ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Грибанова Д.А.
Грибанова Дарья Андреевна - магистр, департамент менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: существующие на сегодняшний день инновационные технологии формируют образ гостиничного номера будущего, диктуют тренды развития индустрии на ближайшие годы. В статье рассмотрен опыт внедрения инноваций на примере конкретных гостиничных брендов и выявлены основные технологические тренды в гостиничном бизнесе.
Ключевые слова: гостиничные инновации, современные технологии, отели будущего.
Развитие гостиничного сектора не стоит на месте. Ежегодно появляются все более инновационные технологии, которые позволяют сделать пребывание гостя в отеле максимально комфортным и интересным. Уже сейчас многие отели существенно отличаются от остальных. Отсутствие стойки регистрации, использование последних технических нововведений, уникальные услуги или полное отсутствие «видимого персонала» - эти и многие другие нововведения позволяют привлечь внимание современного гостя. Среди наиболее значимых технологических новинок выделяют:
1. Возможность входить в номер без ключа
На смену привычным картам приходит смартфон. Компания Starwood Hotels and Resorts внедрила в практику гостиниц новую технологию, позволяющую гостям открывать и закрывать двери в номер прикосновениями к экрану телефона. Эта технология является частью новой программы внедрения высоких технологий в гостиничный бизнес.
Аналогичные технологии есть и у сети Hilton. Эта компания объявила, что к концу 2018 года такие сервисы, как цифровая система регистрации и выбор номера в отеле, включая электронный план гостиницы, станут доступны более чем для 4000 отелей Hilton, включающих 11 брендов [2].
2. «Умное зеркало»
Этот ультрасовременный гаджет позволит быстро получить доступ к актуальным новостям, с его помощью можно будет просматривать прогноз погоды, а также использовать «зеркало» для просмотра новостной ленты социальных сетей, подключив к нему смартфон через Bluetooth.
3. Консьерж - бот
Виртуальный консьерж расскажет об услугах гостиницы, поможет заказать обслуживание номера, даст рекомендации по выбору баров и ресторанов и сможет принять от клиента жалобу. При необходимости с помощью новинки можно вызывать реальный персонал отеля.
4. Smart thermostat/ smart lighting
Отели все чаще используют технологию термостата. Она позволяет гостям регулировать температуру в своих номерах с мобильного устройства, даже если они еще не вошли в номер. Освещением так же, как и термостатом, можно управлять со своего смартфона
5. Док-станции
Док-станции являются удобным и полезным аксессуаром гостиничного номера: они автоматически считывают настройки девайса гостя, воспроизводят музыку, включают в себя функцию гостиничного будильника, являются зарядкой для других гаджетов.
6. Светочувствительные сенсоры
Эффективное и эргономичное решение: сенсоры включают свет, когда гость заходит в номер, и выключают, когда в номере в течение какого-то времени не наблюдается никакого движения.
7. Роботы
Необходимо отметить, что роботы в отелях уже давно не являются новшеством и, по мнению специалистов, уже к 2020 году они будут присутствовать буквально во всех отелях мирового уровня. В настоящее время разработки собственных гостиничных роботов уже представили такие крупные гостиничные бренды как Marriott, Starwood и Hilton [1].
Рассмотрим использование инновационных технологий на примерах конкретных отелей.
В 2016 году в Бельгии в отеле Marriott Hotel Ghent появился робот - помощник Марио. Робот владеет 19 языками, его основными обязанностями является приветствие гостей и выдача ключей от номера, кроме того, электронный помощник может поделиться с постояльцами полезной информацией, в том числе рассказать о меню в ресторане.
Помощь электронных сотрудников незаменима, они могут предоставить гостям необходимую информацию о номерах и дополнительных услугах, проводить их в концеренц-зал или помочь зарезервировать столик в ресторане.
Так, в японском городе Сасебо в 2015 году открылась первая в мире полностью роботизированная гостиница Henn-na Hotel (пер. Странный отель) [3].
На стойке регистрации гостей встречает администратор-робот, который зарегистрирует заезд, выезд гостей и поддержит несложную беседу. Человекоподобный робот обслуживает людей, которые говорят по-японски, а для англоговорящих постояльцев есть робот-динозавр. Среди персонала есть уборщики, портье, а также роботы-гардеробщики и экскурсоводы. На всей территории гостиницы установлены камеры, которые позволяют следить за работой электронных сотрудников и их взаимодействием с гостями.
