Научная статья на тему 'Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе'

Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1547
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СУБЪЕКТСУБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TRAINING METHODS / TECHNICAL UNIVERSITY / HUMANITIES DISCIPLINES / THE SUBJECT-SUBJECT PARADIGM OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

В статье рассмотрены теоретические основы интерактивного обучения. Данный тип обучения связан с переходом на компетентностное образование и состоит в создании на занятии атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой. При интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения. Проведено сопоставление традиционного (пассивного и активного) обучения и интерактивного, отмечены отличия на всех уровнях в целеполагании, формах, методах, средствах и содержании обучения, а также в деятельности педагога. Педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия обучающихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта. Среди методов интерактивного обучения выделены устные словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, «кейс-стади», игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод «мозгового штурма», метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive methods in the teaching of humanitarian disciplines in a technical college

The article deals with the theoretical basis of interactive learning. This type of of learning is associated with a transition to competence education; it is creating an atmosphere of interaction between teacher and students and between the students on lesson. All students are involved in the interactive learning process, they are actively and independently, and the role of the teacher changes: he is not the translator of information; he mediator and equal participant of learning process. The article compared the traditional (passive and active) and interactive of learning, marked differences at all levels in the definition of objectives, forms, methods, tools and content of learning, as well as differences the work of the pedagogue. Teacher provides pedagogical support of the educational process and the process of interaction between students, their communication, fulfilling the assistant function, consultant. Among the interactive learning methods are marked oral verbal methods (heuristic conversation, hybrid forms of lectures), visual methods, practical and problem-search methods of active learning (method of analysis of production situation, "case studies", playing techniques, the research method, problem-based learning, the method of "brainstorming" method of projects, quizzes, competitions, contests, festivals and etc.).

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Дата публикации: 1.09.2016 № 4 (22). С. 39-46. УДК 371.3

М. Н. Крылова

Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе

В статье рассмотрены теоретические основы интерактивного обучения. Данный тип обучения связан с переходом на компетентностное образование и состоит в создании на занятии атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой. При интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения. Проведено сопоставление традиционного (пассивного и активного) обучения и интерактивного, отмечены отличия на всех уровнях - в целеполагании, формах, методах, средствах и содержании обучения, а также в деятельности педагога. Педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия обучающихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта. Среди методов интерактивного обучения выделены устные словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, «кейс-стади», игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод «мозгового штурма», метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.).

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, технический вуз, гуманитарные дисциплины, субъект-субъектная парадигма обучения

Perspectives of Science & Education. 2016. 4 (22)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive16/16-04/ Accepted: 2 August 2016 Published: 1 September 2016 No. 4 (22). pp. 39-46.

M. N. Krylova

Interactive methods in the teaching of humanitarian disciplines in a technical college

The article deals with the theoretical basis of interactive learning. This type of of learning is associated with a transition to competence education; it is creating an atmosphere of interaction between teacher and students and between the students on lesson. All students are involved in the interactive learning process , they are actively and independently, and the role of the teacher changes: he is not the translator of information; he mediator and equal participant of learning process. The article compared the traditional (passive and active) and interactive of learning, marked differences at all levels - in the definition of objectives, forms, methods, tools and content of learning, as well as differences the work of the pedagogue. Teacher provides pedagogical support of the educational process and the process of interaction between students, their communication, fulfilling the assistant function, consultant. Among the interactive learning methods are marked oral verbal methods (heuristic conversation, hybrid forms of lectures), visual methods, practical and problem-search methods of active learning (method of analysis of production situation, "case studies", playing techniques, the research method, problem-based learning , the method of "brainstorming" method of projects, quizzes, competitions, contests, festivals and etc.).

Keywords: interactive training methods, technical university, humanities disciplines, the subject-subject paradigm of learning

инамичный характер современного профессионального образования признаётся всеми современными исследователями. Основным понятием системы образования становится компетенция и компетентность, а в системе профессионального образования - профессиональная компетентность, понимаемая в первую очередь как способность специалиста к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию. С целью обновления системы образования, перехода её на компетентностную основу требуется пересмотр самой модели обучения. Выделяются три модели:

• пассивная модель: обучаемый - объект воздействия, он слушает и смотрит;

• активная: обучаемый субъект обучения, он работает самостоятельно, творчески и сам получает знания;

• интерактивная: обучение понимается как взаимодействие педагога и студента.

