№ 2 - 2010 г.
13.00.00 педагогические науки
УДК 614.23:378.147]:681.3
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.Н. Куприянова, С.А. Чемезов
ГОУВПО «Уральская государственная медицинская академия»
(г. Екатеринбург)
Созданная в УГМА программа дистанционного обучения цикла тематического усовершенствования для врачей общей практики, терапевтов, гастроэнтерологов «Избранные вопросы гастроэнтерологии» способствует повышению уровня профессиональной компетенции современного врача: позволяет своевременно передать курсантам новейшую информацию в области методологии диагностики, клинической фармакологии, передовых лечебных технологий, обучает их практическому применению знаний и мерам профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Ключевые слова: дистанционное обучение, компетентностный подход, модульная система
Куприянова Инесса Николаевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры внутренних болезней, клинической фармакологии и эндокринологии, сотрудник отдела ДО УИИТ ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Федерального агентства по социальному развитию и здравоохранению, e-mail: [email protected]
Чемезов Сергей Александрович - кандидат медицинских наук, доцент, начальник отдела ДО УИИТ, заместитель декана ФПК и 1111 по ДОТ ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Федерального агентства по социальному развитию и здравоохранению, e-mail: [email protected]
Процесс реформирования высшей школы после подписания Россией Болонской декларации поставил целью улучшение качества образованиях [4, 8, 11]. Первым принципом менеджмента качества, положенным в основу стандартов ГОСТ ИСО 90012001 и Всеобщего менеджмента качества (TQM), является ориентация на потребителя. К внутренним потребителям деятельности высшего учебного заведения относят врачей, обучающиеся на факультете повышения квалификации или профессиональной переподготовки (ФПК и 1111) [5]. Для управления образовательными программами и квалификациями осуществляется деятельность, направленная на планирование и создание организационно-методического обеспечения процесса «Реализация программ
дополнительного образования» (процесс 2.8) [9]. В качестве основного требования к подготовке специалистов и улучшению качества образования Европейским научнопедагогическим сообществом был выдвинут компетентностный подход, включенный в концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года [2]. В связи с этим высшая школа решает важную задачу по реализации данного подхода и формулированию общих и специальных компетенций не только для выпускников вуза, но и для врачей, регулярно проходящих повышение квалификации на ФПК и ПП. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность специалиста реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки врача для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях) [1].
Педагогические исследования показывают, что, с одной стороны, выпускники вуза не могут должным образом воспользоваться полученными компетенциями, а, с другой стороны, любое знание, в том числе и в области медицины, через 5 лет устаревает. Работающие врачи не мотивированы регулярно самостоятельно обновлять свои знания (работать с книгой, периодикой, Интернет-ресурсами), уметь анализировать полученную информацию. Это объясняется различными причинами: нежеланием, отсутствием
времени, материальных средств, любознательности, внимательности, способности вырабатывать навыки правильного умения и пр.
Современное медицинское образование, его качество требует использование инновационных преобразований в технологии обучения. Альтернативой дополнительного образования врачей является дистанционный метод обучения (ДО). Использование современных информационных технологий позволяет перевести процесс обучения на качественно более высокий уровень. В результате происходит переориентация традиционного обучения на принципиально новый уровень, где изменяется роль учащегося: он становится активным участником образовательного процесса. Важно, что в изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль. Психолого-педагогические исследования показывают, что использование электронных обучающих систем со средствами визуализации способствуют более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть глубже в существо познавательных явлений. Это обусловлено активизацией работы одновременно обоих полушарий: левое полушарие привычно работает при традиционной форме обучения, а правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, активизируется при визуализации. В результате происходит творческое и профессиональное развитие личности врача.
В связи с внедрением ДО для врачей возникает необходимо изменять методы работы преподавателей, касающиеся построения образовательного процесса, оценки обучения и методов обеспечения качества преподавания. Безусловно, что в этом процессе ключевую роль играет компетентность и профессионализм преподавателя. Таким образом, ДО расширяет и обновляет роль и преподавателя, делает его наставником, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать те курсы, которые он преподает, повышать творческую активность и профессиональную компетентность/квалификацию в соответствии инновациями в технологии обучения [6-8, 10].
