Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
интеллект-карта / мышление / визуализация / основное понятие / ассоциация / иллюстрирование / систематизация / ответвления / mind map / thinking / vocabulary / visualization / association / basic concept / branches / systematization / illustration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадуллаева С. А.

В данной статье рассматриваются учебно-методические возможности интеллект-карт в процессе формирования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку. Автором представлены особенности и способы построения интеллект-карт и эффективность их применения в учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MAIND MAPS IN THE PROCESS OF FORMING LEXICAL SKILLS AT THE MIDDLE STAGE OF TEACHING ENGLISH

This article discusses the educational and methodological capabilities of mind maps in the process of forming lexical skills at the middle stage of teaching English. The author presents the features and methods of building mind maps and the effectiveness of their application in educational activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 371.315

Асадуллаева С.А. студент 3 курса факультет иностранных языков Дагестанский государственный университет

Научный руководитель: Бахмудова А.Ш., кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных языков Дагестанский государственный университет

Россия, гМахачкала

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: В данной статье рассматриваются учебно -методические возможности интеллект-карт в процессе формирования лексических навыков на среднем этапе обучения английскому языку. Автором представлены особенности и способы построения интеллект -карт и эффективность их применения в учебной деятельности.

Ключевые слова: интеллект-карта, мышление, визуализация, основное понятие, ассоциация, иллюстрирование, систематизация, ответвления.

Asadullaeva S.A.

3th student Faculty of Foreign Languages Daghestan State University Scientific supervisor: Bakhmudova A. Sh., Candidate of Philological Sciences

Assosiate Professor Department of Foreign Languages Daghestan State University Russia, Makhachkala

USING MAIND MAPS IN THE PROCESS OF FORMING LEXICAL

SKILLS AT THE MIDDLE STAGE OF TEACHING ENGLISH

Annotation: This article discusses the educational and methodological capabilities of mind maps in the process of forming lexical skills at the middle stage of teaching English. The author presents the features and methods of

building mind maps and the effectiveness of their application in educational activities.

Key words: mind map, thinking, vocabulary, visualization, association, basic concept, branches, systematization, illustration.

В настоящее время учащиеся получают информацию из различных источников и объем данной информации огромен. Не каждый может запомнить, переработать и воспроизвести её в полном объёме. Одна из основных проблем заключается в низком уровне владения учащимися речевыми и языковыми нормами. И в этом помогают интеллект-карты. Интеллект-карты - это карты памяти, карты ума, которые являются инструментом развития памяти и мышления [2, c. 16].

Cуществует две основных модели построения интеллект-карт: классический (основан на использовании бумаги и цветных карандашей) и компьютерный (с использованием специальных программ типа FreeMind, MindMaps, MicrosoftPowerPomt др.). Интеллект-карты, созданные вторым способом, называют цифровыми или электронными и определяются как «ассоциативная сеть, состоящая из образов и слов, в которой аккумулируется многозначность лексем» [3, с. 380].

Эффективность использования интеллект-карт связана с устройством человеческого мозга, обработка информации в котором производится правым и левым полушарием одновременно. Именно поэтому использование интеллект-карт в рамках обучения английскому языку является инновационным методом преподавания.

Работа с интеллект-картами начинается на II ступени общего среднего образования и включает весь учебный материал по определённой теме. Интеллект-карта раскрывается последовательно, имеет оптимальный размер и элементы изображения. Во время использования интеллект-карт необходимо опираться на принципы для успешного формирования коммуникативной компетенции учащихся.: личностно-ориентированной направленности обучения, коммуникативной направленности обучения, наглядности, научности, преемственности, активности, непрерывности и взаимосвязанного обучения аспектам языка и всем видам речевой деятельности.

- внедрять дифференцированный подход к студентам;

- научить студентов пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений;

- организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность студентов;

- организовать проектную деятельность студентов;

- организовать самостоятельную работу студентов;

- проектировать содержание обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

- создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения.

В целом, если в традиционном варианте обучения много времени уходит на объяснение и усвоение материала, то использование метода ментальных карт позволяет четко и компактно изложить изучаемый материал.

Использование интеллект-карт на уроках английского позволяет: с помощью компьютерных программ PowerPoint, XMind8, приложений Mind42, Cacoo, Mindomo, Mindmeister разрабатываются интеллект-карты по темам учебной программы, которые затем можно применять в электронном виде или в качестве наглядного пособия в распечатанном виде.

Схема работы с интеллект-картами на уроке:

1) Учитель заранее продумывает логику карты (какие ветви откуда отходят, в каком цвете должно быть подписано и т.д.).

2) На уроке учитель выкладывает перед учеником заготовку без картинок (но, например, уже с продуманными подписями).

3) Учитель объясняет тему, «следуя» карте, а картинки, иллюстрирующие понятия, как раз предлагает рисовать ученику.

Интеллект - карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных перед учениками.

Первый этап работы с интеллект-картой начинается с ввода мотивационной интеллект-карты в качестве наглядного пособия к теме урока. Это и есть опорная схема для формирования языковой компетенции. Также происходит знакомство учащихся с правилами чтения интеллект-карты.

Например, при изучении темы «Великобритания», для активизации и систематизации лексических навыков, в центр доски вывешивается карточка со словом «Great Britain». Задается вопрос: какие факты о Великобритании вы знаете? И предлагается рассмотреть картинки, которые развешиваются слева направо по часовой стрелке вокруг главного слова.

Учащиеся отвечают на вопрос, опираясь на информацию на доске, учитель соединяет каждую картинку с основным словом толстой линией и подписывает их. Затем по очереди работа с каждой ветвью. От полученного слова рисуются несколько ответвлений и задается вопрос: «каких известных англичан вы знаете?»

На доску вывешиваются картинки с тематикой и учащиеся выбирают подходящую картинку к поставленному вопросу. Картинки размещаются на

соответствующей ветви интеллект-карты. С опорой на данную карту, учащиеся составляют устное высказывание.

После знакомства с внешним видом интеллект-карт учащиеся знакомятся с алгоритмом действий при построении интеллект-карты. После этого организуется диалог, либо школьники читают уже заранее прописанный текст. После чего им задаются вопросы. Необходимо выделить главное слово и записать его в центре листа. Для лучшего запоминания слово иллюстрируется картинкой.

После нанесения на карту нескольких слов, диалог может быть прочитан и обсужден заново, чтобы дополнить информацию на карте словами. От каждой ветви при этом рисуются дополнительные понятия. После прочтения диалога проверяют, все ли понятия внесены на карту. Связи между элементами интеллект-карты показывают стрелками разного цвета и толщины.

Когда работа с одной ветвью закончена, необходимо перейти к следующей и так с каждой по очереди.

Поскольку время урока ограничено, можно рекомендовать ребятам ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.

Таким образом, интеллект-карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами - составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке, составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре, составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.

Использованные источники:

1. Дубских А.И. Интерактивные технологии в процессе обучения иностранному языку / А.И. Дубских // Вопросы лингводидактики и меж -культурной коммуникации в контексте современных исследований: сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - С. 167-171.

2. Иванов П.П. Применение интеллект-карт в профессионально ориентированном обучении иностранному языку студентов инженерных специальностей / П.П. Иванов, Р.П. Иванова, М.В. Вишневская // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 16.

3. Кисель О.В. Обучение чтению на основе профессионально -ориентированных текстов / О.В. Кисель // Актуальные проблемы со -временной науки, техники и образования: тезисы докладов 77-й Международной научно-технической конференции. Т. 2. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. - С. 380-381.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.