Ыо 3(77) МАРТ 2017 ДИСКУССИЯ V
1Ч_ I I } 1У1/ЛГ I ¿.и I I журнал научных публикаций *
Т.В. Панченко, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики,
Мурманский арктический государственный
университет,
г. Мурманск, Россия,
Л.С. Саргина, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 17 комбинированного вида»,
г. Североморск Мурманской области, Россия,
t.v.panchenko@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни является обязанностью педагогических работников дошкольных образовательных организаций, что предполагает целенаправленное создание образовательной среды для формирования опыта безопасного поведения у детей дошкольного возраста и комплексную реализацию ряда методологических принципов организации педагогического процесса в данном направлении (средового, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного и др.). В статье описаны результаты проведенной экспериментальной работы по формированию опыта безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Научная новизна исследования состоит в уточнении понятия «образовательная среда формирования опыта безопасного поведения детей дошкольного возраста» и выявлении комплекса педагогических условий, соблюдение которых позволяет формировать опыт безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении критериев безопасного поведения ребенка среднего дошкольного возраста в быту, практическая значимость - в создании и апробации комплекса дидактических игр, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет.
Ключевые слова: дети среднего дошкольного возраста, опыт, безопасность, безопасное поведение, эксперимент, дидактическая игра, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Актуальность формирования у ребенка опыта безопасного поведения определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Обретение такого опыта должно стать результатом целенаправленной педагогической работы, которую необходимо начинать в дошкольном детстве, при этом правила безопасного поведения должны быть «присвоены» ребенком, преломлены через его ви-тагенный опыт, через собственную активную деятельность на основе игры (Н.Н. Авдеева, К.Ю. Белая, Т.П. Гарнышева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Л.Л. Тимофеева и др.). Однако анализ научно-методической литературы
показал недостаточность в количественном отношении фундаментальных исследований данной проблемы применительно к детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Это обусловило выбор темы и определило проблему данного исследования: можно ли средствами дидактической игры формировать опыт безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста? При соблюдении каких педагогических условий этот процесс будет более эффективным?
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможности формирования опыта безопасного поведения в быту у детей
среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры. Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: формирование опыта безопасного поведения в быту у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при реализации ряда педагогических условий, к которым относятся создание специальной предметно-пространственной среды и применение комплекса дидактических игр. Проверка гипотезы обеспечивалась следующими методами: теоретическими (анализ научной литературы по проблеме исследования); эмпирическими (наблюдение, эксперимент); статистическими (метод количественной и качественной обработки данных).
На теоретическом этапе исследования был проведен сопоставительный анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей, который позволил установить, что в педагогической науке потребность в безопасности выделена как основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может негативно отразиться на его дальнейшем развитии (Л. Л. Тимофеева).1 Безопасное поведение определяется как результат адекватной когнитивной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды (Н.Ю. Марчук)2; как набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия с людьми (О. А. Скоролупова);3 как сложное образование, включающее поведенческий (волевой) компонент, который предполагает способность субъекта управлять своим поведением; когнитивный компонент - на-
Критериями безопасного поведения являются объем и полнота знаний об источниках опасности, умение действовать в опасных бытовых ситуациях; точность и аргументированность суждений
о способах безопасного поведения в быту; степень овладения действиями с предметами быта; соблюдение правил безопасного поведения.
довании Т.Г. Хромцовой опыт безопасного поведения детей определяется как «система знаний о способах безопасной жизнедеятельности, навыков обращения с потенциально опасными предметами и эмоций, определяющих мотивы дошкольника»5. Критериями безопасного поведения являются объем и полнота знаний об источниках опасно-
сти, умение действовать в опасных бытовых си-
туациях; точность и аргументированность суждений о способах безопасного поведения в быту; степень овладения действиями с предметами быта; соблюдение правил безопасного поведения.
Экспериментальное исследование процесса формирования опыта безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет средствами дидактических игр проводилось в сентябре-декабре 2016 года на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17 комбинированного вида» (МБДОУ д/с № 17) города Североморска Мурманской области. Выборка - 24 ребенка среднего дошкольного возраста (по 12 детей в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах). Цель исследования: выявить педагогическую целесообразность применения специально разработанного комплекса дидактических игр, направленных на формирование у детей 4-5 лет опыта безопасного поведения в быту.
На констатирующем и контрольном этапах эксперимента были использованы следующие диагностические методики: «Диагностика знаний и умений детей по видам опасностей в быту», включающая 2 серии заданий (В.А. Деркунская, Т.Г. Гусарова6) и «Освоение детьми среднего дошкольного возраста правил безопасного поведения в быту через дидактические игры» личие у субъекта информационных пред- (Т.Г. Хромцова). Уровень сформированности ставлений, осознаваемых им, и эмоцио- опыта безопасного поведения в быту у детей нальный компонент, основанный на «эмо- 4-5 лет определялся по обобщенным крите-циях интереса»4 (И. А. Баева) и др. В иссле- риям (табл. 1).
