Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза'

Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1090
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС / САЙТ / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернякова Е. А.

В статье проведен анализ популярных образовательных интернет-ресурсов с точки зрения их эффективности при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов. Автором рассматриваются источники для обучения аудированию и грамматике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернякова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку на неязыковых специальностях вуза»

УДК: 378.091.3:811'243:004

Чернякова Е. А.

Гомельский государственный университет

имени Ф. Скорины

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ВУЗА

В статье проведен анализ популярных образовательных интернет-ресурсов с точки зрения их эффективности при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов. Автором рассматриваются источники для обучения аудированию и грамматике.

Ключевые слова: интернет-ресурс, сайт, формирование навыков, самостоятельная работа.

Типовая программа по иностранным языкам для студентов неязыковых специальностей предполагает сформированность рецептивных умений аудирования. Закономерно, что в последнее время различные аспекты обучения аудированию привлекают всё большее внимание преподавателей-практиков. Ведь аудирование является одним из основных каналов получения информации во всех сферах жизни, и умение понимать иностранную речь на слух является важным учебным и профессионально-ориентированным навыком. Следует отметить отсутствие прямой связи между уровнем владения устной и письменной речью, объемом словарного запаса, грамматическими навыками и уровнем сформированности навыков и умений аудирования. Преподаватели ежедневно сталкиваются с примерами неадекватного восприятия содержания прослушанного текста студентами, которые успешно справляются с решением других задач. Это объясняется недостаточным уровнем коммуникативной компетентности, в развитии которой аудирование играет важную роль.

На практических занятиях по английскому языку в ВУЗе на сегодняшний день приоритет отдаётся говорению и чтению, что связано прежде всего с недостаточным количеством учебного времени, отводимого программой на изучение иностранного языка. Однако, для реализации на практике коммуникативно-деятельного подхода, необходимо овладение будущими специалистами всеми четырьмя видами деятельности: говорением, чтением, письмом и аудированием.

На сегодняшний день у преподавателей появилась возможность использовать на занятиях такие технические средства, как проектор, компьютер, ноутбук, планшет, USB колонки и даже мобильные телефоны для прослушивания материалов в разных форматах. В ВУЗах и дома студенты и преподаватели приобрели возможность доступа к информационным ресурсам всего мира. Однако, часто трудность состоит в выборе среди многочисленных образовательных ресурсов именно тех, которые помогут решить конкретно взятую задачу. Например, на сайте BBC (в разделе «Learning English») можно найти информацию для студентов любого уровня — от elementary и pre-intermediate до advanced. На сайте радиостанции «Голос Америки» (Voice of America) есть специальный раздел для изучающих английский — «Special English», материалы которого организованы в тематические разделы и снабжены текстами, которыми можно пользоваться параллельно прослушиванию. Также стоит обратить внимание на сайт ESL Podcast (English as a Second Language Podcast). Его авторами являются преподаватели английского как иностранного языка. Новые материалы разнообразной тематики постоянно обновляются. На сервисе YouTube можно найти видео и аудиоматериалы любого уровня сложности (от elementary до advanced): видеоуроки по грамматике, учебные фильмы, песни, диалоги на повседневные темы. Студентам с достаточно высоким уровнем владения английским языком можно

предложить записи интересных лекций и занятий англоязычных университетов по будущей специальности. Они размещены на многочисленных образовательных каналах на YouTube.

Особое место среди образовательных ресурсов по изучению английского языка занимает сайт Британского Совета. В разделе для изучающих английский язык размещена секция Listen&Watch, где представлены разнообразные материалы для аудирования в следующих рубриках: Elementary Podcasts — аудиоматериалы для уровня elementary, Big City Small World — молодёжный сериал в аудиоформате, Word on the Street — разговорный английский язык в бытовых ситуациях, Magazine — статьи на самые разные темы, прочитанные дикторами, Stories&Poems — рубрика английской поэзии, UK Culture — материалы культурологического характера. К большинству аудиороликов прилагаются полные тексты, а также дидактические разработки.

Аудиоматериалы представленных сайтов находятся в свободном доступе, их можно использовать на занятиях, скачав на любой электронный носитель. Возможности использования данных ресурсов создают условия для качественного формирования навыков аудирования и во внеаудиторное время в процессе самостоятельной работы студентов, а также на факультативных занятиях и для проведения собраний страноведческих кружков.

Кроме того, такие издательства, как Cambridge University Press и Oxford University Press предлагают пособия для изучающих английский язык, обязательным компонентом которых являются учебные аудиокурсы. Среди них учебники для изучения профессиональной лексики в сфере науки и техники, медицины, социологии, психологии, социологии. Например, на занятиях с будущими IT специалистами, преподавателями активно используются такие учебники, как Oxford English for Information Technology и Infotech English for Computer users (Cambridge University Press). Каждый раздел учебника дополняется аудиоматериалами с комплексом дидактических упражнений.

Проблемы же обучения студентов неязыковых вузов коммуникативно-ориентированной грамматике английского языка нередко связаны с использованием только традиционных приемов и методов, хотя динамично развивающееся современное общество диктует свои условия.

