АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА
бухгалтерский учет в условиях автоматизации и перехода на мсфо
З. З. САФИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Башкирский государственный аграрный университет E-mail: Zilya_safina@mail. ru
Автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета и охватывает решение взаимосвязанных вопросов информационного, программного и технического обеспечения.
В статье проанализирован технический уровень формирования отчетности в соответствии с МСФО, рассмотрены три метода подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Исследованы возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, автоматизация учета, международные стандарты бухгалтерского учета, программное обеспечение.
Следует отметить, что технология обработки учетной информации в автоматизированной системе бухгалтерского учета (АСБУ) и модель организации учетного процесса представляют автоматизированную форму бухгалтерского учета.
Построение автоматизированной формы учета осуществляется на тех же методических принципах, что и ручной учет, т. е. в соответствии с нормативными актами, регламентирующими
порядок ведения учета, а также с соблюдением общих методологических принципов бухгалтерского учета (табл. 1).
Таким образом, в автоматизированной форме принципы методологического обеспечения бухгалтерского учета полностью соблюдаются.
Современные технические средства автоматизированной обработки учетной информации, по мнению автора, должны развиваться на следующих принципах:
- рационализации форм учета;
- системности;
- целостности;
- адаптации автоматизированных информационных технологий к внешней среде;
- организации базы данных;
- автоматизации документооборота;
- автоматизации учетных функций.
Соблюдение данных принципов позволяет
более рационально организовать технологию обработки учетной информации.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета отражает системный подход к описанию учетного процесса в условиях автоматизации в зависимости от выбранных вариантов моделей учета, технических средств и программного обеспечения. На основе выбранных вариантов
Таблица 1
Принципы методологического обеспечения бухгалтерского учета
Принцип Характеристика
Регламентация техники балансового обобщения Концептуальная модель автоматизированной обработки учетных данных
Интеграция данных первичного учета Интеграция данных всех видов учета
Взаимосвязь регистров и стадий учетного процесса Единая схема формирования исходных и результатных показателей посредством автоматизации этапов информационного процесса бухгалтерского учета
Автоматическое формирование регистров Интеграция данных первичного учета с использованием технического, программного и математического обеспечения
Сохранение метода двойной записи Используемые модели документооборота
Расширение аналитических и контрольных функций Модель системы бухгалтерских счетов, отражающая порядок построения и интерпретации всех синтетических и аналитических счетов
Возможность развития Возможность расширения состава базовых функций системы
моделей осуществляются процедуры получения совокупности учетных записей, которые служат исходной базой для составления аналитических и синтетических регистров, а также формирования бухгалтерского баланса и отчетности.
Следует отметить, что методологические правила и технологические аспекты, отражающие обработку информации, остаются без изменений в условиях применения любой техники, которая делает более эффективной технологию бухгалтерского учета. Для обеспечения практического использования представленной модели необходима дальнейшая ее конкретизация в направлении моделирования информационных процессов и алгоритмизации обработки данных на всех участках учета.
В условиях автоматизации значительное совершенствование техники учета характеризуется расширением аналитических и контрольных функций на основе методологического единства
данных первичного учета и основных учетных регистров. Определенный набор учетных функций, заложенный в алгоритмы программы, позволяет автоматизировать элементы метода бухгалтерского учета — документацию, ведение счетов, двойную запись, оценку, калькуляцию и др.
Специфические особенности, связанные с технологией регистрации, накопления, обработки учетных данных и формированием отчетности, позволяют обобщить и выделить преимущества автоматизированной формы бухгалтерского учета, представленные в табл. 2.
По мнению автора, автоматизация бухгалтерского учета не только предоставляет указанные преимущества, но и частично вносит следующие изменения в методику бухгалтерского учета:
- при автоматизированной модели документирования появляется возможность одновременно с созданием документа формировать типовые корреспонденции счетов, что значи-
Таблица 2
Преимущества автоматизированной формы бухгалтерского учета
Преимущества Характеристика
Однократная регистрация первичной информации и многократное использование учетных данных Создание единой информационной базы данных
Возможность организации бездокументного сбора первичных учетных данных Использование технических средств (сканирующие устройства)
Унифицированный способ обобщения учетной информации Сбор учетной информации на бухгалтерских счетах, которые являются универсальным регистром обобщения информации. Единые методы составления и обработки первичной документации, формирования регистров, их аналитической обработки и составления отчетности согласно установленному алгоритму в программе. Компактная и удобная для обзора форма представления результатной информации
Окончание табл. 2
Преимущества Характеристика
Неограниченная аналитичность учета Возможность получения аналитической информации в любом разрезе, с необходимой степенью обобщения, за любой период времени, в течение которого накапливаются учетные данные. Обеспечивается за счет возможности автоматической обработки данных и хранения информации всех отчетных периодов в единой интегрированной базе данных. Зависит от модели бухгалтерского учета, использованной при выборе конкретной компьютерной системы
Встроенные бухгалтерские знания Автоматизация процедуры трансляции данных о хозяйственных операциях в бухгалтерские записи на основании первичных документов. Автоматизация элементов метода бухгалтерского учета. Сохранение единообразия отображения однотипных операций
Автоматизация регламентных процедур закрытия месяца и отчетного периода Расчет итогов оборотов и сальдо по счетам. Выполнение процедуры закрытия отчетного периода. Формирование внутренних отчетов. Формирование внешней отчетности
Повышение достоверности учетных данных Автоматизация арифметических операций обработки информации на основе встроенных алгоритмов. Автоматизация логических процедур (сортировка информации, выборка, сравнение и др.)
