Научная статья на тему 'Индикативное планирование развития жилищно-коммунального комплекса города'

Индикативное планирование развития жилищно-коммунального комплекса города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ / ИНДИКАТОРЫ И РЕГУЛЯТОРЫ РАЗВИТИЯ / INDICATIVE PLANNING / HOUSING AND MUNICIPAL COMPLEX / MODELLING OF DEVELOPMENT / INDICATORS AND REGULATORS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Николай Николаевич

Осуществлён поиск ограниченного количества наиболее важных для каждой отрасли жилищно-коммунального комплекса индикаторов и регуляторов, отражающих и влияющих на качественные процессы в системе городского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDICATOR PLANNING OF DEVELOPMENT OF A HOUSING-AND-MUNICIPAL COMPLEX OF CITY

Search of the limited quantity of the most important for each branch of a housing-and-municipal complex of indicators and the regulators reflecting and influencing qualitative processes in system of municipal economy is carried out.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование развития жилищно-коммунального комплекса города»

Н.Н. МИНАЕВ

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА

Ключевые слова: индикативное планирование, жилищно-коммунальный комплекс, моделирование процесса развития, индикаторы и регуляторы развития.

Осуществлён поиск ограниченного количества наиболее важных для каждой отрасли жилищно-коммунального комплекса индикаторов и регуляторов, отражающих и влияющих на качественные процессы в системе городского хозяйства.

N.N. MINAEV THE INDICATOR PLANNING OF DEVELOPMENT OF A HOUSING-AND-MUNICIPAL COMPLEX OF CITY Key words: indicative planning, housing - and - municipal complex, modelling of development, indicators and regulators of development.

Search of the limited quantity of the most important for each branch of a housing-and-municipal complex of indicators and the regulators reflecting and influencing qualitative processes in system of municipal economy is carried out.

При выработке эффективных моделей управления ЖКК города представляется необходимым качественно и количественно оценить стартовые условия развития отраслей ЖКК с целью последующего использования результатов оценки при разработке сценарно-вариантной и ситуационной моделей. Этот процесс возможен с помощью инструментов индикативной оценки, причём система индикаторов не становится громоздкой, перегруженной информацией, в то же время она достаточна для первичного анализа ситуации в городском хозяйстве в целом и жилищно-коммунальном комплексе в частности; сравнения как с определенными нормативными значениями, так и с аналогичными среднероссийскими значениями.

Далее приведены подробные характеристики каждого из отобранных индикаторов - его название, значение, единицы измерения, порядок расчета и пороговые (нормативные) значения. В отдельных случаях все индикаторы могут сравниваться со среднероссийскими значениями, в тех случаях, когда тенденции социально-экономического развития города существенно разнятся с общероссийскими тенденциями.

Группа рассматриваемых индикаторов относится к числу индикаторов прямого управления в жилищном хозяйстве. Условно их можно разделить на индикаторы технического состояния жилищного фонда и на индикаторы развития рыночной инфраструктуры. Кроме того, ряд индикаторов характеризует формы и механизмы управления жилищным фондом, открывая возможность для изучения перспектив развития жилищного самоуправления. В целом эта группа указывает на стартовые условия при выборе оптимальной модели управления жилищным хозяйством (табл. 1).

1. Ввод нового жилья. Индикатор характеризует интенсивность городского жилищного строительства. Важно отметить, что активизация на рынке строительства жилья - следствие активного экономического развития города. Данный индикатор тесно связан с количественными характеристиками развития рынка жилищных услуг. Пороговые значения целесообразно определять исходя из среднероссийского уровня.

2. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде. Индикатор дает представление о техническом состоянии городского жилищного фонда. Указывает на необходимый объем работ по текущему и капитальному ремонту зданий, потенциальную ёмкость рынка соответствующих работ и услуг. Пороговые значения на уровне 5-9%.

