ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
Чемезов Сергей Александрович
ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия, отдел дистанционного обучения УИИТ УГМА, г. Екатеринбург
Вопрос о возможности применения методики дистанционных обучающих технологий (ДОТ) в медицинском вузе до сих пор является предметом дискуссий. Основной аргумент от противников ДОТ звучит примерно так «невозможно обучать врача умению лечить заочно, на основе восприятия теоретических знаний». В тоже время противники данной обучающей технологии упускают из виду, что первые 3 курса в медицинском вузе посвящены как раз теоретическим дисциплинам, в методику преподавания которых успешно вписываются и повсеместно применяются мультимедийные элементы, электронные учебно-методические ресурсы и ДОТ. Существенно так же и то, что обучение клиническим дисциплинам обязательно сопровождается лекционным курсом, который позволяет использовать элементы ДОТ, а при проведении практических занятий нередко используют учебные видео-фрагменты, архивы рентгенограмм, «картинок» УЗИ, что подается оцифровке и записи на CD, DVD.
В УГМА возможности дистанционного обучения (ДО) стали использоваться с 2004-го года после подписания договора о сотрудничестве со Смоленской государственной медицинской академией о создании регионального центра ДО по обучению вопросам антимикробной терапии на базе УГМА. После прохождения дистанционного обучения преподавателей УГМА в Смоленске нами был получен доступ к базе данных и предоставлена возможность самостоятельного осуществления обучения врачей (ТУ) с использованием сервера СГМА http://www.antibiotic.ru/rus/re/ekaterinburg.shtml.
В 2007 году в УГМА создан отдел ДО в структуре управления инновационных информационных технологий (УИИТ) с сайтом http://do.teleclinica.ru, ведется информационная работа на факультетах вуза, созданы собственные курсы ДО. На сегодня в УГМА разрабатываются и внедряются УМК для курсов ДО как для студентов разных лет обучения всех факультетов, включая стоматологический, так и для курсантов факультета повышения квалификации. Возможности программного обеспечения ДОТ заставляют преподавателей по новому взглянуть на учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов-медиков.
При использовании традиционных подходов к обеспечению самостоятельной работы студентов в виде указаний на изучение определенных глав учебных пособий, возникает противоречие между умением многих современных студентов ориентироваться в интернет-ресурсах, привычкой получать информацию и общаться со сверстниками в электронной среде, с использованием ярких визуальных образов и аудио-информацией и необходимостью изучать текст печатного издания без какой-либо обратной связи.
Использование современных электронных учебно-методических ресурсов (ЭУМР) позволяет повысить эффективность самостоятельной работы студентов как очной так и заочной формы обучения.
Правильно созданный ЭУМР помимо обычного текста содержит видео- и аудио-образы, обучающие тесты, гиперссылки как на приложения, так и внешние интернет-ресурсы и т. д.
ЭУМР выполненный в сетевой версии, помимо сказанного, дает возможность обратной связи с преподавателем через электронную почту, «форум» и т.д. Перечисленные элементы повышают эффективность обучения студентов за счет:
• создания привычной для молодежи виртуальной среды;
• интерактивности ЭУМР;
• возможности создания индивидуальных по сложности курсов обучения;
• активного контроля преподавателем учебных успехов студентов-заочников.
Использование ДОТ создает новые возможности для работы преподавателей прежде всего со студентами заочниками, но и имеет немало положительных моментов для очной формы обучения.
Так, например, облегчается задача по обеспечению студентов современными учебниками, наличие электронной версии позволяет уйти от норматива 0,5 единиц учебного пособия на студента к 100% обеспеченности.
Такая обеспеченность реальна при следующих условиях: 1) наличии корпоративной интернет-сети в вузе; 2) возможности у студента входа в информационную сеть вуза как из залов электронной информации библиотеки вуза, так и из дома (общежития); 3) соблюдении авторских прав при использовании ЭУМР с выплатой вознаграждения.
Причем, как показывает опыт работы отдела ДО УГМА, основные проблемы не технические, а педагогико-психо-логические. Многим преподавателям нелегко преодолеть барьер в сознании, что лекции и семинары для студентов стоматологов могут эффективно вестись в электронной обучающей среде. Причем этот «барьер» может не зависеть от возрастного ценза преподавателя. В ряде случаев преподаватели-стажисты охотно подхватывают идею ЭУМР, а помощь в реализации их замыслов оказывается как сотрудниками отдела ДО, так и студентами, находящимися на цикле, или молодыми преподавателями (аспирантами), в то время как молодые преподаватели относятся к внедрению ДОТ очень скептически.
Сотрудники отдела ДО принимают активное участие в разработке и подготовке материалов УМК для размещения на сайте. Согласно современным требованиям, курсы ДО имеют модульную структуру, предусматривающую размещение в модулях информации об авторах, кафедре, правил пользования ресурсом и учебные материалы, обязательно содержащие интерактивные элементы. В результате совместной работы преподавателей кафедр и сотрудников отдела ДО в структуре курсов размещается и текстовый материал, и разнообразный иллюстративный
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
материал: таблицы, рисунки, отсканированные рентгенограммы, микрофотографии тканей под микроскопом, фотографии отдельных этапов операции, внешний вид больных и т.д.
В работе со студентами, имеется в частности 2-летний опыт обучения студентов заочного отделения фармацевтического факультета по курсу фармакологии с применением ДОТ. Опыт использования показал, что ряд студентов активно использует материалы учебного сайта, присылают работы, снабженные ссылками не только на обязательную литературу, но и используют интернет-ресурсы. Иногородние студенты охотно используют электронную почту для получения консультаций по сложным разделам курса, при затруднениях во время выполнения контрольных работ, а так же для быстрого, по сравнению с традиционной почтой, получения результатов (оценок) по контролям. Работа преподавателей в данном случае облегчается за счет чтения контрольных, выполненных в редакторе Word - исчезает проблема чтения работ от студентов с плохим почерком.
Студенты-стоматологи имеют возможность пользоваться обучающими тестовым системами, применять для самостоятельной работы, изучая разделы частной фармакологии, электронные учебно-методические пособия.
Опыт работы по использованию ДОТ показал, что технические проблемы (низкая пропускная способность канала провайдера Интернет, сбои в программном обеспечении) могут создавать существенные проблемы при организации учебного процесса. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, одновременное использование как сетевой, так и кейс-технологий, тем более что большинство учебно-методических пособий кафедр существует в печатном виде. Перспективы развития ДОТ в УГМА видятся в виде:
• развития курсов ДО додипломного обучения на заочном отделении (социальная работа, фармацевтический факультет, высшее сестринское образование);
• создании кафедрами УГМА интерактивных электронных учебных пособий для студентов-стоматологов (и студентов основных факультетов) как очной, так и заочной формы разных лет обучения;
• использования возможностей удаленного доступа ДО для системы довузовской подготовки для привлечения абитуриентов из отдаленных городов области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в X http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в X http ://e-pubmed. org/isu. html.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в X http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в X http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в X http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. http ://e-pubmed. org/isu. html.
веке». 2007. Т. 9. № 12. URL
веке». 2006. Т. 8. № 12. URL
веке». 2005. Т. 7. № 12. URL
веке». 2004. Т. 6. № 12. URL
веке». 2003. Т. 5. № 12. URL
веке». 2002. Т. 4. № 12. URL
веке» . 2001 . Т. 3 . № 1. URL
веке» . 2000 . Т. 2 . № 1. URL
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва