Научная статья на тему 'Использование игровой технологии на уроках обществознания на примере изучения внешней среды предприятия ООО «АЭМЗ»'

Использование игровой технологии на уроках обществознания на примере изучения внешней среды предприятия ООО «АЭМЗ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
849
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипоша М. А.

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение игровой технологии. Данная педагогическая технология представляет собой изучение и закрепление учебного материала, построенного определенным образом, в виде деловой игры, что повышает у учащихся интерес к занятию, цельное восприятие учебного материала, степень его усвоения, а также происходит сплочение коллектива, что обеспечивает эффективность учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровой технологии на уроках обществознания на примере изучения внешней среды предприятия ООО «АЭМЗ»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

2. Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. 416 с.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., И.А. Володарская, Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. - М. : Просвящение, 2011. - 159 с.

4. Канафина Г.В., Хизбуллина Р.З. Экологическое образование на уроках географии посредством изучения описаний природы в произведениях С.Т. Аксакова / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования».

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2005. - 288 с.

6. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 136 с.

7. Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В. Использование Аксаковского наследия в краеведческом воспитании школьников / Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 15 января 2015г., Самара / отв. ред. И.В. Казанцев. - Самара: ПГСГА, 2015. -304 с.

© Хизбуллина Р.З., Канафина Г.В., 2016

УДК 372.83:371.3

Шипоша М. А.

студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал

в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация E-mail: [email protected] А.В. Махова - научный руководитель канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, РФ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АЭМЗ»

Аннотация

В данной статье представлена методическая разработка конспекта урока по обществознанию для 9-11 классов, особенностью которой является применение игровой технологии. Данная педагогическая технология представляет собой изучение и закрепление учебного материала, построенного определенным образом, в виде деловой игры, что повышает у учащихся интерес к занятию, цельное восприятие учебного материала, степень его усвоения, а также происходит сплочение коллектива, что обеспечивает эффективность учебного процесса.

Ключевые слова

урок, предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, среда организации, внешняя среда организации, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

Творческий подход к проведению урока является одним из факторов, которые повышают его эффективность, заинтересовывая учащихся, и вовлекая их в совместную продуктивную деятельность. Уроки с применением такого подхода проходят в нестандартной учебной обстановке, способствующей активизации познавательной деятельности учащихся и повышению их заинтересованности в материале урока. Этим и обоснован выбор применения технологии деловой игры на уроках обществознания в школе. С точки зрения преподавания игра является весьма продуктивным методом ведения урока, так как изучаемый материал

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

легко усваивается и запоминается учащимися.

Рассмотрим, применение фрейм - технологии на уроках обществознания на примере темы: «Предпринимательство и предпринимательская деятельность. Внешняя среда организации».

Тип урока: закрепление изученного материала.

Метод ведения: урок - деловая игра (соревнование).

Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала.

Цели урока:

личностные - воспитывать у учащихся уважительное отношение к предпринимательству, культуру экономического мышления, умение управлять организацией и производством;

предметные - познакомить учащихся с понятием предпринимательства и предпринимательской деятельности, предприятия как основной формы предпринимательской деятельности, внешней среды организации, а также с факторами прямого и косвенного воздействия, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности;

метапредметные - развивать предпринимательские и организаторские способности, умение анализировать и обобщать информацию, работать с дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы, а также работы в группах, умение формулировать выводы.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся с основными понятиями предпринимательства и предпринимательской деятельности, организации и ее внешней среды;

- формирование у учащихся знаний о предприятии как основной форме предпринимательской деятельности, о внешней среде организации, прямых и косвенных факторах воздействия на поведение организации.

Основные понятия: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприятие, среда организации, внешняя среда организации, факторы прямого воздействия, факторы косвенного воздействия.

Критерии оценивания учащихся по итогам проведения урока-игры: в первую очередь, оценивается правильность ответов учащихся, а также логика и четкость изложения материала, также учитывается во внимание культура изложения материала, поведение в команде (группе), умение сотрудничать. По окончании занятия подводятся итоги игры и определяются победители, набравшие максимальное количество баллов - 40, которые награждаются грамотами и получают отметку «отлично», остальные учащиеся в зависимости от активности и набранных баллов в ходе игры поощряются отметками «отлично» и «хорошо» по данной дисциплине.

Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа в форме игры, выполняемая учащимися на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность выполнения творческих заданий в ходе данной игры. Проверка заданий осуществляется в процессе занятия.

Ход урока:

1 Организационный момент:

- приветствие;

- проверка отсутствующих;

- вступительное слово учителя.

2 Основная часть занятия:

1. Приветствие команд (необходимо, чтобы у каждой команды было название, девиз и эмблема).

2. 1 игровой тур (командам предлагается создать собственное предприятие, 10 баллов). Определите его название, вид деятельности, продукцию, которую собираетесь выпускать, или услуги, которые будете оказывать. Подробно опишите предприятие ООО «АЭМЗ» в следующей последовательности:

1. Организационно-правовая форма.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

2. Место регистрации.

3. К какой отрасли экономики относится данное предприятие?

4. Определите, создано ли предприятие заново, либо уже существующую организацию расширили?

5. Назовите дату открытия или время начального периода функционирования предприятия.

6. Если это предприятие существовало и ранее то, охарактеризуйте его историю.

7. Определите режим работы предприятия.

8. Какие факторы внешней среды организации и как оказывают влияние на предприятие?

9. Какие виды ресурсов (сырье, финансы, технологии, трудовые ресурсы, информационные данные) необходимы предприятию?

10. Кто является поставщиками предприятия и что они поставляют?

11. Оказывают ли поставщики какую-либо помощь (обучение персонала, техническая помощь, продвижение товаров/услуг)?

12. Каковы особенности данного бизнес проекта?

13.Согласны ли вы, что данный бизнес будет успешным и прибыльным? Почему?

14. Какие у предприятия имеются конкуренты, где они находятся? Приведите их характеристику, сильные и слабые стороны их работы. Каковы преимущества продукции данного предприятия по сравнению с продукцией конкурентов?

15. Есть ли у данного предприятия планы научных разработок и освоения инновационных продуктов, процессов или услуг?

16. Как бы вы определили основных покупателей (жители определенного микрорайона, города, региона, их возрастные группы, пол, социальный уровень).

17. Как устанавливаются (вы планируете устанавливать) цены на продукцию или услуги?

18. Обоснуйте, что выбранные вами цены принесут достаточную прибыль.

Далее заполните схему внешней среды предприятия [1] на примере ООО «АЭМЗ» (Рисунок 1) (5 баллов):

Рисунок 1 - Внешняя среда предприятия на примере ООО «АЭМЗ»

3. 2 игровой тур (конкурс лидеров команд, 15 баллов). Лидерам предлагается проблемная ситуация, после анализа которой, они должны предложить пути ее решение, привести аргументы, в поддержку своей позиции:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

После того, как произошел переход нашей страны к рыночной экономике руководство завода, который производит полупроводниковые материалы для электронных схем, столкнулось с необходимостью принятия решений совершенно новых проблем. Промышленный спад в период перехода привел к тому, что произошло резкое снижение объемов производства отечественной продукции в данной отрасли, а, следовательно, и к снижению спроса на продукцию, которую производит сам завод. Перед руководством завода встала задача разработки новой стратегии развития предприятия, которая соответствовала бы новым экономическим условиям.

Проблема: Проанализируйте и оцените сложившуюся ситуацию на заводе полупроводниковых материалов с учетом перехода к рыночным формам экономики. Каким образом изменение условий, в которых функционировало предприятие, оказало влияние на его хозяйственную деятельность? Какую стратегию эффективного развития предприятия, с вашей точки зрения, необходимо принять руководству завода для получения прибыли в условиях изменения его внешней среды?

Возможное развитие ситуации:

Действительно, из-за резкого изменения условий внешней среды, отражающейся на ведении хозяйственной деятельности и снижении промышленного производства в данной сфере, руководству предприятия необходимо было определить для себя стратегию дальнейшего развития предприятия, обеспечивающую его выживание среди других и успешное функционирование в целом. Одной из таких ключевых проблем стала проблема реализации продукции, производимой предприятием.

