УДК 008(470.67) ББК 71 (2РосДаг)
ЦЕНТР ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
Гасанов Магомедкади Набиевич, депутат Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета Государственной Думы по вопросам собственности
Аннотация. В статье представлен опыт организации и деятельности Центра этнической культуры в г. Махачкале. Автор делает вывод о важности сохранения, развития и популяризации этнокультурного многообразия народов России для целей государственной национальной политики России, о необходимости государственной поддержки создания подобного рода центров этнокультурной направленности в других регионах России.
Ключевые слова: центр этнической культуры, государственная национальная политика России, этнокультурное многообразие народов Дагестана и России.
THE CENTRE OF ETHNIC CULTURE AS AN EXPERIMENTAL PLAYGROUND FOR THE PRESERVATION, DEVELOPMENT AND PROMOTION CULTURAL DIVERSITY
OF THE PEOPLES OF DAGESTAN
Gasanov M.N., Deputy of the State Duma
of the Federal Assembly of the Russian Federation,
member of the State Duma Committee on property issues
Abstract: the article presents the experience of the organization and activities of the centre of ethnic culture, in Makhachkala. The author makes a conclusion about the importance of conservation, development and promotion ofcultural diversity ofthe peoples of Russia for the purposes of the state national policy of Russia, about the necessity of state support for the creation of such centers ethno-cultural issues in other regions of Russia.
Key words: the centre of ethnic culture, the state national policy of Russia, ethnic and cultural diversity of the peoples of Dagestan and Russia.
Идея создания Центра этнической культуры в городе Махачкале возникла в рамках широкого общественного обсуждения, развернувшегося вокруг разработки Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия). Многие из объявленных целей Стратегии предполагали активизацию деятельности учреждений образования и культуры -
музеев, домов творчества этнокультурной направленности.
Необходимость приобщения подрастающего поколения к богатым этнокультурным традициям наших предков родила мощный запрос на поиск новых форм сохранения, развития и популяризации этнической культуры. Примером одной из таких форм стал Центр этнической культуры, который
благодаря участию и помощи общественности открыл свои двери для посетителей 17 декабря 2012 года.
Главной целью создания Центра этнической культуры стала популяризация этнического искусства, привлечение молодежи к изучению культуры народов Дагестана, России и мира. Кроме того, высокий организационный потенциал Центра этнической культуры призван обеспечить повсеместное внедрение программ и проектов в сфере межкультурного взаимодействия, поликультурного образования, гуманитарного межнационального, межрегионального и международного сотрудничества.
Уже сегодня на базе Центра этнической культуры создан научно-общественный экспертный совет, ведется научная, образовательная, выставочная, ремесленно-производственная деятельность.
Основными направлениями деятельности Центра этнической культуры стали:
исследование и экспозиция историко-культурных, этнографических особенностей населения Дагестана;
экспозиция изделий ремесленников Дагестана и регионов России;
исследование и сохранение образцов материального и нематериального культурного наследия народов Дагестана, Северного Кавказа, Закавказья, России и мира, экспозиция образцов художественных народных промыслов и ремесел, деятельность творческих фольклорных коллективов;
создание фонда объектов нематериального культурного наследия (памятников фольклора), фонда объектов материальной культуры (народные ремесла, предметы быта и т.д.);
организация фольклорно-этнографических экспедиций по Дагестану;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий в целях сохранения традиций, обрядов, обычаев народов Республики Дагестан;
сотрудничество с образовательными и культурно-просветительскими учреждениями и организациями;
организационно-методическая помощь студиям, объединениям, клубам этнокультурной направленности;
оказание методической, организационной и информационной поддержки учреждениям и специалистам, занятым в сфере сохранения традиционной народной культуры;
проведение лекций, семинаров, круглых столов, научно-практических конференций по проблемам традиционной народной культуры Дагестана;
организация и проведение тематических аукционов;
экспертно-оценочная деятельность объектов материальной культуры;
разработка программ развития этнокультурного туризма на территории Республики Дагестан.