Возможность параллельного ведения учета в нескольких стандартах Возможность получать несколько систем оценок и показателей, рассчитываемых по разным методикам на основании одних и тех же однократно вводимых данных. Организация учета и составление отчетности в соответствии с международными стандартами учета (US GAAP, IFRS)
тельно сокращает учетный процесс и позволяет своевременно создавать необходимые отчеты;
- повышается аналитичность расчетов за счет возможности добавления к отдельным бухгалтерским счетам дополнительных признаков аналитики, в результате чего на этих счетах, кроме учетных данных, могут отражаться плановые или нормативные показатели;
- ускоряется процесс калькулирования за счет увеличения скорости выполнения арифметических операций, повышается аналитичность информации калькуляционных листов благодаря одновременному использованию большого перечня статей;
- ускоряются процесс и неограниченная частота формирования бухгалтерской отчетности, а также повышается достоверность и аналитичность отчетности.
Таким образом, автоматизированная форма бухгалтерского учета базируется на методологии бухгалтерского учета и охватывает решение взаимосвязанных вопросов информационного, программного и технического обеспечения.
Далее проанализируем технический уровень формирования отчетности в соответствии
с МСФО. Существуют три метода подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами:
- на основе параллельного учета, при котором каждый факт хозяйственной жизни регистрируется отдельно в каждом из параллельных видов учета. При построении параллельного учета показатели финансовой отчетности в соответствии с МСФО формируются на основе данных бухгалтерского учета согласно РПБУ;
- метод трансляции проводок, осуществляемый посредством перевода данных из регистров, составленных по российским стандартам, в записи иного учетного стандарта;
- метод трансформации отчетности, составленной согласно РПБУ, в отчетность, составленную в соответствии с МСФО. В этом случае показатели отчетности по международным стандартам формируются на основе данных отчетности по РПБУ, скорректированных на величину отличий в учете и отчетности.
Обычно при применении метода трансформации на предприятии минимизируются трудовые и временные затраты. Часто данный метод используется при переходе на метод параллельно-
го учета по международным стандартам, который заключается в отражении в учете согласно МСФО каждой хозяйственной операции. Для крупного предприятия это технически невозможно без внедрения дорогостоящей системы автоматизации. Сложные интегрированные системы учета предъявляют существенные требования к формализации [1] и унификации [2] бизнес-процессов на предприятии, что приводит к перестройке системы бухгалтерского учета.
Выбор метода составления отчетности в соответствии с МСФО обычно обусловлен предполагаемыми затратами и целью внедрения международных стандартов в компании. Чем шире руководство планирует использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и бюджетирования), тем чаще компании выбирают параллельное ведение учета. Такой метод эффективнее, поскольку позволяет строить систему внутренней отчетности компании на тех же принципах, что и внешней. Однако на практике для целей формирования отчетности в соответствии с МСФО наиболее широкое распространение получил вариант комбинирования параллельного учета и трансформации отчетности.
Рассмотрим возможности автоматизированного формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО посредством отечественных и зарубежных программных продуктов.
Как правило, крупные предприятия используют автоматизированные ERP-системы [3] класса, которые по функциональным возможностям позволяют автоматизировать деятельность предприятия, т. е. вести финансовый и управленческий учеты, а также учет для целей налогообложения и формировать отчетность по российским и международным стандартам. Данные системы зарубежных производителей обычно ориентированы на западные методики учета и формирования отчетности согласно МСФО, однако они в той или иной степени адаптированы к ведению учета и по российским стандартам.
Все ЕЯР-системы различаются по используемой системе управления базами данных (СУБД), т. е. ЕЯР-системы для крупных предприятий рассчитаны на тысячи пользователей, а для средних предприятий данные системы подвержены меньшей нагрузке. Следовательно,
производительность системы будет зависеть от используемой СУБД.
Все ERP-системы модульные, при этом каждый модуль охватывает определенную функциональную сферу деятельности предприятия (финансы, производство, управление персоналом и т. д.) и состоит из подмодулей. Например, система «Oracle E-Business Suite» состоит из совокупности представленных модулей, а финансовый модуль — из 12 блоков (подмодулей).
