УДК 338.484:572.022(470.67)
Курбанова Альбина Магомедшапиевна
кандидат философских наук,
доцент филиала Российского государственного
университета туризма и сервиса в г. Махачкале
Саркарова Наиля Ахедовна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА УНЦУКУЛЬ)
Аннотация:
Статья посвящена проблеме использования антропологического пространства в развитии туризма в Республике Дагестан, определены положительные и отрицательные черты подобного использования. В качестве примера этнического центра, способного привлечь внимание туристов к республике, рассматривается село Унцукуль, в котором сохраняются и передаются из поколения в поколение основы традиционного искусства -резьбы по дереву. Прослежена история появления данного искусства в селе, перечислены и описаны деревянные художественные изделия, которые изготавливаются местным населением, а затем инкрустируются металлическими узорами.
Ключевые слова:
антропологическое пространство, Республика Дагестан, село Унцукуль, декоративно-прикладное искусство, резьба по дереву, деревянное художественное изделие.
Kurbanova Albina Magomedshapievna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Makhachkala branch of Russian State University of Tourism and Service
Sarkarova Nailya Akhedovna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, Philosophy, Social and Political Sciences Department, Dagestan State University
THE USE OF ANTHROPOLOGICAL SPACE FOR TOURISM DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN (CASE STUDY OF UNTSUKUL VILLAGE)
Summary:
The article deals with the use of anthropological space in the tourism development in the Republic of Dagestan. The authors discuss both positive and negative aspects of such use. As an example of ethnic center capable to attract tourists, the authors consider the Un-tsukul village that keep and transfer from generation to generation the basics of traditional art - wood-carving. The article traces the history of this art in the village, lists and describes wooden art products, which are produced by the local population, and then inlaid with metal ornaments.
Keywords:
anthropological space, Republic of Dagestan, Untsukul village, decorative and applied arts, wood carving, wooden artware.
Одним из перспективных направлений развития внутреннего туризма является антропологическое пространство, которое позволяет туристам изучать национальную культуру народов, фольклор, искусство. Объектами антропологического пространства выступают: этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, этнические центры, народные художественные промыслы, мастерские ремесел, деревни мастеров.
В Республике Дагестан концептуальные перспективы и направления развития отрасли туризма определены на законодательном уровне: принято положение «О Концепции развития въездного и внутреннего туризма в Республике Дагестан до 2020 года», 24 декабря 2010 г. правительство РД постановлением № 485 утвердило республиканскую целевую программу «Развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан на 2011-2020 годы». В последнем документе предусматривается большой набор мероприятий, направленных на «оздоровление» этой отрасли экономики республики через увеличение до 2020 г. вдвое выработки наиболее востребованных виноматериалов: коньячных (3 350 тыс. дал - в 2011 г. / 6 650 тыс. дал - в 2020 г.), шампанских (1120/2250), столовых (800/1550), крепких (120/280), десертных (100/200) [1, с. 123].
Вместе с этим в планах и стратегиях развития туризма в республике до сих пор остается не задействованным антропологическое пространство. При этом Республика Дагестан представляет собой самобытный регион, в котором мирно сосуществуют множество национальностей: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, таты, лакцы, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы, агулы, табасараны, азербайджанцы и др. Каждый народ имеет свою культуру, обычаи, традиции, получившие свое выражение в различных видах искусства, в том числе в декоративно-прикладном.
В последние годы наметилась тенденция роста туристического потока в регионы России, связанная с действием постановления Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации"». Так, в 2014 г. число иностранных туристов, въехавших на территорию Дагестана, составило около 32 тыс. чел., а въездной турпоток вырос по сравнению с 2013 г. до 330 тыс. чел. [2].
Положительная динамика роста турпотока в регионе была вызвана и осуществлением проекта восстановления Великого Шелкового пути, выдвинутого ООН, Всемирной туристской организацией, ЮНЕСКО, Европейским союзом, целью которого является налаживание торговых и туристических связей. Так, в апреле и октябре Дербент встречал туристов из различных уголков России, принимавших участие в туристическом проекте «Восточный чайный экспресс», который проследовал по маршруту «Москва - Ростов-на-Дону - Сочи - Воронеж - Ставрополь» с заездом в Дагестан. В сентябре 2015 г. Дербент праздновал свой 2000-летний юбилей, что выступило информационным поводом для привлечения внимания туристов к региону.
