Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018
№ 2 (32). С. 152-155. . . . __
удк 378.2 Е. Ю. Медведева, П. А. ЯночкинА
Использование двигательных техник в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста: нейропсихологический аспект
В данной статье проводится теоретико-экспериментальный анализ звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Актуализируется наиболее перспективное направление в коррекции звукопроизношения - двигательные техники; отмечается их влияние на все уровни головного мозга, участвующие в звукопроизношении. Рассмотрен нейропсихологический аспект проблемы взаимосвязи речи и движения. Приведены результаты эмпирического исследования, подтверждающего существование прямой связи между сохранностью элементарных компонентов праксиса и нормативностью звукопроизношения и важность комплексного использования двигательных техник в коррекционной работе, дифференцируя ее в зависимости от структуры дефекта.
Ключевые слова: звукопроизношение, коррекция, двигательные техники, праксис, старший дошкольный возраст
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 152-155.
E. Yu. Medvedeva, p. A. Yanochmna
The use of moving techniques for correction of defects of speech in children of preschool age: neuropsychological aspect
In this article, the theoretical and experimental analysis of the sound-reproducing side of speech of children of the senior preschool age is conducted. The most promising direction in the correction of sound production is updated: motor vehicles; their effect on all levels of the brain participating in soundproofing is noted. The neuropsychological aspect of the problem of the interrelation between speech and movement is considered. The results of an empirical study confirming the existence of a direct connection between the preservation of elementary components of praxis and the normality of sound production and the importance of the integrated use of motor techniques in correctional work, differentiating it depending on the structure of the defect.
Keywords: sound reproduction, correction, motor techniques, praxis, senior preschool age
/1 / сследования последних лет свидетель-I Д ствуют о том, что число детей, имеющие С// нарушения звукопроизносительной стороны речи, достаточно велико. По данным Рос-стата, число детей в возрасте до 14 лет, имеющих речевые нарушения, составляет 689,6 тыс. чел., то есть 3,3 % от числа всех осмотренных детей. Обследование детей в массовых садах, представленного Архиповой Е.Ф., показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Таким образом, в первые классы школ поступают свыше 50% детей с дефектами звукопроизношения [1]. Но, несмотря на достаточную теоретическую разработанность данной проблемы и, как следствие, обилие методик
коррекции звукопроизношения, используемых в практике, число детей, имеющих те или иные дефекты звукопроизносительной стороны речи, не имеет тенденции к снижению. Следовательно, существует необходимость разработки новых направлений коррекционной работы с такими детьми.
Наиболее перспективным на сегодняшний день нам видится подход, включающий в себя работу по воздействию на разные уровни головного мозга, участвующие в звукопроизношении - ствол мозга, подкорковые зоны, первичные и вторичные зоны коры, а также стимулирующие межполушарное взаимодействие. Таким эффективным методом коррекции в логопедической работе выступают двигательные техники.
В целом в научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, A.A. Ухтомский, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Е.Ф. Архипова, и др.). Многочисленные исследования показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. Кроме того, при нормальном речевом развитии ребенок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук, а нарушения в овладении звуковой системой языка у детей тесно взаимосвязаны с недостаточностью их двигательной системы в целом [2, 3, 4, 5, 6]. Однако данные исследования не раскрывают особенностей организации произвольного двигательного акта и влияния его отдельных компонентов на формирование нормативного звукопроизношения. Именно этот аспект будет освещен в данном исследовании.
В нашей работе мы опираемся на теорию Н.А. Бернштейна, которая говорит о том, что речь представляет собой сложный двигательный акт, и, как любой другой вид праксиса, он организован на различных уровнях головного мозга, на каждом из которых «обслуживаются» и другие виды произвольных движений. Мозговые структуры, участвующие в организации произвольных движений человека, анатомически подставлены пятью основными уровнями, обозначенными по восходящей латинскими буквами А, В, С, D и Е. Помимо этого, каждому уровню организации движений дано название, отражающее его анатомический и функциональный радикал. Разным уровням мозговой организации двигательных и высших психических функций (ВПФ) соответствуют разные типы полей коры мозга. Каждый последующий уровень (тип полей мозга) сложнее предыдущего по анатомическому строению, выше по функциональной иерархии и моложе по филогенетическому возрасту. Безусловно, ни одно движение не обслуживается только одним уровнем построения, но для каждого движения есть свой ведущий уровень [2]. Из всего этого мы можем заключить, что, развивая соответствующие свойства общей моторики, мы можем воздействовать на необходимые движения органов артикуляционного аппарата, а это, в свою очередь, приведет к совершенствованию звукопро-изношения. Однако, данное утверждение нуждается в эмпирическом подтверждении.
