ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
И УЧИТЕЛЯМИ
Н.Я. Салангина
Кафедра информатики Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет пр. Кирова, 17/2, Комсомольск-на-Амуре, Россия, 681000
О.В. Алексеева
Кафедра педагогического и специального образования Сургутский государственный педагогический университет ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, Сургут, Россия, 628417
В статье рассматриваются возможности образовательных блогов. Показаны пути применения блогов для работы со студентами педагогических вузов и учителями в условиях перехода на ком-петентностную оценку подготовки специалистов. Обращается внимание на возможности блогов при организации взаимодействия учителя и учащихся в учебном процессе.
Ключевые слова: блог, образовательный блог, компетентностный подход, компетенции, компетентностную модель специалиста, студент, учитель, повышение квалификации.
Быстрые темпы накопления информации приводят к тому, что человеку уже недостаточно получить образование и в дальнейшем раз в пять лет повышать квалификацию. Знания во многих областях деятельности обновляются намного быстрее. В результате современному специалисту все чаще требуются не только профессиональные знания и навыки, но и такие умения и качества личности, которые позволят ему постоянно совершенствовать свою подготовку. Новые требования к результатам подготовки в вузе нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). В основу ФГОС ВПО подготовки всех специалистов, в том числе и учителей, положен компетентностный подход, ориентированный на формирование свойств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, в том числе, развитие умений самостоятельно приобретать и пополнять знания, поэтому около 50% времени от общего количества часов учебного плана отводится на самостоятельную работу. Большое значение в этом случае приобретают качественные и доступные источники информации, возможность обмена мнениями по актуальным вопросам, обмен опытом и т.д.
Для обмена опытом учителя всегда использовали работу в методических объединениях, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, круглые столы и т.п. В последние годы наряду с личным общением в рамках различных мероприятий учителя начали участвовать в сетевых формах работы. Одним из наиболее активно развивающихся средств общения становятся блоги.
Блогами называют веб-сайты, содержащие регулярно публикуемые записи и другую информацию, комментарии к которым может оставить любой посетитель блога. Их часто называют сетевыми журналами и сетевыми дневниками.
Благодаря простоте работы в блогах, возможности размещать самую разную информацию, открытости и некоторым другим особенностям блоги пользуются популярностью у самых разных слоев населения, отличающихся по возрасту, интересам, профессиональной деятельности и другим признакам. Число блогов уже давно превысило сто миллионов и продолжает расти. В последнее время блоги начали активно использоваться в образовательных целях.
Е.Д. Патаракин приводит несколько вариантов использования блогов в педагогической практике: записки директоров и учителей; школьные дневники XXI в.; веб-сайты школы, построенные на технологии блогов; сетевые сообщества учителей, в которые объединяется множество учебных блогов [5. С. 78—79].
Блоги позволяют школьникам выразить себя, а учителю — лучше узнать своих учеников. Образовательные блоги могут использоваться для индивидуализации образовательного процесса и организации коллективной работы, позволяют привлекать учеников к различным видам деятельности от решения стандартных задач до выполнения исследовательских и творческих заданий. Учителя все чаще используют блоги для проведения дистанционного консультирования учеников. Уже есть опыт использования блогов для проведения сетевых уроков, который также представляется и обсуждается в блогах.
Информацию о существующих и активно применяющихся учителями образовательных блогах можно найти на сайте Nachalka.com «Образовательные блоги» (http://www.nachalka.com/blogs), сайте информационно-методического отдела управления образования МО ГО «Охотский» «Блоги для образования» (http://imoyo.okhanet.com/it-v-obrazovanii.html) и др., на которых представлены как общие сведения и существующие классификации блогов, так и большое число ссылок, пройдя по которым, большинство учителей найдут для себя много полезного.
Опыт использования блогов в образовательных целях есть и в школах, и в вузах. Некоторые их сторонники даже говорят о том, что образовательные блоги зачастую более эффективны, чем бумажные методические пособия и лекции. Несмотря на имеющийся положительный опыт подобной работы, такая точка зрения является спорной, так как работа за компьютером имеет как плюсы, так и минусы. Нельзя забывать о том, что работа с книгой меньше влияет на зрение, чем работа за экраном монитора, а живое общение не сможет заменить ни один блог. Однако использовать работу в блогах как одну из форм образовательной деятельности, несомненно, надо.
