Научная статья на тему 'Использование автоматизированных систем бухгалтерского учета'

Использование автоматизированных систем бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Важнейшим фактором при выборе информационной системы является ее функциональность. Под функциональностью понимается способность автоматизированной системы выполнять набор функций, которые определены в ее технических характеристиках и удовлетворяют потребностям пользователей. Все учетные системы предъявляют повышенные требования к функциональности, поскольку бухгалтерский учет довольно сложный процесс и оперирует большим количеством данных. Если пользователю необходимо получить отчетность по МСФО, то требования к функциональности учетной системы повышаются. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями. В статье, подготовленной коллективом авторов Департамента консалтинга ГК «ИНТАЛЕВ, раскрываются методы работы по созданию автoматизирoванных систем бухгалтерскoгo учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование автоматизированных систем бухгалтерского учета»

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА*

Важнейшим фактором при выборе информационной системы является ее функциональность. Под функциональностью понимается способность автоматизированной системы выполнять набор функций, которые определены в ее технических характеристиках и удовлетворяют потребностям пользователей. Все учетные системы предъявляют повышенные требования к функциональности, поскольку бухгалтерский учет довольно сложный процесс и оперирует большим количеством данных. Если пользователю необходимо получить отчетность по МСФО, то требования к функциональности учетной системы повышаются. Кроме того, при автоматизации процесса проверки информации как на этапе ввода ее в систему, так и на этапе проверки непротиворечивости данных в отчетности значительно сокращается количество ошибок, связанных с «человеческим фактором». В связи с этим потребность в таких программах с каждым годом растет. Однако на рынке пока нет ни одного широко распространенного и при этом удовлетворительного по качеству программного продукта для составления отчетности по МСФО. Это обусловлено тем, что его создание связано с определенными сложностями.

Системы автоматизации финансового учета, представленные на отечественном рынке, условно можно разделить на три группы: многофункциональные ERP-системы зарубежных поставщиков, системы для средних предприятий зарубежных поставщиков и отечественные программные решения для средних и малых предприятий.

Многофункциональные ERP-системы зарубежных поставщиков (SAP, Oracle, Microsoft, SSA GLOBAL (Baan) и др.), ориентированны на крупные компании. Системы для средних предприятий иностранных производителей (Platinum, SunSystems, Scala, Exact Globe, Navision и др.), как

* Статья подготовлена коллективом авторов Департамента консалтинга ГК «ИНТАЛЕВ»

правило, имеют хорошо развитый блок функциональности для автоматизации учета по МСФО и предоставляют широкие возможности пользователям. Основная масса клиентов, использующих системы для малых и средних предприятий отечественных поставщиков («1С», «Парус», «Ин-фин», «Инфо-бухгалтер» и др.), — это российские компании, в задачи которых входит обязательное ведение учета по национальным стандартам и налогового учета.

Блок функциональности по автоматизации учета по МСФО развит слабо и обычно не входит в стандартную комплектацию систем. В свете планируемого перехода большинства российских компаний на обязательное ведение учета по МСФО ситуация постепенно меняется к лучшему, разработчики учитывают потребности клиентов в новых версиях своих продуктов.

Лучший показатель того, что система пригодна для целей автоматизации учета по МСФО в условиях России, — успешные проекты, реализованные именно в нашей стране. Процесс выбора программного обеспечения лучше всего организовать как отдельный мини-проект. Нужно оценить, насколько формализованы бизнес-задачи, стоящие перед компанией, и составить перечень требований к будущей системе автоматизации, которые позволят достичь поставленных целей.

Требования к программному обеспечению формируются в основном под влиянием двух групп факторов: используемый способ ведения учета по МСФО и особенности бизнеса и структуры компании. Особенности бизнеса и структуры компании предъявляют общие требования к системе независимо от того, по каким стандартам в ней ведется учет. Поэтому далее подробно будут рассмотрены только способы ведения учета по МСФО в информационной системе и требования

Рис. 1. Схема подготовки отчетности по МСФО путем параллельного ведения учета операций по РСБУ и по МСФО

к программному продукту, позволяющие данные способы реализовать.

Можно выделить три способа ведения учета по МСФО в информационной системе: параллельный учет, трансляция данных, трансформация данных.

При параллельном учете отражение всех хозяйственных операций осуществляется одновременно в двух базах данных: по российским стандартам и по МСФО (рис. 1). Такой способ обычно является самым дорогостоящим и применяется российскими компаниями крайне редко.

Трансляция данных — организация учета по МСФО осуществляется в отдельной базе данных. Учет хозяйственных операций выполняется в одной базе данных по национальным стандартам (база-источник), затем каждая операция переносится (транслируется) в базу по МСФО (база-приемник). Различают следующие типы трансляции в зависимости от валют, используемых в базе по национальным стандартам и МСФО:

Операции, сделки -► ПЕРЕКЛАССИФИКАЦИЯ

1 ' / 1 г

Проводки по РСБУ Главная книга МСФО

1 г / 1 г

Главная книга Корректировки

1 г 1 г

Отчетность по РСБУ Отчетность по МСФО

Рис. 2. Схема подготовки отчетности по МСФО путем трансформации отчетности по РСБУ

— «один к одному». Этот тип трансляции предназначен для передачи информации между базами данных при условии идентичности используемых валют (если национальная валюта и операционная совпадают);

— исторический, когда трансляция операций производится по курсу на дату совершения операции;

— средневзвешенный, когда применяется средняя величина курса за период;

— текущий — трансляция производится по курсу на дату ее осуществления;

— оригинальный (исторический). Этот тип трансляции позволяет перекладывать суммы хозяйственных операций по курсу, который был указан непосредственно в самой операции (например, в счете на оплату);

— задаваемый пользователем. Позволяет пользователю вручную назначить курс трансляции по счетам.

Трансформация — формирование отчетности по МСФО на основании данных учета по национальным стандартам с использованием пересчета показателей отчетности. Данный метод является неточным и имеет большую погрешность данных (рис. 2).

Он не предъявляет каких-либо специфических требований к программному обеспечению (в большинстве компаний трансформация осуществляется вручную с помощью программы MS Excel).

Трансформация значительно дешевле, поскольку не требует внедрения специальной системы учета и производится обычно один раз в год (на отчетную дату). Но у нее есть ряд существенных недостатков:

— бухгалтерскую отчетность необходимо иметь на момент начала трансформации, что по срокам намного раньше, чем того требует российский учет, что прибавляет работы бухгалтерии;

— отсутствует возможность получения информации за промежуточный период;

— применяется большое количество различных допущений и оценочных суждений, что значительно снижает точность данных.

Если компания заинтересована в быстром получении информации, а также хочет получать данные в промежуточные периоды, то метод трансформации ей вряд ли подойдет. Лучше выбрать метод параллельного учета, при котором учет по стандартам МСФО ведется независимо

от учета по российским стандартам. Но у этого метода также есть ряд недостатков:

— высокая стоимость, которая вызвана необходимостью внедрения учета по стандартам МСФО с созданием плана счетов, описанием типовых проводок и т. д.;

— большое количество сотрудников, ведущих первичный учет, поскольку в компании фактически будет работать две бухгалтерии.

Сравнительный анализ технологий подготовки отчетности по МСФО: трансформации отчетности по РСБУ и параллельного ведения учета — приведен в таблице.

Подход к ведению учета по РСБУ и МСФО предполагает максимально возможное сближение учетных политик и практики ведения учета.

Для этого разрабатывается несколько взаимосвязанных планов счетов либо несколько диапазонов значений бухгалтерского плана счетов — один балансовый, другие забалансовые:

• план счетов РСБУ — соответствует требованиям к структуре и детализации данных согласно требованиям РСБУ, учитывает требования к детализации данных для целей ведения учета в соответствии с МСФО;

• план счетов МСФО — разрабатывается на ос -новании плана счетов РСБУ. Дополнительно в плане счетов МСФО используются счета, специфичные для ведения учета согласно требованиям МСФО;

• план счетов налогового учета — создается для целей определения постоянных и временных

Сравнительный анализ двух технологий подготовки отчетности по МСФО: трансформации отчетности по РCБУ и параллельного ведения учета

Критерии сравнения Трансформация отчетности по РCБУ в отчетность по МСФО Параллельное ведение учета операций предприятия как по РCБУ, так и по МСФО

Суть технологии подготовки отчетности по МСФО Адаптация и конверсия отчетности по РСБУ путем переклассификации счетов и операций и учета корректировок данных российского учета в соответствии с требованиями МСФО (см. рис. 1) Все операции предприятия отражаются в учете как по РСБУ, так и по МСФО. Параллельно ведется две Главных книги: Главная книга по РСБУ и Главная книга по МСФО (см. рис. 2)

Трудоемкость технологии подготовки отчетности по МСФО В результате сближения национальных и международных стандартов состав и трудоемкость корректировок могут быть существенно уменьшены Подготовка отчетности по МСФО путем параллельного ведения учета оказывает воздействие на весь процесс бухгалтерского учета и отчетности кредитной организации, в связи с чем потребуется пересмотреть и внести коррективы в учетную политику предприятия

Какие специалисты предприятия готовят отчетность по МСФО? Технология трансформации отчетности РСБУ в отчетность по МСФО позволяет предприятию держать в своем штате несколько квалифицированных специалистов по МСФО (от 2 до 6 человек), которые будут готовить консолидированную отчетность по МСФО для всей корпорации Технология параллельного ведения учета по РСБУ и по МСФО предполагает обучение большей части специалистов бухгалтерии и бэк-офисов международным стандартам, так как учет каждой операции предприятия должен будет учитываться как по РСБУ, так и по МСФО. При этом на предприятии должен быть хотя бы один специалист по МСФО, контролирующий правильность отражения операций по МСФО

Какие на текущий момент существуют способы автоматизации выпуска отчетности по МСФО? Известны следующие способы автоматизации трансформации отчетности РСБУ в отчетности по МСФО: в табличных процессорах (например, MS Excel), в СУБД (например, MS Access), в специализированных программах (например, в системе ERP) Параллельное ведение бухгалтерского учета, как правило, автоматизируют производители систем бухгалтерского учета. Следует отметить, что к системам бухгалтерского учета в случае автоматизации параллельного ведения учета предъявляются новые требования. Такой подход может повлечь за собой значительные инвестиции в модернизацию или смену системы (например, полная перенастройка форм ввода документов, реализация возможности параллельного ведения нескольких планов счетов, перенастройка алгоритмов генерации проводок)

Периодичность выпуска отчетности по МСФО Трансформация отчетности РСБУ ориентирована на периодический выпуск отчетов по МСФО, а именно: ежемесячно, поквартально, раз в год При параллельном ведении учета существует возможность выпускать отчеты по МСФО ежедневно

разниц и формирования отложенных налогов в соответствии с положениями стандарта МСФО 12 «Налог на прибыль». Структура данного плана счетов строится на основе плана счетов МСФО со значительно меньшей степенью детализации. Для реализации ведения учета согласно МСФО в ERP-системе в части имеющихся различий определены решения, соответствующие виду разницы и периодичности учета. Данные решения включают:

— параллельный учет внеоборотных активов по различным моделям учета (МСФО, РСБУ и налогового учета);

— автоматизированный расчет данных для корректировок в модулях первичного учета ЕКР-систе-мы и формирование проводок по счетам МСФО;

— формирование отдельных проводок по счетам МСФО на основе оценок и расчетов вне ERP-системы.

В конце отчетного периода данные РСБУ переносятся в МСФО. Передача данных осуществляется путем переноса проводок с выбранной степенью группировки.

Производственным предприятиям при выборе программного обеспечения и формировании учетной политики важно учитывать функциональные ограничения ЕЯР-систем. Дело в том, что параллельный учет в модуле первичного учета материально-производственных запасов невозможен, так как в номенклатурном разрезе учет ведется только по одной стоимости, что делает практически неосуществимым применение различных вариантов учетной политики по РСБУ и МСФО.

