Литература
1. Антонов, А.В. Системный анализ: учеб. для вузов / А.В. Антонов. - М.: Высш. шк., 2004. - 454 с.
2. Морено, Р. Изучение естественнонаучных предметов в виртуальной мультимедийной реальности: роль методов и средств / Р. Морено, Р.Э. Мэйер // Инновации в образовании. - №4. - 2005. - С. 153-155.
3. Л. Баггот ла Вель. Трансформация знания с помощью интеграционно-коммутативных технологий при изучении естественных наук по учебным программам, составленным учителями / Л. Баггот ла Вель, Э. Макфарлейн, Р. Браун // Инновации в образовании. - № 2. - 2005. -С. 127-129.
Использование информационных технологий на уроках русского языка
Г.Г. Косарим ([email protected])
Средняя общеобразовательная школа №6, г. Йошкар-Ола
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн
В современных условиях русский язык приобретает все большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И.С. Тургенев. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием. Общество нуждается в людях думающих, с развитым мышлением, творцах и новаторах. Поэтому одно из центральных мест в начальной школе отводится изучению русского языка, т.к. этот учебный предмет открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Главной целью занятий по русскому языку является пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению, чтобы изучаемый материал становился для них более доступным, а работоспособность значительно повышалась.
Учителям в школе необходимо постоянно вводить новшества, делать свои уроки насыщенными, увлека -тельными, продуктивными, современными. Перед нами всегда стояла главная задача, чтобы заинтересовать детей в предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Урок должен быть ярким, эффектным, продуктивным, эмоциональным, запоминающимся и выразительным, нужно грамотно и доступно объяснить материал и, главное, вовлечь каждого ученика в процесс познания, осуществлять индивидуальный подход к обучению. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям. В начале мы использовали компьютер в качестве удобной «пишущей машинки с памятью»: готовили с его помощью дидактические материалы, конспекты уроков; создавали списки, шаблонные формы; систематизировали документы в домашнем компьютере; готовили отчеты и т.д. Постепенно освоили программу для создания презентаций PowerPoint и стали создавать собственные презентации, которые получили применение на уроках. Большие возможности открылись перед нами, когда вышли в Интернет. Использование Интернет-ресурсов позволило представить вниманию учащихся ряд репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий. Рассматривание репродукций с картин активизирует детский словарь, развивает у учащихся умение выражать свои мысли при написании сочинений и одновременно способствует формированию у них правильных представлений об окружающем мире, любви к природе, к животным, к труду, человеку. Электронные пособия для учащихся начальных классов помогают разнообразить уроки, осуществить индивидуальный подход в обучении детей. Не менее важен тот факт, что возможности компьютерных технологий позволяют быстро, а главное качественно, подготовить интересный урок по любому предмету и теме с использованием электронных ресурсов. Для проведения данных уроков необходим лишь один компьютер и мультимедийный проектор, который переносит изображение на экран. Это очень удобно для каждого учителя. Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально и без него невозможно современное образовании в начальной школе. Это для начальной школы означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Приоритетной целью начального образования является развитие функциональ-
но грамотной личности школьника, становление его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе (учиться - значит уметь «учить себя»). Ученик - равноправный участник обучения. Мы должны всячески способствовать развитию его активности и самостоятельности на всех этапах обучения, чтобы ученик мог принимать учебную задачу, участвовать в выборе средств ее решения, осуществлять контроль и самоконтроль, применять все это в жизненных ситуациях. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся нашей школы, а для учителей стали нормой работы - это является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Использование на уроках мультимедийных презентаций обогащает процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, а также способствует творческому развитию учащихся. Использовать презентации можно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Детям это интересно и очень нравятся такие уроки. Мы думаем, что уже в начальных классах, возможно, дать понять ребенку, что компьютер - это инструмент для интересной, увлекательной работы, и если он научится что-то делать сам на компьютере, то получит удовольствие и пользу от такого занятия. С этой целью на уроках технологии мы дали воспитанникам начальное представление о компьютере и современных информационных технологиях, познакомили с основными свойствами информации, научили их пользоваться Интернетом. Это дало возможность привлечения детей к выполнению доступных работ на компьютере, использовать их умения при закреплении материала по русскому языку и проверке знаний. Дети были разделены на группы, т.к. было несколько компьютеров, и по очереди выполняли практические работы, тренировочные и контрольные упражнения. Вызываем интерес к занятиям по русскому языку через дидактическую игру. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает. Ведь то, что игра - это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Используем игру - соревнование «Аукцион». Ее можно применять при изучении любых тем. Например, при изучении темы глаголы подобрать как можно больше глаголов прошедшего времени к данной схеме. За 3 минуты детьми были записаны 21-25 слов по схеме " "" Л л : записала, закупала, закричала и т.д. Или игра «Кто больше?», подбираются слова на изучаемое правило, кто больше подберет синонимов, антонимов.
