М.А. Акинфина, С.П. Бондаренко
(Минск, Беларусь)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современному специалисту юридического профиля просто необходимо умение работать с программными продуктами, обеспечивающими полноценную работу с текстовыми документами, электронными таблицами, электронными базами данных, а также программами, позволяющими преобразовывать печатные документы в электронный вид, программами-переводчиками и автоматизированными информационно-поисковыми
(справочно-поисковыми) системами и многими другими. Для грамотного, комплексного регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе правовой информатизации, правоведу необходимо владение
современными информационными технологиями,
юридическими правовыми системами, современными программными и техническими средствами защиты информации, средствами электронной цифровой подписи, информационными технологиями, лежащими в основе
функционирования современных компьютерных сетей и глобальной сети Интернет1.
В соответствие с учебными программами на первом этапе обучения студенты получают первичную подготовку в области информатики. Так, на занятиях по дисциплинам «Основы информационных технологий» ими изучаются: устройство
компьютера, его составляющих, основы работы на
персональном компьютере, автоматизированное рабочее место юриста, программное обеспечение. «Правовая информатика» находящаяся на стыке теории права и информатики представляет собой логическое продолжение дисциплины «Основы информационных технологий» В процессе изучения
1 Кашинский Ю.И. Информационные технологии для юристов. Учеб. пособие /Ю.И. Кашинский, С.Ф. Сокол, Б.С. Славин. - Минск: ООО "БИП-С Плюс", 2005.
пользуются уже готовыми информационными системами, используемыми в юриспруденции (Консультант Плюс и т.д.), но и на основе их использования реализовывать прикладные задачи.
Остановимся подробнее на применении информационных технологий в различных сферах правовой деятельности.
Работникам судов необходимы знания и навыки поиска информации, ее декодирования, распознавания, идентификации, статистической обработки данных1. Расширение круга сложных и наукоемких дел в судах диктует необходимость использования высоких информационных технологий судебной экспертизы, создания межведомственной автоматизированной
информационно-справочной системы судебно-экспертных
технологий, электронной библиотеки собственно экспертных технологий, к которой сможет обратиться судья (следователь, прокурор) для получения более глубоких профессиональных сведений о методике экспертизы 2.
В органах предварительного расследования важными являются проблемы внедрения и использования информационных технологий с целью решения задач сбора и обработки информации, ведения документооборота, принятия решений на основе использования систем искусственного интеллекта3.
Информационные технологии внедряются и в практику уголовно-исполнительной системы. Работа с информацией в данной системе на основе использования офисных пакетов становится обычной информационной деятельностью4.
При изучении правовой информатики одними из широко применяемыми в последнее время методов исследования являются методы искусственного интеллекта.
1 Гусев А. Высокие технологии для судебных экспертиз / А. Гусев, В. Колдин // Российская юстиция. - 2002. - № 7.
2 Там же
3 Егоров В.А. Информационные технологии предварительного расследования преступлений / В.А. Егоров // Российский следователь. - 2006. - №6.
4 Прийма В.Н. О современных информационных технологиях в уголовноисполнительной системе / В.Н. Прийма, Л.В. Россихина //. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 4.
В отличие от обычных информационных систем интеллектуальные юридические системы осуществляют моделирование рассуждений юристов при решении задач профессиональной деятельности. Результатом работы таких систем является решение юридической задачи с её обоснованием: информация о правовом статусе, рекомендуемая линия поведения.
Перспективные направления развития правовой информатизации не исчерпываются вышеизложенными. Новые информационные технологии создают новые возможности, которые постоянно расширяют поле их применения в юридической деятельности.
Приведем примеры лабораторных работ по курсу «Основы информационных технологий» и «Правовая информатика», выполняемых студентами факультета права Белорусского государственного экономического университета и студентами юридического факультета Белорусского государственного университета1.
Лабораторная работа СИСТЕМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Задание. Из предложенных вариантов помещений выбрать и обосновать наилучший выбор офисного помещения для юридической консультации.
Рекомендации к выполнению
1. Ознакомьтесь с интерфейсом СППР «Assistant Choice», запустите деморолик командой Пуск - Программы -Спец. Программы - Assistant Choice.
2. Запустите программу «Assistant Choice».
3. Откройте Проблема - Новая проблема. Введите название проблемы.
4. Сформируйте дерево критериев командой Добавить подкритерий. ОК.
5. Сохраните файл в своей папке с именем Фамилия_СППР_консульт.
1 Акинфина М.А. Информационные технологии в правоведении: лабораторный практикум / М.А. Акинфина, Т.В. Куратева. - Минск: БГЭУ, 2011. - 162 с.
6. Оцените критерии по 10-ти балльной шкале.
