О. Г. Груздова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования профессиональных умений студентов на основе игрового моделирования при изучении дисциплин педагогического цикла. Проанализирована значимость компетентной педагогической деятельности преподавателя как фактора успешности обучения будущих педагогов в процессе игры.
Ключевые слова: игра, профессиональные умения, педагогическая деятельность.
Деятельность основных социальных институтов в последние десятилетия характеризуется структурно-содержательными изменениями, которые связаны с динамичным развитием всех сфер общества. Это определяет необходимость изучения проблемы повышения качества профессиональной подготовки бакалавров, что взаимосвязано с развитием структуры и содержания их обучения. Современные преподаватели высшей школы обращаются к поиску новых средств профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование». Опираясь на работы К. Д. Ушинского, С. А. Шмакова [1], В. Г. Петрусинского и др., они все чаще используют игровое моделирование в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности.
Необходимость выявления особенностей эффективного применения игр в обучении студентов обусловлена недостаточным их использованием в традиционном педагогическом образовании.
Игры могут быть реализованы в процессе обучения студентов на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях. В современном психолого-педагогическом знании выделяются следующие виды игр: физические и психологические, интеллектуальнотворческие, социальные, комплексные.
Так как педагогическая деятельность предполагает необходимость подготовки студентов к творческой самореализации, мы учитывали значимость именно интеллектуально-творческой игры. В педагогике и в психолого-педагогическом знании общепринято выделять этот вид игр в педагогическом аспекте, поэтому под интеллектуальнотворческой игрой мы понимаем специфический способ организации обучения студентов на основе ситуаций педагогической помощи, в которых они занимают определенную ролевую позицию и побуждаются к вариативному педагогическому действию.
Интеллектуально-творческую игру можно рассматривать как комплекс специально созданных педагогических ситуаций, сочетающих рациональные и эмоциональные компоненты учебной деятельности будущих педагогов и имеющих в своей основе имитацию их педагогической деятельности.
Это нацелило исследование на реализацию системно-деятельностной, личностно ориентированной, аксиологической и акмеологической модели взаимодействия преподавателей и будущих педагогов, позволяющей рассматривать обучение студентов в системе «личность - диагностика - индивидуальная модель саморазвития - компетентность -наличие необходимых в профессиональной педагогической деятельности умений».
Любое учебное действие студентов необходимо рассматривать как задачу, имеющую проблематику целеполагания, структуры, содержания, регулятивности и прогно-
стики (Л. Ф. Спирин) [2]. В соответствии с этим были проклассифицированы необходимые в педагогической деятельности умения: умения целеполагания, аналитические, деятельностные, оценочно-результирующие, прогностические.
В процессе анализа теоретических основ исследуемого процесса были выделены два основных пути формирования профессиональных умений студентов:
- отработка учебных алгоритмов самовыражения будущих педагогов при разрешении специально созданных педагогических игровых ситуаций;
- личностно ориентированное участие студентов в интеллектуально-творческих играх в процессе изучения дисциплин педагогического цикла.
В процессе исследования мы понимали под необходимыми в профессиональной педагогической деятельности умениями способность студентов определять структуру и содержание своего действия в учебной ситуации на основе реализации в ней интеллектуально-творческой игры.
Игра формирует ценностно-ориентационное единство, стабильность педагогической позиции личности, побуждает участников игры к проявлению готовности к конструктивному решению конфликтов, что особенно важно в настоящее время, когда широкое распространение получают различные клубные игры, где межличностные отношения играют определяющую роль.
Игра является одной из форм воспитания и обучения будущего педагога. Эффективность любого направления воспитания, как известно из исследований В. А. Сухом-линского, А. И. Кочетова [3] и др., взаимосвязана с возможностью соотнесения воспитания с самовоспитанием, которое требует активного участия личности в саморазвитии, что реализуется в игровой деятельности.
Важной особенностью организации игр является их аксиологическая, акмеологиче-ская и личностно ориентированная направленность (Н. В. Кузьмина [4]). Естественно, не любая по структуре, содержанию и складывающимся отношениям между участниками игра способствует формированию необходимых в педагогической деятельности умений на основе внутренней мотивации студентов.
В процессе обучения студентов педагогического института при изучении дисциплин педагогического цикла использовались различные виды интеллектуальнотворческих игр. К ним были отнесены предметные игры, игры творческие, сюжетноролевые, игры-путешествия. «Экспедиции», «походы», «поездки», «путешествия» совершаются студентами в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются способностью к воображению социальных и учебных ситуаций. Отличительная черта таких игр - активность и самостоятельность воображения, создающие своеобразие реализации студентами этой формы игры в учебной ситуации педагогической помощи.
