УДК 378
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© Мария Владимировна ПЛАСКИНА
Московский педагогический государственный университет 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1 E-mail: r@mpgu.edu преподаватель кафедры иностранных языков E-mail: maryplaskina@list.ru
Исследована роль блог-технологий в современном мире, актуальность их применения в образовании. Кроме того, на основе анализа научной литературы раскрыта сущность понятия «блог», различные типологии блогов, а также способы их применения в процессе обучения. Использование бло-гов в обучении становится актуальным благодаря таким свойствам, как удобность, универсальность, доступность, авторство и архивирование записей. Отмечены преимущества использования блога учебной группы в процессе обучения иностранному языку и выделены его дидактические свойства. Блог учебной группы - такой тип блогов, который является общим пространством для группы учащихся и учителя, где они могут общаться на интересующие их темы по предмету. Блог учебной группы объединяет коллектив, учащиеся группы становятся равноправными членами команды. В отличие от блога учителя, здесь обучающиеся ведут блог (публикуют записи, комментируют посты, составляют опросы). Другими словами, они проявляют свою самостоятельность и независимость. Это идеальный вариант для развития письменных навыков и критического мышления. К дидактическим свойствам блога учебной группы предложено отнести следующие: реализация принципов сотрудничества и равенства; формирование чувства независимости и самостоятельности учащихся; построение вариативного обучения; асинхронное обучение в рамках блога учебной группы. В работе описано каждое дидактическое свойство блога учебной группы.
Ключевые слова: блог-технология; блог учебной группы; ИКТ-технология; дидактические свойства; классификация блогов
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-7/8(159/160)-51-56
В силу вступления общества в век информатизации происходит модернизация образования. Это значит, что требования, предъявляемые к владению иностранным языком, значительно повышаются. Поэтому преподаватели все время находятся в поиске различных способов повышения качества преподавания. Так, наряду с традиционными методами, в учебный процесс внедряются ИКТ-технологии. Их роль в образовании значительно возрастает, в частности в процессе обучения иностранному языку.
ИКТ-технологии являются одним из эффективных средств обучения иностранному языку, т. к. способствуют активизации мышления обучающихся, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь ученика и учителя. С помощью Интернета обучающиеся имеют практически мгновенный доступ к целому ряду знаний об изучаемом языке. Обучение в режиме онлайн и Интернет предоставляют новые формы общения, которые позволяют учителям и студентам обмениваться информацией и новыми идеями.
Блог-технологии становятся важным инструментом в изучении иностранного языка, отвечающим вышеупомянутым требованиям, неотъемлемой частью процесса обучения.
Рассмотрение сущности понятия «блог-технологии» становится достаточно актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые: К. Армстронг, М.Н. Евстигнеев, Л. Ефимова, И.К. Забродина, Л. Завилински, П. Кэмпбелл, П.В. Сысоев, С.В. Титова, Р. Фердиг, С. Фидлер, A.B. Филатова и т. д.
Термин «веб-блог» ввел Йорн Баргер, это слово состоит из двух частей "web" и "log", что дословно означает «журнал во всемирной паутине» [1]. Позднее П. Мерхольц упростил его, он стал называться просто «блогом» [2].
Й. Брангер рассматривает блог как личный сетевой дневник.
С появлением в 1999 г. двух платформ Livejournal.com и blogger.com ведение блогов стало еще популярнее [3].
Благодаря своим отличительным свойствам, привлекающим внимание учителей, блоги завоевывают популярность в сфере образования.
Как подчеркивает Дж.Х. Бейкер, «обучающий веб-блог - целенаправленный научный журнал, созданный для формирования компетентности обучающихся по заданной теме» [4].
Рассмотрим их подробнее (табл. 1).
Приведем несколько способов применения блогов в процессе обучения. Блоги могут использоваться:
- для сотрудничества учителей, где они могут делиться необходимой информацией друг с другом;
- для предоставления дополнительных заданий в целях закрепления изученного материала;
- для написания и размещения резюме о прочитанном или услышанном материале в рамках группы и дальнейшего обсуждения [10];
- для контроля понимания и закрепления пройденного материала с помощью тестов и опросов [11];
- для развития письменных навыков в процессе написания сообщений, комментариев, эссе [12];
- для создания классных или групповых проектов, включающих видео, клипы, аудио, текст и изображения [11];
- для создания школьной газеты или литературного кружка [13];
- для размещения в специальном разделе ссылок на интересующие темы в Интернете;
- для проведения онлайн-опроса в целях изучения потребностей как учащихся, так и родителей;
- для публикации различных рекомендаций, кодекса поведения в вашем классе, новостей, касающихся конкретно класса, в таком случае участники блога могут поделиться информацией и со своими родителями, могут вовлечь их в школьную жизнь и отправлять ежедневные или еженедельные обновления новостей;
- для развития творческого и критического мышления, делясь загадками или головоломками, учащиеся размещают свои ответы, обсуждают их решения;
- для развития коммуникативных навыков и формирования социокультурной и межкультурной компетентности, когда в качестве собеседников выступают представители других стран [14];
- для формирования самостоятельности в ходе ведения собственного блога, где учитель выступает в качестве наблюдателя и советника, тем самым формируется критическое мышление [15];
- для творческого самовыражения, предоставляя студентам платформу для экспериментирования с разнообразием жанров.
Существует значительное разнообразие типов обучающих блогов. Зарубежные и российские ученые выводят ряд типологий (табл. 2).
Таблица 1
Отличительные свойства блогов
Характеристика Описание
Удобность Блог - особый вид веб-сайта, состоящий из регулярно обновляемых записей, расположенных в обратном хронологическом порядке (самый последний пост размещается в верхней части страницы) [5]
Универсальность Блоги также универсальны. Как правило, каждый пост - короткий фрагмент текста, часто включающий изображения, ссылки на другие сайты
Доступность Они доступны в Интернете, их может просматривать любой желающий. Видимость блогов широкой аудиторией отличает их от электронной почты [6]. Кроме того, они не требуют особого оборудования, только компьютер и доступ к Интернету
Авторство Блоги могут вести один или несколько авторов. В своем личном блоге автор делится своими интересами и идеями с другими людьми. Блог может принадлежать группе авторов, которые совместно публикуют свои записи и обсуждают их [7]
Интерактивность Диалогическая природа блогов создает пространство для общения, устанавливает обратную связь с более чем одним человеком, позволяет участникам делать предположения, защищать свои рассуждения. Любой читатель может оставлять комментарии, на которые отвечает автор постов. Именно это делает блоги интерактивными [8]
Архивирование записей Блоги автоматически архивируют записи, размещая предыдущие на сайте с помощью гиперссылки [9]
Перед учителем ставится задача выбрать самый оптимальный вариант из этого многообразия блогов. На наш взгляд, именно блог учебной группы отвечает требованиям, предъявляемым к владению иностранным языком.
По сравнению с блогом учителя и бло-гом учащегося, блог учебной группы обладает рядом преимуществ:
- такой блог способен объединить коллектив, учащиеся учебной группы могут почувствовать себя членами команды, которая трудится над общим делом;
- в отличие от блога учителя, где деятельность учащихся ограничена только прочтением информации из блога, здесь обучающиеся имеют с учителем равные права, другими словами, они тоже ведут блог (публикуют записи, комментируют посты, составляют опросы и т. д.);
- блог учебный группы - идеальный вариант для развития письменных навыков, например на основе проектных технологий (в ходе создания интернет-ресурса для сообщества, работы над редактированием совместных текстов, у учащихся развиваются исследовательские и письменные навыки);
- блог учебной группы способствует проявлению самостоятельности в процессе
ведения блога, а также развитию критического мышления (учащиеся учатся контролировать свою деятельность и деятельность своих напарников, исправляют ошибки друг друга в процессе обучения).
