УДК 343.1:343.37:004 ББК 67.410.2:67.408.1
DOI 10.24412/2414-3995-2021-3-166-169 © Майлис Н.П., 2021
Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
Надежда Павловна Майлис,
профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы,
доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам информационных ресурсов, используемых в судебно-экспертной деятельности и при производстве судебных экспертиз, частности. В статье показаны современные возможности использования информационных технологий, выделены направления прогнозирования в аспекте расширения и появления новых объектов и методов экспертного исследования; рассмотрены вопросы стандартизации терминов; отмечены некоторые проблемы подготовки экспертов в современных условиях.
Ключевые слова: информационные ресурсы, информационные технологии, стандартизация, цифровизация, прогнозирование, подготовка экспертов.
USE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PRODUCTION OF FORENSIC EXAMINATIONS
Nadezhda P. Maylis,
Professor of the Department of Weapons Science and Traceology, Educational and Scientific Complex of Forensic Science,
Doctor of Legal Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article is devoted to certain aspects of information resources used in forensic activities and in the production of forensic examinations, in particular. The article shows the modern possibilities of using information technologies, highlights the directions of forecasting in the aspect of expanding and emerging new objects and methods of expert research; discusses the issues of standardization of terms; notes some problems of training experts in modern conditions.
Keywords: information resources, information technologies, standardization, digitalization, forecasting, expert training.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Майлис Н.П. Использование информационных ресурсов при производстве судебных экспертиз. Вестник экономической безопасности. 2021;(3):166-9.
Информационным ресурсом в широком смысле является совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Как известно, результатом экспертизы является заключение эксперта, представляющее собой письменный документ, составляемый по определенной форме и имеющий доказательственное значение. Это позволяет утверждать, что заключение эксперта можно рассматривать как информационный ресурс, содержащий установленные в ходе исследования фактические данные, имеющие значение в раскрытии и расследовании преступлений. В то же время, как известно, заключение эксперта является не единственным источником информации в доказывании, а судебно-экспертная деятельность явля-
ется лишь одним из элементов информационного обеспечения расследования преступлений и разбирательства судебных дел как совокупности всех информационных процессов, методов и средств их осуществления.
О судебной экспертизе в аспекте информационного процесса, способствующего развитию науки и совершенствованию практики, в литературе достаточно уделялось внимания, но на современном уровне требуется более детальное изучение, с учетом широкого внедрения различных инновационных технологий в практическую экспертную деятельность.
Исходя из предмета судебной экспертизы, т.е. установления на основе специальных знаний фактических данных, имеющих значение для дела, и объ-
екта экспертного исследования, который является носителем информации, судебная экспертиза представляет информационный процесс, позволяющий осуществить переход информации, полученной на основе специальных знаний, в форму, которая будет доступна для восприятия другими участниками судопроизводства.
В процессе производства судебной экспертизы вначале осуществляется непосредственное извлечение информации из исследуемого объекта благодаря использованию различных средств и методов, затем для поиска необходимой информации могут быть применены другие информационные ресурсы, например, справочные и натурные коллекции и описательные формы. Однако следует отметить, что и такие ресурсы уже преобразуют свои формы, так как в настоящее время с широким внедрением компьютерной техники и цифровой фотографии, коллекции создаются в виде изображения объектов, путем их сканирования или преобразованных в электронное изображение с помощью фиксации цифровых фотоаппаратов.
К информационным ресурсам относятся и процессы автоматизации экспертного исследования. В частности, по многим видам объектов созданы автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС). Это еще раз подтверждает, что широкое внедрение в судебную экспертизу информационных технологий, способствует решению экспертных задач на новом более эффективном уровне, в том числе и исходя из комплексного подхода [1].
В качестве информационных ресурсов, обеспечивающих судебно-экспертную деятельность, можно рассматривать и стандарты, и понятия, закрепленные в ГОСТах или иной нормативно-технической документации.
Они используются, как при производстве традиционных экспертиз (трасологической, баллистической, экспертизе холодного оружия и др.), так и во многих судебных экспертизах (товароведческой, строительно-технической, инженерно-технических, автотехнических и др.).
Таким образом можно утверждать, что заключение эксперта представляет собой важный информационный ресурс, обеспечивающий процесс расследования преступлений.
Исходя из развития судебной экспертизы и постоянного совершенствования компьютерных технологий, важно учитывать и пути прогнозирования расширения и пополнения круга объектов экспертизы; расширения арсенала частнонаучных и специальных методов экспертного исследования; интеграционных процессов в области указанных методов; путей развития и расширение средств компьютерной техники и программного обеспечения; прогнозирование развития и совершенствования организационных и методических основ и форм комплексирования методов экспертного исследования [2], а также создание новых и совершенствование уже разработанных АРМ экспертов с учетом их специализации; расширение спектра специальных знаний эксперта, обусловленное объективной необходимостью работы с новыми технологиями; появление новых объектов и методов экспертного исследования.
Информационные технологии, в том числе цифровизация, используются во всех сферах человеческой деятельности, и особое место занимают в судебной экспертизе. В судебно-экспертной деятельности цифровизация включает разнообразные информационные технологии. Благодаря такому подходу, появились новые объекты экспертного исследования во многих родах судебных экспертиз, где на смену традиционным аналоговым способам отображения пришли их электронные аналоги в цифровом виде.
В настоящее время существенный интерес для криминалистики и судебной экспертизы представляет применение 3D-технологии и технологии виртуальной реальности.
