бородавчатая, клен остролистный - стимулируют рост дуба. Напротив, сосна обыкновенная отрицательно реагирует на выделение газообразных веществ листьями березы бородавчатой.
Химические вещества, выделяемые листьями и корнями высших растений, играют важную роль в формировании сообществ растений (фитоценозов) [3].
Таким образом, основными формами изучения фитонцидных растений своего края в школьном курсе ботаники являются: урок, экскурсия, внеклассные мероприятия, летние задания. Наиболее продуктивными формами являются экскурсии и летние самостоятельные исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Использование фитонцидных растений для оздоровления воздуха помещений [Электронный ресурс] // referatyk : [web-сайт]. - Режим доступа: http://referatyk.com/biologiya/868ispolzovanie_ fitontsidnyih_rasteniy_dlya_ozdoroveniya_vozduha_pomescheniy.html?pn=2#.
2. Никифорович, Г.В. Почти природные лекарства [Текст] / Г.В. Никифорович. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 270 с.
3. Фитонциды растений [Электронный ресурс] // Красота и здоровье : электрон. журн. - М. : Финансовая линия, 2010-2015. - Режим доступа http://www.wbc2t.ru/bud-zdorov/3340/.
УДК 378
О.В. Булдашева, г. Шадринск
Методы интерактивного обучения в формировании практической готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач
В статье акцентируется внимание на поэтапном формировании практической готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач. Рассмотрены возможности использования интерактивных методов на каждом этапе формирования практической готовности.
Компетентное решение профессиональной задачи, этапы обучения решению профессиональных задач, интерактивные методы.
O.V. Buldasheva, Shadrinsk
The methods of interactive teaching in forming future PE-teachers practical preparedness to the competent solution professional problems
The great accent of the article is that of the gradual formation of future PE-teachers practical preparedness to the competent solution ofprofessional problems. The possibility of using interactive methods at each stage in forming of practical preparedness is analyzed.
Key words: competent professional solution, phases of teacher solution professional tasks, interactive methods.
В современных социально-экономических условиях актуальной остается проблема качества подготовки выпускников. Реформирование высшего образования ориентировано на профессиональную компетентность выпускника, предполагающую его подготовку к решению задач, возникающих в практической деятельности. Эти положения, несомненно, касаются и высшего педагогического образования. Вместе с тем, необходимость подготовки будущих педагогов к решению практических задач связана не только с требованиями ФГОС ВПО, но и характером самой педагогической деятельности. Ведь деятельность учителя состоит из последовательного решения возникающих непрерывно многообразных педагогических задач.
На сегодняшний день общество нуждается в специалистах, способных компетентно решать возникающие перед ними практические проблемы. По мнению Н.А. Фоменко быть компетентным, значит быть способным использовать в определенной момент усвоенные знания, сформированные умения и накопленный опыт [1].
Поэтому проблема подготовки будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач на сегодняшний день является актуальной. В нашем исследовании в качестве цели подготовки будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач выступает формирование их готовности к рассматриваемому виду деятельности.
Структуру готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач целесообразно представить как единство следующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, практического, мотивационного.
Когнитивный компонент представлен совокупностью знаний (общекультурных, естественнонаучных, психолого-педагогических, специальных), необходимых будущему педагогу для эффективного решения задач, возникающих в профессиональной деятельности.
Практический компонент готовности включает совокупность умений, позволяющих будущему учителю анализировать педагогические ситуации, формулировать задачи и осуществлять их решение в профессиональной деятельности, содействует расширению опыта осуществления данной деятельности.
Мотивационный компонент готовности, обеспечивая целостный характер данного образования, отражает уровень развития присущих будущему учителю мотивов деятельности по решению профессиональных задач, степень сформированности интереса к деятельности по решению задач.
Одной из составляющих готовности будущих педагогов физической культуры к компетентному решению профессиональных задач являются умения, обеспечивающие успешное решение задач, возникающих в педагогической деятельности.
Стоит отметить, что анализ психолого-педагогических источников убеждает в целесообразности выделения нескольких условных этапов в обучении будущих педагогов по физической культуре компетентному решению профессиональных задач [2, 3]. Таких этапов мы выделили три: начальный, развивающий и результативный. Каждый этап направлен на достижение определенных целей, характеризуется спецификой содержания деятельности педагога и студентов, выбором необходимых организационных форм, методов и приемов обучения.
Формирование умений, необходимых для компетентного решения профессиональных задач происходит с использованием традиционных методов обучения, а также немаловажную роль в этом процессе играют интерактивные методы, позволяющие имитировать условия будущей профессиональной деятельности.
Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех участников в процессе общения. Посредством интерактивных методов обучения осуществляется взаимодействие студентов между собой, с преподавателем, с компьютером, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала, решения проблем, выбора вариантов деятельности означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен информацией, опытом, ценностями.
В ходе интерактивного обучения студенты учатся критически мыслить, решать профессиональные задачи на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться, что положительно сказывается на процессе формирования будущих профессионально значимых качеств.
В современной педагогической и методической литературе описан ряд методов, которые относятся к интерактивным. Среди них: игры, мозговой штурм и его разновидности, анализ конкретных ситуаций (метод case-study), учебная дискуссия.
Рассмотрим возможности использования интерактивных методов в процессе формирования практической готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач.
Начальный этап направлен на последовательное развитие умений, необходимых для компетентного решения профессиональных задач:
- умений анализировать педагогические ситуации и формулировать цель,
- умений планировать предстоящее воздействие,
- умений реализовать принятое решение,
- умений анализировать результаты выполненной работы.
С этой целью, помимо традиционных методов, активно используется мозговой штурм. Этот метод позволяет за короткий срок получить большое количество идей, так или иначе относящихся к решению поставленной задачи.
Применение мозгового штурма предполагает следующие основные этапы: подготовку темы (формулирование проблемы, выносимой на обсуждение в группе студентов); выбор ведущего; проведение обсуждения проблемы и запись выдвинутых идей; обсуждение идей и ранжирование их по степени важности; анализ результатов (выбор наиболее оптимального решения). В результате будущие педагоги выбирают наилучшее решение из предложенных вариантов.
Развивающий этап направлен закрепление специальных умений, необходимых для компетентного решения профессиональных задач. На данном этапе возможно использование такого интерактивного метода, как анализ конкретных ситуаций. Целесообразность использования данного метода в процессе подготовки будущих учителей физической культуры к компетентному решению профессиональных задач объясняется следующим. Педагог в своей работе сталкивается не с готовыми задачами,
а именно с педагогическими ситуациями и, выявляя проблему, формулирует педагогическую задачу. Использование педагогических ситуаций позволяет формировать у студентов умение видеть проблему, формулировать ее, развивает аналитические и прогностические умения.
В процессе работы с конкретной педагогической ситуацией, студенты определяют: есть ли в ней проблема и в чем она состоит. После выявления проблемы работа с педагогической ситуацией продолжается: студенты формулируют задачу и решают ее. Первоначально анализ педагогической ситуации и последующее решение сформулированной задачи осуществляется в микрогруппе, где студенты в процессе коллективного обсуждения находят наиболее оптимальное решение. Далее педагогические ситуации предлагаются индивидуально каждому студенту, который презентует решение задачи, в то время как остальные оценивают полученный результат и, в случае необходимости, предлагают другое решение.
На результативном этапе происходит углубление и расширение практического опыта в области решения профессиональных задач. Поставленные задачи этапа решаются посредством анализа конкретных ситуаций. Однако, данный интерактивный метод усложняется использованием заданий следующего типа: подбор педагогических ситуаций определенной тематики (создание банка педагогических задач); проигрывание педагогической ситуации с последующим инсценированием ее решения; выявление педагогических задач в ходе проектирования педагогического процесса; выполнение дополнительных заданий после решения задачи (например, составление плана индивидуальной работы классного руководителя с конкретным ребенком).
Основным интерактивным методом на данном этапе, позволяющим эффективно формировать практический компонент готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач, становится игра.
Игры, используемые в обучении будущих педагогов можно разделить на организационно-деятельностные, деловые и ролевые игры. Организационно-деятельностная игра ориентирована на получение конкретного результата обсуждения проблемы. Им может быть разработка конспекта урока физической культуры, составление плана тренировочных занятий в условиях среднегорья, составление комплекса утренней гигиенической гимнастики для дошкольников с плоскостопием и др.
В рамках ролевых игр отрабатываются навыки поведения участников в определенных ситуациях. С этой целью моделируется ситуация, в ходе проигрывания и обсуждения которой важен сам процесс взаимодействия участников. В процессе формирования практического компонента готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач возможно инсценирование фрагментов образовательного процесса (формирование двигательного умения, проверка домашнего задания, конфликт учащихся на уроке, нежелание воспитанника продолжать тренировку и др.).
Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования отношений, характерных для педагогической деятельности. Она позволяет смоделировать более адекватные, по сравнению с традиционным обучением, условия формирования личности специалиста и его профессионально значимых качеств. Решения, принимаемые участниками игры
на основе исходной информации, воздействуют на объект управления, вызывая изменения его исходного состояния [4, 5].
Методика проведения деловой игры включает четыре последовательных этапа, которым предшествует предварительная подготовка студентов к игре.
Организационный этап проведения игры включает обоснование темы и цели игры, формирование мини-групп, создание арбитража, информирование участников об условиях игры, вручение игровых документов. Этот этап занятия завершается актуализацией знаний играющих.
Подготовительный этап предполагает самостоятельную работу мини-групп, изучение ситуаций, инструкций, распределение ролей, сбор дополнительной информации, заполнение сводных таблиц, оценку письменных ответов арбитражем.
В ходе третьего этапа (игрового) мини-группы имитируют подготовленные задания. После ответа другие мини-группы дополняют, уточняют или опровергают их действия; арбитры вводят импровизации, которые должны быть решены в режиме сжатого времени. Арбитраж фиксирует все выступления, дополнения, оценивает. На четвертом этапе осуществляется анализ решений, подводятся итоги игры. Применение игр в процессе формирования практического компонента готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач требует владения умениями анализировать сложившуюся ситуацию, планировать необходимое воздействие, реализовывать принятое решение, а также анализировать полученный результат.
Таким образом, использование рассмотренных интерактивных методов наряду с традиционными улучшает качество обучения, а также повышает эффективность процесса формирования практического компонента готовности будущих педагогов по физической культуре к компетентному решению профессиональных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фоменко, Н.А. Развитие лингвокультурологической компетенции преподавателя иностранного языка вуза в системе непрерывного профессионального образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Фоменко. - Ставрополь, 2005. - 180 с.
2. Гуслова, О. С. Поэтапное обучение студентов решению учебно-профессиональных задач / О.С. Гуслова [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 161. - С. 224-228.
3. Радионова, Н.Ф. Подготовка студентов к решению общепрофессиональных задач педагогической деятельности: возможности обновляющейся педагогики [Электронный ресурс] / Н.Ф. Радионова, С.В. Ривкина // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электрон. науч. журн. - 2014. - № 6 (июнь). - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2217.htm. - 05.04.2015.
4. Панфилова, А.П. Игровое моделирование деятельности педагога [Текст] / А.П. Панфилова. - М. : Академия, 2008. - 368 с.
5. Пастухова, И.П. Деловая игра и педагогический менеджмент [Текст] / И.П. Пастухова. - М. : Изд-во Моск. культуролог. лицея №1310, 2002. - 96 с.