ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 г. Выпуск 1 (16). С. 29-32
УДК 640.4;658.51
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
Н. И. Санникова, Н. О. Зубко
Интегрированный технический менеджмент как индивидуальных номеров, так и отеля в целом в будущем станет частью того знания или умения, без которого отельеры в принципе не смогут обходиться.
Жак Леви, независимый гостиничный эксперт
Что такое информационные технологии сегодня? Для чего они нужны? Стоит ли вкладывать в них средства? Ответы на эти вопросы можно найти в работах П. Капсюлькина (2008), А. Максимова (2008), Д. Степаненко (2008), М. Фарафоновой (2006), Е. Е. Филиппов-
ского, Л. В. Шмаровой (2006) и др. Сегодня в мировом сообществе происходят глобальные
изменения, вызванные проникновением во все сферы жизни информационных технологий. Не остался в стороне и туризм как сфера экономики, деятельности и занятости людей.
Сегодня информационные технологии оказывают огромное влияние на развитие предприятий сферы сервиса и туризма. Ведущей отраслью сферы обслуживания является гостиничный сервис. Современное состояние рынка гостиничных услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием видов предоставляемых основных и дополнительных услуг, повышением уровня обслуживания. С точки зрения организации и управления гостиничные комплексы представляют собой сложные системы, которые состоят из различных, взаимосвязанных служб, объединить которые помогают автоматизированные системы управления. Н. Бальба (2005) подчеркивает, что тот момент, когда ни одна гостиница не сможет работать без АСУ, однозначно наступит. В связи с этим процесс автоматизации предприятий гостиничной индустрии является актуальным для любого отеля независимо от количества номеров, его категории и месторасположения.
Цель исследования: совершенствование деятельности гостиниц на основе информационных технологий.
Задачи исследования: 1) проанализировать содержание информационных технологий, применяемых для автоматизации гостиничного бизнеса; 2) проанализировать особенности применения информационных технологий на предприятиях индустрии гостеприимства г. Ханты-Мансийска.
Методы исследования: теоретический анализ научной, научно-методической, учебной литературы; опрос, картографический метод; методы математической статистики.
Организация исследования: исследование проводилось в период с сентября 2008 по март 2009 года. Содержание программных продуктов, применяемых для автоматизации гостиничного бизнеса, анализировалось по 46 показателям на примере 10 программ, из которых 4 -зарубежного, 6 - российского производства. А именно: зарубежного производства - это Fide-lio HMS (Micros-Fidelio, США), Lodging Touch Libica (MAI Hospitality, США), Navision, KEI-Hotel (Эксперт Солюшен, г. Киев); российского производства - это Opera (Hotel Inf. Systems), Hotel-2000 (Интурсофт), Nimeta (HRS (Hotel&Restraunt Systеm)), Libra Hospitality (Softbrands Inc.); Эдельвейс (Рексофт, г.Санкт- Петербург), Hotel InStyle (ЗАО «Ист Консепт»). Программные продукты были проанализированы по показателям четырех модулей: по работе с клиентами, по управлению отелем, финансовый и статистический, дополнительных возможностей. Всего было проанализировано 46 показателей.
В опросе приняли участие представители семи гостиниц г. Ханты-Мансийска: «На семи холмах», «Тарей», «Миснэ», «Югорская долина», «Бизнес-центр», «Тобол», «Отель+». Всего 7 человек. Анкета включала семь вопросов.
Результаты исследования: Лидером среди программ по количеству анализируемых показателей является система автоматизации Б1ёе1ю ИМБ, то есть эта программа может автоматизировать в полной мере основные службы гостиницы. Наименьшее число характеристик у системы №ше1а (рис. 1).
процент
Рис.1. Сравнение программных продуктов для автоматизации гостиниц по количеству показателей
В г. Ханты-Мансийске одним из первых был автоматизирован отель «Тарей» (2003 г.), одной из последних - гостиница «На семи холмах» (2007 г.). Гостиницы используют в своей работе такие автоматизированные средства как: Libra Hospitality - в «Югорской Долине», Эдельвейс - в «Отель+». «На 7 холмах» и «Тарей» работают по программе Navision. Гостиница «Миснэ» для автоматизации финансового блока использует программу 1С. Совсем не затронуты автоматизацией две гостиницы: «Бизнес-центр» и «Тобол». При этом лидером по количеству автоматизированных систем является отель «Тарей», где только система интерактивного и платного телевидения не автоматизирована (рис. 3).
Рис. 3. Степень автоматизации гостиниц г. Ханты-Мансийска
Наиболее распространенным автоматизированным блоком является модуль службы приема и размещения (71 %), на втором месте управление тарифами (57 %), на третьем месте модуль управления номерным фондом (43 %). Только две гостиницы - «Тарей» и «Югорская
Долина» - автоматизировали модуль управления дверными замками, другие отели работают с обычными ключами.
Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека, особенно такой категории людей как бизнес-туристы, которые составляют около 60 % от общего числа гостей, посещающих г. Ханты-Мансийск. Соответственно, гостиницы, ориентированные на бизнес-туристов, должны оказывать такую услугу.
При сравнительном анализе сайтов гостиниц г. Ханты -Мансийска и г. Сургута установлено, что в среднем около половины гостиниц в том и другом городе имеют собственные сайты, но используют их в разной степени. Так, все сайты гостиниц г. Сургута предоставляют возможность бронирования номера, в г. Ханты-Мансийске подобную услугу предоставляют только 20 % гостиниц - это «Тарей» и «Югорская Долина», да и то через их сайты можно только забронировать номер (точнее отправить заявку) и ждать ответа администратора гостиницы. Что касается бронирования в режиме реального времени, то такой услугой можно воспользоваться только на сайтах трех гостиниц г. Сургута - это «Геолог», «Полет» и «Уют» (рис. 4).
процент
50 40 30 20 Ю О
наличие сайта возможность возможнось
брони оплаты
8S г.Сургут = г.Ханты-Мансийск
Рис.4. Бронирование через Интернет гостиницами г. Ханты-Мансийска и г. Сургута
Таким образом, результаты исследования позволили определить рейтинг программных продуктов, используемых для автоматизации гостиниц: 1. Fidelio HMS (Мюго8-Р1ёе1ю,США),
2. Lodging Touch Libica (MAI Hospitality, США), 3. Opera (Hotel Inf. Systems), 4. Libra Hospitality (Softbrands Inc.), 5. Эдельвейс (Рексофт, г. Санкт- Петербург), 6. Navision, 7. KEI-Hotel (Эксперт Солюшен, г. Киев), 8. Hotel InStyle (ЗАО «Ист Консепт»), 9. Hotel-2000 (Интур-софт), 10. Nimeta (HRS (Hotel&Restraunt Systеm)).
Все рассмотренные автоматизированные системы имеют модули бронирования, Интернет-бронирования; модуль размещения; модуль управления номерным фондом; управление тарифами.
Такие системы, как Русский Отель, Hotel-2000, KEI-Hotel, Navision предназначены в основном для автоматизированного управления отделами бронирования и размещения. Сейчас этого уже недостаточно, поскольку появляются компьютерные системы, которые интегрируют все процессы деятельности. В связи с этим гостиница вынуждена подписывать несколько договоров на дополнительное обслуживание.
Российские программные продукты для автоматизации гостиниц по сравнению с зарубежными на сегодняшний день отстают по количеству систем, которые они способны автоматизировать, почти в 2,5 раза.
Гостиницы г. Ханты-Мансийска в настоящее время используют в своей работе три программы, которые в рейтинге рассмотренных 10 программ занимают 3-е (Libra Hospitality), 5-е (Эдельвейс), 6-е (Navision) места.
Пять гостиниц г. Ханты-Мансийска в своей работе используют автоматизированные средства (71 %).
Гостиницы города характеризуются недостаточным уровнем автоматизации процессов
управления, особенно таких, как служба бронирования через Интернет, управление энергопотреблением, управление отделом продаж и маркетинга, управление дверными замками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Капсюлькин, П. Компьютерные технологии - для чего они нужны? [Текст] / П. Кап-сюлькин // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2008. - № 5. - С. 53-54.
2. Максимова, А. Формулы успешного ценообразования [Текст] / А. Максимова // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2008. - № 5. - С. 8-10.
3. Максимова, А. О программах лояльности в гостиничном бизнесе [Текст] / А. Максимова // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2008. - № 6. - С. 10-12.
4. Степаненко, Д. Libra Hospitality и Heliopark Group - стратегическое партнерство на годы вперед [Текст] / Д. Степаненко // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2008. -№ 3. - С. 57-58.
5. Фарафонова, М. Комфорт в отеле. Желание гостей и цели владельца можно объединить [Текст] / М. Фараонова // Гостиница и ресторан: бизнес и управление. - 2004. - № 7. - С. 48-50.
6. Филипповский, Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства [Текст] / Е. Е. Филипповский, Л. В. Шмарова. - М. : Финансы и статистика, 2006. - С. 133-135.