общепедагогический, проникающий. Философская основа: гуманистическая. Методологический подход: системный, природосообразный, парадигма саморазвития. Ведущие факторы развития: психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная плюс развивающая. Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера знаний плюс сфера умственных действий. Характер содержания: обучающе-воспитательный, свет-
ский, общеобразовательный, гуманистический. Вид социально-педагогической деятельности: обучающая (дидактическая) плюс развивающая. По типу управления учебновоспитательным процессом - современное традиционное обучение плюс самоуправление (самоорганизация, саморегулирование). Преобладающие методы: развивающие плюс саморазвитие. По организационным формам - лекционно-семинарские занятия плюс альтернативные формы. По преобладанию средств - действенно-практические. По подходу к обучаемому и ориентации педагогического воздействия - субъект-субъектные (сотрудничество) плюс самовоспитание и самообразование. По направлению модернизации и отношению к традиционной образовательной системе - на основе гуманизации и демократизации отношений. По категории объектов педагогического воздействия - продвинутое образование.
Таким образом, предлагаемая нами система активизации познавательной самостоятельности обучающихся в образовательном процессе нацелена на достижение новой главной функции образования - формирование самосовершенствующегося человека.
литература
1. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский. Псков, 1996. 168 с.
2. Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики / Ф.Ф. Королев. М.: Педагогика, 1968. 249 с.
3. Саркисян С.А. Прогнозирование развития больших систем / С.А. Саркисян, Л.В. Голованов. М.: Статистика, 1975. 192 с.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. М.: НИИ шк. технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
5. Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 160 с.
6. Петунин О.В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников
в процессе углубленного изучения естественнонаучных дисциплин: монография / О.В. Петунин. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 124 с.
The system of activization of cognitive independence students in educational process
The system of activization of cognitive independence of students in educational process is offered.
The components of mentioned system are studied, and the stages of activization of this trait of character of the student, the conditions of resultant functioning of the system. Its classification characteristic is also given.
Key words: cognitive independence, activization, the system of activization of cognitive independence.
о.а. МЕпиптНикояА
(Волгоград)
использование ассоциативной методики обучения для анализа ценностной ориентации учащихся средней школы
Рассматривается процесс формирования культурных ориентиров и нравственных ценностей у обучающихся на основе применения ассоциативного метода обучения. Показаны преимущества данного метода, его возможности в оценке состояния и динамики социокультурного развития личности, в выявлении ценностной ориентации подростка для направленного воспитательного воздействия на формирующуюся личность.
Ключевые слова: ассоциативные связи, динамика социокультурного развития личности, интегральная оценка личности, социокультурный аспект, ценностная ориентация.
А.Н. Леонтьев отмечал, что в русской педагогической мысли «образование и воспитание всегда рассматривались как процессы, не только дающие ребенку знания, но и формирующие направленность его личности, его отношение к действительности» [2]. Чтобы человек в полную силу овладевал знаниями и использовал их в
© Мелишникова О.А., 2009
повседневной жизни, сегодня ему необходимы сильные эмоциональные и высокие нравственные побуждения. А они невозможны без достаточно высокой личностной культуры.
Художественное (эстетическое) воспитание, в частности, такие предметы, как литература и мировая художественная культура являются одними из важнейших средств для того, чтобы сделать школу источником не только знаний и умений, но и источником нравственных побуждений учащихся. Никакие современные технологии, никакие инновации в обучении не могут дать нужного обществу результата, если школой будут утеряны культурные ориентиры и нравственные ценности. А современная школа явно нуждается в активизации культурного потенциала. Критерием оценки воспитанности школьников может быть, прежде всего, «воспитанное положительное отношение к наивысшим ценностям жизни как основаниям индивидуальной, личностной жизни» [8]. Спектр понятий, входящих в систему ценностей, достаточно широк. Это, прежде всего, отношение к человеку как наивысшей ценности, к природе, обществу, культуре вообще, к таким основополагающим понятиям, как «добро», «истина», «красота»; к общественным ценностям - свободе, равенству, братству людей, справедливости, совести, счастью; к человеческой деятельности, труду, познанию, семье, общению, игре и т.д. Это и воспитание таких черт, как патриотизм, гражданственность, ответственность, гуманность, доброта, отзывчивость, толерантность.
