Научная статья на тему 'Использование аудита в системе противодействия теневой экономике'

Использование аудита в системе противодействия теневой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НЕЛЕГАЛЬНО ПОЛУЧЕННЫЕ СРЕДСТВА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИТА / SHADOW ECONOMY / ILLEGALLY OBTAINED FUNDS / LEGALIZATION OF INCOME / USE OF AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмелев С. А., Орлова Е. А.

Раскрыты особенности российских условий легализация преступных доходов и использование аудита в системе противодействия теневой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF AUDIT IN THE OPPOSITION SHADOW ECONOMY

The features of Russian money laundering conditions and the use of audit in the opposition shadow economy.

Текст научной работы на тему «Использование аудита в системе противодействия теневой экономике»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИТА В СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.А. Хмелев,

Начальник межрегионального оперативно-розыскного отдела ГУ МВД по Приволжскому федеральному округу,

доктор экономических наук Е.А. Орлова,

доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Государственного университета управления,

кандидат экономических наук E-mail: [email protected] Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

Аннотация, Раскрыты особенности российских условий легализация преступных доходов и использование аудита в системе противодействия теневой экономике.

Ключевые слова: теневая экономика, нелегально полученные средства, легализация доходов, использование аудита

THE USE OF AUDIT IN THE OPPOSITION SHADOW ECONOMY

S.A. Khmelev,

Head of Inter-Regional Operational Investigative Department of the MOI in the Volga Federal District, Doctor of Economic Sciences

E.A. Orlova,

assistant professor of accounting, analysis and audit of the State University of Management, PhD

Abstract. The features of Russian money laundering conditions and the use of audit in the opposition shadow economy.

Keywords: shadow economy, illegally obtained funds, the legalization of income, use of audit

Спецификой современного развития экономики России является параллельное присутствие в легальной экономике, так называемой теневой экономики. По оценкам экспертов объем теневой экономики существенен. Теневой экономике свойственен набор механизмов соответствующий официальной хозяйственной системе: правила ценообразования, договорные отношения и прочее. Основной задачей государственного уровня является разработка механизмов противодействия отмыванию доходов.

Для определения сущности теневой экономики существуют теоретический и операциональный подходы. При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследовате-

лей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Операциональный подход свойственен зарубежным странам в силу специфики развития этих стран. Особенностью вышеобозначенного подхода является то, что он применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики. [3]

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Таблица 1

Методологические подходы к понятии «теневая экономика»

№ п/п Название подхода Сущность подхода

1. Экономический подход Изучает влияние теневой экономики на эффективность экономической политики, распределение и использование экономических ресурсов, разработку надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте: • на уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем). • на макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы. • на микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки. • институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

2. Социологический подход Рассматривает теневую экономику с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

3. Кибернетический подход Теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

4. Правовой подход Теневая экономика рассматривается как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения, основное внимание обращено на исследование общественно- опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

В международном праве определение легализации (отмывания) доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией (отмыванием) доходов от преступной деятельности понимаются:

• конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

• сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлин-

ных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

• приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

• участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.

Венская Конвенция ООН 1988 г. признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности

привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику. [13]

Основным нормативным документом в области борьбы с легализацией в РФ является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года, № 115-ФЗ. В Федеральном Законе РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем понимают придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Легализация или отмывание — сокрытие истинного источника доходов, подмена реальных сделок формальными, искажение экономического смысла, при этом на начальном этапе происходит подделывание документов, использование документов третьих лиц и многое другие. В условиях глобализации для отмывания денег часто используются офшоры — страны со специальными налоговыми режимами и налоговыми льготами, в банковских системах которых обеспечивается анонимность и конфиденциальность бенефициаров.