3. Фактический уровень консолидированного бюджетного финансирования жилищного хозяйства. Показывая фактическую долю бюджетного финансирования капитального ремонта, этот индикатор отражает субсидиарность процессов финансирования восстановления жилищного фонда. Индикатор важен при составлении прогнозной оценки состояния жилищного фонда города. Выступает ещё и как индикатор внимания властей к проблемам состояния жилищного фонда. В связи с отсутствием эффективного механизма накоплений средств капитального ремонта (в настоящее время платежи населения являются объектом налогообложения) пороговые значения должны быть на уровне 10-20%.

Таблица 1

Индикаторы прямого управления состоянием жилищно-коммунального комплекса города (жилищное хозяйство)

I. Индикаторы прямого управления

1. Жилищно-коммунальный комплекс

1.1. Жилищное хозяйство

Название индикатора Расчет индикатора (пороговые значения)

Ввод нового жилья, м2 на 1000 жителей площадь введенного в эксплуатацию за определенный период жилищного фонда в расчете на тысячу жителей (среднероссийский уровень)

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, % процентное отношение площади ветхого и аварийного жилищного фонда к общей площади жилищного фонда (5-9%)

Фактический уровень консолидированного бюджетного финансирования капитального ремонта, % отношение фактического объема бюджетного финансирования капитального ремонта, в расчете на 1 м2 общей площади жилья, к нормативной стоимости жилищных услуг (на 1 м2 общей площади жилья) (10-20%)

Стоимость жилищных услуг, руб./м2 в месяц совокупная стоимость жилищных услуг в городе, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам и нормативам (среднероссийский уровень)

Доля товариществ собственников жилья (и домов с непосредственной формой управления), % отношение общей площади жилищного фонда, в котором зарегистрированы товарищества собственников жилья, к общей площади всего многоквартирного (четыре и боле квартир) жилищного фонда в городе (35-50%)

Доля городского жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе (управляющими компаниями), % отношение общей площади городского жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе (управляющими компаниями), к общей площади городского жилищного фонда в городе (35-50%)

Благоустройство жилищного фонда, % площадь благоустроенного жилищного фонда (оборудованного одновременно центральным отоплением, водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией) - в отношении ко всей площади жилищного фонда города (7590%)

4. Стоимость жилищных услуг. Отражая сложившийся уровень стоимости жилищных услуг в городе, этот индикатор свидетельствует об эффективности тарифной (ценовой) политики, а также позволяет определить нагрузку жилищных платежей на бюджеты домохозяйств. С его помощью также можно оценить степень цивилизованности и развитости рынка жилищных услуг. Пороговые значения на уровне среднероссийских.

5. Доля товариществ собственников жилья (и непосредственной формы управления домом). Характеризует процесс развития жилищного самоуправления. В идеале должен иметь значение выше 50%, так как жилищное самоуправление фундамент успешного развития рынка жилищных услуг и залог оптимального технического состояния жилищного фонда.

6. Доля городского жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе (управляющими компаниями). Может характеризовать развитие конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, однако должен рассматриваться в тесной связи с предыдущим индикатором и не превышать его значение. Это связано с необходимостью разумного баланса между уровнем жилищного самоуправления и степенью влияния на политику в жилищной сфере со стороны бизнеса. Пороговые значения аналогичны 35-50%.

7. Благоустройство жилищного фонда. Уровень благоустройства жилищного фонда (наличие центрального отопления, водопровода, горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения) отражает качество жилья и косвенно характеризует обеспеченность населения коммунальными услугами и уровень развития инфраструктуры. При анализе значений этого индикатора необходимо брать в расчёт возможности децентрализации оказания коммунальных услуг. Пороговые значения 75-90%.

Данная группа индикаторов показывает главным образом уровень технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры, а также характеризует исходную ситуацию в системе тарифного регулирования и оплаты коммунальных услуг. Важным отличием этого блока индикаторов от предыдущего является отказ от рассмотрения рыночных механизмов отрасли, так как ситуация может быть искажена факторами государственного регулирования ценообразования (табл. 2), в связи с этим пороговые значения целесообразно сравнивать со среднероссийскими.

Таблица 2

Индикаторы прямого управления состоянием жилищно-коммунального комплекса города (коммунальное хозяйство)

I. Индикаторы прямого управления

1. Жилищно-коммунальный комплекс

2.2. Коммунальное хозяйство

Название индикатора Расчет индикатора

Установленный уровень оплаты населением коммунальных услуг, % отношение стоимости коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья для населения, установленной местными нормативными актами, к нормативной стоимости коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья

Фактический уровень оплаты населением коммунальных услуг, % отношение фактического объема поступления коммунальных платежей от населения (на 1 м2 общей площади жилья) к нормативной стоимости коммунальных услуг (на 1 м общей площади жилья)

Фактический уровень бюджетного финансирования коммунального хозяйства, % отношение фактического объема бюджетного финансирования коммунального хозяйства, в расчете на 1 м2 общей площади жилья, к нормативной стоимости коммунальных услуг (на 1 м общей площади жилья)

Стоимость коммунальных услуг, руб./м2 в месяц совокупная стоимость коммунальных услуг в городе, рассчитанная по экономически обоснованным тарифам и нормативам

Степень износа водопроводных сетей, % накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб.

Степень износа водозаборов, % накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб.

Степень износа систем водоотведения, % накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб.

Степень износа теплосетей, накопленный к определенной дате износ (тыс. руб.) к %__________________________полной учетной стоимости основных фондов, тыс. руб.

Окончание табл.2

Название индикатора Расчет индикатора

Средневзвешенный КПД котлов и оборудования, % методики расчёта КПД; нормативно-технические параметры

Потери в сетях, % рассчитывается как коэффициент небаланса в инженерных сетях (водо-, электро-, теплоснабжения)

Сальдированный финансовый результат деятельности коммунальных предприятий, тыс. руб. разница между доходами и расходами от деятельности предприятий

1. Установленный уровень оплаты населением коммунальных услуг. Характеризует установленную органами местного самоуправления (региональными властями) степень участия населения в финансировании коммунальных услуг. Индикатор показывает механизмы социальной поддержки населения и степень субсидиарного участия власти в финансировании затрат на производство коммунальных услуг.

2. Фактический уровень оплаты населением коммунальных услуг. Взаимосвязан с предыдущим индикатором, образуя систему показателей качественного платёжеспособного спроса на коммунальные услуги.

3. Фактический уровень бюджетного финансирования коммунального хозяйства. Показывает уровень дотационности отрасли и производства коммунальных услуг. Также характеризует эффективность управления коммунальным хозяйством города.

4. Стоимость коммунальных услуг. Отражая сложившийся уровень стоимости коммунальных услуг в городе, этот индикатор свидетельствует об эффективности тарифной (ценовой) политики, а также позволяет определить нагрузку коммунальных платежей на бюджеты домохозяйств.

5. Степень износа водопроводных сетей. Показывает техническое состояние водопроводных сетей и необходимый объём инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций.

6. Степень износа водозаборов. Показывает техническое состояние водозаборов и необходимый объём инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций.

7. Степень износа систем водоотведения. Показывает техническое состояние систем водоотведения и необходимый объём инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций.

8. Степень износа теплосетей. Показывает техническое состояние теплосетей и необходимый объём инвестиций в восстановление инженерных коммуникаций.

9. Средневзвешенный КПД котлов и оборудования. Отражает эффективность использования генерирующего оборудования, обосновывая необходимость инновационных инвестиционных вложений. Характеризует уровень морального износа оборудования и является индикатором «потенциального резерва» к повышению эффективности деятельности отрасли.

10. Потери в сетях. Иначе именуется как «коэффициент небаланса». С экономической точки зрения идентичен предыдущему индикатору, однако раскрывает одну из самых сложных проблем коммунального хозяйства - состояние инженерных сетей. На основе значений этого индикатора возможен выбор вариантов децентрализованного коммунального снабжения жилищного фонда.

