МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
DOI: 10.23888/humJ202412123-33
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖЕНЩИН
DEVELOPMENT AND TESTING OF INSTRUMENTS FOR STUDYING WOMEN'S GENDER IDENTITY
Тучина О. Р., Виноградова К. С.
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация:
В статье описывается процесс разработки и апробации методики исследования гендерной идентичности женщин. Проведенный анализ современных средств диагностики гендерной идентичности показал, что имеющиеся диагностические методы основаны на представлении о гендерной роли женщины, неактуальном в современном быстро меняющемся мире. Выявлена необходимость создания методики диагностики гендерной идентичности женщин, соответствующей гендерным нормам современного общества. Авторским коллективом была разработана и апробирована методика исследования гендерной идентичности женщин. На первом этапе на основе результатов ассоциативного эксперимента и частотного анализа были выделены 47 шкал опросника. Методом эксплораторного факторного анализа была выявлена трехфакторная структура опросника, которая показала приемлемые показатели пригодности. Содержание шкал уточнялось конфирматорным факторным
Tuchina O. R., Vinogradova K. S.
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation
Abstract:
The article describes the process of developing and testing a methodology for studying women's gender identity. The analysis of modern diagnostic tools for gender identity showed that the available diagnostic methods are based on the idea of a woman's gender role, which is irrelevant in today's rapidly changing world. The need to create a methodology for diagnosing women's gender identity that corresponds to the gender norms of modern society has been identified. The team of authors developed and tested a methodology for studying women's gender identity. At the first stage, based on the results of the association experiment and frequency analysis, 47 questionnaire scales were identified. Using the method of exploratory factor analysis, a three-factor structure of the questionnaire was identified, which showed acceptable fit indices. The content of the scales was clarified by confirmatory factor analysis. The statistical characteristics of this model turned out to be at the level of acceptable values. When assessing the empirical validity, the
анализом. Статистические характеристики relationship between the results obtained on the
данной модели оказались на уровне приемлемых three scales of the developed methodology and the
значений. При оценке эмпирической валидности results obtained using the scales of the questionnaire
оценивалась взаимосвязь результатов, получен- 'Masculinity, femininity and gender personality
ных по трем шкалам разработанной методики, с type' was assessed. The data obtained indicate the
результатами, полученными при помощи шкал presence of significant positive correlations. It is
опросника «Маскулинность, феминность и concluded that the measurement model
гендерный тип личности». Полученные данные corresponds to the theoretical factor structure and
свидетельствуют о наличии значимых положи- has satisfactory indicators of reliability and validity.
тельных корреляций. Сделан вывод о соотве- The tested methodology can be used both for
тствии измерительной модели теоретической research purposes to study the psychological
факторной структуре и удовлетворительных portrait of a modern woman, and as a diagnostic tool
показателях надежности и валидности. in and as a diagnostic tool in counseling practice and
Апробированная методика может быть использо- psychotherapy.
вана как в исследовательских целях для изучения психологического портрета современной женщины, так и в качестве диагностического инструмента в консультативной практике и психотерапии.
Ключевые слова:
гендер; гендерная идентичность; методики исследования гендерной идентичности; апроба-
Keywords:
gender; gender identity; methods for studying gender identity; methodology testing; validity
ция методики; валидность
Актуальность
Современный культурный контекст и развитие экономики заметно повлияли на представления о мужчинах и женщинах и их социальных ролях [1-5]. Жизненный путь человека больше строится исходя не из его биологического пола, социальные роли имеют тенденцию к унификации, психологический пол — гендер — признается полноценным психологическим явлением и предметом исследования. Такие изменения ставят перед людьми сложные адаптационные задачи. Новых подходов требуют и такие феномены, как гендерная дисфория, гендерное несоответствие, кризис маскулинности и другие.
Соответственно, сегодня перед научной психологией стоит задача получить отвечающий актуальным потребностям диагностический инструментарий.