Центр этнической культуры призван стать одним из центров культурно-досуговой деятельности детей и молодежи Республики. Центр обладает организационным и материально-техническим потенциалом для проведения международных, всероссийских, региональных, городских конкурсов, фестивалей, праздников, художественных и этнографических выставок и ярмарок, других мероприятий в сфере сохранения традиционной народной культуры.
В Центре организованы и проводятся занятия по народным ремеслам с детьми школьного и дошкольного возраста. В Центре для детей и взрослых действуют художественные мастерские по керамике, коже, дереву, ковровому искусству, художественному текстилю и т.д.
Сегодня Центр активно ведет издательскую деятельность - выпускаются сборники научных статей, каталоги, буклеты проходящих в Центре выставок, готовятся к публикации материалы и учебные пособия по народному творчеству, художественным промыслам и ремеслам. Центр издает периодический журнал «Этнический центр».
В функционирующем при Центре этнической культуры сувенирном отделе представлены практически все предметы декоративно-прикладного искусства Дагестана, уникальные авторские произведения таких известных художников и мастеров, как Лейла Изабакарова, Ислам Шовкринский, Габибулла Габи-буллаев (Габо) и многие другие. В Центре представлены коллекции табасаранских ковров ручной работы, балхарской керамики, кубачинских серебряных изделий, кайтагской вышивки и работ унцукульских мастеров, эксклюзивная коллекция кукол в традиционных костюмах народов Дагестана.
В Центре этнической культуры выставлены также предметы антиквариата: дагестанское оружие -кинжалы и сабли (Кубачи, Харбук), старинные женские украшения (даргинцы, аварцы, лакцы), дагестанская керамика (Дербент, Испик, Джули, Кала, Балхар), медно-чеканные изделия, резное дерево, резной камень, дагестанские ковры (аварцы, даргинцы, лезгины), а также коллекция дагестанского традиционного костюма.
ЖЕМЧУЖИНЫ ЭКСПОЗИЦИИ ЦЕНТРА ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ковры ручной работы
В Центре этнической культуры экспонируется коллекция табасаранских ковров ручной работы, ко-
57
торая насчитывает более 1300 экземпляров. Традиционный орнамент представленный на коврах это: «Чере» (Чар-гюль), «Пирибидил» (Бурма), «Сафар», «Гасан-кала», «Гажнар», «Зильфи», «Микрах», «Ахты», «Капир», «Тапанча», «Хорасан», «Марага» и другие. Коллекция ковров из Центра этнической культуры была представлена на многочисленных выставках декоративно-прикладного искусства, а также на выставках ковров и текстиля.
Кайтагская вышивка
Один из уникальных видов дагестанского искусства - шелковая вышивка, получившая название «кайтагской» по месту ее первоначального обнаружения. Чаще всего эти вышивки встречались в Аку-шинском, Кайтагском, Дахадаевском р-нах (где основная часть населения - даргинцы). Это вышитые шелком панно, размером приблизительно 100х50 см с оригинальным, неповторимым рисунком. Искусствоведческой науке о кайтагской вышивке стало известно сравнительно недавно. О ней упомянуто в трудах Д.М. Атаева, В.В. Марковина, А.А. Иванова и других исследователей материальной культуры Дагестана. Наиболее обстоятельно о технике изготовления, назначении и применении их в быту горцев написал Р. Ченсинер в книге «Kaitag. Textile art from Daghestan». Автор классифицировал вышивку по орнаментальному признаку - выделил орнамент, заимствованный из импортировавшихся из Персии и Османской империи ковров и тканей, и «местный» орнамент, содержащий солярную символику, зоо- и антропоморфные изображения и знаки, напоминающие петроглифы. Датируются вышивки в основном XVII-XIX вв.
«Кайтагские» вышивки имели ритуальное значение и были связаны с главными событиями в жизни человека: рождением, свадьбой. После рождения ребенка, чтобы защитить его от дурного глаза, мать покрывала головной конец люльки вышивкой, рисунком вовнутрь. Вышивка выступала в качестве оберега. В том же качестве она использовалась и на свадьбе, когда невеста несла свои украшения, подарки и прочие свадебные атрибуты, завернутые в вышивку, вышитой стороной внутрь.
Возможно, что именно ритуальным назначением объясняется столь архаичный орнамент вышивок. Здесь присутствуют символы, идущие из глубины веков и сопровождающие человека еще с доисламского периода: солярные знаки, знаки вечности, мужского и женского начал как символы плодородия, стилизованные изображения животных: туров, оленей, птиц, змей и др. Нередко на вышивках встречаются антропоморфные изображения. Основу вышитого узора составляли различные символические
знаки: «солярные розетки», знаки огня, кресты и др. фигуры.
«Кайтагская» вышивка - одно из самых трудоёмких ремёсел. Так, на вышивку одного орнамента может уйти от одного до шести месяцев. Мастерицы при вышивке экономно использовали ценные, привозимые издалека шелковые нити, но иногда вышивали и золотой или серебряной нитью. Сочетания цветов очень мягкие, органичные, с плавными переходами, на серо-голубом или зелено-синем фоне располагался светло-желтый, золотистый, коричневый и сдержанно красный узор различных оттенков. Рисунки в старинных работах, как правило, не повторялись.
Производство этих вышивок было прекращено еще в начале ХХ в. В 1990-е гг., в связи с возросшим к ним интересом, ряд энтузиастов возродил забытое искусство.
Работы унцукульских мастеров
Одним из крупнейших центров художественной резьбы по дереву в Дагестане издавна считалось аварское селение Унцукуль, где около 200 лет назад возник уникальный промысел, чьи истоки относят к ХУП-ХУШ вв. Из тростника, растущего по берегам Аварского койсу, унцукульцы изготовляли ручки для нагаек, кнутовища, трости. Позднее эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также костью, рогом, бирюзой. Для инкрустаций применялась кизиловая и абрикосовая древесина, выдержанная не менее пяти лет, так как она хорошо расправлялась, легко принимала нужную форму, а затем прочно удерживала кусочки металла.
В XIX в. продукция унцукульских мастеров была широко известна в России и на Кавказе. В начале XX в. вещи с насечкой экспортировались за границу. В 1926 году мастера-унцукульцы объединились в артель, которая в 1960 г. была преобразована в унцукульскую художественную фабрику.
С этих пор и по сей день продукция унцукуль-ской фабрики пользуется большим спросом и представляет собой один из уникальных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Техника производства изделий неизменна и сегодня, для инкрустации используется мельхиор.
Если до конца XIX века рынком сбыта продукции были такие центры как Кавказские Минеральные воды, Ростов, Царицын, Астрахань, то уже в начале XX века унцукульские изделия с насечкой экспортируют за границу.
Свою продукцию унцукульцы неоднократно показывали на выставках во Франции, США, Бельгии, в частности, в 1937 году работы унцукульских
мастеров экспонировались на Всемирной выставке в Париже и получили золотую медаль и диплом первой степени.
В основе унцукульского орнаментального рисунка лежит четко фиксированная, стойкая композиционная структура, получившая название «ишан» (узор, знак). Характерной особенностью орнамента является адресная принадлежность тех или иных композиционных мотивов мастерам этого промысла. Нередко на унцукульском изделии присутствует древний символ - солярный знак. Сверкающие серебром на темной поверхности полированного, с великолепной текстурой, дерева традиционные узоры геометрического и растительного орнамента придают изделиям неповторимую красоту и уникальность. По красоте, изысканности и в то же время простоте и лаконичности декоративных средств, а также смелости и незатейливости технических приемов унцукульская насечка является единственным в своем роде явлением в декоративном искусстве.
Балхарская керамика
Гончарным ремеслом в Балхаре издавна занимались женщины. Изделия изготавливались на гончарном круге «жюлла». Наиболее распространенные формы балхарских изделий это сосуды для хранения зерна, водоносные кувшины, маслобойки. Рисунок на керамических изделиях производился ангобом (светлая глина). В росписи изделий, в основном, использовался растительный орнамент, но можно встретить также и зооморфную и астральную символику. Часто изображались свастические круги, которые издревле были распространены в декоративно-прикладном искусстве Дагестана, почти у всех народов они являлись символом солнца. Изображались также знаки воды и символы плодородия. Знаки огня изображались на днищах изделий и согласно их поверьям, благотворно влияли на сложный процесс обжига изделия. Характерна и окраска бал-харской керамики, изделия благодаря процессу обжига в основном приобретали розовато-терракотовый или матово-черный окрас. Самобытна и балхарская глиняная игрушка. В старину для развлечения детей или для оберега изготавливались фигурки сказочных зверей и птиц. В наше время изготавливаются миниатюрные скульптурные композиции из глины, сцены из жизни аула, различные фигурки людей и животных. Часто у горлышка или на дне сосуда можно увидеть различные знаки - это авторские знаки, они вместе с секретами мастерства передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Работы многих известных балхарских мастериц хранятся в музеях.
Резное дерево
Дагестанские деревянные изделия с декоративным убором можно разделить на три большие группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта. Наибольший интерес вызывают детали архитектурного декора: столбы-опоры, створки ворот, дверей и окон, оконные и дверные коробки, столбы, перила, карнизы на лоджиях, верандах, балконах и др.
Важным элементом внутренней архитектуры горского жилища была деревянная стена «ц1улал рукъ» (с аварского - «деревянный дом»), отделяющая жилую часть от хозяйственной и служащая основной опорой дома. В центре ее стоял огромный столб, называемый у аварцев «кьибил» (с аварского -«корень») и играющий особую роль в доме горца. «Корневой столб», «столб рода», имел не только функциональное значение, но и духовное, играя охранную, защитную роль. Недаром при строительстве дома столб, будучи свидетелем жизни не одного поколения семьи, бережно переносился из старого дома в новый. Враги, врываясь в жилище горца, стремились нанести увечье именно столбу, тем самым «обрекая» весь род на вымирание, за что им полагалось мстить как кровникам. Опорные столбы особенно их капитель, богато украшались глубокой резьбой.
Резное дерево широко использовалось в оформлении культовых зданий - мечетей, минаретов, медресе. Богато орнаментировались двери мечетей, опорные столбы, мимбары (кафедры для проповедника), пюпитры под Коран и другие священные книги.
В Центре этнической культуры представлены уникальные образцы старинного резного дерева. Это поставцы, сундуки, шкафчики, мерки (сах, орто) и др. Особый интерес представляют поставцы, разнообразные по форме и орнаментальным мотивам. В Центре этнической культуры экспонируются копии опорных столбов из разных селений Дагестана.
Резной камень
Искусство резьбы по камню достигло совершенства еще в эпоху средневековья в с. Кубачи, одном из центров художественной культуры Дагестана. До наших дней сохранились каменные рельефы -детали архитектурного декора: тимпаны, вставки в стены жилых домов, мечетей, медресе. Из камня изготавливались и предметы бытового назначения: ступки для чеснока, подставки для прялок, светильники, большие тимпанообразные надкаминные плиты, сплошь покрытые тонким резным узором.
В экспозиции Центра этнической культуры представлены уникальные образцы резьбы по кам-
ню, это каминные плиты из с. Кубачи, Дахадаевско-го р-на Дагестана с растительным орнаментом и с изображением картушей с арабской вязью, датирующиеся 18-19 веками, а также работы современных мастеров.
Дагестанская керамика
Дагестанская керамика самобытна, отличается своеобразием форм. Декор связан с орнаментальной культурой всех видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. Центры изготовления керамики возникли в селениях Балхар (лакцы), Сулевкент (даргинцы), Кала, Испик (лезгины), Джули (табасаранцы). До 18 века существовали керамические промыслы в Дербенте.
В ауле Сулевкент гончарным делом занимались мужчины. Сулевкентцы поставляли свои гончарные изделия в различные селения Дагсетана: Кумух, Кули, Андрей-аул, Касумкент и др. Характерной особенностью декора стали процарапывание и штампование. С середины 19 века в Сулевкенте наряду с рельефно-лепными и штампованными узорами распространяется полива. В декоре поливных сосудов появляется детали в виде фигурок птиц, животных. К началу 20 века многие изделия покрыты лишь одноцветной поливой без росписи. Гончары из Сулевкента зачастую уезжали на промыслы и работали вдали от родных мест. К сожалению, к началу 20 века начался процесс угасания сулевкентс-кого промысла, а в послевоенные годы промысел угас окончательно. В наше время предпринимаются многочисленные попытки возродить сулевкентс-кую керамику.
По мнению археологов, все центры производства поливной керамики берут свое начало из Дербента, крупного экономического центра средневекового Дагестана. Появление керамики в Дербенте ученые относят в 8 веку. Дербент был богат сырьем, необходимым для производства поливной керамики. Сохранились до наших дней в музеях различные керамические изделия из Дербента: блюда с росписью, дуршлаги, кувшины и др.
Все эти виды дагестанской старинной керамики собраны и представлены в Центре этнической культуры.
Медно -чеканные изделия
Искусство обработки металла в Дагестане зародилось в глубокой древности. Раскопки археологов подтверждают, что еще в 1У-11 тысячелетии до. н.э. на территории нынешнего Дагестана была развита культура обработки бронзы. В Центре этнической культуры представлены разнообразные предметы бытового назначения: водоносные (эрет, мучал) и
водолейные кувшины (кумган), чеканные и гравированные подносы, бронзовые литые котлы и светильники. А также разнообразная утварь - подойники, кружки, чашки, ведерки.
Крупными дагестанскими центрами по обработке металла являлись: даргинское сел. Кубачи, аварские Гоцатль, Ичичали, лакские Кумух, Кунди, а также азербайджанское село Лагич, мастера которого изготовляли продукцию для всего Южного Дагестана. В Центре этнической культуры хранится небольшая, но очень интересная коллекция иранской меди. Это крышки котлов для горячих блюд разных размеров, сосуды различных форм для пищевых продуктов, светильники, водоносные кувшины, подносы.
Медно чеканные изделия представленные Центре этнической культуры, в основном, из Дагестана, Азербайджана, Ирана конца 19 нач. 20 вв.
Старинные серебряные украшения
Женские ювелирные украшения, являясь неотъемлемой частью национального женского костюма, выделяются невероятным многообразием художественных форм. Так, по одежде и украшениям женщины можно было определить не только ее национальность, но и принадлежность к определенному вольному обществу, а иногда и к конкретному аулу.
Дагестанские женские украшения можно классифицировать, опираясь на работы П.Р. Гамзатовой, на шесть национальных школ - аварская, даргинская, кубачинская, южно-дагестанская, кумыкская, ногайская, и разделить по способу ношения на две большие группы - нашивные и съемные. Традиция нашивания различных серебряных элементов к одежде восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической защитной силе металла как такового. При этом, золото считалось металлом с негативной энергетикой, и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения.
Самой обширной, разнообразной группой являются аварские украшения, примечательные самобытностью и уникальной сохранностью традиционных видов. Формы аварских украшений выделяются массивностью, монументальностью, декорированные архаичным геометризированным черневым орнаментом, с включением древних символов (солярных, плодородия, зооморфных).
Даргинские украшения перекликаются с аварскими художественными формами и стилистикой, а некоторые виды височных и нагрудных подвесок
идентичны. Характерной чертой украшений этой группы являются своеобразная массивность, т.к. большая часть элементов, аналогичных штампованным аварским, выполнялись в технике литья. Среди нагрудных даргинских подвесок особо интересны амулетницы, которые также широко бытовали и у других народов Дагестана.