Итак, анализируя различия в подходах к учету по РСБУ, МСФО и по налоговому учету, а также функциональные возможности и ограничения ЕЯР-сис-тем, можно сформулировать для предприятий следующие рекомендации по формированию учетной политики и выбору программного обеспечения:

— возможности «чистого» параллельного учета на базе единого программного обеспечения в настоящее время на практике не существует. Большинство современных ERP-систем имеет функциональные ограничения по ведению параллельного учета операций по ходу материального потока;

— вариант полной трансформации практически нереализуем из-за большой трудоемкости операций по учету внеоборотных активов;

— оптимальным является максимальное сближение учетных политик по РСБУ и МСФО, особенно в части учета внеоборотных активов производственного назначения и материально-производственных запасов;

— параллельный учет ведется для целей налогового учета: по внеоборотным активам — по отдельной модели учета; по материально-производственным запасам — формирование сводных проводок на основе суммы прямых расходов по данным налогового учета и информации о движении в количественном выражении по данным первичных модулей.

Требования к программному обеспечению

Мультивалютность. Это способность программы отражать каждую операцию в трех типах валют: валюте операции, в которой осуществлялась данная хозяйственная операция; национальной (первичной) валюте, в которой компания ведет учет в стране местонахождения компании, например для России — это рубль; операционной (вторичной) валюте, в которой осуществляется учет хозяйственных операций внутри компании. При занесении операций в систему и их отражении по счетам бухгалтерского учета производится автоматический пересчет в национальную и операционную валюты согласно введенным ранее курсам пересчета.

Учет неденежных активов по историческому курсу. Для мультивалютного программного обеспечения важно иметь механизмы ведения учета по историческому курсу в операционной валюте для различных объектов учета (основные средства, нематериальные активы, склад, РБП, капитальные вложения и др.). Это позволяет вести учет по курсу на дату валюты покупки, без погрешностей в учете.

Переоценка текущих активов (пассивов). Данная возможность необходима при переоценке в операционной валюте текущих активов (пассивов) (поставщики, клиенты, денежные средства и т. д.) по курсу на дату формирования отчетности. Основными требованиями к системе по переоценке являются следующие:

— возможность выбора режима переоценки: по каждой открытой операции (по которой разрешено редактирование проводки, после процедуры закрытия операции внести изменения или

исправление в данную проводку нельзя, а можно сделать только корректирующую проводку), по бухгалтерским субсчетам и финансовым аналитикам, по контрагентам;

— возможность автоматического повторения проводок по переоценке в следующем периоде.

Расшифровка трансляционных прибылей и убытков. Эта опция очень полезна в случае применения трансляции данных. В процессе трансляции суммы операций учета компании пересчи-тываются согласно принятому типу трансляции. В результате образуется погрешность пересчета (трансляционные прибыли или убытки), т. е. расхождения в учете, которые необходимо отделять от обычных прибылей и убытков в результате деятельности компании. Расшифровкой трансляционных прибылей и убытков всегда интересуются аудиторы при проверке отчетности по МСФО.

Генератор финансовой отчетности позволяет настраивать различные формы отчетности по желанию пользователя системы.

Мультиязычный интерфейс. Дает возможность работать с программой и использовать интерфейс одновременно на нескольких языках. Это может быть особенно полезно, если компания имеет в составе дочерние подразделения или управляющую организацию за рубежом, а также если в компании работают иностранные специалисты. Однако у этой функции есть и отрицательная сторона — все названия элементов системы (счетов, журналов, аналитики) необходимо вводить на двух (или нескольких языках), что увеличивает трудозатраты в момент настройки системы.

Обеспечение сбора и консолидации учетных данных. Система должна поддерживать сбор, выверку и консолидацию первичной бухгалтерской информации либо готовых бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предприятий и организаций группы. Оптимальной платформой для реализации системы является хранилище данных.

Ведение таблиц связей и выполнение трансформации. Таблицы связей должны иметь простой и удобный для пользователя интерфейс, включать механизмы проверки внутренней сбалансированности, полноты и целостности данных. Система должна поддерживать ведение нескольких таблиц связей и выполнение разных вариантов трансформации над одним набором первичных учетных данных. Например, для параллельной

трансформации в разных валютах или сохранения истории при смене учетной политики.

Выполнение операций. Для выполнения сбалансированных сложных корректировок система должна поддерживать механизм проводок. Для пользователя должны быть реализованы гибкие интерфейсы настройки шаблонов корректирующих проводок, в которых можно настроить корреспонденцию статей, связь со списком доступных в системе типов корректировок.