Для крупных предприятий ERP-системы являются интернет-решениями, т. е. с их помощью группы компаний, расположенные по всей стране, можно объединить в единое целое таким образом, что данные будут доступны в любой момент времени и в любом месте. Прочие ERP-системы, как правило, терминальные, т. е. по компьютерным сетям передаются не данные, а лишь их визуальное изображение, поэтому в филиалах появляется возможность наблюдать за бизнес-процессами без оперативного вмешательства.
Существенно упростят процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО специализированные программы отечественных производителей, например, конфигурация «Управление производственным предприятием» для платформы «1С: Предприятие 8» и «Инталев: корпоративные финансы 2005» версии «Проф».
Система «1С: Управление производственным предприятием 8» предназначена для ведения учета и составления отчетности по российским стандартам, а также для подготовки отчетности согласно международным стандартам. В данной системе для учета и формирования отчетности в соответствии с МСФО разработана подсистема «Учет по МСФО» при поддержке компании «ПрайсвотерхаусКуперс» («PricewaterhouseCooper s»). Система «1С: Управление производственным предприятием 8» позволяет готовить как индивидуальную, так и консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами.
Для средних предприятий ERP-системы по умолчанию содержат планы счетов, соответствующие российским и международным стандартам, а также прочие предварительные настройки, позволяющие сблизить два вида учета, что является положительным моментом в отличие от крупных ERP-систем.
В Плане счетов можно указать до 30 аналитических признаков (исключение составляет
система «Галактика», которая представляет до шести уровней аналитики), причем названия счетов и аналитика к ним не фиксированы в системе, а настраиваются по желанию заказчика. Все аналитики имеют возможность интеграции в другие модули, поэтому их можно использовать не только в бухгалтерии, но и для других производственных целей.
Все автоматизированные системы являются многовалютными. Консолидацию отчетности можно проводить как по каждому юридическому лицу в отдельности, так и в целом по холдингу. Причем доступна полная и частичная консолидация по различным счетам. Счета в долларах и евро можно консолидировать с использованием разных курсов обмена валют, а также проводить коррекцию курса в ходе консолидации.
Все ERP-системы имеют встроенные возможности генерации стандартных (установленных в соответствии с законодательством) форм отчетов и настраиваемых произвольных отчетов: финансовых, аналитических, бухгалтерских, управленческих и др.
Внедрение и настройка ERP-систем осуществляются поэтапно:
- на первом этапе осуществляются обследование предприятия и разработка технического задания, в котором описываются все бизнес-процессы на предприятии, разрабатываются алгоритмы обработки данных, учетная политика, правила переноса проводок и т. д.;
- на втором этапе проводится настройка и модификация программного обеспечения;
- на третьем этапе организуется обучение пользователей;
- в завершение осуществляется тестовая и рабочая эксплуатация.
Стоимость перехода на ERP-систему индивидуальна, но в конкретных случаях может составлять не менее 100 тыс. долл. США. Эта сумма складывается из стоимости лицензий, количества рабочих мест, внедряемых подмодулей, непосредственно стоимости внедрения, затрат на обучение персонала и т. п. При этом внедрение ERP-системы не столько связано с переходом на МСФО, сколько является более глобальной задачей оптимизации всех бизнес-процессов на предприятии в целом.
Например, при установке системы «mySAP ERP» и «Oracle E-Business Suite» есть определен-
ный минимум, который нужно приобрести для их внедрения: не менее 75 рабочих мест стоимостью 4 800 долл. каждое. В Oracle минимальный пакет составляет 10 рабочих мест. В настоящее время корпорация SAP выпускает и упрощенные версии своих систем для малого и среднего бизнеса — «mySAP All-in-One», «SAP Business One».
В компании «Scala» минимальная стоимость контракта оценивается в 40—50 тыс. долл., а приобретение системы BAAN V обойдется в сумму не менее 200 тыс. долл. Установка систем «Navision» и «Axapta» от «Microsoft» составит соответственно 7 000 евро за минимальный пакет на пять мест и 36 тыс. евро за 20-местное решение. Таким образом, достаточно высокая стоимость ERP-систем финансово доступна только крупным предприятиям.
Однако некоторые компании (например, «Microsoft», «Парус», «Scala») уже имеют варианты готовых решений, учитывающих специализацию предприятий в разных отраслях промышленности, поэтому на внедрение программных продуктов этих предприятий уходит меньше времени, и по стоимости они намного дешевле.
Следует отметить, что при составлении отчетности по международным стандартам методом параллельного учета в ERP-системах все хозяйственные операции регистрируются на основании первичных документов (либо по другим основаниям) в единой базе данных.