На сегодняшний день сложно не только привлечь, но и удержать искушенного туриста, потребности и предпочтения которого постоянно меняются. Конкурентоспособность того или иного региона во многом зависит от развития нескольких видов туризма, так как только наличие разнообразных туристических предложений способно удовлетворить быстро меняющиеся потребности туристов. Здесь необходимо понимать, что использование антропологического пространства в туризме имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Отрицательной стороной использования антропологического пространства является то, что оно может негативно сказаться на сохранении самобытности местной культуры, привести к эксплуатации местного населения. Многие авторы отмечают негативное влияние туризма на местную культуру, природу. Например, по мнению Д. Вернера [3], активное использование местным населением природных ресурсов для развития народных ремесел, в бытовых целях приводит к постепенному их истощению. Вместе с тем, по мнению Т. Янке [4], несмотря на колонизацию, ассимиляцию и вмешательство других культур, самобытность культуры коренного народа сохраняется.
В числе положительных факторов стоит отметить, во-первых, то, что туристов привлекают не только этнографические музеи, культурно-исторические объекты, религиозные памятники, но и нематериальные объекты - религиозные обряды, ритуалы, искусство и ремесла, музыка и т. д., отражающие местную культуру [5]. Туристическая волна по изучению нематериальных памятников культуры началась еще с 1970-х гг. Особый интерес у туристов вызывал и вызывает до сих пор тот факт, что в мире существуют самобытные культуры, совершенно не похожие друг на друга, имеющие древнюю историю, своими корнями уходящую в глубь веков.
Во-вторых, задействование антропологического пространства позволяет сократить уровень безработицы среди местного населения, улучшить его материальное благосостояние, предоставляя жителям возможность заработать посредством организации и проведения мастер-классов для туристов (например, по созданию изделий декоративно-прикладного искусства с дальнейшей продажей сувенирной продукции), работы в качестве гидов и т. д., сохранить самобытность народной культуры.
Важность признания существующих национальных культур подтверждается усилиями, которые сегодня прилагают международные организации для их развития и сохранения.
Использование антропологического пространства открывает новые возможности для отдаленных регионов, такие, например, как развитие туристской инфраструктуры, в частности транспортной, что позволит улучшить состояние дорог в труднопроходимых участках, повышение качества обслуживания, улучшение состояния средств размещения в отдаленных районах и т. д.
Объектом антропологического пространства, которое позволит привлечь туристов в Дагестан, может стать село Унцукуль. Унцукуль - аварское село, расположенное на восточном склоне Бетлинского хребта, на левом берегу Аварского Койсу, на площади более 300 га. Село богато не только своим культурным наследием, но и обычаями, обрядами, адатом. Ранее вся деятельность местных жителей была строго регламентирована: нельзя было покушаться на виноград, даже если это сам собственник решал пробовать свой виноград - его поступок приравнивали к воровству, а за нарушителя не выдавали замуж своих дочерей. Категорически запрещался выпас скота в садах (за исключением коров и телят), необходимо было дождаться дня «ахбиченко», когда открывались сады, в этот день можно было выгонять скот на поля [6]. Ребята женились в 30 лет, а девушки выходили замуж после 25. Разведенные женщины могли выйти замуж только после смерти прежних мужей, так как до этих пор их никто не взял бы замуж.
Известно село Унцукуль и как центр художественной насечки металлом по дереву. Истоки промысла, по преданию горцев, уходят в сравнительно недавнее прошлое (XVN-XVШ вв.), когда в высокогорном аварском ауле Унцукуль сложился своеобразный промысел по художественной обработке дерева. Еще в годы, когда перед Шамилем склоняли головы не только наибы, но и
целые селения, про унцукульцев ходили легенды, что это самые лучшие трубочные мастера на Кавказе. В XIX в. русские солдаты и офицеры мечтали заполучить унцукульскую трубочку [7]. Появлению резьбы по дереву способствовали две причины: природная (малоземелье) и политическая (зависимость от шамхалов Тарковских, владевших пастбищами).