Несомненно, переход от пассивной к активной модели необходим, и он уже практически осуществился, но наиболее продуктивной является интерактивная модель обучения, так как студент, благодаря её использованию учится не просто применять полученные в образовательном учреждении знания, но и постоянно искать новые, обновлять багаж своих профессиональных компетенций.

Цель доклада - рассмотреть теоретические основы интерактивных методов обучения, а также выделить основные интерактивные методы и приёмы применительно к преподаванию гуманитарных дисциплин в техническом вузе (на примере дисциплины «Методика профессионального обучения»).

Понятие интерактивного обучения рассматривают М.С. Артюхина [3], Л.А. Болотнюк [4], И.В. Губаренко [5], И.В. Гуляева [6], Н.Н. Двуличанская [7], А.А. Джанзакова [8], Ж.В. Рассказова [13], Н.А. Торгашова [15], Н.Ю. Холодкова [16], Т.И. Шишелова [17] и многие другие исследователи.

Проанализировав определения и характеристики интерактивного обучения различных авторов, мы синтезировали на их основе следующее: интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда каждый обучающийся включён в процесс обучения; обучение ведётся в форме взаимодействия, диалога - как между преподавателем и обучающимися, так и между самими обучающимися.

Интерактивное обучение часто называют субъект-субъектным, подразумевая, что обе его стороны (обучающий и обучающийся) являются субъектами в противовес субъект-объектному традиционному обучению (педагог - субъект, обучающийся - объект). Вот как об этом пишет А.В. Разгон: «...Субъект-субъектный способ взаимоотношений преподавателя и студента, который отличается от классического субъект-объектного

взаимодействия тем, что обучение воспринимается не как однонаправленный процесс наполнения головы студента знаниями, а совместный поход учителя и ученика за этими знаниями, а ещё шире - выведение студента на уровень самоактуализации и саморазвития» [12, с. 79].

Цели интерактивного подхода, исходя из рассмотренных нами исследований, можно определить следующим образом:

- организация комфортного обучения (студенту комфортно, потому что он успешен и интеллектуально состоятелен);

- активизация самостоятельности студентов;

- развитие коммуникативных способностей, умений общаться и взаимодействовать с другими людьми, отстаивать своё мнение;

- деятельностное развитие, формирование практических умений и навыков;

- формирование профессиональных компетенций;

- формирование умения решать проблемы коллективно;

- развитие речи студентов;

- задействование всех присутствующих на занятии обучающихся.

Назовём условия использования интерактивных методов обучения:

• Систематичность - применение в системе.

• Избирательность - не пытаться на одном занятии применять все известные преподавателю интерактивные методы.

• Поэтапность - от наиболее простых форм и методов - постепенно к более сложным.

• Понимание целей и функций - знать, для чего нужен именно этот метод и именно на этом занятии.

• Традиционность - не отказываться от традиционных форм и методов обучения, умело сочетать их с интерактивными.

• Учёт особенностей группы - учитывать взаимоотношения в коллективе, отношение обучающихся к интерактивной педагогике.

• Продолжение взаимодействия за пределами аудитории - интерактивное обучение начинается в учебной аудитории, но не заканчивается в ней.

Традиционное и интерактивное обучение отличаются во всех основных элементах учебно-воспитательного процесса: целях; содержании; средствах; методах обучения; формах обучения. Данные отличия представлены нами в таблице 1.

При переходе от традиционного к интерактивному обучению существенно меняется роль педагога. Мы сопоставили особенности деятельности преподавателя при традиционном и интерактивном обучении. Новое в деятельности преподавателя, появившееся с введением интерактивного обучения, представлено в таблице 2.

Применительно к преподаванию гуманитарных дисциплин в техническом вузе методы и методические приёмы, имеющие интерактивный характер, представлены нами в схеме 1.

