Научная статья на тему 'Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности'

Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / BUSINESS GAME / ДИСЦИПЛИНА "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" / BASICS OF PERSONAL AND SOCIAL SAFETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Касьянова Н. С.

В статье обосновывается эффективность использования деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. Приводятся результаты эксперимента. Делается вывод о потенциале деловых игр в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Касьянова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of business games in the formation of competencies in the field of life safety

The article substantiates the efficiency of the use of business games in the formation of competencies in the field of life safety of students. The article presents the results of the experiment. The article concludes about the potential of business games in the study of the subject of life Safety.

Текст научной работы на тему «Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности»

he_college/3_activation_of_psychological_and_educational_activities_in_the_socio_professional_adaptation_of_stu de.php (Accessed 15.04.2017).

УДК 378.016:614.8

Н.С. Касьянова,

канд. пед. наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и

безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Использование деловых игр в формировании компетенций в сфере

безопасности жизнедеятельности

В статье обосновывается эффективность использования деловых игр в формировании компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. Приводятся результаты эксперимента. Делается вывод о потенциале деловых игр в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Деловая игра, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности».

N.S. Kasyanova,

cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of theoretic basis of physical education and life safety Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

The use of business games in the formation of competencies in the field of life

safety

The article substantiates the efficiency of the use of business games in the formation of competencies in the field of life safety of students. The article presents the results of the experiment. The article concludes about the potential of business games in the study of the subject of life Safety.

Keywords: the business game, Basics of Personal and Social Safety.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в список обязательных для изучения на всех факультетах, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Педагогическое образование по одному и нескольким профилям, и входит в базовый компонент.

Нами было проведено исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня сформированности компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. В ходе констатирующего этапа исследования нами применялись педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование студентов по теме. Данные методы позволили накопить достаточное количество фактов и осуществить их анализ.

В исследовании приняли участие студенты первого года обучения, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности» в количестве 48 человек.

В связи с тем, что учебный предмет «Безопасность жизнедеятельности» в вузе базируется на школьном предмете «Основы безопасности жизнедеятельности», изучается

во втором семестре первого года обучения, а профильные предметы начинают изучаться со второго курса, нами было принято решение оценить сформированность компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности как на основе остаточных школьных знаний, так и на основе уже начавшего изучаться предмета. Для этой цели нами была проведена контрольная работа, состоящая из двух блоков: 1 блок - тестирование, 2 блок -ситуационные задачи.

Тестирование студентов проводилось с целью установить уровень знаний основных понятий предмета «Безопасность жизнедеятельности» - безопасность, опасность, угроза, риск, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, опасная ситуация, а также знаний о способах поведения в опасных ситуациях различного типа. Ситуационные задачи позволяли установить уровень знаний алгоритма поведения в конкретной ситуации, умение выбирать рациональный способ поведения в предлагаемой ситуации, готовность действовать с условием сохранения личной безопасности и безопасности окружающих. Тестовое задание и ситуационные задачи объединяли в себе вопросы по разделу «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении», включающего темы: «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности», «Опасные ситуации природного характера», «Опасные ситуации техногенного характера», «Опасные ситуации социального характера». Студенты обеих групп выполняли одинаковые задания. На выполнение заданий отводилось одинаковое время (1 час).

Критерием оценки теста выступал правильный/неправильный ответ. За каждый правильный ответ начислялся 1 балл, при неправильном ответе - 0 баллов. Ситуационные задачи оценивались по трехбалльной шкале с учетом полноты ответа: полный верный ответ

- 2 балла; не полный, но близкий к правильному - 1 балл; не верный ответ, либо "нет ответа"

- 0 баллов. Так, тест, состоящий из 30 вопросов, позволял студентам набрать 30 баллов, а блок решения ситуационных задач - 10 баллов.

Анализ результатов показал, что после проведенных лекционных занятий студенты довольно неплохо справились с тестами и ситуационными задачами. Однако, при решении данной работы студентами руководил только один мотив - получить оценку на семинарском занятии, а не продемонстрировать глубину и прочность усвоения знаний по темам. Кроме того, студенты отметили эту форму работы как безынтересную и брались за ее выполнение с некоторой "неохотой".

Детальный анализ студенческих работ показал, что респонденты осуществляют подмену понятий, называя безопасность отсутствием угроз, чрезвычайную ситуацию, определяя, как некое обстоятельство, угрозу как фактор и т.д. Выявленный факт свидетельствует о том, что у обучающихся по итогам обучения в школе и прошедших занятий в вузе не сформировалось в достаточной степени точное знание ключевых понятий безопасности жизнедеятельности.