Основным нормативным документом в области борьбы с легализацией в РФ является Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года, № 115-ФЗ. Так же такие нормативно-законодательные акты как:

• Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3;

• Федеральный закон от 25.12.2012 N 249-ФЗ «О ратификации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза»;

• Федеральный закон от 08.11.2011 N 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 г. № 82 «Об утверждении положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»; Постановление Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»; Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Приказ Минфина РФ от 31.12.2008 N 156н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы страхового надзора по исполнению государственной функции осуществления контроля и надзора за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.05.2009 N 1388б);

Приказ Минфина РФ от 21.06.2005 N 76н «Об утверждении Положения о порядке осуществления органами федерального пробирного надзора контроля за исполнением организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Приказ Минфина РФ от 18.08.2003 N 75н

«Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.09.2003 N 5098); Приказ Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245 (ред. от 25.12.2012) «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2010 N 16330) Приказ Росфинмониторинга от 06.06.2012 N 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2012 N 24771); Приказ Росфинмониторинга от 08.12.2009 N 336 «О Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.01.2010 N 16102);

Приказ Росфинмониторинга от 23.04.2012 N 135 «О внесении изменений в Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-

нансированию терроризма», утвержденную приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 5 октября 2009 года N 245» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2012 N 24414).

В российских условиях легализация преступных доходов ведет к: сокрытию доходов, полученных незаконным путем; уклонению от уплаты налогов, что в целом ведет к недополучению денежных ресурсов в бюджет страны и подрыву ее экономической безопасности. [13]

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес.

Одной из наиболее действенных процедур борьбы с легализацией является финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Наиболее существенными методом финансового контроля на уровне предприятия является внутрихозяйственный контроль и независимый финансовый контроль.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) — осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Внутренний контроль за деятельностью предприятий осуществляют также ревизионные комиссии, а в случаях, если они не предусмотрены уставом предприятия, то в нем должно быть оговорено, кто из работников предприятия, каким образом и в какие сроки проводит текущую и внеочередную проверку деятельности предприятия. Ревизионная комиссия реализует свои полномочия согласно уставу и является его органом.

Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям

Таблица 2

№ п/п Вид финансового контроля Сущность

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль

1. Государственный финансовый контроль Осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

2. Муниципальный финансовый контроль Осуществляют органы местного самоуправления. Включает осуществление муниципального финансового контроль при: утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов, управлении объектами муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, решении иных вопросов местного значения.

3. Внутриведомственный финансовый контроль Осуществляют министерства, комитеты, в другие органы исполнительной власти. В общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями. Включает: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

4. Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) Осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Включает: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

5. Независимый финансовый контроль Осуществляется аудиторами (аудиторскими организациями). Включает независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

В зависимости от времени проведения финансового контроля

6. Предварительный финансовый контроль Осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных ресурсов. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях. Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций наиболее системно осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека или платежного поручения и т.п.).

7. Текущий финансовый контроль С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он осуществляется руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями. Вне хозяйства текущий контроль проводится контролирующими органами общественных организаций специализированными инспекциями некоторых ведомств.

9. Последующий финансовый контроль Осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и

соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. В рамках борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, аудитор, выполняя аудиторские процедуры по проверке бухгалтерской финансовой

Таблица 3

Направления проверки аудитора при выявлении операций связанных с легализацией

№ п/п Направления проверки Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации

1. Проверка выписок по счетам, через которые ведутся международные расчеты Если клиентом-резидентом была возвращена сумма, ранее уплаченного аванса нерезиденту по договору поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случаях, когда операция резидента с нерезидентом носит разовый характер (не повторяется по меньшей мере в течение шести месяцев) и (или) не связана с основной деятельностью клиента (на основании данных об основной деятельности клиента, имеющихся у кредитной организации).

Если была произведена уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) за неисполнение договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или за нарушение условий договора, если размер неустойки превышает десять процентов от суммы не поставленных товаров (невыполненных работ, не оказанных услуг), то данная операция будет классифицирована как необычная.

Если клиентом были использованы международные формы расчетов, не соответствующие характеру его деятельности (на основании данных об основной деятельности клиента, имеющихся в распоряжении кредитной организации).

2. Проверка первичных документов и учетных регистров по сделкам, вызывающих подозрение При срочных сделках или использовании других производных финансовых инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатом чего является постоянный доход или постоянный убыток клиента.

При разовой продаже (покупке) клиентом большого пакета не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что клиент не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и ценные бумаги не передаются клиенту в погашение просроченной задолженности контрагента перед клиентом.

При осуществлении операций, при которых один и тот же финансовый инструмент многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной.

При регулярных операциях по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

При одновременном выставлении клиентом поручений на покупку и продажу ценных бумаг и других финансовых инструментов по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.

3. Проверка правильности расчета и уплаты налога на прибыль и НДС При непредставлении организацией декларации по налогу на прибыль или НДС (либо представление «нулевых» деклараций) при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций о продаже ею транспортных средств.