При выполнении операций по настроенным шаблонам сотрудники, выполняющие подготовку отчетности, должны иметь возможность ввести предварительно рассчитанные суммы полупроводок либо рассчитать эти значения автоматически на основе настраиваемых алгоритмов.

Автоматизированный расчет значений сумм корректирующих проводок. Система должна иметь какой-либо механизм (язык), позволяющий описать алгоритм расчета сумм корректирующих проводок на основании объектов хранилища данных (лицевых и балансовых счетов, документов первичного бухгалтерского учета, аналитических расшифровок). Система должна позволять автоматически выполнять корректировки по настроенным шаблонам и выверенным алгоритмам расчета сумм полупроводок.

Получение расшифровок о движениях по статьям планов МСФО. Трансформация должна выполняться на основе механизма проводок по различным статьям планов МСФО. Для получения расшифровок необходимо поддерживать детализацию значений статей по МСФО вплоть до проводок.

Подготовительные мероприятия по автоматизации учета по МСФО начинаются с построения методологии, которая включает:

— анализ отличий МСФО от национальных стандартов с учетом специфики деятельности компании. Эта процедура нужна для оценки фронта работ в конкретной компании, занимающейся тем или иным бизнесом в условиях определенной экономической среды. Как правило, поставщики программных решений имеют наработки для разных отраслей производства, которые необходимо проверить на соответствие национальным и международным стандартам;

— разработку порядка учета хозяйственных операций по МСФО. Для этого нужно выделить операции под параллельный учет, трансляцию

или трансформацию. Данная процедура подразумевает формирование регламента переноса данных из российского учета в МСФО, разработку структуры первичных документов, назначение ответственных за ввод и контроль операций, проверку результатов операций;

— разработку плана счетов по МСФО, который настраивается в зависимости от индивидуальных особенностей компании и предполагаемых пользователей финансовой отчетности, необходимой степени прозрачности;

— разработку финансовой аналитики с учетом организационного деления компании и контрагентов, с которыми компания работает.

Как правило, переход на МСФО требует изменения существующих бизнес-процессов, а следовательно, установленной в компании системы документооборота, поскольку увеличивается аналитическая нагрузка на первичные документы, появляются дополнительные звенья в цепочке «движение — утверждение» документов.

Необходимо сформировать в компании определенную учетную дисциплину: определить сроки подготовки первичных документов в бумажном и электронном виде, четко распределить обязанности и установить субординацию в части отражения хозяйственных операций в системе. Чтобы снизить трудозатраты финансового отдела, необходимо делегировать часть полномочий в другие службы и наладить своевременный доступ всех заинтересованных пользователей к первичным данным в системе. Это позволит избежать двойного документооборота.

Риски при автоматизации МСФО

Основные риски при автоматизации МСФО лежат в области человеческих ресурсов. Большая нагрузка падает на бухгалтерию, и успех проекта зависит от способности ее сотрудников оперативно перестроить свою работу с учетом новых требований. Помимо того, что сотрудники бухгалтерии получают дополнительную работу (на практике часто дополнительный учетный персонал нанимается, только когда система учета по МСФО уже настроена и работает), они могут не обладать достаточным количеством знаний для участия в процессе автоматизации по МСФО.

Для минимизации этого риска необходимо:

— провести тренинги (методологические и функциональные) по работе в системе (объяснить

цели и задачи перехода предприятия на МСФО и его автоматизации, обучить учету по МСФО, а также разъяснить технические моменты — как выполнить в программе ту или иную операцию);

— разработать (изменить) должностные регламенты и инструкции пользователя для работы в системе;

— нанять дополнительных сотрудников с опытом работы (если в компании нет собственных специалистов, способных участвовать в проекте автоматизации по МСФО, то их обучение значительно отсрочит осуществление данного проекта);

— при наличии территориально распределенной структуры организовать внутренний портал (внутрикорпоративный сетевой ресурс, доступный всем пользователям системы), где любой сотрудник бухгалтерии и финансового департамента сможет ознакомиться с актуальной информацией, связанной с ведением учета по МСФО.

Данная проблема, как известно, одна из наиболее острых в области подготовки отчетности по МСФО вообще, а для написания программного обеспечения в области МСФО — в особенности. Для изготовления качественного продукта, подходящего для конкретного предприятия, необходимо участие сразу трех групп специалистов.

