га: в «...сфере обмена информацией фестиваль способен тором использованы все театрально-визуальные ресурсы воз-дифференцировать формы и интегрировать знания, восста- действия на публику.
навливать контакты, быть независимым генератором новых Расширение коммуникативной среды академических му.. .идей» [3, с. 10]. зыкальных фестивалей происходит и за счет творческих встреч
Признаки «фестивализации» обнаруживаются не только с исполнителями и Koivino^To^ivi^ дополняющих с°б°й кон-
через возрастание количества фестивальных проектов во всех цертные программы. Таким образом компенсируется мюнюло-
областях музыкального искусства (оперного, камерно-инстру- гическая замкнутость KoнцеPта, реконструируется ситуация
ментального, композиторского и т.д.), но и в трансформации прямого диалога художника и публики, формируется культур-
традиционных форм музыкального исполнительства, в пер- философское пространство фестиваля: «фестиваль - это
вую очередь концерта. Для усиления впечатления «открытос- и обмен мнений за «круглыми столами». Теперь они имену-
ются «творческими лабораториями»; «.очевидно, что это не ти» концертного зрелища в 2000-е гг. используются самые r г ’
-Т w I просто смена вывески, но, действительно, выработка неких
разные приемы. Одним из действенных способов разруше- ^ ~
r г мм г гу общих критериев, связанных с пониманием новейших тен-
ния монолитности и монологичности концертной коммуника- денЦий в искусстве» [6, с. 19 - курсив автора]. В цитируемом
ции становится использование сложных технологических эф- замечании ценно утверждение то, что художественный по со-
фектов, активизирующих процесс взаимодействия публики держанию диалог трансформируется в интеллектуальный;
и исполнителей. Например, включение в визуальную «парти- обсуждение специфических вопросов музыкального творче-
туру» концерта и музыкального спектакля (оперного или ба- ства становится источником фундаментальных обобщений по
летного) отражающего экрана позволяет создать иллюзию жи- проблемам современной художественной культуры. Это едва
вого диалога и непосредственного ответного отклика на про- ли не важнейшее свидетельство общекультурной значимости
исходящее на сцене. Этот прием, несомненно, имеет «фес- данной формы музыкального творчества, служащее подтвер-
тивальные» истоки, поскольку восходит к идее зрелища, в ко- ждением ее актуальности.
Библиографический список
1. Арт-центр: международные фестивали и конкурсы [Э/р]. - Р/д: http: // www.art-center.ru
2. Демченко, А. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. - Саратов, 2000.
3. Меньшиков, А.М. Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса: автореф. дис. ... канд. искусств. -М., 2004.
4. Музыкальные фестивали [Э/р]. - Р/д: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13
5. Пятнадцать главных фестивалей Европы [Э/р]. - Р/д: http: // www.eventguide.ru/9/
6. Ромащук, И. Феномен под названием «Московская осень» // Музыкальная академия. 2010. - № 1.
7. Самохвалова, В.И. Сознание как диалогическое отношение // М.М. Бахтин как философ / отв. ред. Л.А. Гоготишвили, П.С. Гуревич. -
М., 1992.
8. Справочник по джазовым фестивалям [Э/р]. - Р/д: http: // www.jazz.ru/festival/#world
9. Фестивали музыкальные: статья // Музыкальная энцикл. - М., 1981.
Bibliography
1. Art-centr: mezhdunarodnihe festivali i konkursih [Eh/r]. - R/d: http: // www.art-center.ru
2. Demchenko, A. Koncepcionnihyj metod muzihkaljno-istoricheskogo analiza. - Saratov, 2000.
3. Menjshikov, A.M. Festivalj kak sociokuljturnihyj fenomen sovremennogo teatraljnogo processa: avtoref. dis. ... kand. iskusstv. - M., 2004.
4. Muzihkaljnihe festivali [Eh/r]. - R/d: http: // mfc.su/blog/muzykalnye_festivali/1-0-13
5. Pyatnadcatj glavnihkh festivaleyj Evropih [Eh/r]. - R/d: http: // www.eventguide.ru/9/
6. Romathuk, I. Fenomen pod nazvaniem «Moskovskaya osenj» // Muzihkaljnaya akademiya. 2010. - № 1.
7. Samokhvalova, V.I. Soznanie kak dialogicheskoe otnoshenie // M.M. Bakhtin kak filosof / otv. red. L.A. Gogotishvili, P.S. Gurevich. - M., 1992.
