- не всегда страховой случай соответствует принципу случайности и непреднамеренности;
- дефицит компетентных оценщиков;
- отсутствие общих правил страхования антиквариата.
Однако ежегодный прирост спроса на рынке страхования антиквариата в России в среднем составляет около 10%. Население медленно, но верно учится покупать страховые полисы по страхованию предметов роскоши и антиквариата.
Литература
1. Плакунов К.А., Никулина Н.Н. Роль андеррайтеров и продавцов в бизнес-процессе продаж страховых продуктов // Страховое дело. 2010. № 5.
2. Страхование / Щербаков В.А. и др. М.: КНОРУС, 2010.
УДК 368
МЕСТО И РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
POSITION AND ROLE OF INTERNAL CONTROL IN INSURANCE COMPANY FINANCIAL RISKS MANAGEMENT SYSTEM
Бобылев Дмитрий Владимирович, аспирант, [email protected].
ФГБОУ ВПО «Российского государственного университета туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассматривается взаимосвязь внутреннего аудита, внутреннего контроля, системы экономической безопасности в страховой организации в целях эффективного управления финансовыми рисками и обеспечения финансовой безопасности страховой организации.
Ключевые слова: страхование, внутренний контроль, легализация денежных средств, экономическая безопасность.
The article concerns the interrelation among internal audit, internal control and economic security system in an insurance company aimed at financial risks efficient management and insurance company’s financial security provision.
Key words: insurance, internal control, fund legalization, economic security.
До недавнего времени внутреннему контролю в страховой организации не уделялось должного внимания. Нужно отметить, что до сих пор четко не определено место внутреннего контроля в системе управления финансовыми рисками страховой
организации. Более того, не вполне понятно, что понимать под внутренним контролем и что включать в систему внутреннего контроля страховой организации. При этом система внутреннего контроля является тем ключевым звеном, которое должно повысить эффективность контрольных процедур в рамках приоритетных направлений Стратегии развития страховой деятельности в РФ на период до 2013 года, к числу которых относится выработка единых правил и стандартов введения в страховых организациях служб внутреннего контроля.
Внутренний контроль страховой организации тесным образом связан с внутренним аудитом и страховым менеджментом. Безусловно, внутренний аудит является составной частью системы внутреннего контроля страховой деятельности. Вместе с тем функции внутреннего контроля зачастую отождествляются с функциями внутреннего аудита. Например, руководитель службы внутреннего аудита ОАО СК «Ростра» наряду с разработкой локальных нормативных (регламентирующих) документов, подбором персонала, планированием деятельности, проведением аудиторских проверок, написанием и согласованием предписаний нескольких аудиторских групп по результатам аудитов, разработкой рекомендаций по исправлению выявленных нарушений занимается также выстраиванием системы внутреннего контроля и бизнес-процессов страховой
организации, системы контроля исполнения предписаний. В обязанности начальника управления внутреннего контроля ЗАО СГ «Уралсиб» вменено проведение комплексных и тематических аудиторских проверок страховых организаций, входящих в структуру корпорации, и их филиалов, планирование и организация проверок. Кроме того, он осуществляет руководство проверками и контроль качества проведенных проверок,
готовит предписания по результатам проверок, проводит контроль исполнения
предписаний. В некоторых страховых организациях функции внутреннего контроля и
аудита объедены в единую службу. Так, ведущий специалист управления внутреннего контроля и аудита ОСАО «Россия» осуществляет аудит деятельности компании и ее филиалов, занимается подготовкой предписаний по результатам аудиторских проверок, согласованием внутренних документов, типовых форм и правил страхования.
Более того, роль внутреннего контроля во многих случаях сводится, можно сказать, к поддержке внешнего аудита. Система внутреннего контроля - это совокупность методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в целях выявления, исправления и предотвращения существенных ошибок и искажений в учетной информации, что способствует повышению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности [5].
Таким образом, на данном этапе развития страхования понятия «внутренний аудит» и «внутренний контроль» страховых организаций являются тождественными. В страховых организациях образованы службы внутреннего аудита или управления внутреннего контроля, функции которых пересекаются или полностью совпадают.
Вместе с тем в последнее время усилилось внимание к службе внутреннего контроля в связи с принятием Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма» и распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. № 983-р «Об утверждении рекомендаций по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1].