Существует ряд методик, позволяющих оценить уровень воспитанности школьников, их отношение к человеческим ценностям. основным методом является повседневное наблюдение за детьми, за их поведением, учебой, речью, играми и т.д. Для учителя это главный источник информации о воспитанности детей и побуждение к педагогическому воздействию. что касается специальных тестов для определения уровня воспитанности, то многие педагоги относятся к ним отрицательно в силу их искусственного характера и не всегда доказуемой достоверности. Мы предлагаем методику определения состояния и динамики воспитанности школьников, основанную на использовании ассоциативного метода (далее АМ) обучения на уроках литературы [4; 5]. Сущность АМ состоит в том, что
при изучении конкретного литературного произведения учащимся предлагается ряд вопросов для установления ассоциативных связей между событиями и героями данного произведения с другими явлениями культуры и жизни - литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей и современностью. Затем учитель проводит анализ и оценку письменных ответов учащихся, их сопоставление, сравнение, обсуждение и т.п. Разработанная нами система оценки ассоциативных ответов учащихся позволяет наряду с уровнем его знаний выявить некоторые свойства личности учащегося, такие как направленность мышления, уровень ассоциативности, творческий потенциал, самостоятельность и т.д. Но это всего лишь один из аспектов оценки, устанавливающий внешние, объективные свойства личности. Как известно, этих свойств недостаточно для интегральной оценки [1 - 6; 8]. Системообразующим фактором личности как элемента социума являются, прежде всего, человеческие ценности. Именно система ценностей составляет ядро культуры, и только она делает человека составной частью социума, его субъектом. Образование по своему содержанию и цели есть процесс социализации личности, освоения ценностей культуры. В связи с этим возникает проблема организации педагогического процесса в атмосфере доверия, свободы, эмоционального приятия, сотрудничества, поиска таких форм обучения, которые бы без «давления» учителя на учеников прививали им знания, умения, навыки и нормы социального поведения.
Разработанный и используемый нами АМ содержит в себе ряд социокультурных аспектов, необходимых для становления полноценной личности. Систематически анализируя ассоциативные ответы учащихся, учитель имеет возможность оценить состояние и динамику социокультурного развития личности, выявить ценностную ориентацию. Именно эта информация имеет для учителя главное значение для направленного воспитательного воздействия на учащегося. Использование АМ дает возможность оценить следующие свойства личности учащегося: 1) нравственные установки (выбор учеником ассоциативного образа (героя, персонажа, события, факта, действия, поступка) сам по себе является актом оценки его значимости; обосновывая свой выбор, уче-
ник неизбежно дает оценку тем характеристикам и свойствам объекта, которые соответствуют его собственным моральным и нравственным критериям); 2) историческое мышление (установление ассоциативной связи во времени позволяет судить, насколько сформировано у ученика, как он понимает и воспринимает непрерывность исторического развития, связь событий (их причин и следствий), описываемых в литературном произведении, с современностью); 3) уровень сформирован-ности таких понятий и чувств, как патриотизм, гражданственность, преемственность поколений, сохранение жизненно важных национальных традиций; 4) уровень и характер приобщения ученика к национальной и мировой культуре (литературе, живописи, музыке и т.д.); 5) уровень и характер освоения и понимания современного окружающего мира, роли государства, религии, идеологии, политики и жизнеустройства; 6) отношение к обществу, микросреде (семье, коллективу), правилам поведения в обществе, нравственным нормам жизни социума; к окружающей среде, к природе; 7) отношение к самому себе как личности, оценка своих сил, знаний и творческих возможностей. Использование АМ при изучении литературы превращает объекты изучения (образы, идеи, события) в объекты, подлежащие осмыслению и самоопределению по отношению к ним - в соответствии с концепцией продуктивного обучения А.В. Хуторского [7].
Учитель с помощью АМ создает творческую атмосферу на уроках литературы, дает возможность ученику самому оценить свой духовный потенциал (что могу? что знаю? о чем думаю?), сравнить его с потенциалом других. Это повышает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое мышление подростка, его способность принимать собственные решения. В процессе поиска ассоциаций ученик невольно проецирует свое видение мира на мир литературных героев, мир этих героев - на современность; самого себя - на прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, анализ ответов учащихся при использовании АМ позволяет учителю выявить весь спектр социокультурных аспектов в сознании школьников и направить их развитие в нужном направлении. И здесь важную роль играет личность самого учителя - как с профессиональной, так и с нравственной стороны. Учитель анализирует конкретные ассоциа-
тивные ответы учащихся, в которых проявляются их личностные качества.
нравственные установки. Отвечая на вопросы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», учащиеся оценивают поступок Раскольникова по-разному: от полного неприятия («Нельзя лишать жизни человека, какая бы цель при этом ни преследовалась»; «Никакого “права” убивать старуху-процентщицу и ее сестру Раскольников не имел. Нет такого “права”!) до полного или хотя бы частичного оправдания главного героя («Старуху-процентщицу, может быть, и стоило убить во имя великих целей, но ее сестру Лизавету - нельзя»). Следует отметить, что роман Ф.М. Достоевского в аспекте нравственности вызывает у школьников самый активный интерес и широкий спектр ассоциаций, в целом сводящихся к интуитивному неприятию насилия и деления людей на «низших» и «высших», «право имеющих». Нравственные оценки характеров героев и их поступков четко просматриваются также в ассоциативных ответах учащихся по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Здесь центральное место занимают образ Воланда (Воланд - Демон - Мефистофель) и его непривычное «амплуа».
Историческое мышление, связь событий, связь с современностью. Исторические события, отраженные в литературе, одни учащиеся воспринимают как фон, другие устанавливают исторические связи между прошлым, настоящим и будущим. Роман «Тихий Дон» в ответах учащихся ассоциируется и сопоставляется с множеством литературных произведений, музыкой, песнями, картинами. Историческая связь времен четко просматривается в ассоциативных ответах учащихся по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Война 1812 г. ассоциируется с борьбой русского народа за свою независимость, начиная с эпохи Золотой Орды, Смуты 1612 г., заканчивая Великой Отечественной войной 1941 - 1945 гг. Учащиеся приводят многочисленные примеры героизма, мужества, патриотизма, гражданственности и преемственности поколений.
Приобщенность к литературе, живописи, музыке. События, образы героев, их поступки, исторический фон, описанные в произведениях, вызывают у школьников множество ассоциаций с другими литературными произведениями, живописью, музыкой, архитектурой, кино и т.д. Анализ этих ассоциаций показывает уровень приобщенно-
сти ученика к культуре в целом, начитанности, качество восприятия культурных ценностей, их понимания, круг его интересов. Это позволяет учителю оценить общекультурный уровень каждого учащегося и класса в целом, а также произвести корректирующее воздействие в процессе своей учебновоспитательной деятельности.
Устанавливая ассоциативные связи между событиями и поступками героев, учащиеся невольно дают им нравственную оценку, проецируя воспринимаемые образы на свою жизнь и миропонимание, т.е. на свою личность. Поэтому в ответах иногда прямо, иногда косвенно проявляется оценка самого себя как личности. В вопросах, предлагаемых ученикам для установления ассоциативных связей, как правило, не содержится прямого обращения к категории «самооценка». Психологи знают, что прямой вопрос о самооценке личности зачастую не дает точных результатов. В то же время оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей является важным регулятором поведения. Взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам зависят от самооценки. Она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Оценивая возможности и результаты деятельности, поступки других людей (здесь - литературных героев), ученик принижает их или возвышает, в зависимости от уровня самооценки. Правильная (объективная) самооценка влияет на познавательную деятельность учащихся (восприятие информации, представление знаний, решение интеллектуальных задач). Одна из важнейших задач учителя в школе - сформировать у каждого учащегося адекватную самооценку, а в случае ее деформации - произвести ее корректировку путем воспитательных воздействий (беседа, выполнение заданий, вовлечение в диалог, дискуссию и т.д.). Иногда случайно брошенное замечание авторитетной для подростка личности в его адрес может изменить его уровень самооценки.
Ассоциативный метод растормаживает механизм самооценки личности, т.к. его действие осуществляется на интуитивнообразном, обобщенном уровне сознания (Как бы поступил я? А я смог бы это сделать? Нравится ли мне этот человек?). В сущности, изучая характеры и поступки литературных героев, ученик попадает в осо-
бый виртуальный мир, являющийся не только и не столько отражением реального мира, сколько его искусственной моделью, несущей в концентрированной форме культурноэтическую и эстетическую нагрузку. И прежде чем подросток столкнется с реальной жизнью (хотя, в сущности, он уже столкнулся с ней в форме и содержании школьной жизни, но еще не самостоятелен), он может оценивать свою личность, проецируя свои мысли и поступки в прошлом, настоящем и будущем на литературных героев. Это имеет большое значение для формирования личности, т.к. в реальной жизни характеры и поступки окружающих людей не всегда четки, часто размыты, неопределенны, противоречивы, а иногда попросту скрыты от окружающих. В реальной жизни трудно разделить людей на «положительных» и «отрицательных» - как правило, это деление идет по более тонким, иногда неосознаваемым признакам. В этом и состоит значение культуры как особого виртуального и в то же время по-своему вполне реального мира для воспитания личности в современном социокультурном пространстве.