8. Spravochnik po dzhazovihm festivalyam [Eh/r]. - R/d: http: // www.jazz.ru/festival/#world
9. Festivali muzihkaljnihe: statjya // Muzihkaljnaya ehncikl. - M., 1981.
Статья поступила в редакцию 31.10.11
УДК 061.12:069:002
Kravtcova L.A. THE USAGE OF INFORMATION TECHNOLOGIES OF COAL MUSEUM OF THE INSTITUTE OF COAL, SB RAS, IN CONVEYING SCIENTIFIC COAL-MINING KNOWLEDGE. In this article author analysed the activity of Museum of coal in area of using of Information Technologies in compiling of scientific coal-mine knowledge. Specific character of researched subject, exhibition of this museum and compiled information makes topical the introduction of computerization in all areas of museum problems.
Key words: information technologies, e-exposition, Internet, computerization of museum, virtual museum, coal-mine section.
Л.А. Кравцова, зав. Музеем угля Учреждения Российской академии наук Института угля Сибирского отделения РАН, г. Кемерово, E-mail: Kravtcovala@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МУЗЕЯ УГЛЯ ИНСТИТУТА УГЛЯ СО РАН В ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНЫХ ГОРНО-УГОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
В статье автором проанализирована деятельность Музея угля по использованию информационных технологий в трансляции горно-угольных научных знаний. Специфика предмета исследования, экспонирования данного музея и транслируемой информации актуализирует внедрение информатизации во все формы музейной деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная экспозиция Интернет, информатизация музея, виртуальный музей, горно-угольный профиль.
На современном этапе развития музейного дела включе- ности музеев нашло широкое распространение. Использование информационных технологий во все направления деятель- ние компьютерных технических средств позволяет успешно
работать с фондами, расширять возможности экспозиции, сопровождая ее дополнительными сведениями и делая более информативной, зрелищной и интерактивной [1]. Не менее значимой функцией использования информационных технологий в музейной деятельности становится сегодня дополнительное привлечение посетителей.
В этой связи информатизацию музея целесообразно рассматривать как «внутреннюю» и «внешнюю», согласно разработанной заведующей отделом новых технологий Кемеровского музея изобразительных искусств Н.С. Бледновой, градации. «Обеспечение ряда задач, связанных с основной деятельностью музея», а именно: экспозиционно-выставочную и научно-фондовую работу разработчик относил к «внутренней» информатизации, а весь спектр задач, связанных с Интернет-пространством - к «внешней» информатизации [2, с. 383]. Данный подход позволяет рассмотреть использование информационных технологий Музея угля в трансляции научных горно-угольных знаний.
Рассматривая современный музей, как информационноэкспозиционный комплекс, совершенствующий систему музейных коммуникаций, целью которого является более точная адресация экспозиции тем или иным категориям посетителей, интегрирование культурного и научного потенциала с потребностями современного общества, актуализируется функция информационно-электронного сопровождения экспозиции академического музея. По мнению заведующей сектором Института археологии и этнографии СО РАН И.В. Сальниковой при организации экспозиции академического музея необходимо также уделять особое внимание представлению способов исследований коллекций, интерпретации артефактов, представленных в экспозиции музея [1]. Для реализации этих задач Музей угля в соответствии с тенденциями современного музееведения на протяжении своей деятельности большое внимание уделяет формированию информационного электронного сопровождения экспозиции, относящегося к внутренней информатизации предложенной Бледновой Н.С. градации.
Следует уточнить, что понятие «электронная экспозиция» включает в себя весь комплекс цифровой информации, которая предлагается посетителю музея для ознакомления [3]. С большой степенью точности можно проанализировать электронную экспозицию Музея угля, используя предложенную научным сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Т.Г. Богомазовой условную типологизацию электронных экспозиций, поскольку данная система наглядно характеризует внутреннюю информатизацию музея, учитывает функции, содержание, возможные варианты размещения и аппаратное решение.