В программе настроено несколько алгоритмов формирования отчетности, исходя из данных этой базы: для отчетности по международным стандартам — в соответствии с требованиями МСФО, для национальной бухгалтерской отчетности — по российскому законодательству. В результате данные по каждой операции регистрируются в системе только один раз, а отчетность формируется всех видов.
Представим основные функциональные требования, предъявляемые к программному обеспечению в условиях автоматизации учета при составлении отчетности в соответствии с международными стандартами в виде табл. 3.
Функциональные возможности, представленные в табл. 3, позволяют значительно уменьшить трудоемкость процесса ведения учета и сократить время на составление отчетности в соответствии с МСФО. Следовательно, чем шире функциональность используемых на предприятии автомати-
Таблица 3
Функциональные требования к системе автоматизации учета при составлении отчетности в соответствии с МСФО
Показатель Характеристика
Мультивалютность Способность отражать каждую операцию в валюте, в которой она осуществлена, национальной (первичной) валюте и операционной (вторичной) валюте, в которой компания составляет отчетность в соответствии с МСФО. Выполнение автоматического пересчета суммы операции в национальную и операционную валюты согласно установленным курсам пересчета
Учет активов Немонетарный — по историческому курсу (основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, запасы, авансы (при определенных условиях), долгосрочные финансовые вложения, расходы будущих периодов, акционерный капитал). Монетарный — по текущему курсу на дату проводки
Переоценка текущих активов и пассивов В операционной валюте по курсу на дату формирования отчетности (поставщики, денежные средства и т. д.). Возможность выбора режима переоценки (по каждой открытой операции, по бухгалтерским субсчетам и финансовым аналитикам, по контрагентам). Возможность автоматического реверсирования проводок по переоценке в следующем периоде
Наличие генератора финансовой отчетности Ускорение процесса формирования отчетности в соответствии с МСФО на основании данных Главной книги и аналитической информации модулей системы
Трансляция данных Возможность передачи информации Главной книги из базы данных одной компании в базу данных другой. Организация учета в соответствии с МСФО как в отдельной базе данных, так и при консолидации учетных данных компаний (филиалов)
Механизм автоматического распределения сумм по субсчетам и аналитикам Главной книги Распределение числовых данных по субсчетам и аналитика Главной книги
Возможность автоматического формирования периодических операций Формирование регламентных операций
Мультиязычный интерфейс Возможность формирования отчетности на иностранных языках
зированных информационных систем, тем выше оперативность, достоверность и непротиворечивость получаемой информации, а также менее трудоемким становится процесс ведения учета и формирования отчетности в соответствии с международными стандартами. Кроме того, следует отметить минимизацию ошибок в отчетности из-за человеческого фактора и экономию времени на проверку правильности ее заполнения.
Рассмотрим, как реализована возможность автоматизации основных этапов учетного цикла в модуле «МСФО» для ЕЯР-системы «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» (табл. 4)
В табл. 4 представлены этапы учетного цикла в модуле «МСФО» ЕЯР-системы «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» при составлении отчетности по международным стандартам на крупных предприятиях.
Таким образом, данная подсистема учета в соответствии с МСФО обеспечивает:
- ведение финансового учета и подготовку индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам;
- трансляцию большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета;
- параллельное ведение учета по российским и международным стандартам на участках, где различия между российскими требованиями и МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов);
- проведение регламентных документов (учет резервов, обесценение активов и др.), а также внесение корректирующих записей вручную.
Данные функциональные возможности позволяют минимизировать трудоемкость ведения учета в соответствии с МСФО за счет использования данных российского учета, сопоставлять
Таблица 4
Этапы учетного цикла в модуле «МСФО» ERP-системы «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием»
Этапы учетного цикла Настройки модуля Особенности настроек модуля
Первоначальные настройки Учетная политика Настройка учетной политики (международный учет) каждой организации консолидированной группы включает: — метод расчета данных вновь приобретенных компаний; — метод учета инвестиционной собственности; — метод амортизации нематериальных активов; — метод определения выполнения договора подряда в процентах; — способ оценки основных средств и материально-производственных запасов, а также метод переоценки основных средств и др.