Целью нашего экспериментального исследования явилось определение исходного уровня звукопроизношения и организации произвольных движений у детей старшего дошкольного возраста, а также выявление наличия взаимос-
вязи между этими параметрами. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих детский клуб г. Санкт-Петербурга, по гендерному составу представлены равномерно - 20 мальчиков и 20 девочек. В качестве диагностического материала нами был использован комплекс методик, направленных на изучения особенностей звукопроизношения и компонентов праксиса:
- тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой (адаптированная для детей дошкольного возраста), в частности, задание 3, диагностирующее звукопроизношение 5 групп звуков (свистящие, шипящие, л и л', р и р', остальные звуки). Каждая из групп оценивалась отдельно. Для оценки выполненных заданий использовалась балльная система:
2 балла - нормативное произношение всех звуков группы;
1 балл - искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 баллов - искажаются или заменяются несколько звуков группы или все. Однако, для более детального и качественного анализа нами также указывался характер нарушения звука (отсутствие, замена, искажение) [7].
- нейропсихологические пробы:
1) проба «Пересчет пальцев», определяющая наличие пареза, нарушений точности движений или патологической дистонии и атаксии,
2) проба на смену позы руки Н.И. Озерецкого, оценивающая сохранность динамической организации движения,
3) проба на исследование праксиса позы, выявляющая уровень сохранность кинестетической основы построения движений,
4) проба на исследование пространственной организации движения. Для оценки успешности проб нами также применялась балльная система:
3 балла - если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно обеими руками, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
2 балла - если имеются умеренные трудности, требуется небольшая помощь при выполнении задания и частичное комментировании своих действий;
1 балл - задание успешно выполняется только одной рукой или требуется помощь при выполнении задания и комментировании своих действий на протяжении выполнения всего задания;
0 баллов - задание выполняется с ошибками при оказании помощи или совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
Кроме того, мы проанализировали полученные результаты в разрезе ведущего уровня в организации того или иного движения согласно теории Н.А. Бернштейна.
Данные, полученные в результате проведения тестовой методики «Диагностика устной речи»
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
Т.А. Фотековой, были нами проанализированы и испытуемые условно были разделены на 3 категории в соответствии с количественной оценкой:
1 категория - дети, не имеющие проблем со звукопроизношением или имеющие нарушении не более 1 группы звуков;
2 категория - дети, имеющие нарушение произношение 2-3 групп звуков;
3 категория - дети, имеющие нарушение произношения более 3 групп звуков.
Далее данные количественного анализа звукопроизношения детей были соотнесены с особенностями организации их произвольных движений, наличию нарушений того или иного уровня.
Проанализировав вышеприведенные данные, мы можем говорить о том, что у детей, не имеющих проблем со звукопроизношением или показавшие нарушение только мономорфное нарушение звукопроизношения, не наблюдается значительных нарушений мышечного тонуса, кинетической и кинестетической афферентации, у небольшого количества детей отмечается нарушение зрительно-пространственной афферен-тации; у этой группы детей присутствуют лишь незначительные нарушения вышеуказанных элементов праксиса, мышечный тонус сохранен. Напротив, у детей, имеющие множественные -полиморфные нарушения звукопроизношения, нарушены все компоненты произвольного двигательного акта, в основном, в значительной степени. Вторая группа детей, продемонстрировавшая нарушение 2-3 групп звуков, также имеет нарушения всех элементов праксиса, выраженные в незначительной степени.
Данная модель наглядно демонстрирует нам, что даже при незначительном нарушении тонуса мышц и динамической организации движения страдают кинестетическая и зрительно-пространственная афферентаци в 100% случаев, что соответствует организации двигательного акта согласно теории Н.А. Бернштейна: сложные виды праксиса, в том числе и речевого, затрагивают несколько уровней, и нарушение любого из них влияет на него в целом. Это дает нам возможность полагать, что воздействуя даже на элементарные компоненты праксиса, мы окажем воздействие и на сложноорганизованные речевые движения.
Кроме того, данные были обработаны в разрезе качественного анализа. Нарушение звуко-произношения шипящих звуков было зарегистрировано в 57,5 % случаев, 35% детей имели нарушения со стороны свистящих звуков, 57,5% детей демонстрировали нарушение произношения звука «Л» и его мягкой пары, 85% детей имели ненормативное произношение звука «Р» и его мягкой пары, 2,5% детей - нарушение произношение других звуков.
