Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / КРИТЕРИИ ОТБОРА / ЛЕКСИЧЕСКИЙ НАВЫК / СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путистина Ольга Владимировна, Мастиева Эльмира Айдын Кызы

В данной статье авторы рассматривают методические особенности использования электронных интеллект-карт с целью развития лексических навыков обучающихся на уроках английского языка, выделяются преимущества данного средства обучения как нелинейной формы предоставления учебного материала. Авторами обосновывается целесообразность использования электронных интеллект-карт для обучения лексической стороне иноязычной речи, раскрывается дидактический потенциал данного средства развития лексических навыков обучающихся, предлагаются критерии отбора инструментов для создания электронных интеллект-карт для уроков иностранного языка. В статье также приводится пример комплекса упражнений на основе электронных интеллект-карт для 8 класса (на примере темы «Overcoming the odds» из учебника «Звёздный английский 8»), который был разработан авторами и эффективно реализован на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Путистина Ольга Владимировна, Мастиева Эльмира Айдын Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL MIND-MAPS IN DEVELOPING LEARNERS’ LEXICAL SKILLS IN THE ENGLISH CLASSROOM

The article discusses the teaching peculiarities of the use of digital mind-maps for the development of lexical skills of students in English lessons, outlines the advantages of this teaching means as the non-linear form of presenting the educational material. The authors of the article explain the effectiveness of the use of digital mind-maps in terms of developing lexical skills of students, reveal the educational potential of this teaching aid for developing learners’ lexical skills, suggest the selection criteria for the tools aimed at creating digital mind-maps for the lessons of foreign language. The article also describes the sample complex of exercises (on the topic «Overcoming the odds» from the textbook «Starlight, 8»), based on the use of digital mind-maps, that has been created by the authors and successfully implemented in the English classroom.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.111.1 DOI: 10.52772/25420291_2022_3_101

Ольга Владимировна Путистина, Эльмира Айдын кызы Мастиева

г. Мурманск

Использование электронных интеллект-карт для развития лексических навыков обучающихся на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают методические особенности использования электронных интеллект -карт с целью развития лексических навыков обучающихся на уроках английского языка, выделяются преимущества данного средства обучения как нелинейной формы предоставления учебного материала. Авторами обосновывается целесообразность использования электронных интеллект-карт для обучения лексической стороне иноязычной речи, раскрывается дидактический потенциал данного средства развития лексических навыков обучающихся, предлагаются критерии отбора инструментов для создания электронных интеллект-карт для уроков иностранного языка. В статье также приводится пример комплекса упражнений на основе электронных интеллект-карт для 8 класса (на примере темы «Overcoming the odds» из учебника «Звёздный английский 8»), который был разработан авторами и эффективно реализован на уроках английского языка.

Ключевые слова: английский язык, интеллект-карта, критерии отбора, лексический навык, семантизация лексики.

Olga Vladimirovna Putistina, Elmira Aidyn kyzy Mastieva

Murmansk

Digital mind-maps in developing learners' lexical skills in the English classroom

The article discusses the teaching peculiarities of the use of digital mind-maps for the development of lexical skills of students in English lessons, outlines the advantages of this teaching means as the non-linear form of presenting the educational material. The authors of the article explain the effectiveness of the use of digital mind-maps in terms of developing lexical skills of students, reveal the educational potential of this teaching aid for developing learners' lexical skills, suggest th e selection criteria for the tools aimed at creating digital mind-maps for the lessons of foreign language. The article also describes the sample complex of exercises (on the topic «Overcoming the odds» from the textbook «Starlight, 8»), based on the use of digital mind-maps, that has been created by the authors and successfully implemented in the English classroom.

Keywords: English language, mind-map, selection criteria, lexical skill, semantization of lexis.

Обучение лексике и развитие лексических навыков занимают важное место в процессе преподавания английского языка. Лексический навык лежит в основе всех видов речевой деятельности, он является одним из наиболее значимых компонентов обучения английскому языку, а его формирование и развитие требует постоянного контроля педагога.

В 8 классе гимназии происходит дальнейшее развитие лексических навыков. Но прежние методы и средства обучения, используемые для младших школьников, перестают быть эффективными для обучения лексике средних школьников, так как с возрастом происходит изменение психики, мышления, мировосприятия, что прямо отражается на учебном процессе [5]. Учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности подростков необходим подбор более инновационных, эффективных, подходящих для их возраста, личностно-ориентированных методов обучения. Одним из таких является технология составления интеллект-карт, в том числе электронных.

Интеллект-карты, в том числе электронные интеллект-карты, являются достаточно современным средством развития лексических навыков. Многие методисты (В.А. Плаксина, Л.А. Нежведи-лова В.М. Воробьёва, И. Одарюк, Э. Мерчи, М. Деббаг и др.), так же, как и создатель интеллект-

карт Т. Бьюзен, считают их конструирование довольно эффективным способом систематизации и обработки иноязычной лексики, информации [4; 3; 2; 8; 1; 7; 6].