План счетов международный. Виды связи между организациями в консолидированной группе Настройка общих параметров системы (в том числе валюты международного учета) осуществляется для всех организаций консолидированной группы
Правила трансляции проводок (мэппинг счетов) Соответствие «счет в счет» — каждому счету плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет плана счетов согласно МСФО. Соответствие «по субконто» — каждому значению субконто счета плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет (а также, возможно, субконто) плана счетов согласно МСФО. Соответствие «по реквизиту» — значению реквизита одного из субконто плана счетов согласно РСБУ поставлен в соответствие счет (а также, возможно, субконто) плана счетов согласно МСФО. Режим «исключений проводок» — перечисление правил для счетов с характерными особыми реквизитами, проводки по которым не подлежат трансляции в международный учет, несмотря на заданное общее правило
Текущая работа Трансляция данных из российского бухгалтерского учета в международный После подготовки данных бухгалтерского учета выполняется трансляция посредством документа «Перенос проводок (международный)». При трансляции в регистр по международному учету: — сохраняется оригинальная дата проводки; — прописывается ссылка на первичный документ, сформировавший проводку в российском учете; — сохраняется аналитика оригинальной проводки за исключением несовместимости аналитик двух учетов, прописанная в правилах
Принятие к учету основных средств и нематериальных активов, расчет амортизации, выбытие основных средств и нематериальных активов Особенности параллельного учета основных средств и нематериальных активов из-за различий в учете, например: — переоценки могут проводиться не с начала года при учете основных средств по справедливой стоимости; — срок полезного использования может меняться даже без реконструкции и модернизации; — метод начисления амортизации может меняться; — корректировка выполняется при помощи специального документа «Переоценка активов»
Корректировка стоимости товаров и материалов Корректировка стоимости списания товаров и материалов выполняется с использованием тех же правил соответствия счетов и аналитики, что и при трансляции проводок. Реальная оценка запасов может быть иная. Причиной отличия стоимости материально-производственных запасов является использование счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» при обесценении запасов в РСБУ и др. Корректировка выполняется при помощи специального документа «Переоценка активов»
Этапы учетного цикла Настройки модуля Особенности настроек модуля
Начисление резервов Регламентные операции в системе по возможности автоматизированы, при этом осуществляются: — расчет амортизации основных средств и нематериальных активов; — списание материально-производственных запасов; — расчет себестоимости выпуска; — расчет и корректировка себестоимости продукции, работ, услуг; — начисление резервов; — переоценка валютных статей; — закрытие счетов года. В случае необходимости учет согласно МСФО дополняется ручными операциями
Формирование отчетности Формирование полного комплекта отчетности по МСФО Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях в капитале, Отчет о движении денежных средств составляется согласно МСФО. Из примечаний реализованы учетная политика и примечания к отчетам, необходимые для консолидации. Дополнительно выполняются расчеты «Выпущенные акции», «Акции в обращении» и др.
Консолидация По данным учета. По данным отчетности Возможность формирования как индивидуальной, так и консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО
данные российского бухгалтерского учета и учета по международным стандартам, облегчая сверку данных перед составлением финансовой отчетности, а также консолидировать отчетность группы компаний.
В настоящее время не только крупные, но и средние предприятия, расширяя свою деятельность, стремятся выйти на международный рынок для привлечения иностранных инвестиций. Однако для этого они должны составлять отчетность в соответствии с международными стандартами. Рынок автоматизированных систем бухгалтерского учета для средних и малых предприятий достаточно велик, и определиться с выбором той или иной программы довольно сложно, так как отсутствует информация для пользователя, позволяющая оценить и сравнить функциональные возможности компьютерных программ.
По мнению автора, использование рассмотренных ЕЯР-систем является дорогостоящим проектом внедрения для средних предприятий, поэтому необходима разработка методики формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО для средних предприятий посредством создания дополнительного модуля к автоматизированной системе бухгалтерского учета на примере программы «1С: Бухгалтерия 8» в целях минимизации финансовых, трудовых и временных затрат.
Данная программа была выбрана не случайно, ведь фирма «1С» разрабатывает компьютерные системы в сотрудничестве с Минфином России и Институтом профессиональных бухгалтеров России, что позволяет ей автоматизировать деятельность предприятий в соответствии с методологией ведения бухгалтерского учета в нашей стране. Автоматизированные системы бухгалтерского учета, созданные на платформе «1С» с унифицированным набором функциональных возможностей, позволяют расширить базовые функции в соответствии с моделью учетного цикла на предприятии, спецификой бизнеса, юридического статуса и других факторов, а также настроить программу под особенности ведения учета на предприятии.
Проводя организационную работу, при разработке учетной политики следует ориентироваться на ведение учета по трем стандартам: бухгалтерскому, налоговому и МСФО. Учетная политика регламентирует все аспекты технологии подготовки финансовой отчетности: описание всех учетных процедур, основные компоненты отчетности, выбор валюты отчетности, описание технологии трансформации из функциональных валют (при их использовании) в валюту отчетности, требования к составлению форм отчетности и к подготовке консолидированной отчетности. Подробное описание учетных процедур позволит миними-
зировать количество ошибок (в том числе при смене персонала) и сократить сроки составления отчетности. Для контроля сроков формирования отчетности необходимо разработать нормативы обработки основных первичных документов и выполнения учетных процедур, т. е. описать последовательность действий по учету хозяйственных операций и время их выполнения.