11. Сальдированный финансовый результат деятельности коммунальных предприятий. Результирующий индикатор, отражающий эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли, прямо пропорциональный уровню инвестиционной привлекательности.

Особо стоит рассмотреть группу прородно-климатологических регуляторов, которые в отличие от рассмотренных выше групп индикаторов и регуляторов не являются управляемыми человеком, а рассматриваются как непреодолимая данность. Условно их можно разделить две группы:

- к первой группе относятся регуляторы, обусловливающие параметры строительства жилья и объектов коммунальной инфраструктуры, а также влияющие на их эксплуатационно-производственные характеристики - это температурный режим местности;

- ко второй группе относятся регуляторы энергоресурсо- и водных запасов территории. Особенность этой группы заключается в том, что учёт их влияния характеризуется состоянием этих запасов в близлежащих территориях (как правило, их наличие не связано с территорией города как таковой).

Между тем значения природно-климатологических регуляторов в силу их незначительной изменяемости являются точкой отсчёта в выборе модели управления жилищно-коммунальным комплексом города. Ведь их наличие или отсутствие, их максимальное или минимальное значение определяют условия функционирования экономики города, находят своё прямое отражение в социальном аспекте развития через экологические факторы и факторы цен на рынке энергоносителей (табл. 3-4).

Таблица 3

Природно-климатологические регуляторы (температурный режим местности)

III. Природно-климатологические регуляторы

6. Температурный режим местности

Название регулятора Расчет регулятора

Среднемесячная температура воздуха в городской местности, градусы средние значения климатических параметров представляют собой сумму среднемесячных значений членов ряда (лет) наблюдений, деленную на их общее число

Среднегодовая температура воздуха в городской местности, градусы средние значения климатических параметров представляют собой сумму среднегодовых значений членов ряда (лет) наблюдений, деленную на их общее число

Продолжительность отопительного периода, дни рассчитывается от среднесуточных температур как разница между продолжительностью холодного и тёплого времени года

Таблица 4

Природно-климатологические регуляторы (природные ресурсы)

III. Природно-климатологические регуляторы

7. Природные ресурсы

7.1. Водные ресурсы

Название регулятора Расчет регулятора

Запасы пресной воды в открытых водоёмах, М3 Экспертные оценки

Запасы пресной воды в подземных источниках, М3 Экспертные оценки

7.2. Запасы энергоносителей территории

Запасы углеводородного сырья, М3, т Экспертные оценки

Запасы иных источников энергии, М3, т Экспертные оценки

Среднемесячная температура воздуха в городской местности. Регулятор характеризует эксплуатационно-технологические условия функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Среднегодовая температура воздуха в городской местности. Характеризует тип города в системе климатического районирования.

Продолжительность отопительного периода. Определяет уровень необходимости запасов энергоносителей для осуществления генерирования коммунальных услуг. Оказывает существенное влияние на план производства аварийно-ремонтных и эксплуатационных работ.

1. Запасы пресной воды в открытых водоёмах. Показывает величину, качество и потенциал водных запасов в реках, озёрах, водохранилищах и т.д.

2. Запасы пресной воды в подземных источниках. Показывает величину, качество и потенциал водных запасов в артезианских источниках и грунтовых водоисточниках. Первый и второй регуляторы определяют технологические особенности водоснабжения города.

3. Запасы углеводородного сырья. Показывает величину разведанных запасов нефти и газа в регионе. Важнейший регулятор уровня энергонезависимости города и потенциала снижения доли энергозатрат в структуре себестоимости производства коммунальных услуг.

4. Запасы иных источников энергии. Состав и структуру возможных источников энергии (электроэнергия, лес, торф, сланцы и т.д.).

МИНАЕВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ родился в 1975 г. Окончил Томский государственный архитектурно-строительный университет. Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления городским хозяйством Томского архитектурно-строительного университета. Область научных интересов - региональная экономика, управление жилищно-коммунальным комплексом, бюджетный федерализм. Автор 23 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.