Для разработки стратегии, удовлетворяющей вновь возникшим экономическим условиям и законам осуществления хозяйственной деятельности, руководством была специально приглашена группа консультантов, члены которой помимо аналитической работы провела и анкетирование всех высших слоев управленческого состава завода, не исключая и генерального директора.

В результате проделанного исследования было определено, что наиболее оптимальным вариантом развития завода на перспективу является сохранение его основного производственного направления деятельности, то есть выпуска полупроводниковых материалов.

В основе выбора данной разработки лежали определенные соображения, среди которых ожидание смены периода снижения объема производства отечественной электронной промышленности периодом его роста, а также, целесообразность расширения производства с ориентацией на зарубежные сбытовые рынки.

Проведенный анализ показывает, что, в независимости от того, насколько мировые сбытовые рынки заполнены аналогичной продукцией, к успешному развитию предприятия может привести:

- переориентация завода на производство особо чистых материалов;

- придание продукции, которую выпускает непосредственно сам завод, товарного вида, который бы соответствовал стандартам на мировом уровне;

- производство и выпуск инновационных видов продукции.

Однако в рассматриваемом нами примере изменения внешней среды коснулись помимо социально-политической обстановки, нормативно-правовой основы или специфических особенностей стадий экономического развития страны, но и такой составляющей внешней среды, как состояние сбытового рынка продукции, производимой заводом.

При этом ключевые проблемы, которые и вызвали необходимость изменить стратегический курс многих предприятий страны, касались, как правило, важности новых рынков сбыта, либо приспособления к резко изменяющемуся состоянию традиционных сбытовых рынков продукции, производимой предприятием.

4. 3 игровой тур (игра со зрителями, 10 баллов). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

а) Хозяйствующий субъект, который осуществляет самостоятельно производственную деятельность, а также реализацию произведенной им продукции - это...?

б) Какие предприятия являются коммерческими?

в) Субъект экономики, состоящий из одного индивида, ведущего хозяйство самостоятельно или группы лиц, которые совместно живут и ведут общее хозяйство - это...?

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

г) Назовите средства, остающиеся у собственника предприятия от выручки после оплаты всех издержек?

д) Назовите основные характеристики организации.

е) Какие факторы внешней среды влияют на организацию?

ж) Назовите основные виды ресурсов организации.

з) Приведите различия между внешней средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия.

и) Определите основные характеристики внешней среды.

к) Назовите главные факторы среды прямого воздействия и приведите их примеры.

л) Назовите основные факторы среды косвенного воздействия и приведите их примеры.

м) Для чего необходимо учитывать влияние изменений общего состояния экономики на деятельность отдельной организации?

5. Подведение итогов (жюри подводит итоги игры и определяет победителей, максимальное количество баллов - 40).

6. Заключительное слово учителя.

7. Домашнее задание: Подробно опишите свое предприятие по предложенному на уроке плану, заполните схему внешней среды вашего предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности применения игровой технологии на уроках обществознания в старших классах средней школы: игровое представление знаний повышает эффективность занятия и цельность изучаемого учебного материала, облегчая его усвоение; является одним из интенсивных методов обучения, позволяя сплотить коллектив с помощью применения игровых заданий для совместного выполнения. Технология применима для различных возрастных категорий учащихся, она позволяет увеличивать объемы знаний учеников, не перегружая их излишней информацией, при этом у учащихся повышается мотивация на уроке посредством соревновательного момента.

Список использованной литературы: 1. Шипоша М.А., Махова А.В. Анализ внешней среды образовательной организации на примере филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани // Инновационная наука - №4-2 : [Электронный ресурс] - 2016. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/anaHz-vneshney-sredy-obrazovatelnoy-organizatsii-na-primere-filiala-fgbou-vpo-kubanskiy-gosudarstvennyy-universitet-v-g-slavyanske-na (Дата обращения: 24.10.2016).

© Шипоша М.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.