Поскольку финансовую отчетность в соответствии с МСФО предприятия формируют из российской отчетности с помощью трансформации, то согласно принципу рациональности будет целесообразно максимально сблизить международную учетную политику с российской посредством минимизации различий без ущерба интересов пользователей. Например, зафиксировать в учетной политике в соответствии с МСФО и РСБУ единые нормы амортизации основных средств, одинаковые подходы к оценке стоимости запасов и др.
В настоящее время возможно очень тесное сближение учетных политик по российским и международным стандартам, поскольку современные российские национальные стандарты учета (ПБУ) содержат набор допустимых вариантов, удовлетворяющих требованиям МСФО. Сближение учетных норм позволит также снизить затраты на проведение трансформационных процедур.
Если же правила учета некоторых операций значительно отличаются, необходимо воспользоваться тем вариантом, который минимизирует трудозатраты на трансформацию отчетности, т. е. составлять учетную политику согласно МСФО следует на основании российского варианта этого документа. Положения, которые не противоречат международным стандартам, следует оставить без изменений, а принципы учета, которые не соответствуют МСФО или отсутствуют — скорректировать или добавить. Для полноценного представления информации внешним пользователям рекомендуется раскрывать необходимые сведения в постатейных комментариях к финансовой отчетности.
Приложения, предусмотренные российской учетной политикой, следует разработать и утвердить, так как их отсутствие усложняет не только ведение учета и составление отчетности, но и деятельность компании в целом. Следует отметить, что международные стандарты не
предписывают разработку этих документов, так как они в большей степени относятся к системе внутреннего контроля организации, а не к финансовой отчетности.
При формировании учетной политики для сближения двух видов учета также необходимо разработать и утвердить единый План счетов или разработать дополнительный План счетов в соответствии с МСФО для формирования на его основе показателей международной отчетности. При разработке дополнительного Плана счетов необходимо также составить таблицы соответствия российского Плана счетов Плану счетов в соответствии с МСФО.
По мнению автора, следует разработать единый план счетов с расширенной аналитикой, т. е. с детализацией информации посредством создания субсчетов и аналитических признаков, который позволит составлять все типы отчетности. В дополнительной расшифровке, как правило, нуждаются статьи «выручка», «основные средства», «финансовые вложения», «кредиты и займы», «запасы» и др. Например, по запасам нужно представить сведения о дате поступления, об оплате неденежными средствами или с рассрочкой, о списании, выбытии в производство, а также данные о неликвидных запасах. Дебиторская и кредиторская задолженности должны расшифровываться по наименованиям дебиторов и кредиторов с указанием вида задолженности и даты ее возникновения.
В дальнейшем при оформлении каждой проводки будет видно, какие корректировки необходимо сделать в тех или иных статьях международной отчетности. Операции, аналоги которых в российском учете отсутствуют, при подготовке международной отчетности необходимо отражать вручную в виде корректирующих проводок. Например, расчет отложенных налоговых активов и обязательств, а также пересчет данных отчетности с учетом фактора гиперинфляции, которые из-за большой трудоемкости рекомендуем производить раз в год.
Отметим, что в российском учете План счетов является нормативным, а МСФО предоставляют компаниям возможность составлять План счетов максимально соответствующий специфике их деятельности. Поэтому при разработке Плана счетов по российским и международным стандартам необходимо разработать модель перегруппировки счетов, которая позволит
добавить в бухгалтерскую программу функцию автоматического переноса данных с российских счетов на счета МСФО. Кроме того, рекомендуем разработать новые внутренние учетные регистры и формы отчетности, которые помогут расширить и детализировать аналитические данные учета.
Разработка трансформационной модели реализуется в виде системы трансформационных таблиц, которая в дальнейшем будет переведена в автоматизированную форму. Детализация информации статей баланса необходима для составления отчетности в соответствии с международными стандартами, а возможности настройки программы «1С: Бухгалтерия 8» в значительной степени удовлетворяют этим требованиям.
Следовательно, для формирования финансовой отчетности конкретного предприятия в соответствии с МСФО в программе «1С: Бухгалтерия 8» необходимо выполнить некоторые настройки с оптимальным использованием механизмов, реализованных в типовой конфигурации. Основные доработки системы будут связаны с разработкой методики автоматизации учета, настройкой дополнительных аналитик для формирования регистров и отчетов, а также с программированием. Дополнительные настройки программного обеспечения позволят повысить качество и оперативность подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
Основная цель разработки методики заключается в автоматизации процесса формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО на предприятиях малого и среднего бизнеса с минимальными временными, трудовыми и финансовыми затратами.
Методика предусматривает автоматизацию формирования финансовой отчетности методом трансформации с использованием дополнительно разработанного модуля к программе «1С: Бухгалтерия 8». В результате показатели отчетности в соответствии с МСФО будут формироваться на основании данных отчетности согласно РПБУ, скорректированных на величину отличий в учете и отчетности.