№ 3(77) МАРТ 2017
т
Таблица 1
Критерии сформированности опыта безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет
(В.А. Деркунская, Т.Г. Гусарова)
Высокий уровень (4-5 баллов) Средний уровень (3-4 балла) Низкий уровень (1-2 балла)
Ребенок выделяет основные опасные предметы домашнего обихода, имеет полные, точные представления о мерах предосторожности, понимает и аргументирует значимость их соблюдения; выполняет все игровые задания, направленные на умение обращаться с опасными предметами, объясняет свой выбор Ребенок называет половину объектов опасности в быту, знает отдельные способы безопасного обращения с данными предметами; выполняет игровые задания первый раз путем не всегда адекватных проб, с нарушением мер предосторожности Ребенок может назвать отдельные источники опасности в быту, имеет поверхностные представления о действиях в опасных бытовых ситуациях; отказывается выполнять игровые задания
Таблица 2
Обобщенные данные констатирующего этапа эксперимента
Уровень Количество детей в группах, имеющих данный показатель на заданном уровне, %
Знания об источниках опасности Представления о правилах осторожного обращения с опасными предметами в быту Сформированность умений обращения с опасными предметами быта
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
Высокий 0 0 0 0 0 0
Средний 67 61 55 47 53 53
Низкий 33 39 45 53 47 47
Результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента, представлены в табл. 2.
Анализ результатов исследования по первой серии заданий методики «Диагностика знаний и умений детей по видам опасностей в быту» показал, что 39% детей из КГ (5 детей) и 46% детей из ЭГ (6 детей) имеют низкий уровень сформи-рованности знаний об опасных источниках и правилах обращения с опасными предметами: дети часто ошибались, переспрашивали, называли лишь отдельные источники опасности в быту, не знали способов обращения с опасными бытовыми предметами, обладали поверхностными представлениями о действиях в бытовых ситуациях. Среднему уровню соответствовали знания 61% испытуемых (7 детей) в КГ и 54% (6 детей) - в ЭГ. Такие дети проявляли лю-
бознательность, но допускали ошибки при отборе картинок с опасными предметами, называли половину опасных предметов и отдельные способы безопасного обращения с ними, их представления о действиях с опасными предметами не отличались полнотой. Высокий уровень не был зафиксирован ни у кого из детей ни в одной из групп.
По второй диагностической методике были получены следующие результаты. Средний уровень в обеих группах продемонстрировали по 53% испытуемых (6 детей). Такие дети выполняли игровое задание путем ориентированных проб, в ходе игры называли по наводящим вопросам, к какой травме может привести неправильное обращение с предметом, они допускали ошибки при соотнесении опасного предмета с сюжетной картинкой, но наблюдалось стремление к достижению положительных резуль-
татов. Одинаковое количество детей в обеих группах продемонстрировали низкий уровень сформированности умений обращения с опасными предметами - 47% испытуемых (6 детей) не проявляли интереса, отказывались выполнять игровые действия. Высокий уровень не зафиксирован ни у одного ребенка.
Таким образом, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень знаний об источниках опасности и мерах острожного обращения с опасными предметами в быту у детей 4-5 лет в ЭГ ниже, чем в КГ, но в обеих группах установлен одинаковый уровень сформи-рованности умений обращения с опасными предметами быта.
Формирующий этап эксперимента заключался в разработке и апробации в ЭГ
комплекса дидактических игр, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет. Комплекс имел 4 блока (по видам опасностей в быту), его структура представлена в табл. 3.
Дидактические игры, включенные в данный комплекс, проводились на протяжении 3 месяцев 2 раза в неделю по 15 минут. Взаимодействие педагога с воспитанниками во время проведения дидактической игры изменялось: при ознакомлении с игрой педагог выступал в роли организатора, затем становился участником игры.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика по указанным выше методикам, которая позволила определить эффективность работы (табл. 4).
Таблица 3
Структура комплекса дидактических игр, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту (для детей 4-5 лет)
Компонент 1-й блок. «Опасные бытовые инструменты и предметы» 2-й блок. «Пожарная безопасность в быту» 3-й блок. «Бытовые электроприборы» 4-й блок. «Опасные бытовые ситуации»
Содержание и цели дидактических игр Формирование знаний о потенциально опасных предметах, о правилах обращения с опасными предметами Формирование представлений о пользе и вреде огня, расширение представлений о правилах пожарной безопасности в быту и о предметах, необходимых в работе пожарного Формирование знаний о бытовых электроприборах и правилах безопасности в быту Формирование знаний об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в опасных ситуациях
Таблица 4
Сравнительные данные по экспериментальной работе до и после проведения формирующего этапа эксперимента
Уровень Количество детей в группах, имеющих данный показатель на заданном уровне, %
Знания об источниках опасности Представления о правилах осторожного обращения с опасными предметами в быту Сформированность умений обращения с опасными предметами быта
ЭГ КГ ЭГ КГ
До После До После До После До После
Высокий 0 16 0 0 0 16 0 0
Средний 54 62 61 61 53 62 53 61
Низкий 46 22 39 39 47 22 47 39
№ 3(77) МАРТ 2017
Анализ полученных данных позволил установить изменение уровня сформиро-ванности знаний об источниках опасности и мерах острожного обращения с опасными предметами у испытуемых: в ЭГ у 2 детей (16%) отмечена положительная динамика - зафиксирован высокий уровень; уменьшилось число детей, имеющих низкий и средний уровень - 22% (3 ребенка) и 62% (7 детей) соответственно. В КГ показатели остались без изменений. Анализ результатов контрольного среза уровня сформированно-сти умений обращения с опасными предметами быта позволил отметить наличие в ЭГ у 3 детей (21%) высокого уровня, у 6 детей (54%) - среднего уровня. Снизилось количество респондентов, обнаруживших низкий уровень: 3 ребенка (25%). В КГ данные показатели остались без изменений.