А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов и А.Ю. Уваров [1. С. 57], рассматривая изменения, происходящие в работе учителя, указывают, что в условиях информационной образовательной среды учитель будет:
— готовить учебно-методические материалы в цифровом формате, обмениваться разработками с коллегами в школе и за ее пределами;
— побуждать школьников учиться в различных условиях: в школе, за ее пределами, в реальной и виртуальной (онлайн) среде;
— принимать участие в групповой работе, профессиональных ассоциациях, сотрудничестве учителей в школе, районе, стране и на международном уровне.
Блоги являются удобным инструментом для организации такой деятельности.
Ведущий блога «Новые тренды в образовании. Блоги, вебинары, социальные сети и др.», ссылаясь на имеющуюся в Интернете презентацию «11 преимуществ использования блога для обучения» (11 advantagesofusing a blogforteaching), приводит основные достоинства применения образовательных блогов:
— при использовании блога обучение не зависит от времени и места, т.е. в любом месте, где есть Интернет, пользователь может получить доступ к информации;
— учащиеся могут принимать активное участие в обсуждении записей, формировать на их основе задачи и совместно их решать;
— блог способствует вовлечению студентов в активное взаимодействие друг с другом и преподавателем на протяжении всего курса и возможно даже после его завершения;
— студенты учатся выражать свои мысли (вопросы, ответы) в письменной форме, в виде комментариев;
— есть возможность проследить направление рассуждений определенного человека, например, автора (преподавателя, блоггера) или тех, кто активно участвует в комментировании статей. Данное преимущество, например, невозможно в Wiki;
— при использовании блога образовательный процесс становится более неформальным и раскрепощенным;
— к обсуждениям могут присоединяться совершенно разные люди, которые также интересуются этой темой;
— блог позволяет легко встраивать различные мультимедийные элементы (видео, анимацию, картинки и др.);
— создание и ведение блога не требует от преподавателя каких-то серьезных денежных затрат. В Интернете есть много сервисов, которые позволяют быстро создать и далее вести блог бесплатно;
— всегда есть возможность вернуться к пройденному материалу, даже после завершения прохождения курса.
Организация обучения в педагогических вузах с использованием блогов позволит активизировать образовательный процесс и организовывать самостоятельную работу студентов. Такая работа будет способствовать знакомству студентов с новыми формами образовательной деятельности, что позволит им в дальнейшем использовать блоги в своей работе. Блоги можно использовать как для организации и проведения урока, так и для проведения внеурочной деятельности, поэтому студентов можно начать привлекать к работе со школьниками без отрыва от образовательного процесса, начиная с первых дней обучения в вузе.
Особенно актуальна подобная работа для будущих учителей информатики. Для них создание и ведение блога, например, для организации внеурочной деятельности школьников позволит совершенствовать предметную подготовку и подготовку по методическим дисциплинам, так как потребует от них и навыков работы с технологией создания блога, и знаний в области методики организации внеурочной деятельности. Развитие технологии Web 2.0 способствует тому, что
созданием своих блогов могут заниматься не только будущие учителя информатики, но и студенты других специальностей.
Для этого достаточно иметь навыки работы с веб-сервисами, так как существует много площадок для создания блогов, например: http ://www.blogs .mail.ru http ://www.blog-ger.com/ http://www.live-internet.ru/ http://www.my.ya.ru/ http://blog.ru/ http ://www.j ournals .ru/.
Однако студентов надо нацеливать на то, что работа по созданию блога должна быть продуманной, так как в противном случае блог может принести больше вреда, чем пользы.
К отрицательным последствиям создания неудачных блогов можно отнести:
— попытку механического переноса традиционных способов организации педагогической деятельности без ее корректировки с учетом особенностей сетевой работы приводит к тому, что блоги не затрагивают актуальных для учащихся вопросов, поэтому оказываются неинтересными и не приносят пользы;
— такой блог будет оставаться в Сети и засорять интернет-пространство, которое и так уже переполнено «информационным мусором»;
— в подобных блогах нарушаются многие из существующих норм, такие, как авторские права, конфиденциальность личных данных и др.