Особое внимание при этом необходимо уделять поиску смыслообразующего компонента игры и модели реализации необходимых в педагогической деятельности умений. Это позволяет развивать у студентов связную речь, память, внимание, наблюдательность и волю.
Результативность игровой деятельности студентов в рассматриваемом аспекте взаимосвязана с системностью, личностной ориентированностью, акмеологичностью и ак-сиологичностью использования тех или иных ситуаций и упражнений, что в итоге формирует у будущих педагогов готовность к управлению собой.
Особую значимость для развития необходимых в педагогической деятельности умений студентов имели игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на их психическую сферу. К ним были отнесены игры-тесты, игры-вопросники, тесты-задачи, игры предпочтительного выбора, игры-упражнения целевого назначения.
Обоснование социально-педагогических предпосылок формирования у будущих педагогов необходимых в педагогической деятельности умений в процессе игры требует
анализа значимости специально организованных педагогами вуза педагогических ситуаций, побуждающих будущих специалистов к осознанной коррекции поведения.
Изучение структуры и содержания компетентного влияния педагогического действия на формирование необходимых в педагогической деятельности умений будущих педагогов в процессе игры показывает существование детерминирующих и корректирующих факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на развитие и саморазвитие личности студентов. Среди таких факторов особую роль играет деятельность преподавателя, побуждающая студентов к игровому поведению, отражающему дидактическую норму и уровень личностных притязаний в будущем профессиональном педагогическом действии.
Детерминирующее значение имело равно ответственное побуждение студентов к соотнесению социальной и педагогической значимости учебного действия и личностной мотивации проявления необходимых в педагогической деятельности умений в процессе игровой деятельности.
Для преподавателей вуза игра - рациональный метод и технология диагностики готовности студентов к проявлению необходимых в педагогической деятельности умений еще и потому, что игра - форма их творческого самовыражения в учебном действии.
Анализ научной литературы и изучение положительного педагогического опыта по использованию интеллектуально-творческой игры в обучении студентов позволяют определить высокий, средний и низкий уровни проявления ими в процессе интеллектуально-творческой игры личностных свойств и качеств в зависимости от успешности педагогического действия преподавателей.
Высокий уровень отражения обозначенной взаимосвязи проявлялся при ее процессуальной открытости, технологичности, личностной ориентированности и вариативности. Средний уровень фиксировался по ситуативному проявлению названных особенностей. Низкий уровень проявления обозначенных особенностей - по определенному академическому алгоритму, усвоенному в процессе обучения. Это было связано с внешней мотивацией выбора профессии будущим педагогом и иллюстративно-наглядными методами авторитарно-алгоритмированного побуждения студентов к психологическому анализу учебного действия.
Анализ взаимосвязи педагогической деятельности и формирования у студентов необходимых для нее умений в процессе игры показывает, что компетентная педагогическая деятельность является корректирующим фактором исследуемого процесса в случае ее системно-деятельностной направленности, а обозначенная взаимосвязь наиболее продуктивна в случае реализации в игровом компетентном взаимодействии преподавателя и студентов системно-деятельностного, личностно ориентированного, акмеологиче-ского и аксиологического подходов к анализу его процессов. Сонаправленность компетентного педагогического действия преподавателя и формирования у будущих педагогов необходимых в педагогической деятельности умений взаимосвязана со степенью насыщенности участников педагогического процесса информацией о технологиях организации игровой деятельности, уровнем общекультурного и специального развития преподавателя и студентов, наличием внутренней мотивации и потребности в игровом самовыражении. Соотнесение компетентности преподавателя и формирования у студентов необходимых в профессиональной педагогической деятельности умений взаимосвязано с характером це-леполагания в педагогической игровой ситуации, с направленностью реализации ее функций, с совокупностью умений, проявляемых участниками педагогического процесса.
Список литературы
1. Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию / С. А. Шмаков. - М. : Новая школа, 1993. - 76 с.
2. Спирин, Л. Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя / Л. Ф. Спирин. - Ярославль : Изд-во Ярослав. гос. пед. ин-та, 1976. - 82 с.
3. Кочетов, А. И. Роль теории педагогики в подготовке студентов к практической деятельности / А. И. Кочетов // Педагогика. - 1992. - № 10. - С. 81-83.
4. Кузьмина, Н. В. Основы вузовской педагогики / Н. В. Кузьмина. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1972. - 312 с.
Груздова Ольга Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Пензенский государственный университет E-mail: [email protected]
Gruzdova Ol'ga Gennad'evna
candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of pedagogy and psychology of professional education, Penza State University
УДК 378.14 Груздова, О. Г.
Использование игры в профессиональной подготовке студентов / О. Г. Груздова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 33-36.