Немаловажную роль имеет применение игры « Шифровальщики», которая способствует развитию логического мышления и обогащению словарного запаса. Например, дается задание: отгадать слова и выбрать из каждой группы лишнее слово: аалтрек, лажок, раукжк, зитонк (тарелка, ложка, кружка, зонтик); оарз, страа, янивш, роамкша (роза, астра, вишня, ромашка); кьоинк, мичкя, жыил, гесн (коньки, мячик, лыжи, снег) и др. Предлагаем зашифрованные словосочетания и зашифрованные предложения. Применение инновационных технологий способствует использованию занимательных форм проведения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, КВН, применение сказочных героев, которые задают детям разнообразные задания или помогают познакомиться с новой темой. ИКТ наглядно дает возможность увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным, применяя устное народное творчество (скороговорки, потешки, считалки, загадки, пословицы). Велико ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твердого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки, которые становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках. Пословицы и поговорки можно подобрать к любой теме русского языка: парные звонкие и глухие согласные, правописание безударных гласных, изучение слов с непроизносимыми согласными, правописание слов с предлогами и приставками, с разделительным и твердым знаком, при изучении падежных окончаний имен существительных, при изучении личных окончаний глаголов, при изучении местоимений и наречий, неопределенной формы глагола и др. Некоторые пословицы могут использоваться несколько раз. Они помогают совершенствовать речь учащихся, обогащать словарный запас, развивать память и мышление детей, а также на примерах пословиц стараюсь заложить в них нравственные поступки. С помощью ИКТ можно наглядно использовать все памятки. Так, например, дается предложение: На бере_ках в саду по_вились ж_лтые пряди. После разбора предложения, выяснения наличия орфограмм, дается задание: провести разбор имен существительных как части речи. С правой стороны в кадре презентации дается памятка, по которой дети определяют начальную форму, род, склонение, падеж, число, роль в предложении, или ребята должны определить по памятке, какое задание надо выполнить.
Компьютер дает огромную возможность творчески подойти к проведению словарной работы, сделать более эффективной, применять разнообразные приемы работы со словарными словами. Использовать такие приемы словарных диктантов, как выборочный, кратковременный, картинный, с использованием загадок, с подбором синонимов и антонимов описательному обороту, с пропущенными буквами, запись по алфавиту, по памяти.
Используя компьютер, мы применяем и такой прием работы со словарными словами: предлагаем прочитать данные слова, затем показываем различные картинки, а дети должны записать только те, которые будут совпадать с прочтенными словами. По окончании работы делается проверка. Ребятам очень нравится и такой прием, как найти слово, которое спрягалось в цепочке, записанное в следующем порядке: СГС, СГ, СГСС: ВНЫФВКОСДТММОЭКВАФНАВТ. Сложив слоги в указанной последовательности, получается новое слово: космонавт. Предлагаем ребятам работу в парах: один в роли учителя - диктует, а другой работает с текстовым редактором. При повторении изученного о прилагательном с помощью ИКТ вспоминаем все изученные правила о прилагательном. Затем предлагаем записать словосочетания в родительном, винительном и предложном падежах: белая скатерть, огромный дом, раннее утро, молодые люди, хитрая лисица, холодный день, где дети выясняют, что молодые люди - во множественном числе.