Решая ситуационные задачи, студенты часто не могут указать порядок действий в предложенных опасных ситуациях, меняя местами некоторые действия, либо затрудняются в определении целесообразности выполнения какого-либо действия. Данное обстоятельство указывает, что такой элемент компетенции, как психологическая устойчивость и готовность к действиям в опасной ситуации у обучающихся сформирована недостаточно.

В целом результат контрольной работы студентов можно отнести к результатам среднего уровня, но наличие низкого уровня мотивации при выполнении заданий указывает на отсутствие интереса к изучаемым темам и не способствует углублению знаний в целом

по предмету. Мы считаем, что организация деловых игр может способствовать не только повышению глубины и прочности знаний студентов по изучаемым темам, но и повысить интерес к предмету «Безопасность жизнедеятельности» в целом. Поэтому следующим этапом нашего исследования стала организация деловой игры со студентами. Опишем более подробно данный этап работы.

В работе приняли участие две академические группы студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности». С целью формирования у студентов способности использовать приемы оказания первой помощи, а также методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций на семинарском занятии с экспериментальной группой нами была проведена деловая игра. Контрольная группа студентов готовилась к семинарскому занятию по традиционной схеме: проработка теоретических вопросов, освященных в основной и дополнительной литературе по изучаемым темам. Следует отметить, что деловая игра носила обобщающий характер. Ее целью являлось закрепить и обобщить знания студентов по разделу «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении».

После деловой игры с экспериментальной группой и традиционного семинарского занятия с контрольной группой обеим группам была предложена контрольная работа, также состоящая из двух блоков (теста и ситуационных задач). Цель контрольной работы -проверить степень усвоения учебного материала, глубину знаний, полученных в процессе изучения раздела «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении» после обсуждения данных вопросов на семинарском занятии. На выполнение контрольной работы всем студентам отводился 1 час.

Для детального анализа результатов контрольной работы нами были обозначены критерии, показатели и уровни сформированности знаний у студентов, полученных в процессе изучения раздела «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении»:

- теоретическая подготовка к ведению безопасного образа жизни;

- потребность в безопасности при выполнении любого вида деятельности (учебной, профессиональной, трудовой и др.);

- готовность к безопасной жизнедеятельности.

В исследовательской работе критерии определялись через показатели, которые позволяли судить о той или иной степени выраженности каждого критерия. В качестве показателей выступали следующие: теоретическая подготовка к ведению безопасного образа жизни, потребность в безопасности при выполнении любого вида деятельности, готовность к безопасной жизнедеятельности.

Теоретическая подготовка к ведению безопасного образа жизни включает специальный набор знаний в данной области:

- знание и владение терминологией образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- знание номенклатуры опасностей (антропогенные, социальные, природные, биологические, технологические, экологические опасности);

- знание возможных причин возникновения опасностей и их предупреждение (профилактика) возникновения;

- знания о чрезвычайных ситуациях (понятие, классификация, предупреждение).

Сформированность теоретических знаний можно установить по уровню

успеваемости, качеству выполнения заданий, степени участия в обсуждаемых вопросах на учебном занятии, полноте ответов.

Потребность в безопасности при выполнении любого вида деятельности (учебной, профессиональной, трудовой и др.) проявляется в степени осознанности студентом необходимости заботиться о личной безопасности и безопасности окружающих. Проявляется в осмыслении значимости безопасности жизнедеятельности, проявлении интереса к проблемам безопасности жизнедеятельности, стремлении к соблюдению правил безопасности жизнедеятельности.

Готовность к безопасной жизнедеятельности проявляется при решении задач, требующих поиска рационального способа выполнения деятельности с сохранением состояния безопасности; в степени осознанности и аргументированности выбранного решения.

Указанные критерии и показатели положены в основу уровней сформированности знаний студентов, полученных в процессе изучения раздела «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении» (высокого, среднего, низкого).

Высокий уровень характеризуется высокими показателями по всем критериям. Студент демонстрирует в полном объеме теоретические знания образовательной области, готов и может их воспроизвести, воспользоваться для решения жизненных ситуаций для сохранений личной безопасности и безопасности окружающих.

Средний уровень характеризуется недостаточной степенью готовности к безопасной жизнедеятельности, а именно недостаточным уровнем мотивации для сохранения личной безопасности и безопасности окружающих.

Низкий уровень характеризуется низкой степенью мотивации к сохранению личной безопасности и безопасности окружающих, знания носят отрывочный бессистемный характер.