Существуют различные точки зрения, объясняющие происхождение данного вида мастерства. Согласно Е.М. Шиллингу, насечка металлом по дереву ведет свое происхождение от инкрустации металлом по металлу. По другой версии, «унцукульское производство возникло под влиянием украинских умельцев, которые во время Кавказской войны могли попасть в плен и жить в Унцукуле» [8, с. 179].
Свои изделия унцукульцы делали из абрикосовых, кизиловых деревьев, боярышника. Так, трость можно вырезать только из кизила, так как у него древесина плотной структуры, красивая и упругая, а из боярышника можно мастерить мелкие поделки, ручки для тростей. Основными произведениями прикладного искусства унцукульцев являлись трости, ложки, черпаки, дуршлаги, ступки, настенные блюда, панно.
Создание настенных блюд и панно было обусловлено традицией украшать стены домов чеканными, гравированными, керамическими тарелками. До 1960 г. деревянные блюда использовались только в хозяйстве и не имели никакого узора. Только во второй половине 1960 г. унцу-кульские блюда стали покрываться насечкой, «вся плоскость разрисовывалась множеством кругов, вписанных один в другой, круглыми дисками, фигурами, напоминающими колесо со спицами» [9, с. 194]. Блюда больших размеров изготавливали из крупного орехового дерева. Чем больше выполнено насечек, тем ценнее произведение искусства.
Искусство испытывало на себе влияние той или иной эпохи, отражая мировоззрения дагестанского народа. Так, в некоторых панно у многих изображений животных, птиц, людей были отбиты головы, что связывают с процессом смены религии.
В работе использовались линейный и точечный узор, «инкрустация круглыми и овальными мельхиоровыми пластинками, рогом, костью. Слегка выпуклая поверхность дощечки, играя на свету бликами металла, создает дополнительный эффект» [10, с. 198].
Несмотря на свою самобытность, орнамент, используемый в унцукульских изделиях, схож с росписями на балхарских кувшинах, резном камне Западной Аварии, с гоцатлинской гравировкой по меди, черневым рисунком серебряных украшений.
Изделия, изготовленные на токарной основе, обрели новые декоративные качества: узор стал выгоднее подчеркивать форму, а с конца 1960-х гг. стали использовать матовое нелакированное дерево, где коричневая с красным отливом древесина выгодно подчеркивала тонкий, как кружево, узор.
Изготовляли изделия как на продажу, так и для бытовых нужд. Изделия для продажи были более яркими и красочными, а для быта - простыми. Кухонный набор ложек, дуршлагов, черпаков размещался на подвесных солонках-ложечницах на стенах жилищ.
Как и в древности, сегодня деревья, используемые для создания изделий, сначала привозят из северного Дагестана, затем выпрямляют на специальном токарном станке, после этого уже делают заготовки курительных трубок, мундштуков, портсигаров и других вещей.
При создании своих изделий мастера используют определенную технологию - делают резцом уколы и надрезы, вставляя в них проволочки и ленты, которые затем обрезаются по краю и вгоняются ударом молотка в дерево. «Ленточные полосы металла дают штрихи, проволочки -точечный узор, употребляются также металлические вставки разных форм и фигурные кусочки окрашенной кости» [11, с. 180].
Заметное влияние на формирование художественного стиля, формы оказало и искусство народов Северного Кавказа. Например, в Кабардино-Балкарской Республике изготовляли в основном бытовую посуду, предназначенную для хозяйства. Основной техникой «при изготовлении объемной посуды было выдалбливание. Так, из цельной части дерева делали большие кадки для хранения айрана (айран джыккыр), сливок (сютбашы джыккыр), сыра (бышлакъ джыккыр), для сбивания масла (джау ургъан джыккыр). Дно делалось вставное, а наружная часть стенок скреплялась деревянными обручами... Таким же способом делали чаши и ковши больших (агъач чара) и малых (гоппан, чёмюч, гопий) емкостей» [12, с. 184].
