Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Александр Витальевич, Горлова Юлия Ивановна

В данной статье рассмотрены проблемы формирования физических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий спортивными единоборствами. Представлен анализ научно - методической литературы по практическим подходам в реализации средств восточных единоборств в условиях физического развития дошкольника на занятиях в детских дошкольных учреждениях (ДОУ). Установлено, что, педагоги физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, пристальное внимание должны обращать на развитие физических кондиций ребенка, в том числе координационных способностей, быстроты и гибкости. Спортивные единоборства в данном контексте имеют достаточный потенциал и могут широко использоваться в образовательном процессе. Кроме того, воспитательный процесс с использованием средств восточных единоборств создает необходимые предпосылки в формировании социально значимых личностных качеств детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власов Александр Витальевич, Горлова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ELEMENTS OF EASTERN MARTIAL ARTS IN THE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the problems of the formation of physical abilities in older preschool children in the process of practicing martial arts. The analysis of scientific and methodological literature on practical approaches to the implementation of martial arts in the conditions of physical development of a preschooler in the classroom at the preschool is presented. It is established that teachers of physical education in preschool educational institutions should pay close attention to the development of physical conditions of the child, including coordination abilities, speed and flexibility. Martial arts in this context have sufficient potential and can be widely used in the educational process. In addition, the educational process using the means of martial arts creates the necessary prerequisites for the formation of socially significant personal qualities of preschool children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.85

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE USE OF ELEMENTS OF EASTERN MARTIAL ARTS IN THE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

Власов Александр Витальевич

аспирант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Vlasov Alexander Vitalievich a

graduate student Orel State University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Горлова Юлия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра теории и методики физической культуры и спорта Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gorlova Yulia Ivanovna Ph. D., associate professor department of theory and methods of physical culture and sports Orel State university named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования физических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий спортивными единоборствами. Представлен анализ научно-методической литературы по практическим подходам в реализации средств восточных единоборств в условиях физи-ческого развития дошкольника на занятиях в детских дошкольных учреждениях (ДОУ). Установлено, что, педагоги физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, пристальное внимание должны обращать на развитие физических кондиций ребенка, в том числе координационных способностей, быстроты и гибкости. Спортивные единоборства в данном контексте имеют достаточный потенциал и могут широко использоваться в образовательном процессе. Кроме того, воспитательный процесс с использованием средств восточных единоборств создает необходимые предпосылки в формировании социально значимых личностных качеств детей дошкольного возраста.

Abstract. This article discusses the problems of the formation of physical abilities in older preschool children in the process of practicing martial arts. The analysis of scientific and methodological literature on practical approaches to the implementation of martial arts in the conditions of physical development of a preschooler in the classroom at the preschool is presented. It is established that teachers of physical education in preschool educational institutions should pay close attention to the development of physical conditions of the child,

including coordination abilities, speed and flexibility. Martial arts in this context have sufficient potential and can be widely used in the educational process. In addition, the educational process using the means of martial arts creates the necessary prerequisites for the formation of socially significant personal qualities of preschool children.

Ключевые слова: восточные единоборства; развитие; дошкольники; физические качества.

Keywords: the initial stage of preparation; sports selection; the orientation of the athlete.

Восточные единоборства - это возникшие и развившееся в странах Южной (Индия), Юго-Восточной (Таиланд, Мьянма, Вьетнам, Филиппины, Лаос), и Восточной Азии (Дальнего Востока: Китай, Окинава, Япония, Корея, Монголия) системы боевых искусств (боевых единоборств), первоначально предназначенных исключительно для самозащиты (самообороны) в рукопашных схватках с применением оружия и без него.

Общее количество восточных единоборств измеряется десятками и даже сотнями. Наиболее известные системы восточных единоборств следующие:

• Китай: ушу (цюаньшу, цюаньфа; термин «гунфу» не совсем точен), в котором имеется 300-400 стилей и несколько тысяч подстилей: циньна, шуайцзяо.

• Япония: дзю-дзюцу (джиу-джитсу); дзюдо; айкидо; японское каратэ (в котором имеется уже несколько десятков стилей).