Современные исследования представлений о гендерных ролях и гендерной идентичности демонстрируют видимые изменения в образе современной женщины и в ее самопонимании. Женщины присваивают многие традиционно мужские качества, наблюдается переход к эгалитарным отношениям, женщины больше ставят в приоритет собственное развитие, независимость. Кроме того, исследования показывают большие сложность и противоречивость женских гендерных стереотипов по сравнению с мужскими [6]. Таким образом, набор «мужских» и «женских» качеств, используемых в имеющихся методиках исследования гендерной идентичности,
претерпевает изменения. Важным аспектом подобных измерений выступает отношение самой женщины с своей гендерной роли.
В гендерных исследованиях в качестве в качестве инструмента чаще всего используют опросник С. Бем «Bem Sex Role Inventory» (BSRI) [7-9] и его модифицированные варианты. Кроме того, разработаны такие методики (в том числе проективные), как опросник «Я — женщина (мужчина)» (автор Л. Н. Ожигова, созданный на основе методики «Незаконченные предложения»; методика «Рисунок мужчины и женщины» (автор Н. М. Романова) [10]; методика «Нормы поведения мужчины и женщины» (автор: О. Г. Лопухова (модификация теста С. Фаррел)); опросник Т. Лири, модифицированный Ю. А. Решетняк, Г. С. Васильченко [11] и другие.
Центральный концепт, на котором основана методика С. Бем, — теория андрогинии. Данная теория берет начало в работах А. Константинопль, предположившей, что если феминность и маскулинность — независимые конструкты, то личность может совмещать обе эти характеристики одновременно. При этом способность в зависимости от ситуации проявлять феминные либо маскулинные качества способствует адаптивности личности и ее эффективному функционированию. Кроме того, в методике введен аспект гендерной недифференцированности, указывающий на дезадаптивность [12]. С. Бем говорит о так называемой «гендерной личности» — когнитивном конструкте, формирующемся как результат интерио-ризации гендерных категорий культуры [9]. При этом важным аспектом, по нашему мнению, в этом процессе занимает процесс самоинтерпретации личности, то есть самопонимания человеком своей гендерной идентичности. Самоинтерпретация в данном случае является «медиатором культурного влияния». Таким образом, изменения и различия в культуре способны влиять на процесс и результат самоинтерпретации, что будет проявляться «в мотивации, образе мыслей и поведении» [13]. Таким образом, динамичные и стремительные изменения гендерных представлений современных женщин требуют разработки более точного и многомерного инструмента, позволяющего диагностировать данные представления в полной мере.
Цель
Разработка и апробация эффективного инструментария для исследования гендерной идентичности женщин.
Задачи:
• на основе результатов ассоциативного эксперимента и частотного анализа сформировать шкалы опросника;
• выявить факторную структуру опросника методом эксплораторного факторного анализа;
• выявить согласованность полученных факторов (коэффициент а Кронбаха);
• уточнить содержание шкал опросника методом конфирматорного факторного анализа;
• определить эмпирическую валидность авторской методики.
Материалы и методы
На первом этапе был организован ассоциативный эксперимент «Качества идеальных женщины и мужчины». Участникам предстояло назвать не менее семи качеств, присущих идеальной женщине. Результаты были проанализированы методом частотного анализа [14]. Данный метод позволил выявить актуальные женские качества, присутствующие в массовом сознании современных россиян, в то время как имеющиеся методики на основе теста С. Бем предлагают уже готовый список качеств, которые могут быть неактуальными.
Эмпирическую базу исследования составили 92 респондента — 71 женщина и 21 мужчина, возраст 18-45 лет. Возрастное распределение выборки: 60 человек 18-25 лет, 17 человек — 26-35 лет, 36-45 лет — 15 человек. В число респондентов вошли студенты КубГТУ, ДВГМУ, респонденты, привлеченные с помощью некоммерческого проекта научного волонтерства «Люди науки».