В отделе ДО УИИТ УГМА в системе ФПК УГМА на основе программного комплекса электронного обучения «CEXSOFT» разработана программа ДО заочного цикла
тематического усовершенствования для терапевтов, врачей общей практики, гастроэнтерологов, состоящая из трех модулей: «Избранные вопросы заболеваний пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки», «Избранные вопросы заболеваний печени, билиарного тракта и поджелудочной железы» и «Избранные вопросы заболеваний кишечника». Сетевой способ ДО предоставляет обучающемуся возможность обращаться к размещенному на сайте ДО УГМА http://do.teleclinica.ru учебно-методическому комплексу дисциплины (УМК).
Учитывая, что большая часть курсантов заканчивала вузы более пяти лет назад возникла необходимость построения модульной системы, которая позволяет обновить теоретические знания медицинской науки для освоения практической части по изучаемой специальности. В частности, изучение патологии конкретного органа желудочнокишечного включает в себя комплекс гипертекстовых, текстовых документов (электронные лекции) по анатомо-физиологическим особенностям, состоящий из модулей: анатомия, физиология, морфология. В лекции, посвященной современным методам исследования органа, включены модули: лабораторная, инструментальная и другие виды диагностики. Текстовый документ представлен иллюстративным материалом: таблицами, рисунками, схемами, алгоритмами диагностики и лечения, фотографиями микро- и макропрепаратов, рентгено- и сонограммами, данными компьютерной томографии, сцинтиграфии, эндоскопии и пр. Все это позволяет в наглядной форме лучше усваивать теоретический материал.
Лекция по конкретной нозологической форме представляет собой модули: определение заболевания, эпидемиология, этиология, патогенез, классификация, клиника, осложнения, методы диагностики (жалобы, анамнез, лабораторные, инструментальные и другие методы), лечение, тактика ведения, профилактика, прогноз, санаторно-курортное лечение. Курсант всегда имеет возможность изучить материал как всей лекции, так и отдельного модуля.
Система гиперссылок позволяет курсанту переходить с одного модуля на другой. Например, при изучении нарушения функции органа перейти в раздел анатомо-физиологических особенностей. В разделах обследования при рассмотрении патологических изменений, например, при рентгенографии можно перейти на варианты нормальных рентгенологических данных обследования. При рассмотрении вопросов терапии нозологической единицы возможен переход на лекции по клинической фармакологии, где приводятся основные группы препаратов, используемых в гастроэнтерологии, показания и противопоказания к применению, схемы дозирования с позиций доказательной медицины. Приведены данные электронных справочников по лекарственным средствам, национальным и международным рекомендациям по фармакотерапии. Даны алгоритмы рационального выбора лекарственного препарата для лечения различных групп больных. Приводится справочная информация о современных препаратах, позволяющая индивидуализировать выбор препарата и схему терапии.
Курсантам предлагается дополнительный материал: нормативные документы, справочные издания и словари (глоссарии), периодические издания, монографическая научная литература, ссылки на базы данных, сайтов, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы. Отдельно предоставляется нормативная документация по гастроэнтерологии: стандарты и протоколы ведения больных, Международные и
Российские рекомендации по отдельным проблемам гастроэнтерологии, отраслевые стандарты и пр.
При ДО курсанты сами регламентируют время, необходимое для усвоения учебного материала, контрольных работ и экзамена в пределах отведенного срока обучения.