Осуществление теоретической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности в исследовательской работе включало в себя: знание безопасного повеления человека в повседневной жизни (в быту, на улице, на природе), основных понятий и терминологии в области безопасности жизнедеятельности; источников опасностей, их классификацию, опасности техносферы и профессиональной деятельности; представление о методах идентификации опасностей (определение размеров и показателей опасных зон, последствий воздействия опасностей на человека и среду обитания), способах и средствах защиты в условиях трудовой деятельности; о задачах, структуре и функционировании государственных организаций и ведомств РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; знание правил оказания первой помощи, принципов предотвращения заболеваний и травм, особенностей физиологического, психологического и социального развития человека, взаимосвязи психологического здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельности; осведомленность о правовых основах государственного обеспечения безопасности, обобщенные представления о национальной безопасности в условиях глобализации: информационный, экономический, экологический, демографический аспекты, о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимание необходимости комплексного решения проблем безопасности.

Основной объем указанных знаний формировался в ходе традиционных форм

учебных занятий (лекции, семинары), но некоторая их часть формировалась в деловых играх. При этом деловая игра служила средством достижения понимания студентами приобретаемых знаний, проверки их осознанности и прочности, актуализации полученных сведений. Такие занятия (в отличие от традиционных) раскрепощали познавательную активность студентов. Деловая игра способствовала формированию целостного видения ситуации (опасность — механизм негативного воздействия — последствия развития изменений или патологий — способы защиты), системному анализу и прогнозированию деятельности.

В ходе деловой игры особое внимание уделялось формированию у студентов понимания того, что безопасность жизнедеятельности представляет собой комплексную систему мер зашиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых деятельностью. Поэтому для обеспечения безопасности необходимы не только знания, но и практические умения, с помощью которых могут быть решены несколько задач:

1) анализ опасностей, формируемых конкретной деятельностью, требует от личности следующих умений:

- устанавливать источники опасности;

- осуществлять оценку опасностей по качественным показателям;

- оценивать допустимый уровень воздействия деятельности на окружающую среду.

2) разработка и реализация мер зашиты от выявленных опасностей предполагает владение следующими умениями:

- организовывать рабочее время и место в соответствии с требованиями безопасности;

- использовать защитную технику, индивидуальные средства защиты;

- соблюдать правила профилактики профессиональных заболеваний.

3) разработки мер защиты от остаточного риска требует владения умениями:

- оказывать первую помощь;

- производить разборку поврежденных зданий, сооружений для освобождения пострадавших;

- ликвидировать последствия радиационного, химического, биологического заражения;

- организовывать эвакуацию раненных, которые должны детерминироваться способностью осуществлять выбор ключевой (первоочередной) проблемы и составлять алгоритм действий, направленный на минимизацию количества жертв, пострадавших и ущерба окружающей среде.

Перечисленные умения дают целостное понимание проблемы обеспечения безопасности и характеризуют сформированность, частичную сформированность или информированность владения технологией принятия решения.

Следует отметить, что все перечисленные умения не могут быть сформированы только в условиях деловой игры. Многие из них требуют использования традиционных форм и методов работы, а также ряда интерактивных форм работы. Однако благодаря деловой игре студенты убеждаются в том, что какими бы разнообразными не были негативные воздействия, наносящие материальный ущерб, ущерб здоровью или жизни человека, механизм выхода из опасной ситуации представляет собой определенный алгоритм действий.

На заключительном этапе исследовательской работы было проведено исследование эффективности использования деловой игры. Для этого мы провели детальный анализ

проявления показателей сформированности знаний по разделу «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении» у каждой из групп.

Наблюдение за студентами в ходе деловой игры и традиционного семинара, а также результаты контрольной работы дали основание утверждать, что результаты студентов экспериментальной группы выше, чем показатели контрольной группы. После проведенной работы студентам было предложено ответить на два вопроса с выбором вариантов ответов:

1) Увеличились ли Ваши знания по предмету «Безопасность жизнедеятельности» в процессе семинара? (а) увеличились значительно; б) увеличились незначительно; в) не увеличились)

2) Оцените уровень своих знаний по разделу «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении» по четырех-балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

В ходе анализа результатов самооценки студентов мы получили следующие количественные данные.

Студенты контрольной группы, где проводился семинар традиционной формы, на первый вопрос отметили незначительное увеличение объема знаний по предмету (58%); 33% респондентов отметили увеличение объема знаний; и только (9%) указали, что увеличение не произошло. Студенты экспериментальной группы, на семинаре с которой проводилась деловая игра, отметили, что их знания значительно увеличились (54%); на незначительное увеличение указали 46% респондентов.