Т. Во вкладке Выбор альтернатив установить
заданное количество альтернатив (предложенных вариантов расположения юридической консультации).
S. Оцените последовательно каждую альтернативу
по 10-ти балльной шкале (проследите изменение значка критерия после его оценки).
9. Во вкладке Результат посмотрите решение.
10. Сформируйте отчет по работе в Word командой Проблема - Экспорт в MS Word.
11. Отредактируйте отчет согласно требованиям:
- укажите наименование проблемы;
- укажите перечень критериев с коэффициентами их относительной важности 1;
- укажите перечень альтернатив с рассчитанными векторами приоритетов:
№ п/п Наименование альтернативы Вектор приоритетов
1. 1.Помещение в гостинице «Минск» 0.102S
- отсортируйте таблицу по убыванию вектора приоритетов;
- укажите наиболее приемлемый вариант выбора;
- перечислите возможные варианты, в случае отказа в выбранном лучшем варианте.
Предлагаемые варианты помещений:
Вариант 1: Помещение на 1-ом этаже гостиницы
«Минск» (проспект Независимости) общей площадью 30 м2, арендная плата - 2000 у. е. в месяц.
Вариант 2: Помещение в здании по адресу: пр-т Независимости, 117 (здание напротив Московского вокзала); возможность продажи помещения. Арендная плата: с 1-го по 3-й этаж - 1000 у.е. в месяц; с 4-го по 7-й этаж - 800 у.е. в месяц; с 8-го по 16 этаж - 620 у.е. в месяц. Помещения однотипные, площадь каждого 41 м2.
Вариант 3: Помещение площадью 40 м2 на 1-м этаже по адресу: пл. Победы, 4. Помещение требует ремонта, сдается на срок до 5-ти лет, арендная плата - 1200 у.е. в месяц.
Вариант 4: Помещение площадью 30 м2 на 1-м этаже в здании завода им. Ленина (пр-т Независимости, 5S, справа от центрального входа). Помещение требует перепланировки и ремонта. Сдается на срок до 3-х лет. Арендная плата - 1200 у.е. в месяц.
Вариант 5: Помещение с 5-го по S этажи в здании научнопроизводственного объединения «Планар» по адресу: пр-т Партизанский, 2. Помещения однотипные после косметического ремонта площадью 60 м2. Арендная плата - 15 у.е. за 1 м2 в месяц.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие искусственного интеллекта.
2. Применение искусственного интеллекта.
3. Определение СППР.
4. Задачи, решаемые СППР.
5. Определение ЭС.
6. Основные компоненты СППР.
7. Отличия ЭС и СППР.
S. Определение дерева критериев.
9. Примеры СППР в праве.
10. Примеры ЭС в праве.
Лабораторная работа Конструирование web-страниц средствами MS FrontPage. Публикация сайта на бесплатном сервере.
Задание 1. Создать web-сайт юридической консультации, состоящий не менее чем из 3-х связанных между собой web-страниц. Обеспечить навигацию как внутри web-сайта, так и внутри каждой отдельной web-страницы с помощью гиперссылок и закладок.
Рекомендации к выполнению
1. Запустите приложение MS FrontPage и создать новый web-сайт.
Чтобы запустить программу Microsoft FrontPage 2003,
выполните следующие действия: на панели задач Windows нажмите кнопку Пуск, выберите в главном меню пункт
Программы - Microsoft Office - Microsoft FrontPage 2003. Для
создания сайта нажмите кнопку Файл в строке меню и выберите пункт Создать. Справа в области задач Создание выберите пункт Одностраничный веб-узел. В появившемся окне Шаблоны веб-узлов на вкладке Общие выберите шаблон Одностраничный веб-узел, а в правой части окна в поле Параметры с помощью кнопки Обзор укажите адрес, где будет храниться ваш сайт (полный путь к вашей рабочей папке + имя папки, которая будет содержать ваш сайт) и нажмите кнопку OK.
2. Создайте фреймовую структуру сайта.
Фреймы (в переводе с англ. frame означает кадр) - части, на которые делится окно web-обозревателя. В каждом отдельном фрейме загружается своя web-страница. В одной -набор гиперссылок, в другой - заголовок сайта, в третьей -сведения об авторских правах, а в самой большой - основное содержимое страницы. Схематично это можно представить так, как показано на рисунке.__________________________________
Заголовок сайта
Набор Полезное содержимое
гиперссылок для сайта
перехода между
страницами
сайта
Сведения об авторских правах
разработчика сайта
Для создания страницы фреймовой структуры необходимо использовать команду Файл-Создать. Справа в области задач Создание выберите пункт Другие шаблоны страниц. В появившемся окне Шаблоны страниц выбрать вкладку Страница рамок и шаблон Колонтитулы и оглавление и нажать кнопку ОК. В результате будет создана главная страница фреймовой структуры. В появившемся окне кнопка Задать начальную страницу позволяет выбрать созданную ранее web-страницу (если таковая была заранее создана).
