материала, поскольку оно влияет не только на сознание студента, но и на его чувства, волю (действия, практику). Результаты данных исследований были приведены в так называемой «Пирамиде обучения».
Наименьших результатов можно достичь при условии пассивного обучения (лекция - 5 %, чтение - 10 % усвоения материала), а наибольших - интерактивного (дискуссионные группы - 50 %, практика через действие - 75 %, обучение других - 90% усвоения).
Одним из таких интерактивных методов обучения как раз и является Case Study (кейс-метод, или метод анализа ситуаций), разработан английскими учеными М. Шевером, Ф. Эдей и К. Йейтс [3]. Поскольку именно ему в мировой практике отводится важное место для решения современных проблем в учебном процессе. Впервые CASE метод был применен в 1910 году при преподавании управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе [1], которая хорошо известна инновациями, а в нашей стране данный метод стал распространяться только во второй половине 90-х годов XX в. как познавательная акселерация в процессе изучения естественных наук.
В процессе освоения студентами экономических дисциплин весьма важным является использование интерактивных методов обучения (деловые игры, ситуационные задачи, построенные на основе реальной практики), а, следовательно, достаточно уместно и применения CASE метода при рассмотрении и анализе конкретных экономических проблем.
Суть данного метода заключается в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй, тексты которых называются «кейсом») для совместного анализа, обсуждения или выработки решений студентами с определенной проблемной темой учебной дисциплины.
Этот метод одновременно отражает не только практическую проблему (решение проблем экономического характера), но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при рассмотрении проблемной темы дисциплины, а также удачно сочетает учебную, аналитическую и воспитательную деятельность, в свою очередь является деятельным и эффективным средством в реализации современных задач системы образования [4, 5]. Технология работы при использовании CASE-метода приведены в табл. 1
Таблица 1. Технология работы при использовании CASE-метода
Этапы работы Действия преподавателя Действия студента
До занятия 1. Подготовка кейсов 2. Определение основных и вспомогательных материалов для подготовки студентов 3. Разработка сценария занятия 1. Получение кейса и дополнительных материалов к нему 2. Распределение по собственному желанию на группы в зависимости от
выбранного кейса и выбор капитана, который будет координировать работу группы в дальнейшем 3. Индивидуальная подготовка к рассмотрению кейса на занятии.
Во время занятия 1. Организация предварительного обсуждения кейса 2. Управление процессом обсуждения кейса; обеспечение вспомогательными сведениями (фильмы, диаграммы, схемы, статистические материалы) 1. Изложение каждой группой содержания и проблемных вопросов кейса 2. Дискуссионное обсуждение конкретной ситуации в виде «круглого стола», в ходе которого участники выражают конкретные предложения, проводят соответствующий сравнительный анализ представленных предложений с целью принятия окончательного решения. 3. Участие в принятии окончательного решения.
После занятия 1. Оценка работы студентов при обсуждении кейса 2. Оценка выполненного задания в письменном виде 1. Составление письменного отчета по проделанной работе
Как видим, проведение занятий с применением метода анализа конкретных ситуаций отличается от обычных учебных занятий тем, что в основе такой ситуации лежит реальная экономическая проблема. Поэтому выделяют следующие учебные задачи CASE метода:
• приобретение навыков использования теоретического материала для анализа экономических ситуаций, статистических источников, практики ведения хозяйственной деятельности;
• формирование навыков оценки ситуации, выбор и организация поиска основной информации;
• выработка умений формулировать вопросы и запросы;
• выработка умений разрабатывать многовариантные подходы к реализации плана действия;
• формирование умений самостоятельно принимать решения в условиях неопределенности;
• формирование навыков и приемов всестороннего анализа ситуаций, прогнозирования способов развития ситуаций;
• формирование умений и навыков конструктивной критики.
Также важно отметить, что при проведении занятий с использованием CASE метода одновременно используются и другие методы и формы обучения (табл. 2).
Таблица 2. Методы и формы обучения, которые входят в методологию CASE-метода
Метод погружения • изучение проблемного вопроса и самостоятельная подготовка материалов для проведения занятия
Использование техники аквариума • предварительное обсуждение дискуссионного вопроса с последующей презентацией достигнутых результатов
Метод мозгового штурма • коллективное обсуждение, во время которого студенты работают как «генераторы идей», что способствует формированию у них умений взаимодействовать в коллективе
Метод презентации • применение наиболее эффективных средств визуализаций; • содействие активизации аудитории и поддержке обратной связи
Дискуссия в процессе игрового моделирования • приближения таким способом теории предмета к практике, что позволяет студентам испытать себя в другой роли в зависимости от круга интересов
Таким образом, надо отметить, что применение преподавателем CASE метода с одной стороны -стимулирует индивидуальную активность студентов, формирует положительную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе студентов, обеспечивает высокую эффективность обучения и развития будущих специалистов-экономистов, формирует определенные личностные качества и компетенции, а с другой стороны - дает возможность самому преподавателю самосовершенствоваться, по-другому мыслить и действовать и обновлять собственный творческий потенциал. Интерактивный метод обучения CASE является достаточно эффективным при изучении экономических дисциплин. Поскольку анализ проблемных ситуаций является характерным примером проблемного обучения, в котором наиболее полно реализуются требования единства и теоретической деятельности, их связь с экономической практикой, действующим законодательством, хозяйственным опытом развитых стран мира. Также
проведение семинарских занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций позволяет развивать определенный уровень экономического мышления студентов и способствует формированию качеств будущего экономиста.
Литература
1. Михайлова Э. А. Кейс и кейс-метод. - М.: Центр марк. исслед. и менежд., 1999.
2. Ситуацшна методика навчання: теорiя i практика / Упор. О. Сидоренко, В. Чуба. - К.: Центр шновацш та розвитку, 2001.
3. Пометун О., Пирожниченко JI. Сучасний урок. 1нтерактивш технологи навчання. - К.: Видавництво А.С.К., - 2004. - С. 7, 11, 19.
4. Сурмт Ю. П. Метод аналiзу ситуацш (Case study) та його навчальш можливостг Глобалiзацiя i Болонський процес: проблеми i технологи: Кол. моногр. - К.: МАУП, 2005.
5. Смоленская О. Е. Кейс-стади организационной культуры: методика исследования и методика преподавания // Актуальные проблемы экономики № 1 (79), 2008. - С. 51-59.
6. Gerring J. What is case study and what is good for? // The American political science review. 2004. Vol. 98. No. 2. P. 341-354.
7. Smith R. Professors’ use of case discussion leadership at Harvard and Darden MBA programs: characteristics of a successful case discussion. // Academy of Educational Leadership Journal. 2010. No. 2 (14). P. 13-32.