• Корея: тхэквондо, хапкидо и др.

• Таиланд: муай-тай (тайский бокс).

• Окинава: окинавское каратэ.

• Вьетнам: вьетводао; вьетнамский винчунь.

• Филиппины: арнис (др. названия: кали, эскрима - система боя на коротких палках).

• Мьянма: лэтхвэй (бирманский (мьянмарский) бокс); бандо и др.

С течением времени некоторые виды восточных единоборств превратились в спортивные дисциплины: дзюдо, каратэ, спортивное ушу, ушу-саньда, тхэквондо, муай-тай (тайский бокс). Некоторые спортивные дисциплины завоевали мировой статус и даже стали олимпийскими видами спорта. Наибольшего успеха в этом отношении добилось японское дзюдо, первое вышедшее на международную арену.

Другие системы восточных единоборств остались системами рукопашного боя (системами самозащиты (самообороны), не став спортивными дисциплинами.

Восточные единоборства послужили основой, базой для новых спортивных дисциплин и систем рукопашного боя (системам самозащиты (самообороны)), уже не имеющей строгой географической привязки к странам Востока: кикбоксинг, смешанные боевые искусства (MMA), бразильское джиу-джитсу, отечественное самбо.

Однако, что никем не подвергается сомнению тот очевидный факт, что восточные единоборства (как ставшие спортивными дисциплинами, так и не ставшие ими) представляют собой универсальные и очень эффективные системы физического развития человека практически в любом возрасте.

Данные универсальные и эффективные системы физического развития можно с большим успехом применять в физическом развитии детей дошкольного возраста

(т. е. детей возрастом 6-7 лет) [5].

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста (общая физическая подготовка (ОФП) - это взаимосвязанное всестороннее гармоничное развитие его физических качеств [3].

Таких физических качеств насчитывается пять:

1) гибкость;

2) ловкость (координация движений);

3) быстрота (скорость, реакция);

4) сила;

5) выносливость.

По нашему мнению, основное внимание в развитии физических качеств ребенка дошкольного возраста нужно уделять развитию ловкости (координации движений), быстроты (скорости) и гибкости.

Сила и выносливость являются физическими качествами, которые целесообразно развивать не в дошкольном и даже не в младшем школьном возрасте, а в среднем и старшем школьном возрасте.

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или

и и и и / ^ \

противодействовать ему при помощи за счет усилий своей мышечной (мускульной) системы) [1, с. 11].

В физическом развитии детей дошкольного возраста целесообразно использовать:

1) различные виды прыжков для развития силы мышц ног;

2) приседания;

3) облеченные виды отжиманий (отжимания с колен, отжимания с широкой постановкой ног и т. п.);

4) различные виды упоров лежа (т. е. упражнения, которые сейчас объединяются под общим названием «планка»);

5) упражнения на развитие мышц брюшного пресса (поднимание ног лежа на спине, «велосипед» и др.).

Ловкость (координация движений) - это сочетание точности пространственных, временных и силовых характеристик движения [1, с. 158-160].

Для развития ловкости (координации движений) детей дошкольного возраста можно порекомендовать:

1) освоение страховок и самостраховок при различных видах падений из дзюдо и самбо;

2) разучивание и выполнение различных технических элементов (приемов) их восточных единоборств по принципу «от простого к сложному»;

3) разучивание и выполнение формальных комплексов упражнений (ката, таолу).

По мнению некоторых специалистов понятие «цигун» из восточных единоборств (что обычно переводится как «работа с энергией») и представляет собой не что иное, как разработанную (тренированную) координацию движений, обусловленную тренировкой и развитием мелких групп мышц и микромышц.

Быстрота - это способность человека совершать определенные движения

в течение минимального для данных условий времени [1, с. 77].

В теории физической культуры и спорта выделяются четыре главных вида быстроты:

- время реакции;

- скорость одного движения;

- частота движений;

- способность к ускорению [1, с. 77].