Большое значение для профессиональной подготовки будущих учителей имеет не только обучение технологии создания блогов, но и привлечение их к работе в уже существующих блогах, в которых действующие учителя обсуждают вопросы и проблемы, с которыми они сталкиваются на практике. Так как к работе в образовательных блогах могут привлекаться учителя-новаторы, методисты, авторы учебников, разработчики государственных образовательных стандартов и другие специалисты, использование их при работе со студентами позволит повысить качество подготовки в вузах. Такая работа уже ведется в образовательных учреждениях, организующих дистанционное обучение. На сайтах таких учреждений размещают различную информацию, проводят сетевые семинары, конференции и т.п., часто используя для этого технологию работы в блогах.
Кроме источника информации и средства общения, блоги могут служить и средством оценки уровня подготовки педагогов. С переходом системы образования на компетентностную модель специалиста, традиционных средств оценки, которые позволяют оценить только знания, умения и навыки, уже недостаточно. Нужны новые системы заданий, которые позволят оценить не только знания, но и уровень сформированности компетенций, например, требует владения практически всеми компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности учителя. Следовательно, студент, создавший образовательный блог, который привлечет внимание и окажется интересен школьникам, сможет организовать образовательный процесс.
Как уже было отмечено ранее, начинать создание образовательных блогов можно с блогов по организации внеурочной деятельности школьников. Круг интересов учащихся, которые они пытаются реализовать в рамках внеурочной деятельности, очень широк и разнообразен и часто выходит за рамки существующих программ. Следовательно, для ведения такого блога студенту потребуется самому знакомиться с соответствующими вопросами, что будет способствовать повышению качества его подготовки. А организация диалога, привлечение внимания к тем или иным записям, оценка высказываний участников будут формировать у будущего учителя компетенции, необходимые для организации коллективной образовательной деятельности в условиях информационной среды школы. Большое значение блоги имеют и в работе действующих учителей.
Как отмечают некоторые авторы, умея работать в интернет-среде, можно:
— самостоятельно свободно, бесплатно повышать свою педагогическую квалификацию (в том числе с выдачей официальных сертификатов);
— публиковать свои методические материалы в журналах и сборниках самых известных конференций;
— участвовать в олимпиадах, сетевых проектах, конкурсах, как самостоятельно, так и со своими воспитанниками;
— получить консультацию по актуальным вопросам.
Как видно из вышеизложенного, такой инструмент, как блог, прошел большой путь от личного «электронного дневника» до инструмента, с помощью которого можно не только позиционировать себя в профессиональном сообществе, но и высказываться по различным вопросам.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. — М.: НексПринт, 2010.
[2] Блог в деятельности специалиста МОС. — URL: http://blogikur.blogspot.ru/
[3] Блог-урок — это реально! (Как организовать и провести 45-минутный урок на блоге).
— URL: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=8&showentry=114
[4] Новые тренды в образовании. Блоги, вебинары, социальные сети и др. — URL: http://itmultimedia.ru/novye-trendy-v-obrazovanii-blogi-vebinary-socialnye-seti-i-dr/
[5] Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0 — М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009.
LITERATURA
[1] Asmolov A.G., Semenov A.L., Uvarov A.Ju. Rossijskaja shkola i novye informacionnye teh-nologii: vzgljad v sledujushhee desjatiletie. — M.: NeksPrint, 2010.
[2] Blog v dejatel'nosti specialista MOS. — URL: http://blogikur.blogspot.ru/
[3] Blog-urok — jeto real'no! (Kak organizovat' i provesti 45-minutnyj urok na bloge). — URL: http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog& blogid=8&showentry=114
[4] Novye trendy v obrazovanii. Blogi, vebinary, social'nye seti i dr. — URL: http://itmultimedia.ru/ novye-trendy-v-obrazovanii-blogi-vebinary-socialnye-seti-i-dr/
[5] Patarakin E.D. Social'nye vzaimodejstvija i setevoe obuchenie 2.0 — M.: Sovremennye tehno-logii v obrazovanii i kul'ture, 2009.
USING BLOGS TO WORK WITH FUTURE TEACHERS AND THE TEACHER
N.Ja. Salangina
Informatics chair Humanities and Education Amur State University Pr. Kirov, 17/2, Komsomolsk-on-Amur, Russia, 681000
O.V. Alekseeva
Chair of pedagogical and vocational education Surgut State Pedagogical University 50 years of the Komsomol str., 10/2, Surgut, Russia, 628417
The possibility of educational blogs. The ways of blogs to work with teacher students and teachers in the transition on a competence assessment training.
Key words: blog, education blog, the competence approach, competence, competence model professional, student, teacher professional development.