Научная статья на тему 'Использование франчайзинга в деятельности предприятий'

Использование франчайзинга в деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ИННОВАЦИИ / FRANCHISING / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопов Варужан Ашотович

В статье рассмотрено использование франчайзинга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using franchising in enterprises

The article examines the use of franchising in Russia.

Текст научной работы на тему «Использование франчайзинга в деятельности предприятий»

USING FRANCHISING IN ENTERPRISES

Akopov Varuzhan Ashotovich, Student, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article examines the use of franchising in Russia.

Keywords: franchising; innovation.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА ВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассмотрено использование франчайзинга в России.

Ключевые слова: франчайзинг; инновации.

На современном этапе развития России франчайзинг является той формой организации бизнеса, которая в комплексе с другими рыночными структурами могла бы стимулировать антикризисные процессы и способствовать повышению эффективности работы отечественных промышленных предприятий. Наличие конкурентной среды является одним из основных признаков современных экономических отношений. Франчайзинг является особой системой отношений между субъектами предпринимательской деятельности. Смысл ее создания заключается в стремлении найти наиболее приемлемый вариант становления, развития предпринимательской организации. Франчайзинг создает новые возможности и, одновременно, новые условия деятельности тех субъектов, которые его образуют. Следует отметить, что в литературе рассматриваются различные теоретические и практические аспекты франчайзинга. Но не все вопросы были полностью раскрыты, что и позволяет проводить дальнейшие исследования этой сферы. Целью работы является более подробное рассмотрение такого вида объекта франчайзинга, как производственный процесс предприятия и анализ теоретических основ формирования франчайзинговой деятельности предприятия.

Франчайзинг - это предпринимательская деятельность, за которой на договорной основе одна сторона (франчайзер) обязуется передать другой стороне (франчайзи) за вознаграждение на определенный срок комплекс исключительных прав на использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, услуг, технологического процесса и специализированного оборудования, коммерческой информации, а также других предусмотренных договором объектов исключительных прав. Франчайзер, как правило, выдает лицензию или передает право на использование своего товарного знака, ноу-хау и операционных систем по франчайзинговым договорам. В этом договоре франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер, получая все права.Чтобы получить такие права, франчайзи должен:

- оплатить первоначальный взнос;

- платить постоянные взносы - чаще всего в виде доли от оборота;

- строго соблюдать предложенных форм и методов работы.

Франчайзер, со своей стороны, обеспечивает франчайзи:

- начальным обучением по управлению и ведению дел;

- постоянной помощью в подготовке и переподготовке кадров;

- консультациями по всем вопросам управления и маркетинга.

Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать эту форму трансфера

УДК 338.2 гЗ

г

© АкоповВ.А.,2014 2

65

АКОПОВ Варужан Ашотович, студент, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

66

технологии. В таблице указаны основные виды зеру. Франчайзер, в свою очередь, передает объектов франчайзинга. его в лизинговую компанию. Лизингодатель

Таблица - Основные виды объектов ОбраЩаетсЯ вбанкс целью пОлучениЯ кредита

франчайзинга под залог акцептованного векселя. В случае

Тип объекта Характеристика

Товар Изделие любой отрасли промышленности, имеет материальную форму, соответствует определенным стандартам и имеет товарную марку, подтверждающую гарантированный уровень качества. В рамках франчайзинга может быть один продукт; комплексный продукт; модельный ряд

Услуга Результат производственного процесса, удовлетворяющего потребность потребителя, но не имеет материальной формы. Услуга может быть связана с определенным изделием или предоставлена и без привязки к конкретному изделию

Производствен ный процесс Производственный процесс. Набор технологических и производственных операций, которые обеспечивают изготовление продукции (оказания услуги) гарантированного качества. Производственный процесс, как правило, привязан к конкретному оборудованию (основным фондам), но может осуществляться и без привязки к ним. Данный вид объекта франчайзинга используется в двух вариантах: производство и реализация конкретного изделия под маркой франчайзера или передача технологий, по которым франчайзи производит продукцию и оказывает услуги, номенклатуру которых он определяет сам

Бизнес процесс Комплекс управленческих, коммерческих, финансовых и организационных действий, обеспечивающих получение гарантированного экономического результата

Комплексный товар Товар, который включает несколько перечисленных выше элементов

получения кредитных ресурсов лизингодатель приобретает оборудование и передает его в финансовую аренду франчайзеру с правом передачи его в сублизинг франчайзи.

Таким образом, франчайзинг как форма хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса имеет такие преимущества, как быстрое расширение бизнеса без необходимости в кредитах и без серьезных финансовых обязательств, более эффективный контроль со стороны произво-

Чаще всего объектом франчайзингового соглашения становится конкретный товар или услуга. Для выхода на рынок с франчайзинговым предложением продукт предприятия должен обладать следующими свойствами:

дителя за реализацией своей продукции по сравнению с другими способами; минимизация рисков, связанных с началом нового дела, а также экономия на рекламе и других маркетинговых расходах.

- высокое качество;

- доступность товара широкому кругу потребителей;

- широкий рынок сбыта должен иметь резервы для расширения;

- образ товара, который должен быть неповторимым: логотип, название и другие дизайнерские элементы, которые должны ассоциироваться у потребителя с данным товаром.

Франчайзинговая система при этом носит название "производственный франчайзинг". При таких условиях франчайзи не просто выступает под торговой маркой франчайзера, производит и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности для акцепта франчай-

Примечания:

1. Новикова ДА, Воробьева Н.В. Деятельность зарубежных транснациональных корпораций в России // Kant. - 2013. - № 3 (9).- С. 101-102.

2. Воробьева Н.В. К вопросу о возможностях привлечения иностранных инвестиций в аграрный сектор Ставропольского края // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 1. - С. 27-28.

3. Воробьева Н.В., Саркисян С.Е. Распределение муниципальных образованийСтавропольского края поуровню развития предпринимательства с участием иностранного капитала // Сибирская финансовая школа. - 2011. - №3. - С.107-109.

4. Воробьева Н.В., Воропаева Р.А., Сапачева Т.С. Процессы взаимодействия отечественного и иностранного секторов экономики // Проблемы экономики. - 2012. - №2. - С. 20-22.

5. Воробьева Н.В., Конорезова Е.П., Мартыненко О.С.Состоя-ние и развитие предприятий сучастием иностранного капитала в Ставропольском крае // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №1(56). - С.138-140.

ANALYSISANDFEATURESOFANASSESSMENTOFINNOVATIVEACTIVITYOFTHEORGANIZATION Belozyorova Oksana Ivanovna, Post-graduate Student, Chair of Economics Analysis and Audit, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: [email protected]

In article key parameters of an assessment of innovative activity of the organization are considered. The analysis of under study index in the Russian Federation was done. It can be used effectively to improve innovation management policy.

Keywords: innovation; innovative activity; technological, organizational, marketing innovations; analysis and assessment of innovative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.