По мнению Н. Г. Озолина одаренных в скоростном отношении детей можно выявить при помощи выполнения трех упражнений:

- спринт на 30 метров (с хода);

- запрыгивание на препятствие;

- метание мяча [4, с. 435].

В качестве средств развития быстроты у детей дошкольного возраста применяют различные движения из восточных единоборств (технические элементы, приемы), которые дети могут выполнять с максимальной скоростью (т. н. «скоростные упражнения»).

Данные движения из восточных единоборств должны соответствовать следующим условиям:

1) Техника движений из восточных единоборств должна обеспечивать их выполнение на максимальной скорости. Следовательно, непригодны для развития быстроты гимнастические упражнения из восточных единоборств и т. п.

2) Движения из восточных единоборств должны быть настолько хорошо освоены детьми дошкольного возраста, чтобы во время исполнения внимание и воля были направлены не на технику выполнения движений из восточных единоборств, а именно на быстроту выполнения. Овладение координацией оптимальной формой движений из восточных единоборств позволяет детям дошкольного возраста выполнять их с более высокой скоростью.

3) продолжительность движений из восточных единоборств должна быть такой, чтобы к концу быстрота не снижалась вследствие физического утомления (1015-20 секунд) [4, с. 434-435].

При развитии быстроты главным выступает повторный метод.

Упражнения на развитие быстроты обычно выполняют в начале тренировочных занятий с детьми дошкольного возраста, т.к. важным фактором выступает оптимальное состояние возбудимости центральной нервной системы (ЦНС) человека.

Гибкость - это способность тела выполнять движения с большой амплитудой [2, с. 534]. Показателем гибкости является максимальная амплитуда движения [1, с. 164-165].

Гибкость в восточных единоборствах имеет особое значение в силу того обстоятельства, что в этих системах уделяется особое внимание ударам ногами, в том числе ударам ногами в верхний уровень человеческого тела (голова), в том числе в различных прыжках (что наиболее развито в корейском тхэквондо). Данные удары ногами просто немыслимы без соответствующей гибкости в тазобедренных суставах.

Переходя от теории к практике развития гибкости, необходимо отметить, что существуют сотни упражнений для тренировки гибкости всех суставов человеческого тела. Восточные единоборства дают нам совершенно невообразимый спектр самых различных упражнений на развитие гибкости для всех суставов человеческого тела.

Описывать или даже перечислять все упражнения на развитие гибкости ребенка дошкольного возраста в ограниченной по объему статье нет никакого смысла, поэтому ограничимся лишь несколькими замечаниями.

Основным показателем гибкости в тазобедренных суставах является, конечно же, шпагат, т. е. разведение ног на 180 (и более) градусов. Шпагат бывает двух видов - поперечный (так называемая «веревочка») и продольный. Продольный шпагат, в свою очередь, также бывает двух видов - в зависимости от того, какая нога (правая или левая) находится впереди. Кроме того, все эти виды шпагатов могут быть выполнены «в воздух», т. к. когда человек стоит на одной ноге, а вторую ногу поднимает в воздух до положения шпагата.

Основным и самым эффективным упражнением для развития максимальной гибкости в тазобедренных суставах является переход из одного продольного шпагата в другой через положение поперечного шпагата.

Основным показателем гибкости позвоночника является, конечно же, «мост». Без хороших показателей в данном упражнении невозможны переворот вперед (перемет) и переворот назад (фляк).

Основным и самым эффективным упражнением для развития максимальной гибкости в позвоночнике являются: различные наклоны вперед и назад; различные вращения; вставание на мост из положения лежа на спине, затем из положения стоя, перебирая руками по стене, затем без помощи стены, а затем из стойки на руках; вставание на борцовский мост.

Тренировки на развитие гибкости обычно проводятся 3-4 раза в неделю, но для достижения максимальных результатов необходимо проводить данные тренировки ежедневно или даже 2 раза в день (утром и вечером). Утром уровень общей гибкости у человека ниже, а вечером - выше [1, с. 168]. Фиксацию результатов тренировок на развитие гибкости суставов, таким образом, нужно проводить вечером.