Итак, можно выделить следующие дидактические свойства блога учебной группы:
- реализация принципов сотрудничества и равенства - в ходе совместной работы сплачивается команда, выстраиваются отношения «ученик - ученик», «ученик -учитель», раскрываются даже самые застенчивые участники;
- формирование чувства независимости и самостоятельности учащихся -учитель выступает только в качестве советчика, это значит, что ученики в большей степени способны проанализировать допущенные ошибки и провести работу по их устранению;
- построение вариативного обучения -
вместе со своим учителем учащиеся ищут способы достижения поставленной цели в процессе обучения, публикуя свои записи, учащиеся учатся выражать свои мысли, высказываться о том, что прочитали или посмотрели, исправлять ошибки своих товарищей;
Таблица 2
Классификация блогов
Автор классификации Типы блога
Л. Завилински 1) новостной блог класса - блог, который ведется учителем, содержит и представляет новости класса (мероприятия, проходящие в классе); 2) обзорный блог - блог, в рамках которого учитель и ученики могут вести обсуждения на интересующие их темы; 3) демонстрационный блог - блог, в котором могут быть представлены проекты учеников, а также прикреплены аудиозаписи и видео для ознакомления; 4) литературный блог - блог, участники которого делятся своими мыслями и идеями по поводу прочитанных ими ранее книг [16]
П. Савас Тематический блог - блог, который ведет группа учеников, которые размещают информацию (ссылки, статьи, видео) по определенной выбранной теме [17]
А.В. Филатова 1) по автору блога (блог преподавателя, личный блог студента и блог группы); 2) по форме (макроблог и микроблог); 3) по степени вступления в образовательный процесс (основной и вспомогательный); 4) по содержанию мультимедиа (фотоблог, аудиоблог, видеоблог); 5) по мере вовлеченности в процесс обсуждения и опубликования записей (открытый и закрытый) [18]
П. Кэмпбелл и П.В. Сысоев 1) блог учителя - блог, который ведет учитель, он содержит информацию об учебном предмете (планы уроков, домашние задания, викторины, опросы и т. д.); 2) блог учащегося - блог, который самостоятельно ведет отдельный ученик и выкладывает информацию о любой интересующей его теме; 3) блог учебной группы - блог, который ведет группа учащихся совместно с учителем, и в рамках которого ведется обсуждение пройденных тем по предмету [19; 20]
- обучение в рамках блога учебной группы становится асинхронным - даже если ты не присутствовал на уроке, есть возможность принять участие в дискуссии, написав комментарии на размещенные в блоге темы, а также подробнее изучить пропущенный или плохо усвоенный материал; блог становится пространством для общения представителей разных культур, тем самым расширяются границы, устанавливается реальная связь классной комнаты с миром.
Как один из видов ИКТ-технологий, бло-ги учебной группы могут использоваться в преподавании иностранного языка для развития языкового сознания учащихся, развития у них письменных навыков. Работая в команде, создавая совместные проекты, обучающиеся преодолевают свой страх как бы не допустить ошибок в ходе публикаций, это во многом повышает их самооценку. Кроме того, являясь интересным и достаточно удобным видом деятельности, т. к. ученики могут вести блог после уроков где угодно, блог учебной группы привлекает внимание большого количества молодых людей, повышает мотивацию к изучению иностранных языков.
Список литературы
1. Wortham J. After 10 Years of Blogs, the Future's Brighter Than Ever. 2007. December 17. URL: http://archive.wired.eom/entertainment/theweb/n ews/2007/12/blog_anniversary (accessed: 22.02.2016).
2. Loving C.C., Schroeder C., Kang R., Shimek C., Herbert B. Blogs: Enhancing links in a professional learning community of science and mathematics teachers // Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2007. № 45 (4). P. 323-333.
3. Scheidt L.A. Diary weblogs as genre (Doctoral dissertation). Retrieved on 2011. December 30. P. 1-111. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/view doc/download?doi=10.1.1.154.3724&rep=rep 1& type=pdf (accessed: 22.02.2016).