А как интересно можно оформить материал в презентации при работе по подбору проверочного слова по теме парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, проверяемые ударением. Например, при повторении правописания парных звонких и глухих согласных использую такие задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова, назвать на какую тему подобраны слова, подчеркнуть «лишнее»: кни_ки, обло_ки, тетра_ки, промока_ка - (школа); реди_ка, морко_ка, гря_ки, _гурец -(огород); пиро_ки, голу_цы, ло_ки, сли_ки - (столовая); пло_цы, ло_ки, остро_ки, фла_ки - (море) и др.
С помощью инновационных технологий для эффективного обучения орфографии достигается многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д., позволяет усилить продуктивность урока. При наличии цифровых образовательных ресурсов компьютерные технологии можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Использование видеотехнологии позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную и достоверную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. На этапе закрепления, используя компьютер, можно проследить уровень усвоения учебного материала. Для этого класс обычно делится на группы, каждая из которых работает в своем режиме или выборочно по количеству компьютеров.
При повторении, обобщении и систематизации знаний используются графические возможности компьютера, которые помогают ученику самому определить степень усвоения материала, исправить ошибки.
При проверке и контроле знаний компьютерные технологии по сравнению с традиционным подходом имеют существенное преимущество, оценка становится более объективной.
Отличную помощь оказывает компьютер в разработке уроков по развитию речи. Например, на уроке по теме «Сочинение по картине И. Шишкина «Рожь» использовалась энциклопедия «Кирилл и Мефодий», электронная презентация, включающая репродукции картин и информацию о творчестве художника. Мультимедийные возможности диска «Третьяковская галерея» позволили учащимся при рассмотрении картины прослушать интересную лекцию специалистов. Ребята узнали о художнике много нового, увидели его замечательные картины, включились в работу над сочинением с большим желанием и интересом. При планировании занятий с использованием ИКТ в качестве структурной единицы рассматривать не один урок, взятый изолированно, а учебную тему, состоящую из нескольких уроков. Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учетом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Так, в течение недели количество уроков с применением ИКТ не превышало 3-4 уроков. Индивидуальная работа за компьютерами строго регламентировалась и составляла не более 10-12 минут. В течение урока проводились разнообразные физкультурные минутки с использованием музыки и зарядка для снятия напряжения глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости учащихся.
Использование ИКТ в процессе обучения помогает научить каждого ребенка, учитывая разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания. Использование ИКТ позволяет дифференцировать процесс обучения, например, учащиеся с более высоким уровнем развития могут при помощи компьютера углублять свои знания, выполняя упражнения повышенной трудности.
Применение на уроке компьютера позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня изученности по теме материала и своевременно скорректировать результаты. Таким образом, применение компьютера на уроках в начальной школе представляется целесообразным и перспективным. Выполнение этих задач привело к совершенствованию форм и методов организации учебного процесса, овладению школьниками знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.
Использование ИКТ на уроках позволяет усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями; проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация); развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся. Помогает написать слова в тетрадях без ошибок или исправить ошибку, если она допущена. Проводится постоянная предупредительная работа, направленная на недопущение ошибок; словарно-орфографическая работа, ориентированная на предстоящий диктант, сочинение, изложение, дает возможность избежать нервозной обстановки, растерянности перед орфографическими трудностями.
После освоения ИКТ, нам уже вряд ли захочется обходиться без этого. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне. Применение ИКТ повышает познавательный интерес учащихся к предмету, дает возможность углубить знания и выйти за рамки учебника. Все это способствует решению задачи обеспечения целостного развития ребенка.
Систематическое использование ИКТ позволяет: сократить время на составление планов уроков, отчетов, анализов; быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете. Для использования информационных технологий и активного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.
Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности. Информационная компетентность позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегративный подход, добиваясь экономии времени в обучении и реальной разгрузки учащихся. Дети не будут ждать, когда мы познакомим их с информационным многообразием Интернета. И пока с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, именно этот ресурс необходимо использовать для активизации образовательной работы и формирования креативности в новых условиях начальной школы. Интернет расширяет виды учебной деятельности учащихся, открывает новые творческие возможности использовать современные технические средства, увлекательные для учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету. Общество становится все более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся могут осваивать возможности компьютера и в исследовательской деятельности. Именно учитель должен направить и скорректировать деятельность учащихся и научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в образовательных целях. Поэтому мы познакомили своих детей с программой создания презентаций PowerPoint, научили обрабатывать изображения с помощью программы Photoshop, показали работу с периферийным оборудованием (звуковыми колонками, микрофоном, цифровыми видеокамерами и фотоаппаратами) и соответствующими программами, например, Media Player. После этого показали, как использовать анимационные возможности, которые существенно заинтересовали ребят, учились строить таблицы и диаграммы, познакомили их с Интернетом. На этом уровне ребята начали создавать свои собственные слайды-презентаций, которые мы используем на классных часах. Мы думаем, что привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере способствует тому, что ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов, добывать знания через программы Интернет. А изучение инновационных технологий детьми в начальной школе внесет элементы занимательности, что, несомненно, повысит интерес к изучению русского языка. Применение электронных ресурсов способствует развитию познавательной активности, мышления и творческих способностей учащихся, самостоятельному приобретению знаний. ИКТ дает возможность учащимся самостоятельно принять участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Литература
1. Библиографический список Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе. - СПб.: Анатолия, 2003.
2. Башмаков, М.И. Классификация обучающих сред / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2000. -№ 3. - С. 135-146.
3. Башмаков, М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. - СПб., 1996. - 167 с.
4. Концепция модернизации российского образовании на период до 2010 года // Народное образование. - 2002. - № 4. - С. 254-269.
5. Красильникова, В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат / В.А. Красильникова // Информатика и образование. -2003. - № 4. - С. 21-27.
6. Крук, Л.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru.
7. Павлова, С.А. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С.А. Павлова, Р.Я. Трофимова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 110-112.
8. Панюкова, С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий / С.В. Панюкова. - М.: изд-во ИОСО РАО, 1998. - 120 с.
9. Чиконина, Г.В. Информатизация как фактор обогащения образовательной среды сельской школы / Г.В. Чиконина // Информационные технологии в образовании: сб. науч.-метод. материалов. - Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2004. - С. 50-78.
10. Чиконина, Г.В. Использование компьютерной системы развития способностей в учебном процессе / Г.В. Чиконина // Применение новых технологий в образовании: Материалы XI Международной конференции. - Троицк: Тровант, 2000. - С. 79-80.
11. Яриков, В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе / сост. О.В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
Возможности использования ИКТ на уроках математики
Л.С. Кутасова ([email protected]), З.С. Таныгина ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3, п. Советский»
По данным исследований, в памяти человека остается одна четвертая часть услышанного материала, одна третья часть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер помогает в умственном развитии ребенка.
Люди получают за свою жизнь огромное количество информации, однако, большую часть узнанного забывают. Многие люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) либо есть, либо ее нет. Но оказывается, что это совсем не так.
Мы предлагаем к рассмотрению новые приемы эффективного запоминания правил посредством создания необычных, нестандартных, ассоциативных, положительных образов, которые применяем при проведении учебных занятий по математике в 5-9 классах.
Для лучшего запоминания с давних пор используются мнемотехнические приемы. Их суть заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, определенным образом структурируется. Например, дату французской революции - 1789 год - легко запомнить, если обратить внимание на последовательность цифр: 7, 8, 9.
Рассмотрим важнейшие принципы мнемотехники. В основе развитой памяти лежат два основных фактора -воображение и ассоциация. Для того чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение. Ассоциация - это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Для эффективного запоминания правила необходимо привести созданную ассоциацию в движение. «Движение» помогает живо представить образ. Оно делает процесс запоминания не только простым, но и интересным. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными, смешными и нелепыми. Чем банальнее и скучнее будут ассоциации, тем они менее эффективны. И наоборот, чем абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Положительные и приятные образы запоминаются быстрее (они близки, доступны и понятны детям) и процесс запоминания приносит удовольствие.