Таблица 2

Сравнительная характеристика традиционного и интерактивного обучения

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного и интерактивного обучения

Элемент учебно-воспитательного процесса При традиционном обучении (пассивном и активном) При интерактивном обучении

Цель обучения Связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идёт спонтанно, попутно с получением знаний Чёткая целенаправленность занятия не на знания, умения и навыки, а на формирование качеств личности

Содержание обучения Представляет собой как можно больше разнообразной информации по теме занятия. Подробное изложение материала один раз Главным становится не перегрузка обучающегося информацией, а выделение главного (генерализация материала) и его многократная вариативная проработка. Информация не цель, а средство для освоения действий и операций

Средства обучения Две противоположные тенденции: минимум средств, иногда только слово педагога; максимальное количество разнообразных средств на занятии, часто не связанных друг с другом Средства обучения - это учебный комплекс - минимум необходимого в сочетании

Методы обучения Основными методами являлись словесные (устные и письменные), а также репродуктивные Важными методами обучения стали наглядно-демонстрационные, среди устных словесных - эвристическая беседа, практические, а также исследовательские и проблемно-поисковые методы и активные методы обучения

Формы обучения Чёткое разграничение форм обучения (лекция, практическое занятие, зачёт) и этапов занятий (проверка знаний, изложение материала и др.). Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа студентов. Громоздкие домашние задания «Гибридные» формы занятий: лекция-беседа, лекция-исследование, проблемная лекция, семинар - пресс-конференция, семинар-дискуссия, семинар - «мозговая атака». Взаимное проникновение этапов занятий

При традиционном обучении (пассивном и активном) При интерактивном обучении

Преподаватель даёт знания Преподаватель подталкивает участников обучения к самостоятельному поиску

Преподаватель - лидер, командир Педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия обучающихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта

Активен преподаватель Активны обучающиеся

Преподаватель - фильтр, пропускающий через себя учебную информацию Преподаватель - помощник в работе, один из источников информации

Роль педагога неизменна, стабильна Преподавателю приходится выступать в разных ролях: лидера, коммуникатора, психолога и др.

В первую очередь следует обратить внимание на словесные методы обучения, особенно устные словесные, так как устное взаимодействие - одно из условий интерактивности процесса обучения. Среди устных словесных методов, которые могут использоваться в интерактивном обучении, можно выделить эвристическую беседу и гибридные разновидности метода лекции.

Эвристическая беседа состоит из вопросов, на которые нет ответа в учебнике или лекции. Это вопросы на сопоставление, анализ, синтез, прогнозирование, нахождение причинно-следственных связей, умение формулировать выводы, устанавливать межпредметные связи и под. Приведём примеры из курса методики профессионального обучения (дисциплина преподаётся

Рис. 1. Методы и приёмы интерактивного обучения в высшем образовании

Методы п приёмы интерактив но го обучения

Устные словесные методы

Эвристическая беседа

Наглядные методы

Гибридные формы лекции

Практические методы

Пр о бл емно - по пс ковы е, методы активного обучения

Метод анализа производственной ситуации, _"кенс-стади"_

Игровые методы

Исследовательский метод

Проблемное обучение

Метод "мозгового штурма" ("мозговой атаки")

Метод проектов

Внеуадпторные мероприятия: викторины, олимпиады. конкурсы, фестивали и под.

автором уже в течение одиннадцати лет при обучении студентов направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)» в Азово-Черноморском инженерном институте):

1. Как педагог, оформляя доску, должен учитывать психологические особенности обучающихся?

2. Как в дальнейшем может развиваться мультимедийное оформление учебного занятия?

3. Как действует кабинетная система в учебном заведении, студентами которого вы являетесь?

Лекция является одним из наиболее универсальных словесных методов, очень важно, чтобы лекция не была скучной, монотонной и однообразной. Однако есть гибридные формы лекции, тесно связанные с интерактивностью:

- лекция-беседа;

- лекция-дискуссия;

- лекция с разбором конкретных ситуаций;

- лекция вдвоём;

- проблемная лекция;

- лекция с заранее запланированными ошибками и под.