Особую группу составляют украшения даргинок из сел. Кубачи. Эти украшения бытовали исключительно внутри села, и выполнялись местными мастерами по конкретному заказу односельчан. Стилистика кубачинских украшений самобытна и не имеет аналогов в Дагестане. Украшения этой группы выделяются высоким техническим мастерством, почти скульптурной пластикой форм, обилием зерни, позолотой и вставками драгоценных камней (альмандин, бирюза, сердолик, коралл) в высоких круглых кастах. Особо интересны свадебные украшения кубачинок - браслеты и кольца-бубенчики.
В Центре этнической культуры представлена большая коллекция антикварных серебряных украшений - кольца, браслеты, серьги, пояса, платочные цепи, головные уборы, нагрудные украшения, пряжки и многое другое. В основном, это работы даргинских, аварских, лакских мастеров.
Традиционный костюм
Идея создания коллекции традиционного костюма возникла со дня основания Центра этнической культуры. Работа над коллекцией велась сотрудниками Центра этнической культуры около года. При подготовке материала для коллекции Центру оказывали оказали содействие Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, в лице заместителя директора Магомедовой Айшат Исбагиевны -специалиста по текстилю и коврам. Также помощь при атрибуции оказал искусствовед Адильханов Адильхан. Ювелиром Абдуллаевым и реставратором по ткани Галимат Абдуллаевой велась работа над реставрацией старинных тканей и ювелирных изделий. Также помощь при реставрации старинных платьев и тканей оказала реставратор ДМИИ им. П.С. Гамзатовой Джамиля Азиялова и многие другие.
При создании коллекции мы также опирались на фотоматериал кон. 19 нач. 20 вв. из крупнейших российских музеев, таких как Кунсткамера, РЭМ и фотографии из частных коллекций. Особенно сложно было воссоздать антикварные украшения: пояса, браслеты, женские головные уборы, височные серьги.
В данный момент в Центре этнической культуры коллекцию представлены:
Лакский костюм из с. Балхар, Акушинский р-он, костюм из с. Анди, Ботлихский р-он, лезгинский костюм с. Ахты, Ахтынский р-он, даргинский костюм с. Гапшима, Акушинский р-он, аварский костюм, с. Тинди, Цумадинский район, аварский костюм, с. Тлярош, Чародинский р-он, кумыкский, ногайский, табасаранский, даргинский костюм, с. Ку-бачи, Дахадаевский р-он, лакский костюм, с. Кули и костюм горца.
Куклы в традиционных костюмах
Представлены в Центре работы таких мастериц изготавливающих авторскую куклу как Сакинат Исмаилова, Аминат Османова и др. Эти куклы изготовлены из фарфора и глины. Костюмы на куклах имитируют традиционные костюмы народов Дагестана в миниатюре.
Декоративные панно
В Центре представлены также декоративные панно в технике холодного и горячего батика от Сиядат Муртузовой. Панно известного художника Габибуллы Габибуллаева (Габо), изготовленные в смешанной технике (холст). Панно от Ислама Шов-кринского (холст, керамика)
Работы кубачинских мастеров
В Центре представлены работы кубачинских мастеров - это и женские ювелирные украшения (кольца, браслеты, серьги, кулоны) и оружие из се-ребра( кинжалы, сабли, пистолеты), также имеются различные произведения декоративно-прикладного искусства (самовары, шкатулки и так далее).
За два года успешной деятельности Центра этнической культуры в орбиту этнокультурного искусства и творчества вовлечено сотни детей и взрослых. Это вызывает серьезную надежду на то, что позитивный потенциал этнокультурных традиций наших народов будет не только сохранен, но и приумножен. Уверен, что работа Центра и аналогичных ему организаций, этнокультурной направленности, внесут заметный вклад в укрепление межнационального согласия в нашей стране, в повышение культурно-образовательного уровня подрастающего поколения. Опыт деятельности Центра этнической культуры возможно использовать для создания и работы аналогичных центров в других регионах России.
61