Массив цифровой информации Музея угля включает следующие четыре типа электронного экспозиционного представления из восьми предложенных Т.Г. Богомазовой. Первый тип электронной экспозиции - «Пролог», в функции которого входит подготовка к осмотру, эмоциональная настройка на восприятие. Содержание пролога могут составлять тематические мультимедиа-клипы, динамическая шкала времени, хронология событий, свето-звуковые эффекты и др. Варианты размещения ограничены, как правило, преддверием экспозиции, которую называют переходной зоной. В качестве возможного аппаратного решения может использоваться проекционный экран или плазменная панель [3]. В качестве первого типа электронной экспозиции («Пролог») Музей угля использует представление презентационного материала в виде слайд-шоу, транслируемого с монитора компьютера по темам: «Шахты Кузбасса и России», «Развитие угледобычи в Кузбассе». Понятная для любой категории посетителей информация как нельзя лучше настраивает на восприятие экспозиции и используется в культурно-образовательной деятельности при проведении экскурсий в качестве вводной ее части.
Второй тип электронной экспозиции - «Интерпретатор», в качестве основной функции определяет обеспечение интерпретации многоуровневой экспозиции, которая необходима
для сопровождения блоков экспозиции, наиболее трудных для самостоятельного корректного восприятия посетителями [3]. В Музее угля электронная информация типа «Интерпретатор» размещена в зале стационарной экспозиции. Презентации, содержащие визуально-графический, картографический, текстовый, иллюстративный материал, сопровождающий экспозиционные комплексы «Геоэкология Кузнецкого бассейна», «К истории научных исследований Кузнецкого бассейна», «Уголь - от его образования до современного использования», «Палеонтология» помогают глубже раскрыть научность экспозиции академического музея. В качестве аппаратного решения используется современный широкоформатный жидкокристаллический экран телевизора и монитор компьютера в зависимости от содержания программы экскурсии. Данный электронный материал служит не только информационным сопровождением ознакомительных, тематических лекций, но и электронной библиотекой посетителей музея. Возможность предоставления данной информации пользователю для работы с ней вне стен музея способствует наиболее полному вовлечению в научный оборот исследовательских разработок музея.
Дополнение экспозиции Музея угля тематическими видеоматериалами, включающими научно-образовательные, документальные фильмы, тематические подборки видеороликов, фрагменты киноархива и хроники, относящиеся (по классификации Т.Г. Богомазовой) к типу электронной экспозиции «Видеопрезентатор», транслируются в специальной зоне музея для демонстрации видеоряда [3]. Техническое оснащение этой зоны содержит широкоформатный жидкокристаллический телевизор, подключенный к ноутбуку. Следует отметить, что данная зона многофункциональна: от возможности проведения видеоконференции, семинара, просмотра фильмов, презентаций до подключенного электронного микроскопа для практического занятия по углепетрографии.
Представляемые в Музее угля базы данных «Горные условия угольных предприятий Кузбасса», «Качественные характеристики углей», «Фонды музея», относящиеся к систематизированному представлению информации по экспозиционным комплексам «Угли Кузбасса коксующихся марок», «Угли Кузбасса энергетических марок», «Сапропелитовые угли» можно отнести к следующему типу - «Энциклопедия» [3]. По мнению автора классификации, данный тип электронной экспозиции имеет функцию систематизированного представления информации для самостоятельного ознакомления. Предлагаемое в данном разделе электронной экспозиции глубокое представление научного материала в полной мере отвечает статусу академического музея и имеет опыт использования электронных фондов для научно-исследовательской деятельности аспирантов и студентов профильных специальностей. Например, материалы этого электронного раздела используются не только для демонстрации горно-технических условий некоторых угольных предприятий, участков, пластов, но и в решении конкретных задач сбора информации по какому-либо показателю качества угля для реферата, курсовой или дипломной работы.
Безусловно, в реальных условиях Музея угля типы электронной экспозиции, выделенные в классификации Т.Г. Богомазовой, зачастую пересекаются, но в целом они позволяют наиболее полно охватить весь спектр задач, стоящих перед музеем в области научной информатизации.
