ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ГЕОГРАФИЯ, БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ)
УДК 37.04
В.Л. ЛОЗИЦКИЙ, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры историко-культурного наследия Полесский государственный универститет, г. Пинск, Республика Беларусь E-mail: [email protected]
Статья поступила 20 марта 2018г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
(НА ПРИМЕРЕ ЭУМК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»)
Статья посвящена проблеме разработки и системного применения электронных учебно-методических комплексов в системе обучения студентов учреждения высшего образования по специальностям в сфере туризма и гостиничного бизнеса. На примере учебного предмета «История Беларуси» автором обосновываются положения, реализация которых позволит интегрировать в педагогическую практику обучения студентов на первой ступени высшего образования высокотехнологичные и эффективные информационные продукты учебного назначения.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, учреждение высшего образования, электронный учебно-методический комплекс, информационно-коммуникационные технологии, специфика обучения, модуль.
Внедрение многокомпонетной модели содержания образования в процессе модернизации высшей школы и реализация положений Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года [1] в качестве одного из обеспечивающих научных направлений предполагают разработку и системное применение электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по учебным дисциплинам. Их использование в системе подготовки будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса на первой ступени высшего профессионального образования позволит интегрировать компетентностный и технологический подходы в обучении.
Разработанность в научных исследованиях В.А. Воробьева, Ю.И. Воротницкого, Е.И. Дмитриева, А.И. Жука, А.В. Макарова, П.А. Мандрика, О.А. Сосновского, А.М. Филипцова [2-4] вопросов практического создания и интеграции средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в высшее образование позволяет учитывать специфику конструирования функциональных моделей электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) в аспекте их системного применения в процессе обучения студентов специальностей в сфере туризма и гостиничного бизнеса в
учреждении высшего образования (УВО) на его первой ступени. При этом актуальной все еще остается проблема формирования целостного и завершенного представления о всех психолого-педагогических аспектах детерминации высокотехнологичных средств ИКТ в отношении субъектов учебного взаимодействия в рамках информационно-образовательной среды учреждения высшего образования. В рамках научной рефлексии чрезвычайно значимым представляется рассмотрение на примере использования ЭУМК по истории Беларуси проблемы эффективного использования дидактического потенциала компонентов высокотехнологичного образовательного ресурса с учетом определяемых организационно-методических условий их применения на первой ступени высшего образования.
Применяемый на первой ступени высшего образования ЭУМК «История Беларуси в контексте европейских цивилизаций» [5] целесообразно рассматривать в качестве мощного предметного информационного образовательного ресурса, предназначенного для эффективного дидактического обеспечения организации и осуществления процесса обучения студентов УВО по специальностям в сфере туризма и госиничного бизнеса. Свою дидактическую роль ЭУМК выполняет посредством функциональной реализации заложенного технологического и дидактического потенциала. Данный высокотехнологичный программный продукт учебного назначения, обеспечивающий непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, содержит организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, оптимизированные по отношению к разработанным научно-методическим основам их создания и системного применения на первой ступени высшего образования. В качестве таковых основ нами определены следующие:
- дидактический подход к пониманию сущности электронных компонентов УМК, связанный с учетом их технологических и дидактических свойств и обусловленный особенностями процесса познания во взаимосвязи со спецификой предметного обучения истории Беларуси на первой ступени высшего образования;
- методические принципы системного применения электронных компонентов ЭУМК;
- методические условия создания и системного применения ЭУМК с учетом дидактической роли, выполняемой его структурными компонентами;
- критерии содержательного наполнения электронных компонентов ЭУМК с учетом основных содержательных линий образовательного стандарта, компонентов учебных знаний и соответствующих формируемых профессиональных компетенций студентов [6].
Практическое создание и использование разработанной модели осуществлено с помощью технологического и дидактического потенциала облачного сервиса образовательной платформы «MOODLE» (http://moodle.edu.by). Авторами учтена проблематика определения дидактической роли, а также критериев структурирования и содержательного наполнения компонентов ЭУМК, ориентированных в своей направленности на формирование и развитие у студентов соответствующих компетенций. В рамках компетентностного подхода, исходя из специфики организации процесса обучения в УВО будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса, дидактический и технологический потенциал включаемых в ЭУМК компонентов должен в своей направленности ориентироваться на поддержку проблемно-поисковой учебно-познавательной деятельности. В данной взаимосвязи важной проблемой, решаемой авторами-практиками при создании эффективно применяемого ЭУМК, явилось конструирование и отбор содержания учебного материала с учетом требований образовательного стандарта и учебной программы. Авторами -создателями ЭУМК учтено, что целе-задачная составляющая процесса изучения истории Беларуси определяется требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями и умениями, лежащими в основе формирования и дальнейшего развития комплекса компетенций, характеризующих способность будущего специалиста в сфере туризма и гостиничного бизнеса эффективно решать профессиональные задачи. Данные компетенции определены нормативно образовательным стандартом и учебной программой, а их содержание и требования составляют контент нормативного модуля в структуре ЭУМК [5].