Мы согласны с Е.Л. Славгородской в том, что необходимо «диалоговое общение во время лекций: поощряется задавание студентами вопросов по теме, обращение к жизненному опыту, вспоминание примеров из собственной жизни» [14, с. 99]. Именно интерактивные методы обучения помогут преодолеть традиционные недостатки лекции, такие, как чтение её некоему среднему обучающемуся, монотонность, быстрая утомляемость студентов и др. [11]. При условии модернизации лекции и придания ей инновационного характера «интерактивная лекция выступает мощным инструментом адаптации содержания образовательных программ вуза к меняющимся условиям внешней среды, а соответственно, повышения востребованности его образовательных услуг и конкурентоспособности» [12, с. 80], и тогда лекция по-прежнему будет актуальным методом профессионального обучения, только это будет уже совсем другая лекция - интерактивная.

Наглядные методы обучения также могут быть интерактивными. В своё время появление

принципа наглядности в педагогике стало революцией, необходимость дополнять словесные методы наглядными с трудом осознавалась деятелями педагогики XVШ-XIX вв. В конце ХХ века появление компьютерной наглядности вывело данный важнейший дидактический принцип на новую высоту. Сегодня же простая иллюстрация должна уйти в прошлое.

Так популярные у современных педагогов компьютерные презентации не дают развёрнутого знания, не придают обучению интерактивности, так как информация подаётся в них линейно, воспринимается обучающимися автоматически. Можно назвать несколько способов использования наглядности, связанных с интерактивным обучением:

- поиск наглядных материалов самими студентами;

- подготовка презентаций студентами;

- компьютерные симуляции (активные имитации реальных ситуаций);

- виртуальная реальность;

- активная работа с плакатами и иллюстрациями (самостоятельное постижение информации по иллюстрации) и под.

Практические методы обучения составляют основу компетентностного подхода к обучению, способствуют формированию у обучающихся профессиональных компетенций, и поэтому применение их в качестве интерактивных методов обучения обязательно.

Практическое занятие становится интерактивным, если на нём используются методы активного обучения (деловая игра, разбор конкретных ситуаций и под.), которые будут рассмотрены нами ниже. Однако есть и собственно практические методы, которые могут интерпретироваться как интерактивные. Их суть - в поиске, стимулировании мыслительной активности студентов. Например, анализ мультимедийных презентаций разного качества, в ходе которого формулируются правила создания мультимедийной презентации (при изучении студентами методики профессионального обучения). Интерактивность может быть создана также в ходе выездных практических занятий, занятий на производстве и под.

Но наибольшие возможности для интерактивности на занятии предоставляют проблемно-поисковые методы и методы активного обучения. Мы понимаем методы активного обучения как способы организации и управления учебно-познавательной деятельностью, направленные на повышение активности обучающихся, вовлечение их в исследовательскую работу. От активности до интерактивности один шаг, и именно от педагога зависит, будет ли обучение просто активным (что уже само по себе неплохо) или всё же интерактивным (что ещё лучше). Рассмотрим основные из методов активного обучения.

Метод анализа производственных ситуаций, называемый сегодня относительно новым термином «кейс-стади» - это рассмотрение сложной организационной, экономической или управленческой задачи, приближенной к реальному производственному процессу. Перед студентами ставится несколько вопросов, побуждающих их к активному поиску рациональных решений с учётом приобретённых ранее умений и навыков. О результативности и перспективности метода анализа производственных ситуаций (кейс-стади) пишут Е.Ю. Азбукина [1], А.К. Егени-сова, А. Дуйсенбаева [9] и другие исследователи.

Использование производственной ситуации на занятии позволяет достичь следующего:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- помогает обучающемуся определить и сформулировать главное в учебно-производственной задаче;

- пробуждает познавательный интерес к поиску путей решения задачи;

- помогает привлечь имеющиеся у обучающихся знания и профессиональный опыт;

- активизирует мышление;

- раскрывает противоречие между возникшим познавательным интересом и недостаточными имеющимися знаниями и умениями;

- побуждает к дальнейшему познанию.