Кнопка Создать страницу позволяет создать новую web-страницу.
Для создания заголовочной web-страницы в верхней части фреймовой структуры нажмите кнопку Создать страницу. По аналогии, нажав кнопку Создать страницу создайте левую боковую страницу, которая будет содержать навигационное меню с набором гиперссылок, нижнюю страницу, в которую поместим сведения об авторских правах, и правую боковую страницу, в которой разместится основная информация.
3. Сохраните страницу фреймовой структуры. Для сохранения созданной страницы фреймовой структуры необходимо выбрать команду Файл-Сохранить как... (обратите внимание на то, что страница, которая в данный момент будет сохранена, выделена). В диалоговом окне Сохранить как имя главной web-страницы фреймовой структуры укажите как index.htm. Затем, щелкнув по кнопке Save сохраните страницу и в появившемся диалоговом окне на вопрос о замене ответить Да (Yes). Аналогично в последующих автоматически появляющихся окнах сохранения укажите имя заголовочной web-страницы как header.htm, имя страницы, содержащей навигационное меню - menu.htm, имя страницы, содержащей сведения об авторских правах - copyright.htm и имя страницы с основным содержимым - main.htm.
4. Заполните заголовочную web-страницу. В заголовочную часть web-страницы внесите сведения, характеризующие содержание web-сайта. Выполните сохранение страницы.
5. Заполните левую боковую web-страницу списком меню, которое включает названия разделов вашего web-сайта, например:
• Г лавная
• Сотрудники;
Услуги и расценки;
» Новости; Клиенты;
После заполнения выполните ее сохранение. Эта web-страница в созданной фреймовой структуре будет содержать навигационное меню.
6. Создайте и заполните правую боковую web-страницу (main.htm). Разместите на ней общую информацию о юридической фирме.
Т. Добавьте рисунок на web-страницу. Для добавления рисунка на Web-страницу выберите команду Вставка-Рисунок-Картинки... (позволяет вставить рисунок из папки ClipArt Gallery) или команду Вставка-Рисунок-Из файла. (позволяет вставить рисунок из файла). Выполните сохранение страницы. При сохранении страницы, вам будет задан вопрос о сохранении рисунка, помещенного на страницу. После
сохранения значок рисунка появится в структуре сайта
(панель Список папок). Необходимо переместить рисунок в папку images в структуре Список папок.
S. Осуществите предварительный просмотр текущей web-страницы. Внизу окна MS FrontPage 2003 расположен переключатель представлений страницы, предназначенный для переключения между различными режимами представления страницы. Вкладка Конструктор используется для редактирования web-страницы, вкладка Код предназначена для просмотра и редактирования HTML-кода страницы (предназначена для опытных пользователей). При переходе на вкладку Просмотр осуществляется предварительный просмотр создаваемой страницы.
9. Замените текст, расположенной на заголовочной странице (header.htm) компонентом MS FrontPage «бегущая строка». Бегущую строку можно добавить командой Вставка-Веб-компонент...-Бегущая строка. В появившемся диалоговом окне в поле Текст ввести текст бегущей строки, в группе Размер задать размеры бегущей строки: Ширина -например, 320 пикселей, Высота - 25 пикселей и нажать кнопку OK.
Форматирование параметров бегущей строки можно осуществлять через контекстное меню.
10. Создайте web-страницы в соответствии с содержанием навигационного меню. Для примера создадим web-страницу с пунктом «Сотрудники». Все остальные web-страницы создаются аналогичным способом.
Выберите команду Файл-Создать и шаблон Пустая страница.
Наполните созданную web-страницу информацией и сохраните ее под именем sotrud.htm.
11. Осуществите заливку страницы или поместить на страницу фоновый рисунок. Для заливки страницы необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши внутри страницы и в
контекстном меню выбрать пункт Свойства страницы________ В
появившемся диалоговом окне Свойства страницы перейдите на вкладку Форматирование, в группе Цвета выберите элемент Фон, определить цвет заливки и нажать кнопку ОК. Страница будет залита выбранным цветом.
Для помещения на страницу фонового рисунка в диалоговом окне Свойства страницы перейдите на вкладку Форматирование, выделите элемент Фоновый рисунок (поставить флажок) и через кнопку Обзор укажите место расположения фонового рисунка.