В соответствии с данными документами внутренний контроль - это деятельность, осуществляемая страховщиком (его органами управления, подразделениями и работниками) и направленная на достижение целей, которые обеспечивали бы не только эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности страховщика, эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственным капиталом, страховыми и иными обязательствами, эффективность управления рисками страховщика, но и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1].
Исследование взаимосвязи между внутренним аудитом, системой внутреннего контроля и службой экономической безопасности страховых организаций дает основание предположить следующее.
Система внутреннего контроля страховых организаций не должна замыкаться только на проведении внутреннего аудита, осуществлении страхового менеджмента, проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Она должна также осуществлять деятельность, обеспечивающую безопасность информации страховой организации. Но главное, она должна включать подразделение, обеспечивающее организацию работы по противодействию легализации доходов. В связи с этим основной целью функционирования системы внутреннего контроля является создание условий осуществления операций с денежными средствами, максимально сокращающих возможность использования механизмов страхования и перестрахования в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Основной задачей функционирования системы внутреннего контроля является своевременное выявление и фиксация признаков операций с денежными
средствами, свидетельствующих о возможной подготовке и проведении операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [1].
Также представляется целесообразным расширить функции внутреннего контроля и не связывать его только с контролем в целях противодействия легализации доходов. Сфера страхования отличается разнообразием экономических и финансовых правонарушений, осуществляемых в интересах страхователей, страховых посредников и страховых организаций в лице руководителей. Например, страховая организация сама может участвовать в легализации денежных средств, но, с другой стороны, страховую организацию могут использовать как площадку для легализации денежных средств. Поэтому целесообразно ставить вопрос о создании системы внутреннего контроля, который бы охватывал также и контроль в целях предотвращения мошенничества, ухода от налогов, перевода капиталов за рубеж. Поэтому целесообразно распространить сферу внутреннего контроля и на эти виды правонарушений.
Кроме того, правонарушения в сфере страхования могут осуществляться в интересах страхователей, страховых посредников и страховых организаций (в лице руководителей всех уровней). Поэтому при формировании системы внутреннего контроля необходимо учитывать специфику профессиональной деятельности финансового посредника и руководителей страховой организации, а также учитывать особенности деятельности страховой организации.
Система внутреннего контроля должна также сосредоточить свое внимание на контроле за формированием и размещением как собственных средств страховых организаций, так и средств страховых резервов, тем более что для увеличения уровня капитализации страховой отрасли страховым организациям разрешено использовать субординированные займы в размере, не превышающем одной четвертой величины собственного капитала страховой организации сроком не менее 5 лет без права истребования их займодавцем до истечения указанного срока.
Формирование системы внутреннего контроля значительно усиливает роль службы безопасности, которая в той или иной форме уже создана во многих страховых организациях. В настоящее время служба безопасности (СБ) страховой компании представляет собой отдельное структурное подразделение, основными задачами которого являются:
- взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными органами и соответствующими службами безопасности;
- проведение мероприятий в целях выявления, предупреждения и пресечения различного рода правонарушений;
- разработка методических материалов по вопросам финансово-экономической безопасности и защиты конфиденциальной информации;
- сбор, накопление, анализ и автоматизированный учет информации по вопросам обеспечения комплексной безопасности подразделений и филиалов страховой компании;
- подготовка обобщенных данных и заключений по проблемам безопасности.
Основными направлениями работы такого подразделения являются.
1. Предотвращение и выявление фактов хищений денежных средств и имущества страховой организации, совершаемых путем неправомерных действий страхователей, страховых агентов, злоупотреблений персонала страховой организации.
2. Защита законных интересов страховой организации от неправомерных действий государственных органов, недобросовестных конкурентов.
3. Обеспечение экономико-правового сопровождения деятельности страховой организации, направленной на сохранение и расширение имеющегося страхового поля; анализ и принятие страховых рисков (андеррайтинг); урегулирование страховых претензий; выбор партнеров; подбор персонала.
Примерная структура службы безопасности страховой организации может быть представлена следующим образом (рисунок 1) [2].
Таким образом, основным содержанием деятельности службы безопасности является систематическая информационно-аналитическая работа, которая осуществляется сотрудниками оперативно-аналитического отдела (ОАО), занимающимися получением различного рода информации для принятия необходимых решений, обработкой полученной информации путем обобщения, классификации, анализа, организации хранения и выдачи данных.
В связи с этим представляется целесообразным ввести службу внутреннего контроля в состав подразделения по экономической безопасности страховой организации, поскольку данную службу предполагается наделить правами проведения проверок всех направлений деятельности страховщика, включая деятельность отдельных структурных подразделений или работников.
