Научная статья на тему 'Инновации и традиции при изучении кубанского фольклора на уроках литературы как продолжение образовательных норм в современной школе'

Инновации и традиции при изучении кубанского фольклора на уроках литературы как продолжение образовательных норм в современной школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
128
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КУБАНИ / ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ / ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ НАРОДА В ПОСЛОВИЦАХ / ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА КРАЯ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Войтенко Г. Н.

В статье представлен опыт работы по изучению на уроках литературы кубанского устного народного творчества как регионального компонента, позволяющего продолжить образовательные традиции в современной школе. Описаны этапы изучения фольклора: 5-6 классы – кубанская обрядовая поэзия (щедровки, вождение козы), 7 класс – представление различных по жанровому своеобразию пословиц, отражающих жизнь казаков, 8 класс – изучение кубанского песенного наследия, позволяющее отслеживать уровень духовно-нравственной культуры народа, его единую связь с Родиной, с Кубанью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации и традиции при изучении кубанского фольклора на уроках литературы как продолжение образовательных норм в современной школе»

чучела животных, которые представляли фауну Северной Удмуртии. Преимущество данного занятия заключалось в том, что учащиеся смогли наглядно познакомиться с географией и животным миром нашего края.

Эмоционально насыщенными являются встречи с поэтами и писателями, проживающими в нашем городе, такими как Леонид Смелков - член Союза писателей России, который представил новый сборник стихов «Мы все Россия твои дети». Такие встречи очень полезны для учащихся, так как на них они знакомятся со знаменитыми земляками, внесшими вклад в развитие культуры родного города и прославившими Глазов за пределами Удмуртской республики.

Ситуация, которая сложилась в нашей стране, поставила перед учителями истории такую задачу: донести до сознания учащихся то, что Россия - это многонациональная страна, а Удмуртия - это пример того, как многочисленные народы могут спокойно и мирно трудиться на благо родной страны. Встречи в Доме дружбы с представителями многочисленных диаспор расширит знания учащихся о народах, их культуре, обычаях, национальной кухне.

Мы живем в такое время, когда история совершается на наших глазах, и живы те люди, о которых потом напишут в книгах, поэтому нужно изучать родной край, выходя за пределы школы, а может и самим творить историю.

Список литературы:

1. Гришкина М.В. История Удмуртии. Первая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск: Удмуртия, 2010. - 80 с.

2. Иванова М.Г. История Удмуртии: с древнейших времен до ХШ века: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Художник Н. Быков. -2-е изд., испр. - Ижевск: Удмуртия, 2012. - 160 с.

3. Лигенко Н.П., Петров А.Н. История Удмуртии. Вторая половина XIX века: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. - Ижевск, 2010. - 80 с.

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУБАНСКОГО ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

© Войтенко Г.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 46, г. Краснодар

В статье представлен опыт работы по изучению на уроках литературы кубанского устного народного творчества как регионального компонента, позволяющего продолжить образовательные традиции в со-

* Учитель русского языка и литературы.

временной школе. Описаны этапы изучения фольклора: 5-6 классы -кубанская обрядовая поэзия (щедровки, вождение козы), 7 класс - представление различных по жанровому своеобразию пословиц, отражающих жизнь казаков, 8 класс - изучение кубанского песенного наследия, позволяющее отслеживать уровень духовно-нравственной культуры народа, его единую связь с Родиной, с Кубанью.

Ключевые слова устное народное творчество Кубани; обрядовая поэзия; поэтическая жизнь народа в пословицах; песенная культура края; творческое развитие учащихся.

Литература Кубани молода: истоки ее - в конце XVIII - начале XIX века. Новая русская литература в эту пору уже практически преодолевает период ученичества и становится вполне европейской по форме. Столетие понадобилось русской художественной словесности, чтобы стать вровень с литературой Западной Европы, а затем еще несколько десятилетий, чтобы превзойти ее.

Сто лет занял и период «взросления» литературы Кубани. Начавшись «виршами» Антона Головатого и тяжеловесными стихотворными речами Кирилла Россинского, литературный процесс вовлекал в свое русло все большее число творцов, формируя постепенно уникальное явление, отразившее особый склад ума, особый взгляд на мир и особую психологию жителей казачьего края и базирующееся на колоритной и неповторимой языковой основе - кубанских говорах.

А первая половина XX века стала временем, когда литература Кубани влилась в общий поток великой русской литературы. Кто-нибудь подумает так: «Что за литература Кубани? Не было на Кубани ни Гоголя, ни Тургенева, не писали о ней ни Тютчев, ни Фет».