12. Установите гиперссылку из навигационного меню, размещенного на странице с именем menu.htm на созданные web-страницы main.htm и sotrud.htm. Для этого выделите первый пункт меню (Главная) и выбрать команду Вставка-
Гиперссылка____ В появившемся окне Добавление
гиперссылки выберите web-страницу main.htm и нажмите кнопку ОК. Аналогично установите гиперссылку пункта меню «Сотрудники» на страницу sotrud.htm. Сохраните изменения на странице.
13. Аналогичным способом сделайте гиперссылками все пункты навигационного меню.
14. Добавьте на страницу sotrud.htm две закладки. Вверху страницы выделите слово из первого предложения первого абзаца. Выберите команду Вставка/Закладка и в диалоговом окне Закладка нажать кнопку ОК. В результате будет создана закладка. Аналогично создайте закладку в конце страницы.
15. Осуществите переход внутри страницы с использованием закладок.
В начале страницы набрать текст «В конец страницы», а в конце страницы набрать текст - «В начало страницы». Выделить текст «В конец страницы», выбрать команду Вставка-Гиперссылка. и в окне Добавление гиперссылки нажать кнопку Закладки. Выбрать созданную ранее закладку, вставленную в конце страницы и нажать ОК. Аналогичным образом установить переход по закладке из конца страницы на начало страницы.
16. Добавить на страницу sotrud.htm компонент MS FrontPage «Интерактивная кнопка».
Переход внутри страницы (между страницами) можно осуществить и с использованием компонента MS FrontPage «Интерактивная кнопка» командой Вставка-Веб-
компонент...-Интерактивная кнопка. В появившемся
диалоговом окне Меняющиеся кнопки на вкладке Кнопка выбрать образец кнопки. В поле Текст кнопки ввести текст кнопки, в поле Ссылка указать ссылку на соответствующую закладку (страницу веб-сайта, используя кнопку Обзор). Выполнить сохранение страницы.
17. Осуществите предварительный просмотр созданной фреймовой структуры. Выполните просмотр созданной фреймовой структуры в режиме Web и проверте работу всех интерактивных компонентов можно, как указывалось ранее, щелкнув по вкладке Просмотр, либо выбрать команду Файл-Просмотреть в обозревателе, или запустите приложение Internet Explorer и выберите команду Файл-Открыть, указав путь к главной web-странице фреймовой структуры index.htm.
18. Отредактируйте фреймовую структуру после просмотра ее в Internet Explorer.
После внесения изменений их необходимо сохранить, а в Internet Explorer для просмотра внесенных изменений нажать кнопку Обновить.
Задание 2. Опубликуйте созданный вами сайт в сети Интернет на бесплатном сервере
1. Зарегистрируйтесь на бесплатном почтовом сервере Ш.Ьу (или используйте уже существующую регистрацию).
2. После получения имени пользователя и пароля приступайте к загрузке сайта на выбранный вами сервер.
=3
Настройка FTP-соединения в' 1
3. В Total Commander выполните команду FTP-
Соединиться с FTP.., нажмите кнопку добавить и заполните поля:
• Заголовок - введите название вашего сайте;
• Имя сервера введите ftp.tut.by;
• Сервер - 3128;
• Учетная запись введите имя пользователя;
• Пароль - введите пароль ;
• Локальный каталог введите путь к вашей папке;
• Установите флажок пассивный режим обмена;
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое гиперссылка и гипертекстовый документ?
2. Что такое веб- страница?
3. Понятие веб-сайта.
4. Какие вы знаете популярные веб-браузеры для просмотра веб-страниц?
5. Какой универсальный формат для веб-документов?
6. Какие вы знаете редакторы для создания веб-узла?
7. Какие существуют шаблоны для работы с текстом MS Front Page?
8. Какое расширение у рисунков, помещаемых на вебстраницу?
9. Как создать гиперссылоку в MS Front Page?
10. Перечислите объекты, на которые можно устанавливать ссылки.
Список литературы
1. Кашинский Ю.И. Информационные технологии для юристов. Учеб. пособие /Ю.И. Кашинский, С.Ф. Сокол, Б.С. Славин. - Минск: ООО "БИП-С Плюс", 2005.
2. Гусев, А. Высокие технологии для судебных экспертиз / А. Гусев, В. Колдин // Российская юстиция. - 2002. - № 7.
3. Егоров В. А. Информационные технологии
предварительного расследования преступлений / В. А. Егоров // Российский следователь. - 2006. - №6.
4. Прийма В.Н. О современных информационных технологиях в уголовно-исполнительной системе / В.Н. Прийма. Л.В. Россихина //. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2006. - № 4.
5. Акинфина М. А. Информационные технологии в правоведении: лабораторный практикум / М.А. Акинфина, Т.В. Куратева. - Минск: БГЭУ, 2011. - 162 с.