Необходимо подчеркнуть, что формальное

использование производственных ситуаций или их нагромождение на одном занятии недопустимо. Они будут эффективны лишь при творческом комплексном подходе, разумном сочетании новых интерактивных методов и традиционных, испытанных в педагогической практике.

Выделяются следующие игровые методы:

- ролевая и деловая игра,

- соревновательные методы,

- командные методы обучения.

Ролевая игра - это обыгрывание (имитация) конкретных производственных ситуаций, решение проблемы обучающимися, выполняющими определённые роли. Деловая игра - усложнённый вид ролевой игры, с помощью которого воссоздаётся модель реальной производственной деятельности, моделируется «серьёзная» работа по профессии. Обучающимся даётся возможность публично апробировать свои знания. В.А. Антонец, Н.В. Васина, Л.А. Криворотько называют деловые игры и игровые упражнения важнейшим интерактивным методом, использование которого необходимо более всего именно при освоении студентами дисциплин профессионального цикла [2, с. 246].

Мощным мотивирующим фактором в деловой игре является также совместный, коллективный характер учебной деятельности. Каждый участник игры ответствен не только за себя, но и за своих товарищей, использует разнообразные формы и методы сотрудничества и взаимодействия, что ведёт к интерактивности. Значение

игры невозможно переоценить, так как «динамичность игры позволяет проявить творческую активность участников, которая вызывает эмоциональный подъем, что в свою очередь повышает степень усвоения учебного материала, его понимание и запоминание, развивает профессиональное мышление» [10, с. 80].

Мы проводим со студентами несколько деловых игр. К примеру, групповое соревнование «Оформление доски», на котором группа делится на подгруппы (2-3 в зависимости от размера доски и группы) и выполняет задания в форме соревнования:

1. Изобразите мелом (маркером) на аудиторной доске квадрат, окружность, эллипс, систему трех координатных осей, несколько схем по вашему курсу, а также ряд букв, чисел и формул. Осмотрите изображенное с дальних мест. При невысоком качестве выполните упражнение несколько раз.

2. Оформите доску к занятию полностью: тема, цели, чертежи и схемы, домашнее задание и т. п.

3. Напишите на доске условия контрольной работы для двух вариантов.

4. Блиц-конкурс (проводится в случае одинаковых баллов по предыдущим конкурсам с целью выявить победителя). Выполнение какого-либо задания на скорость и качество (записать на доске тему занятия, начертить кроссворд и под.).

Исследовательский метод - высшая ступень творческой деятельности студентов, в процессе которой они самостоятельно находят решения новых для них задач. Студенты выдвигают предложения по решению поставленной задачи, эти предложения анализируются, выбираются методы исследования, определяются этапы проведения эксперимента. Примеры применения исследовательского метода:

- научно-практическая конференция;

- круглый стол;

- курсовое и дипломное проектирование;

- практика;

- стажировка;

- открытая защита курсовых работ и т. п.

Проблемное обучение - метод, при котором

получение знаний происходит в ходе решения поставленной педагогом проблемы. Например, на семинарском занятии по истории профессионального обучения мы ставим проблему: «Зачем нужно изучать историю профессионального обучения?» и ищем на неё ответ в течение всего занятия.

Метод «мозгового штурма» («мозговой атаки») нацелен на стимулирование интеллектуальной активности обучающихся и их взаимодействия друг с другом. Перед студентами ставится вопрос, а затем принимаются все варианты его решения, даже на первый взгляд нелепые, стран-

ные и смешные. Среди обнаруженных вариантов можно затем найти лучший, сделать выводы и обобщения. Например, вопрос: «Что должен сделать сегодня президент для нашего профессионального образования?».

Метод проектов состоит в выполнении самостоятельного творческого проекта под руководством педагога. На методике профессионального обучения студенты выполняют курсовые проекты, состоящие в проектировании обучения какой-то теме на основе каких-то технологий, методов, форм обучения. Темы курсовых проектов должны предполагать проблемность и творчество.

Примеры:

1. Повышение мотивации при практическом изучении материала по дисциплине «Название».

2. Методика самостоятельной работы при практическом изучении курса «Название».

3. Опорный конспект как средство повышения познавательной активности обучающихся на занятиях по дисциплине «Название».