Что ответить на это?

Во-первых, литература - это не только вершины и громкие имена, которые немыслимы без того явления, которое называется литературным процессом.

А во-вторых, Кубань подарила России плеяду прекраснейших писателей и поэтов, таких как, например, Николай Канивецкий, Георгий Денисов, Юрий Кузнецов, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский...

На нашей Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки, военные, исторические, бытовые песни, все жанры и не перечислишь. Многие из них из обрядовой поэзии - особой формы устного народного творчества. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто это обряды, связанные со временами года, с крестьянским трудом, с культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Толстой А.Н. назвал обрядовую поэзию праздничными одеждами души народа. Действительно, она наполняла глубоким содержанием всю размеренную жизнь человека, напоминала о нераз-

рывной связи его с природой. Заканчивалась зима - нужно было ее проводить, чтобы не вернулись злые морозы, и зазвать весну; осень - время сбора урожая; зимой - Рождество и встреча Нового года - святки.

Многие обряды связаны с православными праздниками: Сороки (Святых), Вербохлест (перед Пасхой), Богатая Кутья (перед Рождеством). Зимние обряды, пожалуй, самые интересные и при изучении темы «Произведения устного народного творчества» в 5-6 классах учащиеся с большим удовольствием участвуют в проведении их. Приведу некоторые из них.

Щедровки

Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, пекут пирожки с капустой и мясом. Мальчики и девочки идут щедровать. Они подходят под окна какой-нибудь хаты и кричат: «Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! Разрешите пощедровать вам». Получив разрешение, они поют щедровки.

Щедривочка щедрувала, До виконца приподала: Що ти, титка, напыкла -Ныси нам до викна. Як горяче - ныси нам, Як холодно - ныхай вам.

Хозяева выносят полную чашку вареников, пироги и угощают тех, кто щедровал.

Вождение козы

Накануне Нового года или в первый день его учащиеся проводят красочный веселый обряд, который также призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году. Самое главное - сделать маску козы. Иногда маска представляет собой холщовый мешочек с бородой из овчины и соломенными рожками. К рогам козы подвешивают колокольчик. На туловище набрасывается вывернутый мехом наружу полушубок. В свиту козы обычно входят «дид», цыган, поводырь, музыкант и певцы (исполнители обрядовой песни) в праздничных костюмах. Обрядовая игра заключается в том, что коза и ее свита, выполняют то, о чем поется в песне.

Дэ коза ходэ - там жито родэ, Дэ коза рогом - там жито стогом, Дэ коза топ-топ - там жита сто коп.

Диалоги персонажей являются импровизацией, и учащимся очень нравится их придумывать, при этом выделяя черты характера наших земляков.

Из устного народного творчества Кубани - в соответствии с федеральной программой по литературе - изучаются пословицы и поговорки (7 класс), народные песни (8 класс).

Богат наш край народным творчеством. Неотъемлемой частью этого богатства являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и везде на Руси. В них отражается быт, труд, обычаи наших земляков, взгляд на семью, на правду и ложь, на достоинства и пороки. Пословицы и поговорки употребляются очень многими людьми, но одними чаще, а другими реже. Слушать человека, знающего много пословиц и поговорок, не только приятно и интересно, но полезно и поучительно, потому что в каждой из них отразилась народная мудрость. Не случайно люди с особенным уважением относятся к тем, кто бережно хранит в своей памяти народные изречения.

У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них, как и во всех жанрах устного народного творчества, отразилась поэтическая история народа. Селились на Кубани и казаки - запорожцы, и казаки -линейцы, и крестьяне - переселенцы из центральных губерний России. Поэтому у нас бытует фольклор великорусский, пришедший с Украины и созданный уже непосредственно здесь. Поэтому встречаются на Кубани пословицы и поговорки, одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Например, такие: «Шило в мешке не утаишь» и «Шила в мешке нэ сховаешь». Немало и таких пословиц, за которыми просматривается своеобразный тип казака, человека решительного и в то же время осторожного, вроде бы грубоватого и в то же время сентиментального, щедрого душой и в то же время скуповатого.

Итак, пословицы и поговорки учат нас жить, обогащают нашу мысль и душу, делают речь точной и меткой, придают языку живость, образность и доступность.

Где труд - там и счастье.

Веселись, тай играй, да дило знай.

Не сиди сложа руки, тай и нэ будэ скукы.