На втором этапе были сформированы 47 шкал, представляющих собой качества, свойства, характеристики женщины. Респондентам предлагалось оценить выраженность у себя данных качеств по семибалльной шкале: от 1 — «совсем не похоже на меня» до 7 — «очень похоже на меня».
Эмпирическая база исследования — 72 женщины в возрасте 18-41 год, средний возраст — 23,5 лет. 65% респондентов — студентки вузов, 35% — рабочие и служащие.
Полученные данные были подвергнуты обработке в программе SPSS Statistics. Первым этапом был проведен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент с использованием метода вращения варимакс. Затем были получены коэффициенты а Кронбаха для всех шкал, подтверждающие их внутреннюю согласованность.
Вторым этапом был проведен конфирматорный факторный анализ для уточнения содержания шкал.
Оценка эмпирической валидности осуществлялась посредством корреляционного анализа трех полученных шкал в сравнении со шкалами опросника «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности», российского аналога BSRI (ревалидизация О. Г. Лопуховой, 2010-2012 гг.) [8].
Результаты и их обсуждение
Результаты ассоциативного эксперимента были подвергнуты частотному анализу, по итогам которого были выделены наиболее часто встречающиеся (не менее 5 раз) качества. Было установлено 47 качеств, составлены 7-балльные шкалы для оценки выделенных качеств для оптимального выражения оценки [14, 15]. Цель данного этапа анализа состояла в определении числа факторов, на которые раскладываются вопросы методики в результате эксплораторного факторного анализа. Для определения оптимального числа факторов был построен график нормализованного простого стресса (рис. 1). Как видно на графике, трехфакторная структура соответствует данным.
Рис. 1. График нормализованного простого стресса.
Эксплораторный факторный анализ методом главных компонент с собственными значениями с вращением Варимакс и нормализацией Кайзера показал трехфакторную структуру. Трехфакторная структура показала приемлемые показатели пригодности: КМО = 0,834; тест сферичности Бартлетта составил 2668,1 (p < 0,000).
Данные не имели выбросов и пропущенных значений. Коэффициенты а Кронбаха для всех шкал не ниже 0,805. Показатели надежности и дескриптивная статистика содержатся в таблице 2.
Цель второго этапа исследования состояла в том, чтобы при помощи конфирма-торного факторного анализа уточнить содержание шкал. Для достижения данной цели мы протестировали модель, полученную ранее при помощи эксплораторного факторного анализа. Статистические характеристики данной модели были на уровне приемлемых значений. На рисунке 2 представлена модель, подтверждающая содержание шкал, установленное при эксплораторном факторном анализе.
Представленная модель имеет приемлемые показатели пригодности: х2 ^ 0,000; X2/df = 1,88; CFI = 0,875; RMSEA = 0,061. Как следует из модели, три фактора были полностью воспроизведены и при конфирматорном факторном анализе.
При оценке эмпирической валидности мы оценивали взаимосвязь результатов, полученных по трем шкалам (традиционная фемининность, «новая фемининность», самодостаточность) разработанной нами методики с результатами, полученными при
помощи шкал опросника «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности», российского аналога BSRI (ревалидизация О. Г. Лопуховой, 2010-2012 гг.).