Интеллект-карты отличаются от традиционной линейной формы представления информации. Благодаря данной технологии систематизации лексики легче определить основную идею (тему, главное слово), так как она расположена в центре листа и ярко выделена определённым образом; внимание концентрируется не на второстепенной информации, а на основной лексике, необходимой для конкретной темы; четко видна относительная важность каждого слова, выражения (более значимые идеи, находятся ближе к центру). Более того, обучение лексике с помощью интеллект-карт происходит эффективно, так как в ней отражены как лексические единицы по определённой тематике, так и их синонимы, ассоциации, что позволяет расширить семантические поля обучающихся [2, С. 7].

Учитель может организовать процесс обучения следующим образом:

1) Учитель показывает пустую интеллект-карту с простым дизайном на интерактивной доске или на экране с помощью проектора;

2) В течение урока учитель заполняет электронную интеллект-карту совместно с обучающимися;

3) В конце урока учитель прикрепляет заполненную интеллект-карту в электронной информационно-образовательной среде (далее ЭИОС) или электронном образовательном пространстве, используемом образовательным учреждением для дистанционного обучения обучающихся. Здесь каждый учащийся сможет индивидуализировать дизайн интеллект-карты и заполнять её в качестве домашнего задания с целью развития лексических навыков в течение всего обучения теме. При этом учитель сможет контролировать наполняемость интеллект-карты и соответствие лексических единиц теме.

Однако перед учителем стоит также задача отбора инструментов для создания электронных интеллект-карт. Критериями отбора могут быть:

1) бесплатность ресурса;

2) доступность ресурса для всех программных обеспечений и на всех электронных средствах обучения;

3) современный, удобный и понятный интерфейс;

4) расширенные возможности ресурса или инструмента для создания интеллект-карты;

5) возможность сохранения и дальнейшего редактирования интеллект-карты и так далее.

С целью практического применения технологии электронных интеллект-карт на уроке английского языка в гимназии города Мурманска нами был разработан комплекс упражнений по теме «Overcoming the odds» на основе УМК «Звёздный английский 8» (К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копы-лова, Р.П. Мильруд, Д. Эванс.). Приведём несколько примеров упражнений из данного комплекса, для того чтобы показать, как электронные интеллект-карты могут быть интегрированы в комплекс упражнений по теме, представленный в основном учебнике.

Этап введения новой лексики:

1. Обучающиеся знакомятся с темой модуля и высказывают свои идеи о содержании данного модуля (какие темы в нём затрагиваются).

2. Далее обучающимся предлагается заполнить пустую интеллект-карту. Модель карты выбрана заранее преподавателем. Однако заполненная на первом уроке карта памяти позже отправлена обучающимся в интернет-сервисе для онлайн-обучения «Google classroom», в котором ученики работали при дистанционном обучении. Таким образом, у каждого обучающегося имеется возможность поменять дизайн карты в соответствии с собственными предпочтениями и продолжать работу над ней в течение изучения темы.

Обучающиеся участвуют в мозговом штурме и называют слова, словосочетания, которые, по их мнению, можно внести в интеллект-карту по теме «Overcoming the odds».

При этом учитель может сузить сферу применения данной лексики вопросом: «Think about your goals in life. What difficulties may you face, achieving them? What should you do to achieve them?»

В процессе заполнения интеллект-карты обучающиеся добавляют или меняют подуровни, а учитель контролирует, чтобы лексика была действительно подходящей и необходимой для данной темы.

3. После заполнения интеллект-карты обучающимся предлагается познакомиться с новой лексикой по теме урока в одном из упражнений в учебнике «Starlight 8». Педагог представляет и семантизирует новые слова и выражения с помощью изобразительной наглядности. Данные слова и словосочетания далее вносятся в интеллект-карту. После знакомства с этой лексикой обучающимся, в качестве условно-речевого упражнения, предлагается составить предложение с одним из данных словосочетаний. Готовые предложения также вносятся в интеллект-карту.

4. Обучающиеся работают с текстом «The boy who harnessed the wind» в учебнике «Starlight 8».

Предтекстовый этап:

1) Обучающимся предлагается взглянуть на иллюстрацию к тексту и догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2) Языковые упражнения на снятие лексических трудностей:

1) Match the words with their antonyms:

1. to huddle a) clear

2. faint b) plentiful

3. scarce c) to separate

4. to drop out d) to enter

5. generous e) greedy

Текстовой этап: обучающиеся читают текст. Стоит отметить, что чтение текста может быть дано в качестве домашнего задания.