1. Методологи. Они формулируют требования к программе исходя из тех задач, которые она призвана решать, определяют, что и каким образом (методологически) будет делать программа. Эти специалисты должны уметь составлять отчетность по МСФО, владеть полной информацией об особенностях учета на предприятии данной отрасли, а в идеале — иметь общее представление о принципах программирования.

Отсутствие таких специалистов на предприятии и связанная с этим полная передача функций методолога подрядчику, внедряющему программный продукт, как правило, приводит к получению готового программного решения, которое не вполне удовлетворяет потребностям предприятия-заказчика, что в дальнейшем оборачивается существенными затратами на его доработку. Конечно, можно заключить договор с двумя организациями, одна из которых формирует методологию при тесном взаимодействии с учетными службами заказчика, а вторая — реализует ее в программном продукте. При этом качество программного продукта будет выше, чем при разработке и методологии, и программы одним

подрядчиком. Но данный вариант подразумевает увеличение затрат, на что может пойти не каждое предприятие.

2. Специалисты, формирующие техническое задание — документ, на основании которого программисты пишут код программы. Помимо знания платформы (1С, Axapta и т.д.), для создания качественного продукта необходимо, чтобы специалисты, формирующие задачу для программистов, умели составлять отчетность по МСФО или как минимум были в курсе основных принципов и требований международных стандартов. В противном случае проект может «увязнуть» в постоянных переделках и согласованиях с методологами. Программисты будут утверждать, что все, прописанное в техническом задании, сделано, а методологи — что идеология программы не отвечает требованиям МСФО или же программа просто неудобна в работе. При этом обе стороны будут правы, и каждая по-своему. Разработанный в результате программный продукт обычно представляет собой компромиссный вариант между тем, что было нужно методологам, и тем, что посчитали возможным сделать программисты. Кроме того, задача данной группы специалистов — взять на себя функцию посредника между методологами и программистами. На этапе постановки задачи они должны объяснить методологам, что можно сделать в программе, а что нет (например, если в 1С нельзя запрограммировать закрепление столбцов, то ставить такую задачу перед программистами бессмысленно). Далее, когда задача поставлена, данная группа специалистов должна пояснить программистам, как лучше реализовать в программе идеологию, заложенную в нее методологами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Программисты, пишущие код программы. Сложность поиска таких специалистов и стоимость их услуг зависят от платформы, на которой планируется автоматизировать подготовку отчетности. Тем не менее найти таких специалистов, как правило, значительно проще, чем специалистов из предыдущей группы.

Другой существенный риск — искажение учетной информации. Причинами искажений могут быть следующие:

— неправильная настройка и/или эксплуатация системы. Часто возникают проблемы с расчетом нереализованных курсовых прибылей (убытков). Риски минимизируются с помощью

четких инструкций пользователя, в которых должны быть описаны правильные настройки системы и порядок выполнения операции;

— ошибки в работе системы. Современные учетные системы — технологически сложный продукт, и ошибки в них — частое явление. Зачастую об ошибках становится известно в момент формирования отчетности, когда производится выверка и все операции уже обработаны в системе. Застраховаться на 100 % от этого риска невозможно. Для его минимизации необходимо внимательно отнестись к заключению договора на техническое сопровождение с поставщиком программного продукта, в котором должны быть четко прописаны сроки (вплоть до количества часов) для исправления критических ошибок;

— отсутствие необходимой функциональности в системе. Если система не может поддерживать какие-либо учетные алгоритмы, то приходится делать дополнительные расчеты за рамками системы, которые, как правило, непрозрачны и в значительной степени подвержены влиянию человеческого фактора.

При выборе системы учета следует понимать, что автоматизировать все процедуры и расчеты, связанные с подготовкой отчетности по МСФО, нецелесообразно, а иногда и невозможно. Например, расчет уровня обесценения неденежных активов производится за рамками системы, а в системе уже отражается результат этих расчетов, т. е. корректируется стоимость активов согласно новому уровню.

Для обеспечения качественной подготовки отчетности в каждой компании должна быть установлена собственная модификация программного обеспечения в зависимости от способа ведения учета, специфики бизнеса и юридического статуса компании и других факторов. В каждом случае должен быть найден разумный баланс между желаниями и требованиями к программному обеспечению, с одной стороны, и возможностями компании, с другой стороны.