Понимание современности (мира), государства, идеологии жизнеустройства. Как правило, среди вопросов есть и такой: «Какие ассоциации с современной жизнью вызывает у вас данное литературное произведение?». Но даже в отсутствие такого вопроса учащиеся проводят параллели и сопоставления событий, героев с современностью. Практически очень мало ответов, где бы отрицалась актуальность данного литературного произведения. Это касается как самих событий, так и нравственности, морали, идеологии, роли общества и государства. Как показывает анализ ассоциативных ответов, все эти проблемы находятся в тесной связи с текущей мыслительной деятельностью подростка (Кто я? что могу? что знаю? Правильно ли думаю? Поступаю? Кто мои друзья, родственники, знакомые? Что в жизни главное? Что окружает нас? Что представляет собой власть? Государство? О чем говорят СМИ? Что интересно? Что - правда, а что - ложь? и т.д.). Процесс непрерывного анализа и оценки окружающей действительности распространяется на все виды получаемой информации, в том числе и на художественную литературу. «Виртуальная реальность» явлений культуры, таким образом, также подвергается анализу и оценке. Ассоциативные ответы учащихся в целом представляют ценный материал
для учителя, классного руководителя. Разумеется, ценностные отношения школьников имеют как возрастные, так и индивидуальные вариации [8]. И задача педагога состоит не в простой констатации этих отношений, а в выявлении их динамики и тенденции развития. Таким образом, ассоциативный метод дает возможность учителю в процессе обычной педагогической деятельности оценить не только уровень знаний ученика (группы, класса) и определить некоторые его личностные характеристики, но также установить его основные ценностные ориентации, его духовно-нравственный потенциал и при необходимости оказать корректирующее воздействие. Ведущей целью при этом остаются формирование у школьников положительного отношения к человеческим ценностям, воспитание достойных граждан нашего общества.
литература
1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А.В. Кирьякова. Оренбург, 1996. 187 с.
2. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А.Н. Леонтьев // Теории учения: хрестоматия. Ч. 1: Отечественные теории учения / под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. М.: Изд-во МГУ; ред.-изд. центр «Помощь», 1996. С. 28 - 66.
3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. М., 1996.
4. Мелишникова О.А. Диагностика личностных характеристик учащихся с помощью ассоциативного метода обучения / О.А. Ме-лишникова // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: сб. XIV годич. собр. Юж. отд-ния РАО и XXVI психол.-пед. чтений Юга России. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2007. Ч. 1. С. 121 - 126.
5. Мелишникова О.А. Организация процесса обучения на основе методики ассоциативных связей (на примере преподавания литературы) / О.А. Мелишникова // Образовательные технологии: XIV межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2005. С. 150 - 154.
6. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / под ред. Н.Б. Крыловой. М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1995. Вып. 1. 68 с.
7. Хуторской А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе / А.В. Хуторской // Методология педагогики: сб. ст. М.: Педагогика, 2000. Ч. 4. С. 24 - 35.
8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики / Н.Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2001.
The use of associative teaching method for analysis of value scale of students of high school
The process of forming cultural reference point and moral values of students on the basis of the usage of associative teaching method.
The advantages of this method are shown, its abilities in the assessment of state and dynamics of sociocultural personality development, in revealing of the value orientation for the directed educational influence on the forming personality.
Key words: associative connections, dynamics of sociocultural personality, integral personality evaluation, socio-cultural aspect, value orientation
Л.Е. ГУТОРОВА (Нижний Тагил)
определение содержания понятия «оптимизация методической системы»
Приводятся контент-анализ понятия «оптимизация», его характеристики, на основе которых формулируется содержание понятия «оптимизация методической системы».
Ключевые слова: оптимизация процесса обучения, методическая система, характеристики оптимизации обучения.
Современный этап развития науки и общества характеризуется возрастающим объемом научной информации, ее усложнением и непрерывным обновлением. Система образования должна оперативно реагировать на такого рода изменения. С этой целью меняются образовательные стандарты, содержание учебных программ и учебников, технологии обучения. Одновременно происходит увеличение объема информации, подлежащей усвоению, и ее сложности. В данных условиях особенно актуальным становится вопрос о такой организации деятельности педагогов и обуча-
© Гуторова Л.Е., 2009