Говоря об использовании информационных технологий в деятельности Музея угля, следует отметить все возрастающую роль виртуальной музейной коммуникации, доступной самой разной аудитории. Данная функциональная сфера, рассматриваемая Н.С. Бледновой как «внешняя» информатизация, в большинстве случаев связана с Интернет-пространством. Одной из форм виртуального общения являются официальные музейные сайты. Виртуальный посетитель приобщается к музею как к современному разноплановому культурному центру, формирующему новые более широкие научные знания. Музей угля расширяет свое научно-информационное
и культурно-просветительное пространство посредством специально разработанного для этих целей виртуального Интернет-ресурса [4]. Старший научный сотрудник Института истории СО РАН О.Н. Шелегина и специалисты Мультимедиацентра Новосибирского государственного университета В.Г. Казаков, Н.П. Панина отмечают в свих работах, что виртуальное пространство является наиболее реальным выходом для расширения сферы деятельности небольшого по площади вузовского и институтского музея [5]. Данное мнение вполне соответствует ситуативному состоянию и экспозиционному пространству Музея угля. Разработанный совместно с сотрудниками Института угля и углехимии СО РАН «Виртуальный Музей угля» рассчитан на широкую аудиторию, так как предлагает разные формы его использования: здесь можно прослушать краткую виртуальную экскурсию, ознакомиться с базой фондов музея, получить интересный справочный материал по представленным экспонатам для различного рода образовательных целей.
Работа по созданию «Виртуального Музея угля» выполнялась в рамках проекта «Информационные порталы СО РАН» и является частью портала Института угля СО РАН. За реализацию этого проекта институт получил Грамоту победителя конкурса по Программе «Информационно-телекоммуникационные ресурсы СО РАН» в сентябре 2007 г. [6].
Виртуальный музей определяет созданную с помощью компьютерных технологий модель музея, существующего реально или исключительно в виртуальном пространстве, но в том и другом случае он воспроизводит некоторые составляющие реального музея: коллекции, каталоги, экспозицию и т.п., что в полной мере соответствует «Виртуальному Музею угля» [7].
Отражение информации о фондах, представленного в Интернете виртуального музея, для удобства пользователя транслируется в наиболее доступной для понимания структурной форме под общим названием «Древо экспонатов», где имеются четыре раздела, подчеркивающие основной профиль музея: 1) Угли; 2) Продукты углепереработки; 3) Окаменелая флора и фауна; 4) Другие экспонаты.
Каждый из разделов отражает информацию отдельных баз данных, содержащих полный объем сведений по предметам экспозиции. Например, в разделе «Угли» пользователь получает возможность не только визуально познакомиться с экспонатом, но также получить о каждом из представленных в виртуальном музее образцов атрибутивные и справочные данные: место отбора, условия залегания пласта, свойства угля [4]. Эти сведения могут быть использованы посетителем для разных целей, как познавательных, так и научно-исследовательских. В разделе «Продукты углепереработки» база данных содержит массив информации, включающий фотографии, инвентарные номера, названия, химические формулы, описания физических, химических и токсических свойств, способов получения, направлений использования представленных в виртуальной экспозиции продуктов, что позволяет удовлетворить спрос посетителя разного уровня [4].
Для знакомства с коллекцией палеонтологических образцов в «Виртуальном Музее угля» представлены все экспонаты раздела. По каждому из них база данных предлагает ознакомиться с изображением предмета, названием, инвентарным номером, местом обнаружения, геохронологическим возрастом, описанием. Представляя палеонтологическую коллекцию
Библиографический список
в виртуальном пространстве, разработчики, помимо знакомства с геологическим прошлым Земли, показывают сверстников растений-углеобразователей, отражают связь с геохронологией, способствуют формированию интереса посетителя к научным знаниям, подкрепляя информацию аттрактивными и информативными свойствами палеонтологического ряда.
В процессе подготовки «Виртуального Музея угля» для информационного наполнения была использована специальная геологическая, химическая, техническая научная литература, сделано более 400 фотографий экспонатов, размещенных в витринах музея. Кроме того, виртуальный музей представляет реальную стационарную экспозицию Музея угля, действовавшую до середины 2009 года (к концу 2009 года музей осуществил реэкспозицию в связи с переездом в другое помещение).
Рассматривая применение информационных технологий в музейной деятельности, нельзя не сказать о презентации музея в рамках общеинститутского сайта. Используя форму представления музея в рамках «музейной страницы» [8, с. 162] на информационном портале Института угля СО РАН транслируется стандартный набор полей, рекомендованный разработчиками веб-страницы для всех структурных подразделений учреждения. Отражая особенность функций музея как социокультурного института, на музейной странице сайта предусмотрена возможность размещения электронного фотоальбома, демонстрирующего аспекты комплектования и научного исследования музейных фондов, экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Наличие на «музейной странице» общеинститутского сайта ссылки на «Виртуальный Музей угля» позволяет через единую точку доступа познакомить посетителя с «внешним» виртуальным ресурсом музея [9].
