СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
2. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.Ю. Косовой. - Спб., 2002.
3. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. - С. 2006
4. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.
© Нарыкова Г.В., 2018
УДК 373.31
Чепанов Сергей Николаевич
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, студент 5 курса,
г. Саранск [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В настоящей статье рассматривается роль игры в обучении иностранным языкам в начальной школе, приводятся конкретные примеры игр в соответствии с приведенной классификацией.
Ключевые слова:
игровые технологии, иностранный язык, начальная школа, языковые навыки, речевые умения.
В настоящее время необходимость в овладении иностранным языком продиктована современным социальным заказом общества, который обусловлен ростом межкультурных контактов во всех сферах человеческой деятельности. Изучение иностранного языка в школе начинается со второго класса, и уже с этого момента весь процесс обучения приобретает коммуникативную направленность. Методика обучения иностранному языку в начальной школе находится еще в стадии становления, сегодня активно осуществляется поиск эффективных методов обучения иностранному языку в младшей школе, которые базируются на психологических особенностях обучающихся данной ступени. Уже доказано, что ведущими методами обучения обучающихся начальных классов являются игровые.
Мы можем утверждать, что игра - это единственный вид деятельности, который сам несет в себе определенный смысл. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности младших школьников. Но ученые имеют в виду не то, что она преобладает в их практике среди всех других видов деятельности, а то, что именно она ведет за собой развитие школьников [1, с. 115].
Игра как средство обучения рассматривается в исследовательских работах К.А. Родкина, М.Ф. Стронина, Е.И. Негневицкой, Д. Стренджа и других ученых и нашла широкое применение в практике обучения иностранным языкам как один из наиболее эффективных приемов обучения младших школьников.
Игра позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:
— создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
— тренировка обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;
— снятие усталости и напряженности.
Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
организации их проведения, материальной оснащенности, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу: совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки. А так же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности.
Учебные игры классифицируют в соответствии с аспектами языка на подготовительные (грамматические, лексические, орфографические, фонетические, игры на усвоение правил чтения) и на творческие (аудитивные и речевые).
Рассмотрим каждый из видов данных игр.
Фонетические игры. Основное назначение фонетических игр по английскому языку для младших школьников состоит в способствовании формированию артикуляционных и интонационных навыков обучающихся. Например:
Игра «Пчёлки».
Цель игры: тренировка звуков
Ход игры: учитель показывает обучающимся картинку, на которой нарисованы две пчелы. Учитель объясняет, что одна пчела английская, другая-русская. Пчелы общаются между собой, английская произносит звук И, а русская Обучающиеся должны изобразить беседу двух пчел, попеременно чередуя звуки.
Орфографические игры. Основной целью использования орфографических игр при обучении английскому языку в начальной школе является формирование навыков письма. Например:
Игра «Пропавшие буквы».
Цель игры: проверка орфографии в написании лексических единиц в рамках изучаемой темы.
Ход игры: перед началом игры учитель делит класс на две команды. Для обеих команд на доске записываются слова с пропущенными буквами. Во время игры каждый участник команды выходит к доске и записывает пропущенную букву. Выигрывает та команда, участники которой допустят меньшее количество ошибок.
Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию обучающихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков. Например:
Игра «Кто правильно соединит?»
Цель игры: познакомить обучающихся с новой лексикой и тренировать их в её употреблении.
Ход игры: обучающиеся получают листы бумаги с расставленными в определенной последовательности точками. Соединив точки от 1 до 20 и нарисовав контур, они могут определить предмет, изображенный на картинке. Затем учитель переводит слово, и обучающиеся повторяют вслед за ним.
Основное назначение грамматических игр - тренировка определенных грамматических правил. Практически на каждое грамматическое явление учитель может подобрать игру. Рассмотрим примеры грамматических игр.
Игра «Где твое место?».
Цель игры: тренировка порядка слов в простом и вопросительном предложении.
Ход игры: Учитель предварительно придумывает предложения и записывает каждое слово предложения на карточку. Затем перемешивает карточки и раздаёт обучающимся. Они должны встать в том порядке, чтобы получилось предложение.
К творческим играм, как уже отмечалось выше, относятся аудитивные и речевые.
Аудитивные игры способствуют развитию слуховой памяти обучающихся, их способности распознавать в потоке речи отдельные речевые образцы и сочетания слов. Рассмотрим примеры аудитивных игр.
Игра «Угадай, кто это?»
Цель игры: развитие речевого слуха, формирование навыков диалогической речи.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5 / 2018.
Ход игры: учитель выбирает одного из обучающихся в качестве ведущего. Ведущий поворачивается спиной к классу. В это время учитель выбирает одного из учеников и просит его задать любой вопрос или обратиться с какой-либо просьбой к ведущему. Если ведущий отгадывает того, кто к нему обратился, роль ведущего переходит ко второму ученику.
Учитель может предложить следующие речевые образцы, если у обучающихся возникнут затруднения.
Речевые творческие игры нацелены на развитие навыков устной и письменной речи. Например: Игра «Последнее слово».
Цель игры: развитие навыков монологической речи, навыков построения логически связного высказывания.
Ход игры: дети встают в круг, учитель называет первое предложение. Ученик, следующий за ним, должен построить свое высказывание, начав с последнего слова предыдущего предложения. Именно таким образом должен построить свое предложение каждый ученик. Например: I have got a cat. The cat is grey. Игра «Придумай историю».
Цель игры: развитие навыков монологической речи.
Ход игры: обучающимся предлагается окончание истории. Они должны придумать историю, чтобы она заканчивалась на эту фразу. Примеры фраз:
Таким образом представленные игры способствую формированию у обучающихся речевых умений. Игровые формы способствуют снятию страха, напряжения, формируют у обучающихся положительную мотивацию к изучению английского языка, стимулируют развитие творческих способностей обучающихся. Список использованной литературы:
1. Андреева, Н. В. Современные средства формирования коммуникативной компетенции [Электронный ресурс] / Н. В. Андреева // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». - 2017. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2011/12/5910
2. Бексултанова, Л. А. Использование игровых технологий при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2013. - №3 (14). - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku.
3. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 14-19.
4. Негневицкая, Е. И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович. - М. : Наука, 1981. - 111 с.
© Чепанов С. Н.,2018
Í 4. }