Сотрудники службы внутреннего контроля смогут получать все материалы, необходимые для проверок, и входить в любые помещения страховщика и его подразделений. Они будут вправе давать временные указания о проведении операций,
сделок, в том числе об их приостановлении, для проверки информации о клиенте или операции. Помимо этого специалисты внутреннего контроля будут оценивать законность, экономическую целесообразность и эффективность совершаемых и предполагаемых операций страховой компании. Также они будут давать заключения на проекты внутренних документов, анализировать причины выявленных нарушений и недостатков и рекомендовать меры по их предупреждению в будущем.
Рисунок 1 - Структура службы безопасности страховой организации
Если рассматривать зарубежный опыт в отношении организации системы внутреннего контроля, то следует упомянуть о системе «Комплаенс», которая в России пока еще малоизвестна и не регулируется специальным законодательством. В ряде страховых организаций она уже успешно действует. Это касается, прежде всего, тех
страховых организаций, которые имеют высокую долю участия иностранного капитала в структуре собственного капитала страховой организации.
Система «Комплаенс» направлена на защиту акционеров, руководителей и работников от неосознанных нарушений норм действующего законодательства, обычаев делового оборота (сложившихся в компании), а также внутренних закрепленных принципов ведения бизнеса.
Например, система «Комплаенс» в ОАО СК «РОСНО» состоит из нескольких направлений, каждое из которых регулируется внутренними нормативными документами: антикоррупционная политика (AntiCorruption), политика противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Anti-money-laundering), политика по противодействию внутреннему мошенничеству (Anti-Fraud), регламент управления конфликтом интересов (Confict of Interests). Управление системой «Комплаенс» осуществляется централизованно департаментом внутреннего контроля и координации корпоративных и регуляторных процедур (Compliance), который функционирует в составе центра корпоративного управления ОАО СК «РОСНО».
Таким образом, можно учесть зарубежный опыт в отношении организации системы защиты от внутренних рисков, но при этом нельзя игнорировать и внешние риски, связанные с мошенническими операциями со стороны страхователей, что является особенно актуальным применительно к российской действительности.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. № 983-р «Об утверждении рекомендаций по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Алгазин А.И. Страховое мошенничество и методы борьбы с ним. М.: Дело,
2003.
3. Бурцев В. Принципы внутреннего аудита страховых компаний // Фин. менеджмент. 2008. № 3.
4. Газиян С. Аудит системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ // Бухгалтерия и банки. 2009. № 3.
5. Никулина Н.Н., Березина С.В. Организация и планирование аудита в страховых организациях // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. № 3.
6. Тысячникова Н.А. Системный подход к реализации комплаенс-функции // Внутренний контроль в кредитной организации. 2010. № 2.
7. Тосунян Г.А. О необходимости разработки типовых правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ // Бухгалтерия и банки. 2008. № 2.
УДК 379.85 (075.8)
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ В СФЕРЕ ТУРИЗМА
PROBLEMS OF INSURANCE PROTECTION IN TOURISM
Макеева Дина Рафиковна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга, [email protected],
Хайлова Светлана Константиновна, аспирант,
Институт сервиса
(филиал) ФГБО УВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
В статье рассмотрены применяемые в настоящий момент виды страхования рисков туристов и туристских предприятий, а также основные проблемы в сфере туризма, связанные со страхованием, и предложены возможные варианты решения данных проблем.
Ключевые слова: туризм, страхование.
Annotation: the article deals with the currently used kinds of insurance in tourism. The article considers kinds of tourist’s risk insurance and tourist companies ’ risk insurance in detail. The article describes the main problems emerging nowadays in tourism sphere that are connected with insurance. Some possible ways of solving these problems are offered.
Key words: tourism, insurance
С развитием отдельных секторов экономики, науки и техники все больше возрастает необходимость в создании определённых защитных механизмов для различных жизненных ситуаций. Иногда в качестве таких защитных механизмов могут выступать какие-то конкретные физические предметы, например, бронежилет, защищающий от пуль, или оконное стекло, защищающее от ветра. Однако данные механизмы не всегда выдерживают нагрузки и не могут компенсировать ряд потерь из-за своего несовершенства. Для этого уже давно было придумано страхование, одной из задач которого является защита от различных рисков физических и юридических лиц в случае возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций.
С тех пор как границы многих стран открылись для путешественников, а во всем мире стал активно развиваться туризм, все большее число участников туристического