Послетекстовый этап и этап закрепления новых лексических знаний и навыков:

Языковые упражнения:

1) Тест на знание содержания текста.

2) Упражнение на выбор подходящего для данного предложения слова.

Условно-речевые упражнения:

1) Make one question about the text. Ask anyone in the class.

3) Make three sentences with the words from the mind-map. Translate them into Russian. Work in pairs. Show your partner the Russian variant of your sentences and check whether he or she translates them correctly into English, using the new words.

Речевые упражнения (ученикам рекомендуется использовать лексику из интеллект-карты, которая является для них источникам не только лексики, но и идей, показывая взаимосвязь между словами):

1) Answer the following questions:

What would you do to make your life or life of your family or people, living in your city, better? Which odds might you face?

2) Describe one of the pictures using as many new words as possible.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ 102_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_2542-0291

3) Make a report about any other famous successful person that had to overcome odds in order to achieve success.

После работы с текстом или в конце каждого урока обучающиеся дополняют свою интеллект-карту (совместно в классе или в качестве домашнего задания) новыми словами, словосочетаниями и предложениями.

Этап контроля: учитель выводит на экран компьютеров, ноутбуков или на электронную, интерактивную доску ученикам пустые интеллект-карты с пиктограммами и обозначением подуровней или ветвей (например, глаголы, прилагательные, трудности и т. д.), которые им необходимо заполнить уже изученной лексикой (от 3-х слов, словосочетаний или предложений на каждый подуровень) (Рис. 1 и Рис. 2).

Рис. 2. Пример заполненной интеллект-карты

Остальные задания для контроля усвоения лексического материала, сформированности лексических навыков могут быть представлены в виде контрольного теста:

1) Match the parts of the word combinations, phrasal verbs:

1. shining a) a scholarship

2. to get b) fee

3. to win c) example

4. drop d) a degree

5. tuition e) a driving test

2) Complete this sentences so that it has a similar meaning to the first sentence, using the word given. Do not change the word given. You must use up to 5 words, including the word given:

1. He was excluded because he didn't attend any lectures and seminars at the university. DUE TO

He was_not attending lec-

tures and seminars at the university.

2. She used to be a model to follow for her little sister. EXAMPLE

She used to be_for her little

sister.

3. They passed their exams successfully. WELL

They_their exams.

3) Prepare a short monologue commenting on the saying.

"One's true nature is revealed in time of difficulty." - Chinese proverb

Результаты пробного обучения оказались положительными, что позволило нам сделать вывод о том, что технология электронных интеллект-карт достаточно эффективна для развития лексических навыков у обучающихся 8 класса, так как заметна положительная динамика в результатах тестирования, а также процессе коммуникации на английском языке на уроках (рис. 3).

Рис. 3. Анализ результатов итогового тестирования по теме «Overcoming the odds»

Таким образом, применение электронных интеллект-карт для развития лексических навыков обучающихся среднего звена на уроках английского языка вполне целесообразно и эффективно. Данный метод соответствует психолого-педагогическим особенностям школьников. Дидактический потенциал интеллект-карт позволяет ускорить процесс обучения лексике и улучшает запоминание школьниками новых слов и выражений. Благодаря данному методу образовательный процесс становится более динамичным, продуктивным и интересным и для учеников, и для учителя. Чётких правил по их составлению (форме, дизайну) не существует, что позволяет разнообразить деятельность обучающихся и вносить элемент новизны на уроке.

Электронные интеллект-карты возможно применять на всех этапах обучения лексике, в том и числе они могут выступать как средство контроля усвоения знаний и сформированности лексических навыков.

Технология электронных интеллект-карт довольно гибка, её можно подстроить под любую тему, лексический материал и класс. Кроме того, электронные интеллект карты можно применять при обучении онлайн или дистанционном обучении. В настоящее время создано большое количество различных приложений для составления интеллект-карт, что делает их удобными для использования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бьюзен, Т. Интеллект-карты: уникальная методика запоминания информации / Т. Бьюзен, Д.Г. Вуд ; пер. с англ. О.Ю. Пановой. - Москва : Росмэн, 2007. - 326 с. - Текст : непосредственный.

2. Воробьёва, В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках : метод. пособие / В.М. Воробьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. - Москва : ТемоЦентр, 2013. - 46 с. - Текст : непосредственный.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 104_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 3 (55) 2022_ 2542-0291

3. Нежведилова, Л.А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I—II курсов неязыковых вузов / Л.А. Нежведилова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 1009-1012. - URL: https://moluch.ru/archive/88/17197/ (дата обращения: 04.06.2022).

4. Плаксина, В.А. Теоретические аспекты использования интеллект-карт в преподавании иностранного языка / В.А. Плаксина, И.В. Григорьева, Г.А. Хорохорина. - Текст : непосредственный // Достижения науки в контексте повышения качества жизни и устойчивого развития общества : материалы междунар. науч. -практ. конф. и IV Всерос. (с междунар. участием) конф., Алматы, 29 апр. 2019 г. - Алматы, 2019. - С. 266- 272.

5. Фоменко, Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н.В. Фоменко. - Текст : электронный // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2014. - № 2. - С. 201-205. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka (дата обращения: 05.06.2022).

6. Debbag, M. Use of Digital Mind Maps in Technology Education: A Pilot Study with Pre-Service Science Teachers / M. Debbag, B. Cukurbasi, M. Fidan. - Text : electronic // Informatics in Education. - 2021. - № 20 (1). - P. 47-68. - URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1289388.pdf (accessed: 10.05.2022).

7. Merchie, E. Mind mapping as meta-learning strategy: Stimulating pre-adolescents' text-learning strategies and performance? / E. Merchie, H. Van Keer. - Text : direct // Contemporary Educational Psychology. - 2016. - № 46. - P. 128-147.

8. Odaryuk, I. Using Mind Maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages / I. Odaryuk. -Text : electronic // E3S Web of Conferences : XIV International Scientific and Practical Conference "State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGROMASH 2021". - 2021. - № 273. - URL: https://www.researchgate.net/pub-lication/352651569_Using_Mind_Maps_to_motivate_the_digital_generation_of_students_to_learn_foreign_languages (accessed: 10.05.2022).

REFERENCES

1. B'juzen, T., Vud D.G. Intellekt-karty: unikal'naja metodika zapominanija informacii [Intelligence cards: a unique method of memorizing information]. In O.Ju. Panovoj (ed.). Moscow: Rosmjen, 2007. 326 p.

2. Vorob'jova V.M., Churikova L.V., Budunova L.G. Jeffektivnoe ispol'zovanie metoda intellekt-kart na urokah: metod. posobie [Effective use of the method of intelligence maps in the classroom]. Moscow: TemoCentr, 2013. 46 p.

3. Nezhvedilova L.A. Primenenie intellekt-kart pri obuchenii anglijskomu jazyku studentov I-II kursov nejazykovyh vuzov [The use of intelligence cards in teaching English to students of I-II courses of non-linguistic universities]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 8 (88), pp. 1009-1012. URL: https://moluch.ru/archive/88/17197/ (Accessed 04.06.2022).

4. Plaksina V.A., Grigor'eva I.V., Horohorina G.A. Teoreticheskie aspekty ispol'zovanija intellekt-kart v prepodavanii in-ostrannogo jazyka [Theoretical aspects of the use of intelligence cards in teaching a foreign language]. Dostizhenija nauki v kontekste povyshenija kachestva zhizni i ustojchivogo razvitija obshhestva: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. i IV Vse-ros. (s mezhdunar. uchastiem) konf., Almaty, 29 apr. 2019 g. [Achievements of science in the context of improving the quality of life and sustainable development of society]. Almaty, 2019, pp. 266- 272.

5. Fomenko N.V. Podrostkovyj vozrast kak naibolee slozhnyj jetap razvitija rebenka [Adolescence as the most difficult stage of a child's development]. Vestnik Taganrogskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo institute [Bulletin of the Taganrog State Pedagogical Institute], 2014, no. 2, pp. 201-205. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka (Accessed 05.06.2022).

6. Debbag M., Cukurbasi B., Fidan M. Use of Digital Mind Maps in Technology Education: A Pilot Study with Pre-Service Science Teachers. Informatics in Education, 2021, no. 20 (1), pp. 47-68. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1289388.pdf (Accessed 10.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Merchie E., Keer H. Van Mind mapping as meta-learning strategy: Stimulating pre-adolescents' text-learning strategies and performance?. Contemporary Educational Psychology, 2016, no. 46, pp. 128-147.

8. Odaryuk I. Using Mind Maps to motivate the digital generation of students to learn foreign languages. E3S Web of Conferences: XIV International Scientific and Practical Conference "State and Prospects for the Development of Agribusiness -INTERAGROMASH 2021", 2021, no. 273. URL: https://www.researchgate.net/publication/352651569_Us-ing_Mind_Maps_to_motivate_the_digital_generation_of_students_to_learn_foreign_languages (Accessed 10.05.2022).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.В. Путистина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», г. Мурманск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8869-8914.

Э.А. к. Мастиева, учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 2, г. Мурманск», обучающаяся 5 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Направленность (профили) «Английский язык», «Немецкий язык», г. Мурманск, Россия, e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.V. Putistina, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8869-8914.

E.A. k. Mastieva, English teacher, Gymnasia № 2, Murmansk, 4th year undergraduate Student, field of training: 44.03.05 Pedagogical Education (with two profiles). Profiles English language. German language. Murmansk, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.