Таблица 1. Результаты эксплораторного факторного анализа авторской методики
№ Формулировки утверждений факторы
вопроса 1 2 3
1. добрая, отзывчивая, милосердная 0,800 -0,055 -0,035
2. обладает высокой эмпатией 0,864 -0,001 0,000
3. умна, обладает интеллектом, любознательна 0,218 0,675 -0,002
4. сочувствующая, сопереживающая 0,384 0,438 0,297
5. красива, ухоженна 0,186 0,694 0,244
6. уверена в себе 0,006 0,574 0,083
7. обладает хорошим чувством юмора 0,687 0,170 0,004
8. заботлива -0,052 0,242 -0,040
9. целеустремленная, амбициозна 0,428 0,330 0,215
10. верная 0,135 0,610 0,344
11. любит и принимает себя, знает свои личные границы 0,145 0,707 0,180
12. эрудированна, образована, начитанна 0,441 0,182 0,641
13. хозяйственна 0,634 -0,035 0,444
14. нежная и мягкая 0,038 0,330 0,243
15. рациональна и рассудительна 0,459 0,560 0,065
16. умеет нести ответственность 0,277 0,751 0,024
17. сильная и стойкая 0,123 0,759 0,053
18. независимая и самодостаточная -0,091 0,089 0,709
19. спокойная и уравновешенная 0,151 0,398 0,577
20. чистоплотная и аккуратная 0,794 0,220 0,219
21. чуткая и проницательная 0,666 0,262 0,312
22. внимательна к своим близким 0,521 0,174 0,377
23. веселая и жизнерадостная 0,686 0,265 0,146
24. общительная, коммуникабельная, умеет ладить с людьми 0,406 0,351 0,450
25. тактичная 0,535 0,302 0,411
26. мудрая 0,771 0,182 0,325
27. понимающая 0,649 0,122 0,440
28. умеет слушать 0,125 0,774 0,146
29. настойчивая и упорная в достижении целей 0,373 0,751 -0,158
30. решительная 0,394 0,384 0,092
31. инициативная и активная 0,094 0,761 0,107
32. смелая, умеет постоять за себя 0,500 0,203 0,511
33. порядочная 0,394 -0,089 0,494
34. терпеливая 0,264 -0,093 0,734
35. скромная 0,638 0,279 0,344
36. сексуальная 0,579 0,150 0,500
% общей дисперсии 32,2 28,4 7,7
Таблица 2. Показатели надежности авторской методики и дескриптивная статистика
№ вопроса Формулировки утверждений M SD б
1 добрая, отзывчивая, милосердная 4,67 1,35
2 обладает высокой эмпатией 4,75 1,65
7 обладает хорошим чувством юмора 4,61 1,59
13 хозяйственна 3,82 1,70
20 чистоплотная и аккуратная 4,61 1,52
21 чуткая и проницательная 4,49 1,53
22 внимательна к своим близким 4,69 1,50
23 веселая и жизнерадостная 4,60 1,47
25 тактичная 4,33 1,54
26 мудрая 4,67 1,58
27 понимающая 5,04 1,60
35 скромная 3,74 1,56
36 сексуальная 4,47 1,53
0,935
3 умна, любознательна 5,46 1,02
5 красива, ухожена 4,17 1,56
6 уверена в себе 4,79 1,31
10 верная 5,75 1,45
11 любит и принимает себя, знает свои личные границы 5,64 1,58
15 рациональна и рассудительна 5,08 1,47
16 умеет нести ответственность 4,75 1,34
17 сильная и стойкая 4,58 1,55
31 инициативная и активная 4,39 1,56
28 умеет слушать 4,81 1,39
29 настойчивая и упорная в достижении целей 4,44 1,43
0,911
12 эрудированна, образована, начитанна 3,74 1,61
18 независимая и самодостаточная 4,61 1,52
19 спокойная и уравновешенная 4,49 1,53
32 смелая, умеет постоять за себя 4,38 1,34
34 терпеливая 3,99 1,52
0,797
Предполагалось, что средние значения шкал авторской методики будут положительно коррелировать со средними значениями, полученными при помощи вышеуказанных шкал. Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о наличии значимых положительных корреляций.
. Li
-
Рис. 2. Графическое представление результатов конфирматорного факторного анализа методики оценки гендерной идентичности.
Таблица 3. Корреляции шкал авторской методики между собой и шкалами опросника «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности»
1 2 3 4 5 6
1. Традиционная фемининность 1
2. «Новая фемининность» 0,673** 1
3. Самодостаточность 0,500** 0,641** 1
4. Фемининность 0,605** 0,232 0,069 1
5. Маскулинность 0,240 0,695** 0,484** -0,060 1
6. Буферная шкала 0,662** 0,538** 0,378** 0,601** 0,256* 1
Примечание: *** — р < 0,001; ** — р < 0,01; * — р < 0,05
Выводы
В целом, можно сказать, что созданная методика оценки гендерной идентичности женщин продемонстрировала удовлетворительные показатели глобального и локального соответствия измерительной модели теоретической факторной структуре и удовлетворительные показатели надежности и валидности.
Апробированная методика может быть использована в исследовательских целях, например, для изучения психологического портрета современной женщины, выявления межпоколенных, этнокультурных, региональных особенностей гендерной идентичности женщин. Перспективным направлением в данной области авторы считают исследование гендерной идентичности как социально-психологического предиктора психологического благополучия и репродуктивных установок женщин.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что авторская методика может быть использована в психологическом консультировании и психотерапии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Канаева Л.П., Павликова Т.Е. Гендерные идеалы современной молодежи // Вестник науки и образования. 2018. Т. 1, № 8 (44). С. 100-102.
2. Ключко О.И., Чекалина А.А., Иоффе Е.В., и др. Гендерные трансформации в представлениях Российской студенческой молодежи // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 55-69. doi: 10.21064/WinRS.2020.1.5
3. Нечаева Н.А. Гендерные идеалы молодежи (1999-2014 гг.) // Петербургская социология сегодня. 2017. № 8. С. 160-178.
4. Стрижонок Е.А. Изменение гендерной идентичности современных белорусок. В сб: Элек-
REFERENCES:
1. Kanaeva LP, Pavlikova ТЕ. Gender ideals of modern youth. Vestnik Nauki i Obrazovaniya. 2018; (8):100-2. (In Russ).
2. Klyuchko OI, Chekalina AA, Ioffe EV, et al. Gender transformations in the views of Russian youth. Woman in Russian Society. 2020;(1):55-69. (In Russ). doi: 10.21064/WinRS.2020.1.5
3. Nechaeva NA. Student youth gender ideals (1999-2014). Petersburg Sociology Today. 2017; (8):160-78. (In Russ).
4. Strizhonok EA. Izmeneniye gendernoy identichnosti sovremennykh belorusok. In:
Elektronnyy sb or nik trudov molodykh
тронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Новополоцк; 2022. № 43 (113). Образование. Педагогика. С. 106-108.
5. Хамидова И.В., Лаврентьева И.В., Ковальчук В.А. Динамика представлений о женственности и мужественности курсантов образовательных организаций МВД России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2022. № 9 (148). С. 135-140.
6. Рогачева Т.В. Влияние гендерных стереотипов на реабилитационный процесс клиентов, перенесших коронавирусную инфекцию (COVID-19) // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 2 (33). С. 165-174. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=482. Ссылка активна на 02.11.2023. doi: 10.23888/humT 20212165-174
7. Клецина И.С. Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 83-91.
8. Лопухова О.Г. Опросник «Маскулинность, феминность и гендерный тип личности» // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 147-154.
9. Bem S.L. The measurement of psychological androgyny // J. Consult. Clin. Psychol. 1974. Vоl. 42, No. 2. Р. 155-162. doi: doi/10.1037/h0036215
10. Романова Н.М. Тест «Рисунок мужчины и женщины» // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 38-44.
11. Степанова Л.Г. Психологическая диагностика гендерных характеристик личности. Мозырь: Содействие; 2006.
12. Constantinople A. Masculinity-femininity: An exception to a famous dictum // Psychol. Bull. 1973. Vol. 80, No. 5. Р. 389-407. doi: 10.1037/h0035334
13. Тучина О.Р. Феномен самоинтерпретации личности, типы и измерение самоинтерпретации // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7. С. 183-193.
14. Виноградова К.С. Гендерный идеал: психосемантическое исследование. В сб.: Филологические и социокультурные вопросы науки и образования: материалы VII Международной научно-практической очно-заочной конференции; Краснодар, 20 октября 2022 г. Краснодар; 2022. С. 886-891.
15. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер; 2006.
spetsialistov Polotskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Evfrosinii Polotskoy. Novopolotsk; 2022;(43 Education. Pedagogy):106-8. (In Russ).
5. Khamidova IV, Lavrent'eva IV, Kovalchuk VA. The dynamics of ideas about femininity and masculinity of cadets of the educational organizations of the MIA of Russia. Science and Education: Economy and Financial Economy; Entrepre-neurship; Law and Management. 2022;(9):135-40. (In Russ).
6. Rogacheva TV. The influence of gender stereotypes on the rehabilitation process of clients who have suffered a coronavirus infection (COVID-19). Personality in a Changing Word: Health, Adaptation, Development. 2021;9(2):165-174. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=482. Accessed: 2023 November 02. (In Russ). doi: 10.23888/humT 20212165-174
7. Kletsina IS. Gender problems in publications of the journals «Voprosy Psychologii» and «Psychological Journal». Voprosy Psikhologii. 2012;(1):83-91. (In Russ).
8. Lopukhova OG. The questionnaire masculinity, femininity and the gender type of personality. Voprosy Psikhologii. 2013;(1):147-54. (In Russ).
9. Bem SL. The measurement of psychological androgyny. J Consult Clin Psychol. 1974;42(2):155-62. doi: doi/10.1037/h0036215
10. Romanova NM. Test «Risunok muzhchiny i zhenshchiny». Zhurnal Prikladnoy Psikhologii. 2004;(3):38-44. (In Russ).
11. Stepanova LG. Psikhologicheskaya diagnostika gendernykh kharakteristik lichnosti. Mozyr': Sodeystviye; 2006. (In Russ).
12. Constantinople A. Masculinity-femininity: An exception to a famous dictum. Psychol Bull. 1973;80(5):389-407. doi: 10.1037/h0035334
13. Tuchina OR. Self-interpretation phenomenon, types and measurement of self-interpretation phenomenon. Nauchnyye Problemy Gumanitarnykh Issledovaniy. 2011;(7):183-93. (In Russ).
14. Vinogradova KS. Gender ideal: a psychosemantical study. In: Filologicheskiye i sotsiokul'turn-yye voprosy nauki i obrazovaniya: materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy ochno-zaochnoy konferentsii; Krasnodar, 20 October 2022. Krasnodar; 2022. P. 886-91. (In Russ).
15. Burlachuk LF. Psikhodiagnostika. Saint-Petersburg: Piter; 2006. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Тучина Оксана Роальдовна — доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры истории, философии, психологии Института фундаментальных наук, SPIN: 6989-5374, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5525-7645, e-mail: [email protected]
Виноградова Ксения Сергеевна — аспирант кафедры истории, философии, психологии Института фундаментальных наук, SPIN: 4703-2868, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-080.3-8797. e-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 02.11.2023.
ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 11.01.2024.
ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.03.2024.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Тучина О.Р., Виноградова К.С. Разработка и апробация инструментария исследования гендерной идентичности женщин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2024. Т. 12, № 1 (44). С. 23-33. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=595. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ202412123-33
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Oksana R. Tuchina — Dr. Sci. (Psych.), Associate Professor, Professor of the Department of History, Philosophy and Psychology of the Institute of Basic Sciences, SPIN: 6989-5374. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5525-7645. e-mail: [email protected]
Kseniya S. Vinogradova — Postgraduate Student of the Department of History, Philosophy, and Psychology; Institute of Basic Sciences, SPIN: 4703-2868, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0803-8797, e-mail: [email protected]
PAPER RECEIVED: 02.11.2023.
PAPER REVISED: 11.01.2024.
PAPER ACCEPTED: 01.03.2024.
FOR CITATION:
Tuchina OR, Vinogradova KS. Development and testing of instruments for studying women's gender identity. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024;12(1): 23-33. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=595. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ202412123-33