В экспертной практике применяются 3D-технологии при исследовании различных видов следов, например, следов обуви, транспортных средств и других, при исследовании фото- и видео изображений внешности человека и других.
Технологии виртуальной реальности, например, с помощью полного 3D сканирования места происшествия или способом сферических фото- и видео панорам можно перенести полученное изображение в систему виртуальной реальности (создание виртуальной 3D модели места происшествия). Именно перенос полученного изображения в виртуальную реальность позволяет человеку воспринимать то,
№ 3 /2021
Вестник экономической безопасности
167
что он видит, как действительность. Потенциально, такие модели могут быть использованы как своеобразная «база» для ситуационных (ситуалогиче-ских) экспертиз, а также проверки показаний на месте.
Возможное развитие в данной области может получить и судебная видеосъемка, используемая для фиксации различных следственных действий (например, показания на месте, следственный и экспертный эксперименты на месте происшествия и др.).
Новые портативные и криминалистические технологии будут показывать с высоким разрешением 3D изображение отпечатков, следов обуви, орудий взлома, шин на снеге и почве.
Видеосъемку используют для фиксации динамических событий, или если объект фиксации занимает большую территорию (например, при фиксации мест авиа-, железнодорожных крушений).
Кроме того, если в целом сравнивать фиксацию с помощью средств виртуальной реальности и традиционных способов фиксации, можно однозначно сказать, что первый вид фиксации имеет неоспоримое потенциальное преимущество. Там фиксируемое пространство представляется в трехмерной плоскости, т.е. объемно, с помощью же традиционных способов фиксации эффекта объемности объекта можно добиться только с помощью правильно подобранного освещения, но в некоторых ситуациях подобного достичь достаточно проблематично.
Не может вызывать сомнения точность передачи объекта (места происшествия, материальных следов - рук, зубов, обуви, орудий взлома, шин и др.) с использованием технологии 3D сканирования - она весьма детализирована. В дальнейшем отсканированный таким образом объект можно исследовать как посредством использования технологий виртуальной реальности, так и отсканировав на 3D принтере. Например, построение 3Д-моделей отпечатков рук дает хорошие результаты, так как позволяет эксперту увидеть максимальное и более четкое количество деталей папиллярного узора, что будет способствовать предотвращению экспертных ошибок в их определении при разметке частных признаков и выводах. Более того, в последние время эксперту в качестве сравнительного образца предо-
ставляется электронная копия дактилокарты, но ее описание проводится в том же порядке с обязательной отметкой, что дактилокарта является копией. Эксперту не следует определять, каким способом выполнена копия, поскольку решение этого вопроса не входит в компетенцию эксперта-дактилоско-писта, но лишь отметим, что этот подход является новым информационным ресурсом и в такой достаточно разработанной области знаний.
Рассматривая вопросы по информационному обеспечению судебной экспертизы, нельзя не остановиться и на проблемах подготовки экспертов в современных условиях.
Особую озадаченность вызывает проведение практических занятий по судебной экспертизе в условиях дистанционного обучения.
В дидактическом процессе по судебной экспертизе необходимо учитывать все новации по использованию информационных технологий и цифрови-зации, в частности. Это направление в настоящее время является недостаточно разработанным. Реализовать возможности извлечения криминалистической информации, например, из цифровых следов достаточно сложно. Их можно обозначить при чтении лекции, но на практических занятиях, особенно в условиях дистанционного обучения, это весьма сложно.
Обратимся еще раз к самому разработанному направлению в судебной экспертизе - дактилоскопии. Можно изучить в условиях дистанционного обучения типы и виды папиллярных узоров, детали (признаки), которые учитываются при решении идентификационной задачи, т.е. кем оставлен след, но без практических занятий в очной форме достичь желаемого результата будет достаточно сложно. Преподаватель должен показать непосредственно на фотоснимках имеющиеся совпадения и различия, определить насколько последние существенны в конкретном случае, вызваны ли они искажением признаков в момент следообразования и т.п. Это сложно показать в презентации, так как случаи бывают самые разные. Отсутствие непосредственного объекта исследования не приведет к правильной оценке признаков и по многим видам других традиционных экспертиз (судебно-бал-листической, технической экспертизе документов и других).
Даже мультимедийное сопровождение лекционного материала, которое, как показывает практика, достаточно хорошо позволяет уяснить теоретический материал, не может в полной мере способствовать полноценному освоению производства той или иной судебной экспертизы.
Таким образом, представляется малоэффективным проведение практических занятий по судебной экспертизе в условиях дистанционного обучения. Такой подход не позволит эксперту получить профессиональные знания и навыки и правильно в последующей деятельности решать поставленные перед ним следователем (судом) задачи.
Подводя итог изложенному, отметим, что различные информационные ресурсы, используемые
в судебной экспертизе, имеют не только важное, но и ключевое значение как при производстве судебных экспертиз, так и при расследовании преступлений.
Литература
1. Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение». Учебник для аспирантуры. Под редакцией д.ю.н. проф. Е.Р. Российской и д.ю.н., д.ф.н., проф. Е.И. Галяшиной. Изд. «НОРМА ИНФРА-М. М., 2017.
2. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза. Курс общей теории. «НОРМА ИНФРА-М. М., 2006.
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании.
Спецкурс. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Майлис Н.П. 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.
Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.
№ 3/2021
Вестник экономической безопасности
169