Являясь представителем сети академических музеев Сибирского отделения Российской академии наук, Музей угля участвует в интеграционной деятельности по включению в новое виртуальное пространство - Портал музеев СО РАН, создание которого осуществляется под руководством Научного совета по музеям СО РАН при технической поддержке сотрудников Мультимедиацентра Новосибирского государственного университета [10]. Этот информационный ресурс предназначен для представления планов и отчетов о работе музеев СО РАН, персоналий, интерактивных разработок, конференций и другой деятельности. Музей угля совместно с музеями Сибирского отделения участвует в апробации и внедрении электронных форм менеджмента [11].
Таким образом, Музей угля, транслируя научные горноугольные знания, стал своеобразным информационным звеном между фундаментальной наукой и массовой аудиторией социокультурного пространства Кемеровской области, которая на сегодняшний день является крупнейшим угледобывающим регионом России. Для успешной реализации данной деятельности сотрудниками музея в соответствии с современным уровнем развития музейного дела используются информационные технологии, способствующие вовлечению в научный оборот профильных знаний, расширяющие границы воздействия музейной экспозиции и привлекающие в музейный мир новое поколение посетителей, привыкших жить в интерактивном пространстве. Активно внедряя информатизацию во все формы своей деятельности, Музей угля получил возможность формирования положительного имиджа, расширения возможностей музейной коммуникации.
1. Сальникова, И.В. Использование информационных технологий в музейной практике // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: мат. Всероссийской научно-практической конф. Новосибирск, 3-5 окт. 2011 г. - Новосибирск, 2011.
2. Бледнова, Н.С. Музеи Кемеровской области и информатизация сферы культуры. / Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: мат. Всероссийской научной конф. Томск, 18-20 мар. 2002 г. - Томск, 2002.
3. Богомазова, Т.Г. Информационно-экспозиционный комплекс в музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - Москва, 2005. - № 5.
4. [Э/р]. - Р/д: http://museum.icc.kemsc.ru
5. Казаков, В.Г. Виртуальное музейное пространство СО РАН: принципы и подходы / В.Г. Казаков, Н.Л. Панина, О.Н. Шелегина // Музе-ология, музеи в меняющемся мире: сб. мат. межд. симпозиума. - Барнаул, 2008.
6. О результатах проделанной работы в 2006 году: отчет Музея угля ИУУ СО РАН. - Кемерово, 2006.
7. Михайлова, А.В. Виртуальный музей: реальность и перспективы // Доклады конференции EVA-2009 [Э/р]. - Р/д: http:conf.cpic.ru/ eva2009/rus
8. Казаков, В.Г. Музеи Сибири в Интернете / Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев: сб. на-учн. тр. / В.Г. Казаков, Н.Л. Панина, О.Н. Шелегина. - Новосибирск, 2010.
9. [Э/р]. - Р/д: http://www.icc.kemsc.ru/
10.[Э/р]. - Р/д: http://www.php.mmc.nsu.ru
11. Отчет НС по музеям СО РАН: О деятельности Научного совета по музеям СО РАН в 2010 г. - Новосибирск, 2011.
Bibliography
1. Saljnikova, I.V. Ispoljzovanie informacionnihkh tekhnologiyj v muzeyjnoyj praktike // Sovremennihe tendencii v razvitii muzeev i muzeevedeniya: mat. Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konf. Novosibirsk, 3-5 okt. 2011 g. - Novosibirsk, 2011.
2. Blednova, N.S. Muzei Kemerovskoyj oblasti i informatizaciya sferih kuljturih. / Muzeyjnihe fondih i ehkspozicii v nauchno-obrazovateljnom processe: mat. Vserossiyjskoyj nauchnoyj konf. Tomsk, 18-20 mar. 2002 g. - Tomsk, 2002.
3. Bogomazova, T.G. Informacionno-ehkspozicionnihyj kompleks v muzee // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kuljturih. - Moskva, 2005. - № 5.
4. [Eh/r]. - R/d: http://museum.icc.kemsc.ru
5. Kazakov, V.G. Virtualjnoe muzeyjnoe prostranstvo SO RAN: principih i podkhodih / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina // Muzeologiya, muzei v menyayuthemsya mire: sb. mat. mezhd. simpoziuma. - Barnaul, 2008.