При регулярном представлении организацией декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше трех раз в течение года по одному налогу), а также значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога.

При уменьшении налоговой нагрузки компании на фоне роста выручки.

При проведении финансово-хозяйственных операций, не характерных для зарегистрированных видов деятельности.

При значительном превышении суммы займов и кредитов суммы выручки.

4. Проверка первичных документов по сделкам, вызывающих подозрение Если получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) является нерезидент, не являющийся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Если в договоре предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим.

Если оформление на разные наименования товарных позиций товарораспорядительных документов, грузовых таможенных деклараций и внешнеэкономических договоров, по которым в кредитной организации оформлены паспорта экспортных (импортных) сделок, различаются в товарораспорядительных документах и внешнеэкономических договорах (контрактах).

Если товарораспорядительные документы по внешнеэкономическим договорам, по которым оформлены паспорта экспортных (импортных) сделок, не содержат четкого, со ссылкой на ТН ВЭД описания товаров, являющихся предметом внешнеэкономических контрактов.

отчетности, должен изучить правила внутреннего контроля организации, а так же проверки их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля должны включать:

• порядок документального фиксирования необходимой информации;

• порядок обеспечения конфиденциальности информации;

• квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

• критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

При обнаружении каких-либо операций, вызывающих подозрение о том, что они осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, аудитору необходимо проверить определил ли сотрудник организации данную операцию как необычную, составил ли сообщение — документ, содержащий сведения об операции (сделке). В соответствии с требованиями законодательства сообщение о необычной сделке передается специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, и программ его осуществления или иным должностным лицам, уполномоченным кредитной организацией и являющимся сотрудниками структурных подразделений кредитной организации.

При наличии оснований отнесения операции клиента к операциям, подлежащим обязательному контролю, уполномоченный сотрудник принимает окончательное решение о признании операции клиента операцией, подлежащей обязательному контролю, и представлении сведений о ней в уполномоченный орган. При выявлении необычных сделок уполномоченный сотрудник принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента и его операции (сделки). [14]

В настоящее время культура ведения предпринимательской деятельности начинает меняться в сторону прозрачности и достоверности как во взаимоотношениях между контрагентами, так в отношениях предпринимателей и государства. Предприниматели стали более грамотными и осмотрительными в вопросах выбора контрагентов. Четко прослеживается современная тенденция: от того, как организация ведет учет, составляет бухгалтерскую финансовую отчетность, исчисляет и уплачивает налоги, зависит успешность взаимоотношений с партнерами по бизнесу и финансовая уверенность в будущем.

Литература

1. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. — Том 1. — М.: Научный эксперт, 2008. — 464 с.

2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. — Том 2. — М.: Научный эксперт, 2009. — 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Котов К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика, N 6, 2010 .

4. Орлова Е.А., Суглобов А.Е. Этапы и значение стандартизации в системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 34 (184). С. 39-50.

5. Орлова Е.А., Суглобов А.Е. Особенности контроля за эффективным использованием основных средств в государственных образовательных учреждениях // Вестник университета (Государственный университет управления). 2007. № 3.(21). С. 36-46.

6. Суглобов А.Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгалтерский учет. 2004, № 4.С. 3-7.

7. Суглобов А.Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. 2006, № 3.С. 18-20.

8. Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. — М.: Экономист, 2005, 2007. — 256 с.

9. Суглобов А.Е., Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудиторской деятельности: Учебник. — М.: Экономист, 2008. — 394 с.

10. Суглобов А.Е. Использование аудита в борьбе с коррупцией в социальной сфере // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 15. С. 12-16.

11. Хмелев С. А., Суглобов А. Е. Методические аспекты экологического учета и аудита в целях обеспечения экономической безопасности предприятий промышленности // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. — 2011. — № 3 (17). — С. 95-101.

12. Эриашвили Н.Д. Экономика и право. Теневая экономика : учебник / Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 448 с.

13. http://newasp.omskreg.ru/bekryash/sitemap. Ытъ — электронный учебник по учебному курсу «Теневая экономика и экономическая преступность»

14. http://www.rbsys.ru — Аудит необычных сделок. На что важно обратить внимание аудитору во время проверки наличия у кредитной организации необычных сделок статья с официального сайта развития бизнес-систем;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.