Как справедливо отмечает З.К. Койчуева, народное художественное искусство Северного Кавказа как целостный живой организм может быть представлено только в развитии и переплетении самых разных художественных явлений» [13, с. 35].
Кто первым из унцукульцев начал инкрустировать деревянные изделия причудливыми металлическими узорами, не помнят уже самые древние старики. В 1927 г. была создана артель промысловой кооперации, которая в 1960 г. была преобразована в художественную фабрику.
Сейчас на фабрике художественных изделий в Унцукуле работают более 250 человек. Унцу-кульцы выполняют инкрустации без клея. Для создания крупных произведений они используют древесину грецкого ореха, груши, яблони, черной ольхи.
Как отмечает M^. Шабанова, дерево занимало важное место в материальной культуре всех народов Северо-Кавказского региона. «Его обработка процветала в лесистых районах, особенно среди дагестанцев, кабардинцев, ингушей, адыгов, осетин. Характерной чертой резьбы по дереву у этих народов являются выразительные орнаменты, строго соответствующие характеру декорируемого изделия, подчеркивающие красоту формы, материала, художественного образа. Утварь из дерева заменяла металлическую и керамическую. Обращает на себя внимание изготовление не только такой мелкой утвари, как ложкарники, солонки, сундучки для рукоделия, но и крупных предметов, например больших резных ларей для зерна» [14, с. 70].
Изделия из дерева применялись в домашнем быту, также могли использоваться в качестве семейного оберега, святилища. Так, в старинных жилищах Дагестана можно встретить резной деревянный столб, служащий семейным святилищем.
Таким образом, село Унцукуль обладает огромным туристским потенциалом, который, однако, используется недостаточно. Предполагаем целесообразным создание в Унцукуле специального этнокультурного центра, в котором будут сохраняться традиции декоративно-прикладного искусства и который может стать важным туристским объектом села.
В заключение приведем примеры использования некоторыми регионами России своего антропологического пространства в целях развития туристской отрасли. Так, в некоторых селах Абхазии (Лыхны в Гудаутском районе, столице средневековой Абхазии), гостям предлагают поучаствовать в традиционном абхазском застолье, которое устраивается по всем правилам его проведения и с сохранением главных его атрибутов. Это, конечно, длинные тосты, вкусные блюда и рог вина. В Mурманской области используется новый бренд «Саамский дед мороз - Mунь Каалса». С участием этого персонажа уже несколько лет проводится городской праздник «Встреча трех морозов». Не менее интересен проект, нацеленный на продвижение на территории Mурманской области концепции VisitSápmi, финансируемой Европейским союзом. «Сапми» -это оригинальное звучание на саамском языке названия региона, который простирается через Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию. VisitSápmi была учреждена в Швеции в качестве организации, способствующей распространению саамской культуры и традиций по всему миру [15].
Таким образом, приходим к выводу о том, что формирование туров по этническим центрам Республики Дагестан, в которых сохраняются и передаются из поколения в поколение основы традиционной культуры, позволит привлечь внимание туристов к данному региону, известному не только культурно-историческими объектами, представленными в Дербенте (крепость «Нарын-Кала»), но и народными промыслами.
Ссылки:
1. Гусенова Д.А. Энотуризм в Дагестане: проблемы и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.
2. Гамзатова В. Виталий Демченко: «За последние три года в Дагестане обозначилась устойчивая тенденция роста объемов въездного и внутреннего турпотоков» [Электронный ресурс]. URL: http://www.riadagestan.ru/news/tour-ism_events/vitaliy_demchenko_za_poslednie_tri_goda_v_dagestane_oboznachilas_ustoychivaya_tendentsiya_rosta_obe-mov_vezdnogo_i_vnutrennego_turpotokovI (дата обращения: 10.03.2016).
3. Werner D. Tourism and Indigenous Peoples - Lessons from Recent Experiences in Eco and Ethno Tourism in Latin America and the Caribbean II En Breve. 2009. № 14. August.