4. Baker J.H. The Learning Log // Journal of Information Systems Education. 2003. № 14. P. 11-13.
5. Stefanac S. Dispatches from blogistan: A travel guide for the modern blogger. Berkeley, 2006.
6. Efimova L., Fiedler S. Learning webs: Learning in weblog networks // Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities / еd. by P. Kommers, P. Isaias M. Nunes. Lisbon, Portugal IADIS Press, 2013. P. 490-494.
7. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
8. Ferdig R.E., Trammell K.D. Content Delivery in the 'Blogosphere' // T.H.E. Journal. 2004. № 31 (7). P. 12-20.
9. Williams J.B., Jacobs J. Exploring the use of blogs as learning spaces in the higher education sector // Australasian Journal of Educational Technology. 2004. № 20 (2). P. 232-247.
10. Павельева Т.Ю. Развитие умения участия в интернет-дискуссии средствами учебного ин-тернет-блога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 41-45.
11. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. М., 2009.
12. Павельева Т.Ю. Развитие умений написания эссе средствами учебного интернет-блога // Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 8-9 (53-54). С. 1315.
13. Денисова И.А. Технологии сетевого образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 18. С. 100-102.
14. Забродина И.К., Эрдибаева Д.Э. Анализ дидактических свойств и функций блог-техно-логии в развитии социокультурных умений студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2013. № 11. Ч. 2. С. 98-101.
15. Armstrong K., Retterer O. Blogging as L2 writing // AACE Journal. 2008. № 16. P. 233-251.
16. Zawilinski L. HOT Blogging: A Framework for Blogging to Promote Higher Order Thinking // The Reading Teacher. 2009. Vol. 62. P. 650661.
17. Savas P. Thematic Blogs: Tools to Increase Interaction, Collaboration and Autonomy among Pre-service Foreign Language Teachers // Jl. of Interactive Learning Research. 2013. № 24 (2). P. 191-209.
18. Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-тех-нологий: для студентов языковых специальностей вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
19. Campbell P. Weblogs for Use with ESL Classes // The Internet TESL Journal. 2003. Vol. 2. URL: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html (accessed: 22.02.2016).
20. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникативных интернет-технологий. Ростов-на-Дону; Москва, 2010.
References
1. Wortham J. After 10 Years of Blogs, the Future's Brighter Than Ever. 2007. December 17. Available at: http://archive.wired.com/entertainment/ theweb/news/2007/12/blog_anniversary (accessed 22.02.2016).
2. Loving C.C., Schroeder C., Kang R., Shimek C., Herbert B. Blogs: Enhancing links in a professional learning community of science and mathematics teachers. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education, 2007, no. 45 (4), pp. 323-333.
3. Scheidt L.A. Diary weblogs as genre (Doctoral dissertation). Retrieved on 2011. December 30, pp. 1-111. Available at: http://citeseerx.ist.psu. edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.154.3724&re p=rep1 &type=pdf (accessed 22.02.2016).
4. Baker J.H. The Learning Log. Journal of Information Systems Education, 2003, no. 14, pp. 11-13.
5. Stefanac S. Dispatches from blogistan: A travel guide for the modern blogger. Berkeley, 2006.
6. Efimova L., Fiedler S. Learning webs: Learning in weblog networks. Proceedings of the IADIS International Conference Web Based Communities, eds. P. Kommers, P. Isaias, M. Nunes. Lisbon, Portugal IADIS Press, 2013, pp. 490494.
7. Sysoev P.V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Blog-technology on foreign language teaching]. Yazyk i kul'tura -Language and Culture, 2012, no. 4 (20), pp. 115-127. (In Russian).
8. Ferdig R.E., Trammell K.D. Content Delivery in the 'Blogosphere'. T.H.E. Journal, 2004, no. 31 (7), pp. 12-20.
9. Williams J.B., Jacobs J. Exploring the use of blogs as learning spaces in the higher education sector. Australasian Journal of Educational Technology, 2004, no. 20 (2), pp. 232-247.