Не вырастишь овоща, не сваришь и борща.

Не в усах казачья слава.

Посмотрит - молоко скисает.

Не суди по красоте, суди по сердцу.

Что нам гроши, коли мы сами хороши.

Без хозяина и дом сирота.

Як батько сказав, так и будэ.

Калека не родится, а роблется.

Каждый своего счастья кузнец.

Волосьев богато, а в голове нэма ничого.

С дурнем каши не сваришь.

Застав дурного богу молыться, вин и лоб разобье.

При изучении данной темы учащиеся представляют себя в роли собирателя фольклора. Записывают пословицы и поговорки со слов родственни-

ков, соседей. Составляют рукописный сборник пословиц «Пословицы вокруг нас». Находят варианты пословиц на русском и кубанском диалектах, выясняя при этом их речевые и смысловые особенности.

Душа народа живет в его песнях. В будни и праздники, в счастье и в беде песня всегда рядом с казаком. Песня - это связь с Родиной: с той землей, что обильно полита потом и кровью предков, с теми людьми, что давно ушли от нас, но будут жить с нами своими помыслами, сердечными чувствами. Кубанские песни отличаются необычайным богатством и разнообразием. Это песни исторические, военно-бытовые, походные, лирические, обрядовые, свадебные, хороводные, плясовые. Полная драматизма героическая судьба казачества отразилась в исторических песнях. Это своего рода песенная летопись, живая историческая память, пропущенная через сердце. Повествуют они о заселении Кубани, о русско-турецкой войне и Отечественной 1812 г. Встают перед нами славные образы защитников. Перед нами - само Время.

В военно-бытовых и походных песнях запечатлен удалой казачий дух. В них прославляется доблесть, отвага, мужество наших земляков. Неизменными идеалами казачества были сыновняя любовь к родной земле, боевое товарищество, воля. Об этом и пели казаки в дальних и трудных походах. Пели о доле, о любви, о матерях, о родном доме.

Прощай, мой край, дэ я родывся, Дэ пэрву жызнь свою выдав, Дэ козаком на свит явывся, Родной Кубани прэсягав.

Дэ диды - прадиды служылы У пользу руському царю, За Русь головкы положылы, Колы нужна - отдам свою.

Настав тяжолый час разлукы, Я йду за Родину служыть. Змоглы диды, зумиють внукы Жывот за веру положыть.

Песни казаков Кубани - свидетели былых времен, многие из них бытуют до сих пор в станицах края и составляют золотой фонд казачьего фольклора. В том, что народная песня живет, сохраняет свой первозданный лад, огромная заслуга Кубанского казачьего хора под руководством В.Г. Захар-ченко. Но не менее важна здесь и работа собирателей - настоящих энтузиастов кубанской казачьей песни.

Успешность в изучении кубанского фольклора как продолжение образовательных норм в современной школе зависит от личности учителя, его фантазии, творческих способностей и психологически грамотной направленности педагогической деятельности. Применение регионального образова-

тельного компонента в преподавании литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к знаниям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной (творческой) работы учащихся.

Список литературы:

1. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков: Сборник / Под ред. В.Г. Захар-ченко. - Краснодар, 1995.

2. Варавва И.Ф. Песни казаков Кубани. - Краснодар, 1999.

3. Литература Кубани. Xрестоматия. 5-6 классы / Сост. Ю.Г. Любимцев. -Краснодар: Перспективы образования, 2005.

4. Литература Кубани. Xрестоматия. 7-8 классы / Сост. Ю.Г. Любимцев. -Краснодар: Перспективы образования, 2005.

5. Ткаченко П. Кубанские пословицы. - М., 1999.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

© Елисеева Н.Е.*

Средняя общеобразовательная школа № 4, г. Глазов

Статья посвящена роли национально-регионального компонента в учебно-воспитательном процессе, который призван отразить национальные и региональные особенности экологического воспитания на уроках биологии.

Ключевые слова обучение, воспитание, экология, национально-региональный компонент.

Природа свыше нам дана Словно награда. Но губим мы ее. И чья вина? Чего же ради Живое царство угнетать? Ведь мы - природы часть. Бросать, сорить, крушить и рвать. Но разве в этом власть? В чем счастье гнезда разорять? Леса сжигать, кусты ломать? Ловить и убивать зверей? Люди, опомнитесь скорей!

Д. Степанова

Одной из составных частей региональной политики субъекта РФ является включение национально-регионального компонента в вариативную

* Учитель биологии 1-й категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.