Выделенные авторами ЭУМК целе-задачные аспекты позволили выстроить структуру и содержание функциональной модели электронного образовательного ресурса с учетом многокомпонентного состава предлагаемых к усвоению учебных знаний. К определяемым компонентам состава учебных знаний, определяющих содержательное наполнение ЭУМК по истории Беларуси, применяемого на первой ступени высшего образования, относятся:
- теоретические (включают в себя понятия разной степени обобщения, существенные причинно-следственные связи, закономерности развития, теоретические выводы, содержащие оценки фактов, обобщенную характеристику их сущностных признаков, причин, следствий и значения);
- фактологические (содержат конкретные события, локализованные во времени и пространстве);
- методологические (включают в себя знания о методах, процессе познания, о конкретных методах исторической науки и различных способах деятельности);
- оценочные (включают в себя ознакомление с различными точками зрения на события, явления и процессы, их анализ и сравнение, актуализацию собственной точки зрения на те или иные проблемные вопросы Истории Беларуси) [6].
Представленный многокомпонентный состав учебных знаний учтен в структуре и содержании практической модели электронного образовательного ресурса, в тематических линиях его модулей
[5].
В рамках эффективно функционирующей информационно-образовательной среды учреждения высшего образования ЭУМК по истории Беларуси предлагает преподавателю массив дидактических средств, которые целесообразно использовать в качестве инструментария при создании модели учебного занятия и решении тех или иных дидактических задач по обеспечению непрерывности и полноты целостного процесса обучения. В силу своего совокупного дидактического и технологического потенциала ЭУМК является действенным средством обеспечения процесса организации и осуществления обучения на первой ступени высшего образования. Его преимуществами являются:
- концентрированное наличие сгруппированного нормативного и дидактического материала;
- оптимизированность компонентов и гибкость структуры ЭУМК по отношению к содержанию образования и положениям учебной программы;
- технологическая интегрируемость в процесс обучения;
- наличие обратной связи в управлении процессом обучения;
- обеспечение студентов постоянной информацией о ближайших и отдаленных целях обучения и степени их достижения;
- обеспечение усвоения содержания учебного исторического материала в соответствии с многокомпонентным составом учебных знаний (теоретические, фактологические, методологические; оценочные знания и способы учебной деятельности);
- обеспечение оперативности в поиске необходимой учебной информации;
- оптимизация диагностического и контрольно-оценочного инструментария по отношению к существующим критериальным требованиям интегральной десятибалльной системы оценивания и уровням усвоения учебного материала);
- возможность интенсификации профессиональной деятельности преподавателя и учебной (в том числе и организуемой самостоятельной) деятельности студентов;
- адаптивность возможным изменениям структуры и содержания образования, требований и содержания образовательного стандарта, а также программно-планирующей и программно-методической документации.
Гибкость и способность предлагать преподавателю элементы для создания неповторимой и индивидуальной модели учебного занятии, а студентам ресурсы для осуществляемой самостоятельной учебной деятельности является важным методическим требованием к применению электронных компонентов учебно-методического комплекса. В такой взаимосвязи педагогически оправданным является определение дидактической роли ЭУМК в управлении процессом усвоения будущими специалистами в сфере туризма и гостиничного бизнеса многокомпонентного состава учебных знаний, а также в формировании комплекса компетенций при осуществлении учебной деятельности на всех ее этапах и при необходимой алгоритмизации.