ДО мотивирует к самостоятельной, творческой работе курсантов. Управление образовательным процессом со стороны педагога - это постоянный мониторинг за ходом процесса обучения, разработка и осуществление своевременных корректирующих действий. Виды контроля позволяют проводить диагностику уровня знаний исходно, в процессе и по окончании обучения. Для реализации данной задачи создан банк тестовых вопросов для реализации различных форм контроля знаний. Для повышения компетенций в области тестологии ряд преподавателей УГМА прошли обучение по тематическим циклам усовершенствования: «Технологии создания тестов достижений: практикум для преподавателя» на базе Южно-Уральского государственного университета и «Совершенствование тестовых технологий контроля качества подготовки специалистов» на базе Томского государственного университета в 2009 г. в рамках проекта «Формирование на базе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы, сетевой распределенной структуры повышения квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий».
Система контроля знаний курсантов включает: тренировочный обучающий контроль, входной контроль знаний, тестовый контроль по теме и по разделу, итоговый контроль. Данные тестирования фиксируются в «электронной» зачетке, видимой обучающимся, и в электронном журнале преподавателя. Модульная система обучения не дает возможности образования «пробелов» в усвоении курса: за каждый пройденный раздел курсант отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше, контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным.
Практической частью работы курсантов являются решение ситуационных задач и курсовая работа. Большое внимание в процессе повышения профессиональной компетенции врача придается курсовой работе: описание конкретного случая из практики с освещением жалоб, анамнеза, данных объективного, лабораторного и инструментального обследований, обоснования диагноза и его формулировки согласно современным классификационным признакам, тактика лечения (с обоснованием выбора препарата и его дозы), рекомендации по ведению. По-существу, данная работа является своеобразным телеконсультированием со стороны преподавателя, где подробно обсуждаются вопросы обоснования диагноза, выбор тактики лечения и пр.
Оболочка ДО «CIXSOFT» имеет систему контроля активности курсантов по изучению учебных курсов. Благодаря функции Log можно отслеживать, сколько времени просматривалась каждая страница УМК. Данные тестирования фиксируются в электронной «зачетке», видимой обучающимся, и в электронном журнале куратора. Преподаватель, учитывая результаты текущего тестирования, имеет представление о степени подготовленности каждого обучаемого, экзаменационная оценка становится более предсказуемой, уменьшается вероятность случайного результата и элементы субъективизма. По окончании курса ДО курсант проходит итоговое тестирование, решает ситуационные задачи повышенной сложности: многоступенчатые, задачи с данными обследования (рентгенограммы, сонограммы, гистологический материал и пр.). Если результаты тестирования удовлетворительные, то курсант при условии защищенных работ допускается к зачету или экзамену.
Интерактивность достигается путем общения преподавателя и курсанта как с помощью ресурсов программы ДО, так и по электронной почте. Это позволяет осуществлять постоянный контакт курсанта с преподавателем. Модульная система обучения не дает возможности образования «пробелов» в усвоении курса: за каждый пройденный раздел курсант отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше, контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и практически постоянным. Дистанционный тип обучения делает системы оценки знаний объективными и независимыми от преподавателя, мотивирует курсантов к самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач с использованием Интернет-ресурсов, способствует повышению их социальной и профессиональной мобильности, социальной активности, кругозора и уровня самосознания. Предложенная нами методика ДО за счет модульной системы построения позволяет реализовать для курсанта индивидуальную учебную программу и учебный план. В частности, позволяет самостоятельно выбирать последовательность изучения предметов и темп их изучения.
Данный способ ДО в системе ФПК и 1111 по ДОТ УГМА позволяет врачу повышать свою профессиональную компетентность, социальную и профессиональную мобильность, имея свободный график построения занятий без отрыва от производства, по месту жительства. Дистанционная форма экономически эффективна для учреждений здравоохранения и позволяет более полно удовлетворить потребности практического здравоохранения в образовательных услугах как России, так стран СНГ, в частности Узбекистана; экономически эффективна для учреждений здравоохранения [3].
Список литературы
1. Азарьева В. В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект) / В. В. Азарьева [и др.]. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. гос. электротех. ун-та «ЛЭТИ», 2006. - С. 18.
2. Безродная Г. В. Принципы компетентностного подхода в медицинском вузе / Г.