4. Проектирование проблемного занятия по теме «Название».

Викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под. будут способствовать интерактивности обучения, так как связаны с общением и взаимодействием между обучающимися и обучающимися и педагогом.

Итак, нами рассмотрены теоретические основы интерактивного обучения. Мы выяснили, что данный тип обучения связан с переходом на компетентностное образование и состоит в создании на занятии атмосферы взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой. При интерактивном обучении все обучающиеся вовлечены в процесс обучения, они активны и самостоятельны, а роль педагога изменяется: он не транслятор информации, а посредник и равноправный участник обучения.

Мы сопоставили традиционное (пассивное и активное) обучение и интерактивное, увидев отличия на всех уровнях - в целеполагании, формах, методах, средствах и содержании обучения, а также деятельности педагога в ходе каждого их данных типов обучения. Педагог осуществляет педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и процесса взаимодействия обучающихся, их общения, выполняя функции помощника, консультанта.

Среди методов интерактивного обучения можно назвать устные словесные методы (эвристическая беседа, гибридные формы лекции), наглядные методы, практические методы и проблемно-поисковые, методы активного обучения (метод анализа производственной ситуации, «кейс-стади»; игровые методы, исследовательский метод, проблемное обучение, метод «мозгового штурма», метод проектов, викторины, олимпиады, конкурсы, фестивали и под.)

ЛИТEРАТУРА

1. Азбукина Е.Ю. Технология кейс-стади в профессиональном образовании // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 38-41.

2. Антонец В.А. Васина Н.В., Криворотько Л.А. Деловые игры и игровые упражнения как средство интерактивного обучения в преподавании дисциплин профессионального цикла // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. 2013. № 1. С. 246-249.

3. Артюхина М.С., Артюхин О.И. Теоретико-методические основы проведения интерактивных лекций // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 304-308.

4. Болотюк Л.А., Сокольникова А.М., Швед Е.А. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 90.

5. Губаренко И.В., Городова Д.В. Интерактивные технологии обучения в формировании профессиональной компетентности специалиста нового времени // Наука. Искусство. Культура. 2013. № 2. С. 209-214.

6. Гуляева И.В. Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 84-92.

7. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. № 4. С. 13.

8. Джанзакова А.А., Сарбасова К.А. Педагогические условия использования интерактивных обучающих технологий // Наука и Мир. 2014. Т. 3. № 2 (6). С. 46-48.

9. Егенисова А.К., Дуйсенбаева А. Использование метода кейс-стади в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 129-132.

10. Куликов А.В., Фирсова С.Ю. Применение интерактивных методов проведения практических занятий для студентов направления «Технология транспортных процессов» // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 10. № 13 (116). С. 80-82.

11. Остапенко И.А., Кроливецкая И.Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 77-81.

12. Разгон А.В. Интерактивная лекция как перспективный метод обучения // Вестник алтайской науки. 2014. № 2-3 (20-21). С. 78-80.

13. Рассказова Ж.В. Образовательный потенциал интерактивного обучения // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 45-48.

Й4. Славгородская Е.Л. Активные средства организации учебно-профессиональной деятельности студентов // Перспективы науки и образования. 2013. № 3. С. 96-105.

15. Торгашова Н.А., Данилкина О.В. Проблемы и трудности использования интерактивных методов обучения // Вестник филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Барнауле. 2012. Вып. 15. С. 138-141.

16. Холодкова Н.Ю., Афиногенов А.Я. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в ГОУ СПО ТО «ТКПТС». - Тула: ТКПТС, 2013. 43 с.

17. Шишелова Т.И., Коновалов Н.П., Шульга В.В. Практика использования интерактивных профессиональных значимых проектов на младших курсах ИРГТУ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 221-225.

REFERENCES

1. Azbukina E.Ju. Tehnologija kejs-stadi v professional'nom obrazovanii // Sovet rektorov. 2012. № 6. S. 38-41.

2. Antonec V.A. Vasina N.V., Krivorot'ko L.A. Delovye igry i igrovye uprazhnenija kak sredstvo interaktivnogo obuchenija v prepodavanii disciplin professional'nogo cikla // Dal'nij Vostok: problemy razvitija arhitekturno-stroitel'nogo kompleksa. 2013. № 1. S. 246-249.

3. Artjuhina M.S., Artjuhin O.I. Teoretiko-metodicheskie osnovy provedenija interaktivnyh lekcij // Fundamental'nye issledovanija.

2013. № 11-2. S. 304-308.

4. Bolotjuk L.A., Sokol'nikova A.M., Shved E.A. Primenenie interaktivnyh metodov obuchenija na prakticheskih zanjatijah po teorii verojatnostej i jekonometrike // Internet-zhurnal Naukovedenie. 2013. № 3 (16). S. 90.

5. Gubarenko I.V., Gorodova D.V. Interaktivnye tehnologii obuchenija v formirovanii professional'noj kompetentnosti specialista novogo vremeni // Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2013. № 2. S. 209-214.

6. Guljaeva I.V. Potencial interaktivnogo obuchenija v stanovlenii polnocennyh mezhlichnostnyh otnoshenij uchashhihsja srednego professional'nogo obrazovanija // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 1. S. 8492.

7. Dvulichanskaja N.N. Interaktivnye metody obuchenija kak sredstvo formirovanija kljuchevyh kompetencij // Nauka i obrazovanie: jelektronnoe nauchno-tehnicheskoe izdanie. 2011. № 4. S. 13.

8. Dzhanzakova A.A., Sarbasova K.A. Pedagogicheskie uslovija ispol'zovanija interaktivnyh obuchajushhih tehnologij // Nauka i Mir.

2014. T. 3. № 2 (6). S. 46-48.

9. Egenisova A.K., Dujsenbaeva A. Ispol'zovanie metoda kejs-stadi v obrazovanii // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2013. № 7. S. 129-132.

10. Kulikov A.V., Firsova S.Ju. Primenenie interaktivnyh metodov provedenija prakticheskih zanjatij dlja studentov napravlenija «Tehnologija transportnyh processov» // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013. T. 10. № 13 (116). S. 80-82.

11. Ostapenko I.A., Kroliveckaja I.E. Nedostatki lekcionnoj formy obuchenija i puti ih preodolenija // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept. 2016. T. 23. S. 77-81.

12. Razgon A.V. Interaktivnaja lekcija kak perspektivnyj metod obuchenija // Vestnik altajskoj nauki. 2014. № 2-3 (20-21). S. 78-80. ¡L.3. Rasskazova Zh.V. Obrazovatel'nyj potencial interaktivnogo obuchenija // Pedagogika i sovremennost'. 2014. T. 1. № 1-1. S. 45-48.

14. Slavgorodskaja E.L. Aktivnye sredstva organizacii uchebno-professional'nojdejatel'nosti studentov // Perspektivy nauki i obrazovanija. 2013. № 3. S. 96-105.

15. Torgashova N.A., Danilkina O.V. Problemy i trudnosti ispol'zovanija interaktivnyh metodov obuchenija // Vestnik filiala Vserossijskogo zaochnogo finansovo-jekonomicheskogo instituta v g. Barnaule. 2012. Vyp. 15. S. 138-141.

16. Holodkova N.Ju., Afinogenov A.Ja. Polozhenie o metodah interaktivnogo obuchenija studentov po FGOS 3 v GOU SPO TO «TKPTS». - Tula: TKPTS, 2013. 43 s.

17. Shishelova T.I., Konovalov N.P., Shul'ga V.V. Praktika ispol'zovanija interaktivnyh professional'nyh znachimyh proektov na mladshih kursah IRGTU // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2014. № 2. S. 221225.

Информация об авторе Крылова Мария Николаевна

(Россия, Зерноград) Кандидат филологических наук, доцент кафедры

гуманитарных наук и иностранных языков Азово-Черноморский агроинженерный институт Донской государственный аграрный университет E-mail [email protected]

Information about the author

Krylova Maria Nikolaevna

(Russia, Zernograd) PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Humanitarian Sciences and Foreign Languages Department. Azov-Black Sea Engineering Institute Don State Agrarian University E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.