Обозначенный подход в трактовке дидактической роли предметного ЭУМК позволил реализовать модульный принцип выстраивания структуры электронного образовательного ресурса по истории Беларуси, а также и по другим учебным дисциплинам, закрепленным за кафедрой историко-культурного наследия в УО «Полесский государственный университет». Использование принципа модульности архитектурного построения электронного ЭУМК (решение предлагает высокотехнологичный инструментарий облачного сервиса образовательной платформы «MOODLE») позволяет минимизировать проблему динамичного устаревания контента создаваемых электронных образовательных ресурсов во взаимосвязи с изменением содержания образования по той или иной учеб-
ной дисциплине. Модуль ЭУМК - это структурный компонент электронного образовательного ресурса, относительно самостоятельная организационно-содержательная единица системы обучения, выполняющую свою конкретную дидактическую роль. Реализованная на практике модель предметного электронного образовательного ресурса включает в себя следующие модули:
- нормативный (содержит документацию, определяющую содержание высшего образования на первой ступени в данной предметной области, и иные программно-планирующие и учебно-методические документы: образовательный стандарт; учебные программы, перечень рекомендуемых учебных изданий и информационно-аналитических материалов, вопросы зачета);
- справочно-информационный (содержит элементы дидактического обеспечения организации и проведения учебных занятий: тезаурус - понятийно-терминологическое структурирование учебного материала; электронный глоссарий, включающий в себя элементы теоретического знания - понятийно-терминологический апарат; электронные справочники по хронологии и историческим персоналиям);
- теоретический (содержит электронные материалы лекционного курса, обеспечивающие теоретическое изучение дисциплины в объеме, определяемом требованиями образовательного стандарта и предметной программы);
- практический (включает в себя материалы семинарских/практических занятий с рекомендательной частью к ним);
- контрольно-диагностический (содержит варианты тематических и обобщающих комплексов разноуровневых тестовых заданий - электронный инструментарий, позволяющий осуществлять педагогическую диагностику и контроль с целью определения соответствия результатов учебно-познавательной деятельности студентов требованиям образовательного стандарта и учебной программы).
Содержательное наполнение модулей в реализованной модели предметного ЭУМК оптимизировано с учетом специфики содержания, дидактической направленности и функции того или иного элемента модуля. Как показывает практика создания электронных учебно-методических комплексов, используемых в подготовке специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса в УО «Полесский государственный университет», модульное структурирование ЭУМК позволяет сохранить открытость и адаптивность электронного образовательного ресурса с учетом ситуации возможного изменения структуры и содержания образования, требований и содержания образовательного стандарта, а также программно-методической документации.
В качестве дидактических свойств модулей - электронных компонентов ЭУМК, применяемого на первой ступени высшего образования, целесообразно выделить следующие:
- управляемость процессом обучения (возможность управления деятельностью субъектов обучения);
- обеспечение системного подхода к процессу обучения (применение компонентов ЭУМК в сочетании с традиционными средствами обучения на всех этапах организации учебной деятельности студентов при ее алгоритмизации);
- способность достижения полноты усвоения знаний (организация процесса обучения предусматривает овладение студентами содержанием учебного материала в соответствии с заданным уровнем его усвоения);
- индивидуализация обучения (организация учебного процесса, при которой студент УВО свободно выбирает и осуществляет нужный ему вид деятельности в приемлемом для него темпе);
- диагностирование результатов процесса обучения (возможность автоматизированного учета учебных достижений и динамики их изменения с помощью контрольно-измерительного инструментария ЭУМК).
Практическая апробация использования в процессе обучения студентов специальностей в сфере туризма и гостиничного бизнеса в УО «Полесский государственный университет» дидактического и технологического потенциала ЭУМК по истории Беларуси позволила осуществить эффективное управление учебно-познавательной деятельностью студентов, обеспечивая рациональное сочетание различных ее видов в зависимости от результатов усвоения учебного материала и освоения комплекса нормативно определенных компетенций. Необходимая эффективность достигается как качеством созданного ЭУМК, так и выполнением соответствующих организационных и методических условий применения, из которых одним из важнейших является практикоориентиро-ванность. Именно аспект практической направленности усиливает дидактическую роль предметного электронного учебно-методического комплекса в качестве высокотехнологичного системно-
го средства обеспечения процесса обучения будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса в учреждении высшего образования на его первой ступени.
Список литературы
1. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года / Главный информационно-аналитический центр. - Режим доступа : http://www.giac.unibel.by/main.aspx?guid=14591. - Дата доступа : 04. 02. 2017.
2. Воробьев, В.А. Электронный учебно-методический комплекс: разработка и использование в учебном процессе / В.А. Воробьев, О.А. Сосновский, А.М. Филипцов // Выш. шк. - 2011. - № 1. -С. 38-43.
3. Жук, А.И. Современный электронный учебно-методический комплекс - основа информационно-образовательной среды вуза / А.И. Жук, Ю.И. Воротницкий, П.А. Мандрик // Информатизация образования - 2010: педагогические аспекты создания информациионно-образовательной среды : материалы междунар. науч. конф., Минск, 27-30 октября 2010 г. / БГУ ; редкол. : С.В. Аб-ламейко [и др.]. - Минск, 2010. - С. 197-201.
4. Макаров, А.В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки : учеб.-метод. пособие / А.В. Макаров [и др.]. - Минск : РИВШ, БГУ, 2002. - 118 с.
5. Лозицкий, В.Л. История Беларуси в контексте европейских цивилизаций. Электронный учебно-методический комплекс / Р.Б. Гагуа, И.Э. Еленская, М.В. Цуба, В.Л. Лозицкий, С.А. Фе-дечко // E-Leaming «Полесский государственный университет». Учебные курсы Moodle [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://194.158.204.219/moodle. - Дата доступа: 04.05.2018.