Начинать тренировку гибкости у детей дошкольного возраста нужно с 5-10 повторений в каждом упражнении [1, с. 168]. Максимальное количество повторений у детей дошкольного возраста - 25-30 раз (примерно через 3 месяца тренировок). В дальнейшем можно снизить количество повторений, но ни в коем случае не уменьшать амплитуду движений [3, с. 544-545].

Максимальной гибкости человек достигает в 14-16 лет, поэтому тренировать гибкость нужно с раннего детства до указанного возраста, а затем уже просто поддерживать достигнутый уровень [3, с. 546].

Подводя итоги статьи и производя выводы можно порекомендовать можно тхэквондо для развития гибкости, для развития силы и выносливости - каратэ, для гармоничного всестороннего развития - спортивное ушу.

При правильном построении многолетнего тренировочного процесса начиная с дошкольного возраста можно достичь гармоничного всестороннего развития физи-

ческих качеств не хуже, чем в спортивной гимнастике и классическом балете.

Также для гармоничного всестороннего физического развития детей дошкольного возраста также можно порекомендовать школу (стиль) восточных единоборств «Тэскао» («Синсимак»), историческое происхождение которой во многом неясно, но в арсенал которой входят более тысячи упражнений, в том числе:

1) упражнений с баскетбольными и волейбольными мячами;

2) упражнений с теннисными мячами;

3) упражнений с палками различной длины;

я V « «

4) упражнений на скамейках;

5) упражнений на бревне;

6) упражнений на перекладинах и шведской стенке;

—7 V «

7) упражнений на тренажерах, которые практически неизвестны в других видах восточных единоборств (специфические виды различных рукоходов, своеобразных скалодромов, качелей и т. п.).

Основные (ключевые) аспекты, которые про которые необходимо всегда помнить при использовании элементов восточных единоборств в развитии детей дошкольного возраста:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) точное дозирование тренировочной нагрузки, т. к. дети дошкольного возраста еще отличаются повышенной утомляемостью при тренировке силы и выносливости и сниженной способностью к длительной концентрации внимания;

2) постепенное увеличение тренировочных нагрузок;

3) соблюдение принципа «от простого к сложному»;

4) недопущение физического переутомления детей;

5) широкое применение игровых элементов;

6) широкое применение командных элементов.

Литература

1. Зациорский Н. Г. Физические качества спортсмена. Москва : Советский спорт. 2009. 199 с.

2. Крупник Е. Я. Боевые слоны или игровой способ изучения приемов самозащиты. Москва : Физкультура и спорт. 1997. 82 с.

3. Курысь В. Н., Сляднева Л. Н., Шиянова Г. В. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры — теоретический аспект : монография. Ставрополь : Ставрополье. 2006. 224 с.

4. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. Москва : АСТ, 2004. 863 с.

5. Шебеко В. Н. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры : монография. Минск : Белорусский, государственный педагогический университет им. М. Танка. 2000. 178 с.

References

1. Zatsiorsky N. G. Fizicheskie kachestva sportsmena [The physical qualities of the athlete]. Moscow, Soviet sport Publ., 2009, 199 p.

2. Krupnik E. Ya. Boevye slony ili igrovoy sposob izucheniya priemov samozashchity

[Fighting elephants or a game way of studying self-defense techniques]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1997, 82 p.

3. Kurys' V. N., Slyadneva L. N., Shiyanova G. V. Obrazovanie detey doshkol'nogo vozrasta v oblasti fizicheskoy kul'tury — teoreticheskiy aspekt [Education of preschool children in the field of physical culture - theor. Aspect]. Stavropol, Stavropol region Publ., 2006, 224 p.

4. Ozolin N. G. Nastol'naya kniga trenera: nauka pobezhdat' [Coach's Handbook: The Science of Winning]. Moscow, AST Publ., 2004, 863 p.

5. Shebeko V. N. Formirovanie lichnosti doshkol'nika sredstvami fizicheskoy kul'tury [Formation of a preschooler's personality by means of physical culture]. Minsk, Byelorus State Pedagogical Institute. M. Tank University Publ., 2000, 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.