Научная статья на тему 'Использование автоматизироанных обучающих систем в организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в ведомственном вузе'

Использование автоматизироанных обучающих систем в организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в ведомственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могильниченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование автоматизироанных обучающих систем в организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в ведомственном вузе»

Использование автоматизироанных обучающих систем

в организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку в ведомственном вузе

С. В. Могильниченко,

ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Общепризнанно, что современная система образования вступила с появлением Интернета в новую фазу своего развития благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависит состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе.

Анализ научных исследований, посвященных применению компьютерных технологий в учебном процессе, показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, потенциал информационных технологий реализуется в учебном процессе еще недостаточно полно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов и методических рекомендаций по их эффективному применению [1].

В учебном процессе по иностранному языку эту задачу можно решить, используя современные методы и технологии обучения, например, при сочетании блочно-модульного и программированного обучения с активным использованием средств информационных технологий в качестве инструментария учебного процесса, но при обязательном активном участии преподавательского состава.

Так как целью иноязычной подготовки курсантов вузов МЧС России является не только формирование навыков и умений основных видов речевой деятельности, но и обучение их самостоятельной речевой деятельности в реальной деловой ситуации, то целью обучения становится формирование способности к адекватным речевым действиям на иностранном языке в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью. В связи с этим повышается роль самостоятельной работы курсантов, которая требует тщательной организации и управления, так как нагрузка по общим гуманитарным, естественно-математическим и профильным дисциплинам неуклонно возрастает.

Активное включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования и уровня владения иностранным языком [2]. К одному из возможных в этом направлении решений можно отнести интенсификацию процесса иноязычной подготовки в сочетании с ее индивидуализацией, которые реализуются на базе автоматизированных обучающих систем (АОС) и технологий обучения на их основе. Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы,

включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

Для эффективной самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы курсантов в компьютерных классах необходимы специальные материалы - программы различных уровней сложности по всем изучаемым темам, снабженные разного типа ключами для обеспечения самокоррекции.

Важно, чтобы обучаемый умел определить информативность, новизну, теоретическую и практическую значимость проблем, которые описываются в изучаемых текстах и статьях; формулировать свои собственные суждения и умозаключения на основе полученной информации, выявлять закономерности, т. е. творчески перерабатывать фактическую информацию, повышая тем самым профессионально значимые виды интеллектуальной активности.

Это ставит перед преподавателями задачу поиска новых методических приемов для развития самостоятельной деятельности курсантов при обучении их профессионально ориентированному опосредованному общению. Одной из задач обучения становится освоение курсантами процедур поисковой деятельности: видение и постановка проблемы, планирование и разработка действий, сбор и анализ фактов и доказательств, соотнесение данных и умозаключений, проверка гипотез, построение выводов и заключений [3].

К одному из возможных в этом направлении решений можно отнести интенсификацию процесса иноязычной подготовки в сочетании с ее индивидуализацией, которые реализуются на базе автоматизированных обучающих систем (АОС) и технологий обучения на их основе. Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой программно-технические комплексы, включающие в себя методическую, учебную и организационную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий [4].

Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих компьютерных технологий.

Учебный процесс по иностранному языку включает в себя совместную творческую деятельность обучающего и обучаемого. Для педагога она заключается в возможности подбора достаточной совокупности профессионально ориентированных текстов, что дает возможность разработки индивидуальных программ на основе АОС с учетом уровней сложности для каждого курсанта. Автоматическая работа по формированию дидактического материала (учебный материал по новой теме и тексты разного уровня) принадлежит АОС. В результате использования данной модели организации учебной деятельности курсанты овладевают навыками

самостоятельной работы; осуществляется индивидуализация и дифференциация по темпу и последовательности презентации учебного материала; обеспечивается оптимальная возможность усвоения программного материала.

Автоматизированная обучающая система «Арктур», созданная для поддержания сконструированного учебного процесса самостоятельной деятельности обучаемых при изучении иностранных языков военных учебных заведениях, может успешно применяться в институтах МЧС России. Степень автоматизации подготовительных этапов на 50-75 % делает данную АОС полезной для курсантов, имеющих знания компьютера в объеме подготовленного пользователя. Следует учесть, что современный контингент обучаемых приобретает навыки работы с персональным компьютером уже в средних школах, что снимает проблему ограничения на специальную подготовку пользователя при его работе с АОС «Арктур».

Компьютерные обучающие программы, используемые для организации самостоятельной работы курсантов, предъявляют им задания тренирующих упражнений, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснения типовых ошибок, предъявления соответствующего теоретического материала. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс по иностранному языку создает реальные возможности повышения эффективности самостоятельной работы курсантов, что, по нашему мнению, ведет к повышению качества образования на всех его этапах.

Библиографический список

1. Частная методика преподавания иностранных языков в СПбИПБ МВД РФ: Научно-методическое пособие / Кольцова 0. Н., Малашева А. И., Александрова Т. е., Голованова Г. А. — СПб.: СПбИПБ МВД РФ, 1997.

2. Смольянинова И. А. Информационные и коммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства для формирования иноязычной компетенции / И. А. Смольянинова // Информационные технологии в образовании: Сб. тр. - В 6-ти частях. - Ч.3. - М.: МИФИ, 2001. — С. 81-83.

3. Могильниченко С. В. Компьютерные технологии - путь к индивидуализации обучения английскому языку в средних специальных учебных заведениях / С. В. Могильниченко // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Лингв. и межкультурная коммуник. - 2007. — № 2 (ч.1). - С. 114-116.

4. Склярова О. Н., Петросян Я. В., Гладких В. В. Автоматизированная обучающая система подготовки курсантов по иностранным языкам в военных неязыковых вуза// Применение средств вычислительной техники в учебном процессе: Материалы межвуз. метод. семинара. - Воронеж: ВВАИИ, 2002. - 78с. - С.69-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.