Для создания дополнительного модуля к используемому программному обеспечению предприятию необходимо описать модель учетного цикла, особенности ведения бухгалтерского учета и необходимую настройку аналитики, чтобы составить техническое задание. Оно составляет-
ся в письменном виде и содержит конкретный перечень всех документов, регистров и форм отчетности с необходимой степенью детализации (аналитики), которые должны формироваться в дополнительном модуле с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Программистами будет разработан алгоритм выполнения определенных действий, позволяющий транслировать данные из автоматизированной системы бухгалтерского учета согласно РСБУ в модуль формирования отчетности в соответствии с МСФО. После переноса информации необходимо будет выполнить некоторые корректировки данных, например, по основным средствам, материально-производственным запасам и другим, так как в их учете по национальным и международным стандартам существуют различия.
Методика автоматизации формирования отчетности в соответствии с международными стандартами состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе необходимо разработать и настроить учетную политику и План счетов в соответствии с МСФО, а также разработать руководство по трансформации и консолидации финансовой отчетности в программе «1С: Бухгалтерия 8».
Для минимизации ошибок и сроков составления отчетности предлагаем примерный перечень разделов и краткое описание учетной процедуры в учетной политике предприятия, представленные в табл. 5.
Далее в программе «1С: Бухгалтерия» следует настроить План счетов по МСФО, который рекомендуется разработать на основании российского Плана счетов. При этом в него следует добавить специальные счета, специфические для ведения учета по международным стандартам, и создать аналитику, на основе которой будет выполняться трансформация отчетности в соответствии с МСФО. Отметим еще раз, что различия в основном возникают при учете внеоборотных активов и материально-производственных запасов.
Для проведения трансформации необходимо настроить таблицу соответствия счетов российского Плана счетам МСФО, а также установить правила переноса проводок, т. е. разработать конвертационные проводки для кор-
Таблица 5
Примерный перечень разделов и описание учетной процедуры
Разделы учетной процедуры Описание учетной процедуры
Номер и название учетной процедуры —
Общие положения Ситуация, в которой должна быть выполнена процедура, и ее экономический смысл
Участники учетной процедуры Отделы, должности и фамилии сотрудников, которые отвечают за выполнение процедуры и непосредственно их выполняют
Описание схемы движения документов Название, внутрифирменный код документа и его краткое описание
Таблица проводок и операций Название операции и типовые проводки с указанием необходимого уровня детализации
Действия в нестандартных ситуациях Описание ситуации, возможная причина и действия участника процедуры (например, неправильное указание реквизитов контрагента в первичных документах или неверно исчисленная сумма операции)
Подробное описание действий по закрытию периода для счетов, связанных с описываемой учетной процедурой Действия, выполняемые перед закрытием периода
Порядок отражения учетной процедуры в информационной системе Детальное описание и экранные формы
Действия по внутреннему контролю Указание фамилии и должности сотрудника, а также ответственность за выполнение контрольных действий
ректировки полученных данных в соответствии с МСФО. Следует отдельным блоком настроить параллельное ведение учета основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов посредством создания специальных документов, так как различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны.
На основном этапе разрабатывается трансформационная модель и осуществляется перенос учетных данных. Модель состоит из трансформационных таблиц, разработанных на базе конфигурации «1С: Бухгалтерия», которые должны содержать данные из оборотно-сальдо-вой ведомости по юридическому лицу согласно РПБУ, номер и название расшифровки (корректировки), необходимые для раскрытия информации согласно международным стандартам, и итоговые данные в соответствии с МСФО. В таблицах рекомендуется раскрыть информацию о нематериальных активах, основных средствах, денежных средствах, дебиторской и кредиторской задолженностям (включая расшифровку крупнейших дебиторов и кредиторов) и другие показатели финансовой отчетности.
Выделим некоторые операции, корректировки по которым рекомендуется учесть при автоматизации учета по международным стандартам:
- пересчет амортизации из-за различий в нормах, а также в стоимости основных средств;
- учет расходов по кредитам с детализацией информации о полученных кредитах и займах (валюта и ставка процента, а для долгосрочных кредитов и займов — график погашения);
- разделение дебиторской задолженности по срокам возникновения для оценки ее надежности;
- создание резервов по текущим активам (по сомнительным долгам, запасам и т. п.);
- пересчет отложенных налоговых активов и обязательств;
- начисление дополнительных расходов, по каким-либо причинам не включенных в российскую отчетность, и др.
Формирование отчетности в соответствии с МСФО выполняется на основании отдельной оборотно-сальдовой ведомости, данные в которую переносятся на отчетную дату из оборотно-саль-довой ведомости по РСБУ (кроме проводок по внеоборотным активам и материально-производственным запасам) путем переноса проводок с помощью генератора отчетов. Таким образом, для составления основных форм финансовой отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках) по международным стандартам используются данные оборотно-сальдовой ведомости, сформированной
согласно МСФО. Баланс по национальным стандартам должен формироваться в рублях, а согласно МСФО — в иностранной валюте.