6. O rezuljtatakh prodelannoyj rabotih v 2006 godu: otchet Muzeya uglya IUU SO RAN. - Kemerovo, 2006.
7. Mikhayjlova, A.V. Virtualjnihyj muzeyj: realjnostj i perspektivih // Dokladih konferencii EVA-2009 [Eh/r]. - R/d: http:conf.cpic.ru/eva2009/rus
8. Kazakov, V.G. Muzei Sibiri v Internete / Nauchno-istoricheskiyj i kuljturno-obrazovateljnihyj potencial sibirskikh muzeev: sb. nauchn. tr. / V.G. Kazakov, N.L. Panina, O.N. Shelegina. - Novosibirsk, 2010.
9. [Eh/r]. - R/d: http://www.icc.kemsc.ru/
10.[Eh/r]. - R/d: http://www.php.mmc.nsu.ru
11. Otchet NS po muzeyam SO RAN: O deyateljnosti Nauchnogo soveta po muzeyam SO RAN v 2010 g. - Novosibirsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 11.11.11
УДК 374.1
Rogozhkina N.N. “LITERARY LIVING ROOM” FOR THE 10TH-GRADERS: A POTENTIAL OF RATIONALEMOTIONAL DEVELOPMENT. The article considers the theory and methods of conducting information and educational programmes in the form of literary living room for high school students with a view to bringing with them a culture of gender relations, the culture of feelings.
Key words: literary living room, art-verbal expression of the themes of love, rational-emotional development of the 10th-graders.
Н.Н. Рогожкина, г. Москва, E-mail: nan@mkrf.ru
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» ДЛЯ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ: ПОТЕНЦИАЛ РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается теория и методика проведения информационно-просветительной программы в форме литературной гостиной для старшеклассников с целью воспитания у них культуры гендерных отношений, культуры чувств.
Ключевые слова: литературная гостиная, художественно-речевое выражение темы любви, рациональноэмоциональное развитие десятиклассников.
Многоаспектность задач, которые учитель имеет возможность достичь, готовя с учащимися проведение литературной гостиной, трудно решить в других «предлагаемых обстоятельствах».
Тема литературной гостиной, методика подготовки которой изложена в статье, - «Любовь - это сердце всего» (В. Маяковский). Весь литературно-художественный материал ее предназначен для учащихся 10-х классов — подростков 15-16 лет, которым важно научиться духовно-нравственному отношению к самой теме и манерам, в том числе речевым в обращении с противоположным полом.
В программе по литературе 10-го класса основное количество часов отведено на изучение литературы второй половины XIX века. Произведения этого периода требуют от школьников внимательного прочтения, навыка анализа и проведения культурных аналогий. Тема любви считается наиболее популярной в классической литературе XIX века, но на уроках мы уделяем мало времени значимости этого чувства и способов ее художественно-речевого выражения в произведениях данной эпохи.
Проанализируем, как отражается тема любви в современных программах по литературе [1; 2; 3].
Проблема состоит в том, что на анализ одного из приведенных произведений уходит лишь несколько часов. История отношений Базарова и Одинцовой, Ларисы Огудаловой
и Паратова, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова - хороший материал для развития фаз мыслительного процесса школьников-подростков: тут много нерешенных проблем о взаимоотношениях, о красоте, о терпении и ответственности, о мастерстве писателя и т. д. Все это актуально, но мало времени уделяется данной тематике на уроках. Литературная гостиная поможет подойти к «вечной» теме внимательнее.
Учащиеся узнают тему литературной гостиной и обязательные элементы, которые они должны подготовить, - инсценирование любовных сцен из изученных в 10-ом классе произведений, прочитать стихотворение о любви поэтов второй половины XIX века [4; 5; 6; 7; 8], подготовить танец, характерный этому периоду, исполнить романс. Учащиеся не ограничиваются какими-то определенными авторами, им предстоит выбрать такой материал, к которому они имеют эмоциональное отношение: для того, чтобы выбрать, надо прочитать, сравнить, выработать свое отношение «не вообще», а принимая во внимание «необходимость играть роль».
Учащимся предстоит выбрать и подготовить романс о любви для исполнения. Русский романс - это своеобразное признание в любви, это рассказ о трепетном отношении к женщине, о готовности к жертве, поэтому петь романсы будут не только лицеисты, но и приглашенные гости: это могут быть профессиональные артисты. В данном случае обычно приглашаются выпускники, учителя, родители.