Выбор исполнителя для проекта

Для решения задач по автоматизации особенно актуально решение вопроса о том, кто будет этим заниматься. Для начала следует определиться с тем, будут ли работы проводиться своими силами или с привлечением подрядчиков. Впрочем, трудности ожидают и в одном, и в другом случаях.

Проведение работ с помощью внутренних ресурсов. Первая и самая главная проблема при таком решении — найти необходимые внутренние ресурсы. Это чревато большими затратами на оплату труда персонала, поэтому следует оценить, оправданны ли они. Для этого необходимо ответить на следующий вопрос: «Понадобятся ли такие специалисты по окончании проекта?». Если ответ будет скорее положительный, чем отрицательный, то это будет мощным аргументом в пользу проведения работ по автоматизации собственными силами. Однако в большинстве случаев — ответ отрицательный, поэтому компании обычно предпочитают вариант с привлечением подрядчика. Кроме того, еще одна проблема реализации проекта собственными силами состоит в том, что при таком варианте документация (техническое задание, инструкции и т. д.) может быть неполной, а иногда и вовсе отсутствовать. Это связано как с нехваткой у программистов-разработчиков времени, так и с желанием «привязать» к себе работодателя за счет эксклюзивности получившейся программы. Грамотная документация необходима для поддержания функционирования программы, внесения в нее изменений и для передачи дел от одного человека, работающего с программой, другому.

Привлечение подрядчика. Если собственные ресурсы отсутствуют, а набирать соответствующий персонал нецелесообразно, то для выполнения работ по автоматизации подготовки отчетности по МСФО можно привлечь стороннюю организацию. Однако здесь тоже есть свои сложности.

Во-первых, большинство подрядчиков не слишком хорошо понимают потребности предприятия и стремятся продать свои уже готовые продукты, не особенно заботясь о том, насколько они подходят для конкретного заказчика. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует создать совместную команду, в которую со стороны предприятия будет входить хотя бы один методолог. Его задача — следить за соблюдением интересов компании. Кроме того, в состав команды должны быть включены представители всех трех перечисленных ранее групп специалистов.

Во-вторых, если при реализации проекта своими силами в программу как во время работ над ней, так и после их завершения возможно вносить любые изменения без значительного увеличения стоимости проекта, то подрядчик

за все доработки обязательно потребует дополнительную оплату, а не только дополнительное время. Проблема усугубится при недостаточной квалификации специалистов, составляющих техническое задание. В этом случае придется выяснять отношения не только по вопросу, кто должен доделывать или переделывать программу, но и кто за какие именно изменения должен платить.

Заключение

Составление отчетности по МСФО сопряжено с принятием решений, основанием для которых служит профессиональное суждение составителей. Запрограммировать его невозможно. Даже с учетом имеющейся в любой автоматизированной системе возможности вводить ручные корректировки и исправлять посчитанные системой цифры, возникнут определенные сложности и ограничения. Пример последних — невозможность изменения формулы, «зашитой» в код программы. Не всегда возможно досконально описать языком формул все виды расчетов со всеми возможными вариантами.

Как пример приведем расчеты, связанные с консолидацией капитала группы. Основная процедура здесь — взаимозачет инвестиций в материнской компании против капитала дочерней (в том числе и той части нераспределенной прибыли, которая была заработана до покупки дочерней компании материнской). Однако, например, если дочерняя компания выпускает дополнительное количество акций, а материнская компания их выкупает, то сумма денежных средств, уплаченных за них дочерней компании, не будет считаться в полном объеме инвестицией (деньги из группы ушли не полностью, а лишь в доле меньшинства в дочерней компании после совершения сделки). При трансформации отчетности каждый раз составляется отдельный расчет, который должен быть изменен в соответствии с новой информацией.

Кроме того, существует множество других даже не столько полезных, сколько «приятных» функций, которые невозможно предусмотреть в каждой программе (например, суммирование чисел только по выделенным ячейкам). Поэтому нахождение оптимального компромисса между объемом работ, производительностью программы и удобством работы пользователя — одна из первоочередных задач, решаемых на этапе автоматиза -ции МСФО на базе систем бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.