6. Лозицкий, В.Л. Научно-методические основы создания и применения электронных средств обучения по дисциплинам социально-гуманитарного цикла (на примере истории) / В.Л. Лозицкий. - Минск : РИВШ, 2009. - 210 с.
Резюме. Теоретическая разработка проблематики создания и практического применения эффективных образовательных ресурсов учебного назначения в области высшего профессионального образования позволяет интегрировать в учебный процесс высокотехнологичный инструментарий подготовки будущих специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Научное обоснование организационно-методических условий эффективного применения электронных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам учитывает их технологический и дидактический потенциал, знаниево-деятельностную составлющие, а также специфику процесса обучения.
Abstract. Theoretical development of a perspective of creation and practical application of effective educational resources of educational appointment in the field of higher education allows to integrate into educational process hi-tech tools of training of future experts in the sphere of tourism and hotel business. Scientific justification of organizational and methodical conditions of effective application of electronic educational and methodical complexes on subject matters considers their technological and didactic potential, knowledge-activity components and also specifics of process of training.
LOZITSKY V.L., Cand. of Ped. Sc., Associate Professor,
Associate Professor of Historical and Cultural Heritage of Polessky State University,
Pinsk, Republic of Belarus
USE OF DIDACTIC POTENTIAL OF THE ELECTRONIC EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX IN TRAINING OF STUDENTS IN SPECIALTIES IN THE SPHERE OF TOURISM AND HOTEL BUSINESS (ON THE EXAMPLE OF EEMC ON THE SUBJECT MATTER «HISTORY OF BELARUS»)
Article is devoted to a problem of development and system application of electronic educational and methodical complexes in the system of training of students of institution of higher education in specialties in the sphere of tourism and hotel business. On the example of the subject "History of Belarus" provisions which implementation will allow to integrate into student teaching of training of students at the first step
of the higher education hi-tech and effective information products of educational appointment are proved by the author.
Keywords: higher education, institution of higher education, electronic educational and methodical complex, information and communication technologies, specifics of training, module.
References
1. Koncepcia informatizacii sistemy obrazovania Respubliki Belarus na period do 2020 goda [Concept of informatization of an education system of Republic of Belarus until 2020]. Main information and analysis center. Access mode : http://www.giac.unibel.by/main.aspx?guid=14591. Date of access : 04. 02. 2017. (In Russian)
2. Vorobyov V.A., Sosnovsky O.A., Filiptsov A.M. Elektronny ucebno-metodicesky kompleks: raz-rabotka i ispolzovanie v ucebnom processe [Electronic educational and methodical complex: development and use in educational process] Vischaja shkola [Higher school], 2011, no. 1, pp. 38-43 (In Russian)
3. Zhuk A.I., Vorotnitsky Yu.I., Mandrik P.A. Sovremenny elektronny ucebno-metodicesky kompleks - osnova informacionno-obrazovatelnoy sredy vuza [Modern electronic educational and methodical complex - a basis of the information and education environment of higher education institution]. Materi-aly mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii "Informatizacia obrazovania - 2010: pedagogicheskie aspek-ty sozdania informacionno-obrazovatelnoy sredy" [Mat. Int. Conf. "Education informatization - 2010: pedagogical aspects of creation of the informatsiionno-educational environment"] Ed. Ablameyko S.V. et al. Minsk, 2010, pp. 197-201. (In Russian)
4. Makarov A.V. Ucebno-metodicesky kompleks: modulnaia tehnologia razrabotki: ucebno-metodicheskoe posobie [Educational and methodical complex: modular technology of development: educational and methodical edition]. Minsk, Republican institute of the higher school: Belarusian state university Publ., 2002, 118 p. (In Russian)
5. Gagua R.B., Elenskaya I.E., Tsuba M.V., Lozitsky V.L., Fedechko S.A. Istoria Belarusi v kontekste evropeiskich civilizaciy. Elektronny ucebno-metodicesky kompleks [History of Belarus in the context of European civilizations. Electronic educational and methodical complex]. Uchebnie kursy Moodle [Training course Moodle (In Russian). Available at: http://194.158.204.219/moodle. (accessed 04.05.2018).
6. Lozitsky V.L. Nauchno-metodicheskie osnovy sozdania i primenenia elektronnuch sredstv obuche-nia po disciplinam socislno-gumanitarnogo cikla (na primere istorii) [Scientific and methodical bases of creation and application of electronic tutorials on disciplines of a social and humanitarian cycle (on the example of history)]. Minsk, Republican institute of the higher school Publ., 2009, 210 p. (In Russian)
Received 20 March 2018