С точки зрения наличия той или иной формы нарушения звукопроизношения были получены
следующие результаты: 72,5 % детей заменяют нарушенные звуки на другие, у 17,5% детей наблюдается отсутствие звуков, 35% детей имеют искаженное произношение звуков. Только у 12,5% детей звукопроизношение соответствует возрастной норме. Вышеприведенные данные также были сопоставлены нами с данными об особенностях организации праксиса.
Дети, у которых отсутствуют некоторые звуков, имеют нарушение всех компонентов праксиса практически в 100% случаев и, в большинстве своем, в значительной степени. У детей с искаженным звукопроизношением также наблюдаются нарушения всех уровней организации движения, особенно страдают кинестетическая и зрительно-пространственная афферентация, более низшие уровни повреждены в меньшей степени. У детей с такой формой нарушения произношения, как замена, отмечаются менее значительные нарушения в области тонуса мышц и кинетической организации, у большинства отмечаются кинестетические нарушения, но в незначительной степени, при этом пространственная организация нарушена почти у всех детей этой категории в достаточной степени. Показательно, что дети с нормативным звукопроизношением не имеют каких-либо значительных нарушений в организации праксиса, а тонус мышц и динамическая организация движения у них полностью сохранна.
Таким образом, каждую форму нарушения звукопроизношения отличает своеобразие организации произвольного двигательного акта. Напротив, у детей с отсутствием дефектов звукопроизношения основные компоненты праксиса сохранны.
Подводя итоги нашего исследования, мы с уверенностью можем говорить о том, что существует прямая связь между сохранностью элементарных компонентов праксиса и нормативностью звукопроизношения. Соответственно, используя различные виды двигательных техник, мы тем самым будем способствовать коррекции звукопроизношения. Кроме того, компоненты праксиса находятся в иерархической зависимости, и, развивая низшие уровни, мы неизбежно воздействуем на развитие сложноорганизован-ных форм праксиса, к которым относится и речевой. Учитывая структуру дефекта, наличие той или иной формы нарушения звукопроизноше-ния, мы сможем разработать программу коррекции таким образом, чтобы она смогла наиболее эффективно помочь каждому конкретному ребенку. Все это дает нам основание полагать, что использование двигательных техник, а именно не просто отдельное использование таких методик, а широкое и комплексное их применение, дифференциация такой работы в зависимости от структуры дефекта позволит наиболее эффективно провести коррекцию, поскольку обеспечит воздействия на все мозговые структуры, участвующие в звукопроизношении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2010. 254 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. С. 111-171.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. 122 с.
5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с.
6. Павлов И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности. Записки физиолога. М.: АСТ. 2014. 320 с.
7. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ, 2002. 136 с.
REFERENCES
1. Arkhipova E.F. Correction and speech therapy for overcoming erased dysarthria in children. Moscow, AST: Astrel Publ., 2010. 254 p. (in Russian)
2. Bernstein N.A. About dexterity and its development. Moscow: Physical training and sports Publ., 1991. pp. 111-171. (in Russian)
3. Wiesel T.G. Fundamentals of Neuropsychology: Textbook. for university students. Moscow: AST Astrol Tranzitkniga Puibl., 2005. 384 p. (in Russian)
4. Koltsova M.M. The child learns to speak. Moscow, "Sov. Russia " Publ., 1973. 122 p. (in Russian)
5. Luria AR Fundamentals of Neuropsychology. Moscow: Publishing Center "Academy", 2003. 384 p. (in Russian)
6. Pavlov I.P. On the mind in general, on the Russian mind in particular. Notes of a physiologist. Moscow, AST Publ., 2014. 320 p. (in Russian)
7. Fotekova T.A., Akhutina T.V. Diagnosis of speech disorders of schoolchildren using neuropsychological methods: Manual for speech therapists and psychologists. Moscow, ARCTI Publ., 2002. 136 p. (in Russian)
Информация об авторах Медведева Елена Юрьевна
(Россия, Нижний Новгород) Кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» E-mail: [email protected]
Information about the authors
Medvedeva Elena Yurevna
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Psychological Sciences, Associate Professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Яночкина Полина Александровна
(Россия, Нижний Новгород) Студент II курса магистратуры ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» E-mail: [email protected]
Yanochkina Polina Alexandrovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Student of II course of magistracy Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]