В. Безродная, Д. А. Севостьянов, Т. А. Шпикс // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. - 2008. - № 2. - Режим доступа :
http://ngmu.m^ozo/mos/artide/text_fuП.php?id=251.
3. Белозерова Е. А. О дистанционном образовании / Е. А. Белозерова [и др.] // Дистанционное обучение в электронном здравоохранении. - 2007. - № 2.
4. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 108 с.
5. ГОСТ ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
6. Дистанционное медицинское обучение. - Режим доступа : http://www.divi sy.ru/texno_telemed.shtml.
7. Казаков В. Н. Дистанционное обучение в медицине / В. Н. Казаков, В. Г. Климовицкий, А. В. Владзимирский. - Донецк : ООО «Норд», 2005. - 80 с.
8. Пальцев М. А. Траектория непрерывного развития / М. А. Пальцев // Мед. академия. - 2007. - № 9 (2353) (18 мая).
9. Руководство по качеству ГОУ ВПО УГМА РОСЗДРАВА. СМК-РК-4.2.2.-01-2009. - Екатеринбург, 2009. - 40 с.
10. Холопов М. В. Дистанционное обучение в медицине / М. В. Холопов. - Режим доступа : http://www.mma.ru
DISTANT EDUCATION AS THE MEAN OF HIGHER POST-DIPLOMA MEDICAL EDUCATION
I.N. Kuprianova, S.A. Chemezov
SEE HPE «Ural State Medical Academy» (c. Yekaterinburg)
Created in USMA program «Selected gastroenterology questions», of distant education for general practice doctors, therapists, gastroenterologists on subject improvement cycle, contributes to modern doctor’s professional competence rise: allows actual information in methodology diagnostics, clinical pharmacology, advanced medical technologies timely transfer; teaches on practical knowledge application and gastro-intestinal diseases preventive measures.
Keywords: distant education, competent approach, modulus system
About authors:
Kuprianova Inessa Nikolaevna - medical sciences candidate, assistant of inner diseases, clinical pharmacology and endocrinology department, worker of DO URIT SEE HPE «Ural State Medical Academy» Federal agency on social development and health-care, e-mail: [email protected]
Chemezov Sergey Alexandrovich - medical sciences candidate, assistant professor, head of DO URIT department, deputy dean FPC AND PP on DOT SEE HPE «Ural State Medical Academy» Federal agency on social development and health-care, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Azarjeva V.V. Brief terminological dictionary in higher and secondary professional education quality management (project) / V.V. Azarjeva [et.al.] - Spb.: Publ. S.-Petersb. st. electrotech. un. «LETI», 2006. - P.18
2. Bezrodnaya G.V. Principles of competent approach in medical high school / G.V.
Bezrodnaya, D.A. Sevostjanov, T.A. Shpiks // Medicine and education in Siberia: electronic scientific journal. - 2008. - №2. - Access regimen:
http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=251.
3. Belozerova E.A. Distant education / E.A. Belozerova [et.al.] // Distant education in electronic healthcare. - 2007. - №2.
4. Bolon process in questions and answers / V.B. Kasevich, R.V. Svetlov, A.V. Petrov, A.A. Tsyb. - Spb.: Publ. S.-Petersb. un., 2004. - 108 p.
5. GOST ISO 9001-2001. Management quality systems. Requirements. - M.: Publ. standards, 2001. - 21p.
6. Distant medical education. - Access regimen: http://www.divisy.ru/texno telemed.shtml.
7. Kazakov V.N. Distant education in medicine / V.N. Kazakov, V.G. Klimovitskiy, A.V. Vladzimirskiy. - Donezk: SRR «Nord», 2005. - 80p.
8. Pal'tsev // Med. academy. - 2007. - №9. (2353) (18 May).
9. Guide on quality SEE HPE USMA «ROSZDRAVA». SMK-RK-4.2.2.-01-2009. -Yekaterinburg, 2009. - 40p.
10. Kholopov M.V. Distant education in medicine / M.V. Kholopov. - Access regimen: : http://www.mma.ru