При работе со студентами неязыковых специальностей, уровень знаний языка которых зачастую приближается к Beginner и редко выше Pre-Intermediate, преподаватели нередко сталкиваются с проблемой: как в короткий срок и за ограниченное количество аудиторных занятий предоставить большой объём информации и закрепить грамматические навыки.

Какими характеристиками должны обладать интернет ресурсы для студентов уровня ниже среднего и начинающих изучать иностранный язык?

1. Объяснение теоретических основ на родном языке.

2. Тренировочные упражнения уровней Starter, Elementary, Pre-Intermediate.

3. Наличие контрольных тестовых заданий.

4. Возможность прослушать изучаемый материал (в случае недостаточной сформированности навыков чтения и аудирования это особенно важно при самостоятельной работе студентов).

5. Общедоступность материалов.

Известно, что грамматические навыки формируются поэтапно и выделяют три основных этапа: ознакомление, тренировку, применение. Рассмотрим общедоступные Интернет-ресурсы для изучающих английский язык, исходя из данных стадий.

www.infoenglish.info — Подходит для самостоятельного ознакомления, повторения материала, т.к. здесь представлены грамматические правила на русском языке с примерами на английском. Можно скачать несколько видов сводных таблиц по временам (Active/Passive Voice), а также некоторые учебники. Подходит для начинающих и студентов среднего уровня.

www.ego4u.com — для студентов начального уровня предоставлено большое количество справочного материала в доступной форме на английском языке. Особенно много информации по временам английского языка (таблицы, схемы, упражнения).

www.usingenglish.com — англоязычный сайт с бесплатной регистрацией и доступом к грамматическим упражнениям и тестам. Этот ресурс представляет практический интерес для преподавателей, поскольку в разделе For Teacher можно скачать многочисленные раздаточные материалы, планы уроков, тренировочные упражнения и тесты.

Нельзя обойти своим вниманием онлайн справочник грамматики английского языка с упражнениями www.native-english.ru. Он подойдет для самостоятельной работы студентов уровня Pre-Intermediate по тренировке в использовании и закреплению изученного ранее на занятии грамматического материала. Для примера рассмотрим тему «Неправильные глаголы». Сначала предлагается теоретическая часть их использования, потом по активной ссылке переходим к самому списку неправильных глаголов. После их изучения предоставляется возможность пройти интерактивный урок на закрепление материала, который включает в себя следующие задания:

• Распределите правильные и неправильные глаголы по корзинам

• Напишите для самых популярных неправильных глаголов 2-ю и 3-ю формы

• Расставьте 3 формы глагола в правильном порядке. Для этого перетащите слова в рамку, а затем нажмите кнопку "Проверить"

• Выберите в предложении подходящую форму неправильного глагола

Все вышеперечисленные задания представлены с аудио сопровождением, что представляется очень важным для самостоятельной работы.

Для контроля сформированности грамматических навыков можно использовать материалы уже упомянутого сайта www.englisch-hilfen.de. Этот ресурс достаточно информативен как для преподавателей, так и для студентов разного уровня сформированности грамматических навыков.

Большое количество грамматических тестов по разным темам представлено на testyourenglish.org. Несмотря на то, что интерфейс ресурса полностью на английском, сайт очень удобен в использовании даже для начинающих изучать язык. В меню CATALOGUE OF TESTS есть раздел GRAMMAR, где представлены следующие грамматические темы: English tenses, Modal verbs, Passive voice and reported speech, Conditionals and unreal past, Articles, Pronouns and determiners, Prepositions, Other. Используя подобного рода сайты преподаватель может сочетать несколько видов деятельности для контроля степени сформированности грамматических навыков, например, задать прохождение определённого теста как д\з (самостоятельная работа студентов) с последующим контролем того же теста в письменной форме на занятии (аудиторная работа).

Сайт www.learnenglish.de представляет интерес для более продвинутых студентов, т.к. грамматика объясняется на английском языке. Однако, в аспекте данного вопроса представляет интерес раздел Tests, где обучаемые могут проверить свои знания по многим грамматическим темам онлайн.

Для внесения разнообразия в процесс изучения грамматики, повышения мотивазии к обучению и придания грамматическим структурам коммуникативной значимости представляетсяя интересным использование материалов с сайта

moviesegmentstoassessgrammargoals.blogspot.sk (Movie Segments to Assess Grammar Goals). Этот ресурс содержит отрывки из известных фильмов и мультфильмов с упражнениями на тренировку использования содержащихся в них грамматических структур. Темы варьируются от to be/to have до Conditional Sentences. Преподаватели могут использовать размещённые здесь же целые планы занятий по данным сюжетам.

Список рассмотренных образовательных Интернет-ресурсов является далеко не полным и носит ознакомительный характер. Несомненно, Интернет может и должен

использоваться в качестве эффективного приложения для развития речевых навыков и умений и для проверки знаний студентов. Он предоставляет возможность как для аудиторной работы (в случае достаточной оснащённости кабинетов в ВУЗе и наличия интернета), так и для самостоятельной работы студентов. В случае невозможности использования онлайн ресурсов в аудитории преподаватели могут использовать готовые материалы, распечатанные или перезаписанные заранее с тех же источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.