ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2018. Вып. 2
УДК 37.013.73
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
© Батахаева Любовь Афанасьевна
преподаватель ГБПОУ «Байкальский колледж недропользования» Россия, 670009, г. Улан-Удэ, ул. Севастопольская, 3 E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам обучения студентов среднего специального учебного заведения. Рассматривается технология интерактивного обучения и эвристическая беседа как эффективные формы совместной познавательной деятельности студентов и преподавателя.
Ключевые слова: интерактивное обучение; эвристическая беседа; общение; взаимодействие; диалоговое обучение; сотрудничество; студенты.
В связи с интеграционными процессами в мировом образовательном пространстве, в современной России назрела потребность государства в квалифицированных, конкурентоспособных специалистах. Способность педагога решать профессиональные педагогические задачи с привлечением в свою деятельность интерактивных технологий становится важной составляющей его профессионализма. Как пишет профессор Гильдингерш М. Г., «...интерактивное обучение — это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия. Научно-методические основы, на которых базируется интерактив: обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы». При интерактивном обучении практически все студенты втянуты в процесс познания. Ребята обмениваются знаниями, идеями; все это способствует установлению эмоциональных связей между студентами, привыканию работать в команде, снятию нервной нагрузки, появлению чувства защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Еще Конфуций говорил: «Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, построишь — поймешь». К интерактивным методам обучения относятся: эвристическая беседа, дискуссия, деловая игра, «мозговой штурм», тренинг, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом и т. д.
В своей работе я использую почти все вышеперечисленные методы, но сегодня хотела бы более подробно остановиться на такой форме урока, как эвристическая беседа. Эвристическая беседа — это такой вид организации урока, которая предполагает проблемную постановку вопросов, т. е. постановку вопросов с неочевидными ответами. Проблемный акцентированный вопрос должен содержать компонент, порождающий у студентов дискомфорт от отсутствия знаний и содержать раздражитель, побуждающий студентов преодолеть этот дискомфорт. Он также содержит ориентир, который позволяет студентам определить направление поиска, или укажет на источник, в котором находится ответ, кроме того, он побуждает студентов к ответу или хотя бы вызывает активную психологическую реакцию. Хочу предложить вашему вниманию описание технологии проведения эвристической беседы из опыта своей работы по теме «Планета и человек»
для студентов 1-го курса по дисциплине «Обществознание». Задачи урока: дать представление о сложности и многомерности мира, временных масштабах существования нашей планеты и истории человека; охарактеризовать степень ответственности людей за будущее; показать глубину противоречий между идеальными представлениями о человеке и обществе и действительностью; обратить внимание на роль молодежи в развитии общества как социального слоя, обладающего огромным потенциалом обновления.
План эвристической беседы.
1. Так ли прост окружающий мир, как представляется на первый взгляд?
- В чем наиболее наглядно проявляется сложность, многомерность мира? (Во временных и пространственных измерениях, открывшихся в результате достижений науки).
- Могут ли остаться незыблемыми представления об уникальности жизни и высоком предназначении человека, когда становятся известными данные о возрасте и масштабах Вселенной, о процессах, идущих на космическом уровне? (Это зависит от уровня образованности, подготовленности. Мыслящий человек скорректирует свои представления о мире, задумается о перспективах).
- Прав ли человек, ставящий себя в центр мироздания? Вспомним Протагора: «Человек — вот мера всех вещей». Эта установка доминировала долгое время. (Рубеж веков — время переоценки многих традиционных ценностей).
- Все ли люди задумываются над этими непростыми вопросами? (К сожалению, это не так. Многие погружены в повседневные заботы и не могут вырваться из их круга, даже не осознают необходимости в этом, глобальные вопросы вытесняются из их сознания бытовыми проблемами, ложными ценностями, а без нового мышления не суждено найти выход. XX век убедительно это показал).
2. Какую роль в истории человечества сыграл XX век?
- Справедливо ли утверждение, что XX век ознаменовался переходом человечества в качественно новое состояние жизни? (Безусловно, это и развитие техники, и появление принципиально новых технологий, и совершенствование быта людей, и глобализация общественной жизни, и др.).
- Только ли блага принес человечеству XX век? (Нет. Небывалые по масштабам и жертвам войны, новые виды и системы оружия, неведомые болезни, экологические и другие глобальные проблемы).
- Каков, на ваш взгляд, главный итог XX века? (Осознание человечеством необходимости стать мудрее, выработать новое мышление, новые системы ценностей, новые основы международных отношений, природопользования).
3. Есть ли у человечества время и силы, необходимые для решения политических, социальных, экологических проблем? (Ответ за XXI веком, и он должен быть положительным. Мы должны сделать все зависящее от каждого из нас, чтобы ответ был именно таким).
4. Обоснованно ли возложение на молодежь больших надежд в деле обновления основ жизни человечества?
- Чем вызвана подобная постановка вопроса? (Наличием у молодежи качеств, несвойственных в такой мере другим возрастным группам: бескомпромиссности, восприимчивости к новому, неприятия стереотипов и др.).
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2018. Вып. 2
- При каких условиях молодежь сможет реализовать свой значительный потенциал? (Точное определение своих способностей и своего места в жизни, получение глубокого и систематического образования).
Смогут ли учебники, преподаватели, ученые сделать за молодого человека работу его души и ума? (Нет, каждый вступающий в самостоятельную жизнь сам должен проделать работу по становлению своей духовности).
Обсуждая вопрос о временных масштабах существования Вселенной, Галактики, Солнца, Земли, человека для наглядности представляю временной отрезок продолжительностью около 20 млрд лет (время существования Вселенной) в виде прямой линии, проведенной на доске. Линию делю на отрезки по 1 млрд. лет и показываю на ней время существования всех названных объектов и человека. Это усиливает восприятие материала.
Предлагаю студентам в малых группах («четверках») заполнить таблицу «Чего больше было в опыте XX века — негативного или позитивного?». Сопоставляем полученные результаты, анализируем упущения, анализируем их причины. Определяю и отмечаю студентов, достигших лучших результатов.
Эвристическая беседа позволяет обеспечить глубокое и прочное усвоение материала, выработать у студентов навыки самостоятельного мышления, научить их критически воспринимать полученную информацию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, совместно решать проблемы.
Роль преподавателя на интерактивных занятиях заключается в том, чтобы направлять деятельность студентов на достижение задачи урока. Практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная работа означает, что каждый студент вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Такое взаимодействие позволяет студентам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
Таким образом, занятия, проведенные в интерактивном режиме, позволяют включить всех студентов в активную работу, обеспечить каждому посильное участие в решении проблем. В результате слабые приобретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные чувствуют себя полезными, помогая своим одногруппникам понять материал. В процессе совместной деятельности у студентов формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление, что является необходимым для их будущей профессиональной деятельности.
Литература
1. Байкова Л. А., Гребенкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
2. Гузеев В. В., Дахнин А. Н. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех. — М.: Педагогический поиск, 2004. — 128 с.
USING OF THE HEURISTIC CONVERSATION IN THE LEARNING OF SOCIAL SUBJECTS
Lubov Batahaeva
teacher, Baikal college of subsoil use 3 Sevastopolskay st., Ulan-Ude, 670009 Russia
The article is devoted to the problems of students' training in the system of the secondary special educational institutions. The article describes the technology of interactive learning and the heuristic conversation as effective forms of joint cognitive activity of students and teachers.
Keywords: interactive learning; heuristic conversation; communication; interaction; dialogue training; collaboration; students.