После формирования бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в соответствии с МСФО составляются отчет о движении денежных средств и отчет об изменениях в капитале. Для подготовки этих отчетов сначала выполняется перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а затем технические корректировки над трансформированными данными.
Например, для составления отчета о движении денежных средств перегруппировка выполняется по следующим разделам:
- «Денежные средства от операционной деятельности»;
- «Прирост / снижение денежных средств от изменений операционных активов и обязательств»;
- «Чистые денежные средства, полученные от (использованные в) инвестиционной деятельности»;
- «Чистые денежные средства, полученные от (использованные в) финансовой деятельности».
Примечания к формам отчетности автоматически не формируются, так как носят описательный (аналитический) характер, поэтому их следует создавать в табличном редакторе.
На заключительном этапе предполагается консолидация данных трансформационных таблиц разных компаний на базе программы «1С: Бухгалтерия» в соответствии с данными их
учета. Поэтому для автоматизации консолидации финансовой отчетности планируется создать дополнительный модуль к программному обеспечению «1С: Бухгалтерия». Основной функцией этого модуля будет возможность загрузки данных трансформационных таблиц из баз «1С: Бухгалтерия» всех предприятий в базу «1С: Бухгалтерия», предназначенную для консолидации.
Обобщая рассмотренные этапы методики, следует отметить, что автоматизированная система для подготовки отчетности в соответствии с МСФО должна быть настроена таким образом, чтобы выполнять функции, представленные в табл. 6.
Следует отметить, что организации, которые впервые в полном объеме составляют отчетность в соответствии с международными стандартами, должны руководствоваться МСФО (№Я5) 1 «Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые». Стандарт описывает не только требования к отчетности, но и возможности отступления в ряде случаев от международных стандартов, что позволяет упростить переход и сократить затраты на составление финансовой отчетности
Данная методика была успешно апробирована на предприятии ООО «Промсервис» Республики Башкортостан и рекомендована для применения на средних и малых предприятиях, которые приняли решение составлять отчетность в соответствии с международными стандартами в условиях автоматизации.
Таким образом, применение данной методики позволит средним предприятиям форми-
Таблица 6
Требования, предъявляемые к автоматизированной системе для подготовки отчетности в соответствии с МСФО
Функциональные требования Выполняемые функции
Ведение таблиц связей счетов и выполнение трансформации Простой и удобный для пользователя интерфейс таблиц связей. Наличие механизмов проверки внутренней сбалансированности, полноты и целостности данных. Ведение нескольких таблиц связей счетов
Выполнение операций Поддержка механизма проводок для выполнения сбалансированных сложных корректировок. Гибкие интерфейсы настройки шаблонов корректирующих проводок, в которых можно настроить корреспонденцию статей
Автоматизированный расчет суммы корректирующих проводок Автоматическое выполнение корректировки по настроенным шаблонам и выверенным алгоритмам расчета сумм проводок
Формирование расшифровок о движениях по статьям Плана счетов в соответствии с МСФО Трансформация на основе механизма проводок по различным статьям Плана счетов в соответствии с МСФО. Поддержка детализации значений статей для получения расшифровок
ровать финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами с использованием дополнительного модуля к программе «1С: Бухгалтерия 8» или выполнять функциональную настройку применяемой автоматизированной системы.
Список литературы
1. Банк С. В., Костина З. А. Адаптация отечественной системы бухгалтерского учета к требованиям МСФО // Аудитор. 2006. № 8. С. 12—17.
2. Берко И. А. Учет и отчетность по МСФО в 1С: Предприятии 8.0 в вопросах и ответах: практ. пособ. М.: 1С-Паблишинг. 2005. 218 с.
3. Бычкова С. М., Алдарова Т. М. Понятия достоверности и существенности в бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2007. № 1. С. 25—27.
4. Ковалев С. Г., Малькова Т. Н. Международные стандарты финансовой отчетности в
примерах и задачах. М.: Финансы и статистика. 2006. 296 с.
5. Костин С. МСФО для малых и средних предприятий // МСФО: практика применения. 2006. № 5. С. 14—18.
6. Кутер М. И. Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика. 2007. 592 с.
7. Петров А. Требования к программному продукту и выбор системы // МСФО: практика применения. 2006. № 1. С. 14—18.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
9. Федорова Г. В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. М.: Омега-Л, 2006. — 304 с.
10. Шуремов Е. Л., Умнова Э. А., Воропаева Т. В. Автоматизированные информационные системы бухгалтерского учета, анализа, аудита. М.: Перспектива, 2005. 363 с.