Результаты диагностики по методике «Освоение детьми 4-5 лет правил безопас-
ного поведения в быту через дидактические игры» свидетельствуют о том, что уровень сформированности умений обращаться с опасными предметами у воспитанников ЭГ изменился. Динамика изменения до и после проведения формирующего этапа эксперимента представлена на рисунке.
Сводные данные, полученные при проведении перекрестного эксперимента, представлены в табл. 5.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа доказала эффективность и целесообразность использования комплекса дидактических игр как эффективного средства формирования опыта безопасного поведения в быту у детей 4-5 лет и как диагностического метода, дающего возможность контролировать степень освоения детьми правил безопасного поведения.
Перспективы дальнейшего исследования - изучение возможностей исполь-
Сравнительные данные о сформированности у детей умений обращаться с опасными предметами средствами дидактической игры, %
Уровень ЭГ КГ
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий 0 19 0 0
Средний 54 58 57 57
Низкий 46 23 43 43
Таблица 5
Сводные данные о сформированности опыта безопасного поведения в быту средствами дидактических игр у детей в ЭГ и КГ, %
зования информационных технологий при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности, а также выявление тендерных особенностей данного процесса. ^
Литература
1. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет // Справочник старшего воспитателя. 2015. № 7. С. 3-15.
2. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург: Изд-во ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. 52 с.
3. Скоролупова О. А. Правила и безопасность. М.: Скрипторий-2003, 2015. 144 с.
4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
5. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 175 с.
6. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2012. 144 с.
SAFE BEHAVIOR FORMATION FOR CHILDREN OF 4-5 YEARS OLD
T.V. Panchenko, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of pedagogy, Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, L.S. Sargina, teacher, Municipal pre-school educational institution "Kindergarten #17 of combined type", Severomorsk, Russia, t.v.panchenko@mail.ru
According to the Federal law "About the education in the Russian Federation " about formation of culture of healthy and safe living for children is an obligation ofpedagogical workers ofpre-school educational organizations; it assumes a purposeful creation of educational medium for formation of safe behavior and complex realization of a set of methodological principles of educational process 'formation in this sphere (medium, culturological, activity, personality-oriented, etc.). The article describes the results of conducted experimental work for safe behavior's formation experience for junior schoolchildren by means of didactic game. The scientific novelty of the research consists in specifying of the notion "educational medium for safe behavior's formation experience of pre-school children and in formation of complex ofpedagogical conditions, following of which allows formation of safe behavior's experience for children at the age of 4-5. The theoretical significance of the research consists in summarizing of the safe behavior's formation criteria, and the practical significance is in creation and testing of a set of didactic games aimed at formation of this behavior.
Key words: children of middle pre-school age, experience, safety, safe behavior, experiment, didactic game, Federal sate educational standard of pre-school education.
References
1. Timofeeva L.L. Formirovanie kul'tury be-zopasnosti u detej ot 3 do 8 let [Building a culture of safety in children from 3 to 8 years] // Spravochnik starshego vospitatelya. 2015. № 7. 3-15 s.
2. Metodicheskie materialy po voprosam formiro-vaniya navykov bezopasnogo povedeniya u detej i podrostkov [Methodical materials on formation of skills of safe behavior in children and adolescents]. Ekaterinburg: Izd-vo GBOU SO CPPRiK «Lado», 2014. 52 s.
3. Skorolupova O.A. Pravila i bezopasnost' [Rules and safety]. M.: Skriptorij-2003, 2015. 144 s.
4. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]: monogr. SPb.: Soyuz, 2002. 271 s.
5. Hromcova T.G. Formirovanie opyta bezopasnogo povedeniya v bytu detej srednego doshkol'nogo voz-rasta [The experience formation of safe behavior in everyday life of children of secondary school age]: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2001. 175 s.
6. Derkunskaya V.A. Obrazovatel'naya oblast' «Bezopasnost'». Kak rabotat' po programme «Detstvo» [Educational area «Safety». How to work with the program «Childhood»]: ucheb.-metod. posobie. SPb.: Detstvo-Press, 2012. 144 s.