Henn-na Hotel Japan - это образец отеля будущего, где использованы самые инновационные решения, которые современные технологии предлагают гостиничной индустрии: освещение в номере регулируется с помощью датчиков движения, а вместо ключей используется технология идентификации лица.
Уже в 2018 году крупнейшие гостиничные сети Hilton и Marriott планируют представить своим клиентам обновленные гостиничные номера, главной особенностью которых будет высококлассное техническое оснащение.
Одними из первых «умные» номера планируют представить своим гостям отели Marriott, уже сейчас в них активно применяются различные технологии IoT -интернета вещей. В отелях Hilton в ближайшие годы может появиться голосовой помощник, с помощью голосовых команд посредством специального приложения Amazon Echo постояльцы смогут управлять работой систем в своем номере.
Некоторые новшества в отелях Marriott способны удивить даже самых взыскательных гостей. В некоторых отелях этой сети планируется оборудовать специальные номера с выделенной зоной для занятий йогой. В таких номерах установят специальные зеркала, которые будут подсказывать правильность выполнения различных упражнений, а также позволят контролировать состояние здоровья во время тренировок. сердечный ритм.
Сеть отелей Starwood планирует в ближайшее время внедрить новые технологические приспособления, нацеленные на облегчение проживания гостей. Номера, наполненные смарт технологиями, уже тестируются. Компания постоянно находится в поисках новых «умных инструментов» и использует весьма интересные инновации, например, навес, который собирает солнечную энергию и позволяет заряжать телефон около бассейна.
Starwood внедряет технологии будущего и в фойе отелей. Например, с помощью «умных» ковров, которые будет активироваться с помощью смартфона. Такой ковер в коридоре сможет довести гостя до своего номера, указывая путь с помощью световой дорожки, а смарт-коврик около кровати будет реагировать на вес постояльца, включая в ночное время свет.
Также в планах компании оснастить фитнес-залы при отелях шлемами виртуальной реальности Oculus Rift. Работая на тренажерах в таких шлемах, гость может выбрать себе любой пеший или велосипедный маршрут, оказавшись в лесу или, например, на морском побережье. Причем скорость в виртуальном мире будет соответствовать скорости тренировки [3].
Путь к инновационным технологиям в гостинице лежит через сбережение природной энергии. Примером тому выступает отель Bardessono в калифорнийской деревне Напа. Еще в процессе возведения отеля около 93% образующихся строительных отходов сразу отправлялось на переработку.
Отделка комнат выполнена из вторичной древесины, крыша оборудована светоотражающими материалами и солнечными батареями. Для снижения энергозатрат при строительстве использовано много стекла: огромные окна обеспечивают естественное освещение 62 номеров.
Все помещения оборудованы датчиками слежения, которые работают для включения-отключения отопления. Лобби украшает вертикальный сад. В целях экономии воды и минимизации ее отходов для поливки растений используется система капельного орошения.
Горный экоотель Refuge du Gouter, расположенный во Французских Альпах, считается не только самой высокогорной гостиницей в Европе, но и одной из самых экологичных. Основным материалом для возведения каркаса отеля послужило дерево: ель, белая пихта и лиственница.
Фасад здания защищают листы из нержавеющей стали. Отель оснащен ветряными генераторами и солнечными панелями. Их энергия используется еще и для растапливания снега. Полученная вода идет на хозяйственные нужды.
Экологичный отель не роскошь, требующая дорогостоящих технологий. Инновационными могу быть методы использования уже существующей технической базы. Пример - «Арарат Парк Хайятт». Оптимизация работы систем вентиляции, кондиционирования, кухонного оборудования и оборудования прачечной позволили сократить потребление электроэнергии на 18% и тепловой энергии на 9% [2]
Динамичное развитие современных технологий требует быстрой реакции гостиничного бизнеса, обновления и совершенствования, поиска новых путей в борьбе за гостя. Поэтому очень важно отслеживать и внедрять инновации, которые помогут отелю выйти на новый, современный уровень на высококонкурентном рынке гостиничных услуг. Только так можно не потерять старых клиентов и завоевать доверие новых гостей.
Список литературы
1. Гребенькова Я.В. Инновации в гостиничном бизнесе // Современные наукоемкие технологии, 2013. № 10. С. 247-247.
2. Духовная Л.Л., Холодцова И.И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом, 2014. № 7. C. 58-73.
3. Pijak Jana. High Tech Hotel Innovations. [Электронный ресурс], 2017. URL:https://www.trendhunter.com/slideshow/hotel-innovations/ (дата обращения: 21.05.2018).