10. Pavel'eva T.Yu. Razvitie umeniya uchastiya v internet-diskussii sredstvami uchebnogo inter-net-bloga [Development of communicative skills of participating in online discussions by means of blogs]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2010, no. 10 (90), pp. 41-45. (In Russian).
11. Titova S.V. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: teo-riya i praktika [Information and communication technologies in humanities: theory and practice]. Moscow, 2009. (In Russian).
12. Pavel'eva T.Yu. Razvitie umeniy napisaniya esse sredstvami uchebnogo internet-bloga [Development of skills of writing essay by means of educational Internet-blog]. Aktual'nye problemy gu-manitarnykh i obshchestvennykh nauk, 2015, no. 8-9 (53-54), pp. 13-15. (In Russian).
13. Denisova I.A. Tekhnologii setevogo obrazo-vaniya [Technology of network education]. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii - Modern problems of science and education, 2013, no. 18, pp. 100-102. (In Russian).
14. Zabrodina I.K., Erdibaeva D.E. Analiz didakti-cheskikh svoystv i funktsiy blog-tekhnologii v razvitii sotsiokul'turnykh umeniy studentov [Analysis of didactic properties and functions of blog-technology in students' social-cultural skills development]. Filologicheskie nauki. Vo-prosy teorii i praktiki - Philological Sciences. Issues of Theory and Practice, 2013, no. 11, part 2, pp. 98-101. (In Russian).
15. Armstrong K., Retterer O. Blogging as L2 writing. AACE Journal, 2008, no. 16, pp. 233-251.
16. Zawilinski L. HOT Blogging: A Framework for Blogging to Promote Higher Order Thinking. The Reading Teacher, 2009, vol. 62, pp. 650661.
17. Savas P. Thematic Blogs: Tools to Increase Interaction, Collaboration and Autonomy among Preservice Foreign Language Teachers. Jl. of Interactive Learning Research, 2013, no. 24 (2), pp. 191-209.
18. Filatova A.V. Optimizatsiya prepodavaniya in-ostrannykh yazykov posredstvom blog-tekhnologiy: dlya studentov yazykovykh spet-sial'nostey vuzov [Optimization of foreign language teaching by blog-technology: for university students of linguistic specialities]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Moscow, 2009. (In Russian).
19. Campbell P. Weblogs for Use with ESL Classes. The Internet TESL Journal, 2003, vol. 2. Available at: http://iteslj.org/Techniques/Campbell-Weblogs.html (accessed 22.02.2016).
20. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Metodika obu-cheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novykh informatsionno-kommunikativnykh inter-net-tekhnologiy [Methods of foreign language teaching with using new information and communicative Internet-technologies]. Rostov-on-Don, Moscow, 2010. (In Russian).
Поступила в редакцию 15.03.2016 г. Received 15 March 2016
UDC 378
USING A GROUP BLOG IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING Mariya Vladimirovna PLASKINA Moscow State Pedagogical University
1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow, Russian Federation, 119991 E-mail: r@mpgu.edu
Lecturer of Foreign Languages Department E-mail: maryplaskina@list.ru
The role of ICT-technologies in the modern world, the relevance of the usage of ICT-technologies in education is studied. The conception of "blog", blog classifications and different ways of their usage in the learning process are revealed based on an analysis of the academic literature. Using blogs in education becomes possible due to such features as convenience, universality, accessibility, authorship, archiving. It is noted that the advantages of using a group blog in foreign language teaching and selects its didactic features. The group blog is a common space for a group of pupils and their teacher where they can discuss the subject topics that they are interested in. Such blog unites a team, group pupils become equal members of the team. Unlike a tutor blog, learners maintain a group blog, write posts and comment other posts, create surveys. In other words, they express autonomy and independence. It is the perfect way for developing writing skills and critical thinking skills. It is offered to include the following didactic features: the realization of a cooperation principle and principle of equality, the formation of pupils' independence and autonomy, the building loose teaching, asynchronous learning within the group blog. Each of these features is described.
Key words: blogging; a group blog; ICT-technologies; didactic features; blog classifications DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -7/8(159/160)-51 -56