4. Janke T. More than Words - Writing, Indigenous Culture and Copyright in Australia. 2009.
5. Ethno-Tourism: Striking a Balance to Attain Genuine Community Development [Электронный ресурс]. URL: http://portfo-lioforyoureyesonly.blogspot.ru/2011/08/ethno-tourism-striking-balance-to.html (дата обращения: 10.03.2016).
6. Земля Дагестана - Унцукуль [Электронный ресурс]. URL: http://dagestanland.narod.ru/rayon/r_uncukul.html (дата обращения: 10.03.2016).
7. Унцукуль [Электронный ресурс]. URL: http://diana-indigo.livejournal.com/14612.html?thread=161556 (дата обращения: 10.03.2016).
8. Mарковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. M., 1988.
9. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. M., 1971.
10. Там же. С. 198.
11. Mарковин В.И. Указ. соч. С. 180.
12. Карачаевцы. Балкарцы / отв. ред. M^. Каракетов, X.-MA Сабанчиев. M., 2014.
13. Койчуева З.К. Роль национальных художественных традиций в развитии современной художественной культуры Северного Кавказа // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 2. С. 34-39.
14. Шабанова M^. Народные художественные промыслы в этнокультурном пространстве Северного Кавказа: традиции и современность // Современные проблемы туризма и сервиса. 2011. № 1. С. 65-70.
15. Саамские «общественники» Евросоюза и Заполярья хотят развивать этнотуризм [Электронный ресурс] II Regnum : информ. агентство. 2015. 21 апр. URL: http://regnum.ru/news/society/1917301.html (дата обращения: 10.03.2016).
References:
1. Gusenova, DA 2013, 'Enoturizm in Dagestan: problems and prospects', Theory and practice of social development, no. 12.
2. Gamzatova, V 2016, Vitaly Demchenko: "Over the past three years in Dagestan, a steady trend of growth of volumes of inbound and outbound tourist flows", retrieved 10 March 2016, <http://www.riadagestan.ru/news/tourism_events/vitaliy_dem-chenko_za_poslednie_tri_goda_v_dagestane_oboznachilas_ustoychivaya_tendentsiya_rosta_obemov_vezdnogo_i_vnu-trennego_turpotokov/>.
3. Werner, D 2009, 'Tourism and Indigenous Peoples - Lessons from Recent Experiences in Eco and Ethno Tourism in Latin America and the Caribbean', En Breve, no. 14, August.
4. Janke, T 2009, More than Words - Writing, Indigenous Culture and Copyright in Australia.
5. Ethno-Tourism: Striking a Balance to Attain Genuine Community Development 2011, retrieved 10 March 2016, <http://port-folioforyoureyesonly.blogspot.ru/2011/08/ethno-tourism-striking-balance-to.html>.
6. Dagestan Land - Untsukul 2016, retrieved 10 March 2016, <http://dagestanland.narod.ru/rayon/r_uncukul.html>.
7. Untsukul 2016, retrieved 10 March 2016, <http://diana-indigo.livejournal.com/14612.html?thread=161556>.
8. Markovin, VI 1988, By roads and trails of Dagestan, Moscow.
9. Decorative and Applied Arts of Dagestan 1971, Moscow.
10. Decorative and Applied Arts of Dagestan 1971, Moscow.
11. Markovin, VI 1988, By roads and trails of Dagestan, Moscow.
12. Karaketov, MD & Sabanchiev, H-MA (ed.) 2014, Karachays. Balkars, Moscow.
13. Koychueva, ZK 2011, 'The role of national artistic traditions in the development of contemporary art of Northern Caucasus', Education. The science. Innovation: South dimension, no. 2, p. 34-39.
14. Shabanova, MV 2011, 'Folk arts and crafts in ethno-cultural space of the North Caucasus: Tradition and Modernity', Modern problems of tourism and service, no. 1, p. 65-70.
15. 'Sami "public men" of the European Union and the Arctic want to develop ethnotourism' 2015, Regnum: Inf. Agency, April 21, retrieved 10 March 2016, <http://regnum.ru/news/society/1917301.html>.