Такие данные говорят о том, что семинар с использованием деловой игры способствовал более высокому уровню познавательной активности студентов, нежели традиционный семинар.

Отвечая на второй вопрос, студенты контрольной группы в основном оценили свои знания на оценки «хорошо» (37,5%) и «удовлетворительно» (33,3%), на «отлично» свои знания оценили только 29,2% респондентов. Студенты экспериментальной группы оценили свои знаний выше: «отлично» - 45,8%; «хорошо» - 41,6%; «удовлетворительно» - 12,6%. На оценку "неудовлетворительно" в обеих группах свои знания не оценил никто.

Полученные данные говорят о том, что студенты экспериментальной группы уверены в своих знаниях, их прочности и целостности, и оценивают свою подготовленность на более высоком уровне.

Сопоставив эти данные с результатами контрольной работы, мы считаем, что они фактически совпадают. Студенты экспериментальной группы написали контрольную работу объективно лучше, чем студенты контрольной группы. На основании этого, мы считаем, что деловая игра как форма организации обучения по предмету «Безопасность жизнедеятельности» обладает высоким потенциалом не только как форма, помогающая разнообразить традиционные формы организации учебных занятий, но и как форма, способствующая повышению познавательной активности студентов по предмету.

Обобщая вышесказанное, подведем следующий итог.

Проведенное нами исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня сформированности компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности у студентов. В ходе констатирующего этапа исследования нами применялось педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование студентов по теме. Данные методы позволили накопить достаточное количество фактов и осуществить их анализ.

В целом результат контрольной работы студентов можно отнести к результатам среднего уровня, но наличие низкого уровня мотивации при выполнении заданий указывает на отсутствие интереса к изучаемым темам и не способствует углублению знаний в целом по предмету. Мы считаем, что организация деловых игр может способствовать не только повышению глубины и прочности знаний студентов по изучаемым темам, но и повысить интерес к предмету «Безопасность жизнедеятельности» в целом. Поэтому следующим этапом нашего исследования стала организация деловой игры со студентами по разделу «Безопасность жизнедеятельности, опасные ситуации и правила поведения при их возникновении».

Результаты контрольного этапа исследования позволили нам установить, что деловая игра как форма организации обучения по предмету «Безопасность жизнедеятельности» обладает высоким потенциалом не только как форма, позволяющая разнообразить традиционные формы организации учебных занятий, но и как форма, способствующая повышению познавательной активности студентов по предмету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабанова, И.А. Деловые игры в учебном процессе [Электронный ресурс] / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 7. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/delovye-igry-v-uchebnom-protsesse #ixzz4hh3ufevb. - 15.05.2017.

2. Вербицкий, А.А. Деловая игра в компетентностном формате [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - № 3-2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate. - 21.05.2017.

3. Кудрин, А. А. Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе [Текст] / А.А. Кудрин // Педагогика высшей школы. - 2016. - № 3.1. - С. 119-121.

4. Ребко, Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах [Электронный ресурс] / Э.М. Ребко // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 850-851. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9249/. - 12.05.2017.

REFERENCES

1. Babanova I.A. Delovye igry v uchebnom processe [Elektronnyj resurs] [Business play in educational process].

Nauchnye issledovanija v obrazovanii [Scientific researches in education], 2012, no.7, URL: http://cyberleninka.ru/article/n7delovye-igry-v-uchebnom-protsesse #ixzz4hh3ufevb (Accessed 15.05.2017).

2. Verbickij A.A. Delovaja igra v kompetentnostnom formate [Elektronnyj resurs] [Business play in the competence format]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Herald of Voronezh State Technical University], 2013, no. 3-2, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate (Accessed 21.05.2017).

3. Kudrin A.A. Tehnologii prepodavanija discipliny «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti» v pedagogicheskom VUZe [The technology of teaching the discipline "safety of life activity" in pedagogical higher educational establishment]. Pedagogika vysshej shkoly [Pedagogics of higher school], 2016, no. 3.1, pp. 119-121.

4. Rebko Je.M. Osobennosti prepodavanija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v pedagogicheskih vuzah [Elektronnyj resurs] [Peculiarities of teaching the safety life action in pedagogical educational institutions]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2014, no. 2, pp. 850-851. URL: https://moluch.ru/archive/61/9249/ (Accessed 12.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.