Психологические науки
Кислова А.И.
к.п.н., старший преподаватель кафедры менеджмента Набережночелнинского филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им.
Н.А.Добролюбова
Насырова Л.К.
соискатель кафедры психологии личности Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
Использование активных методов психокоррекции детей с особыми возможностями здоровья в амбулаторной практике
Кислова А.И.
В настоящее время наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья детского населения. В последние годы, по данным статистики, все дети в 4 года имеют до трех нарушений в состоянии здоровья, к 6 годам таких нарушений уже становится 4—5 (пока функциональных).
Наблюдения специалистов показывают, что у 12—19% детей дошкольного возраста диагностируются выраженные формы психических расстройств, а 30—40% составляют группу риска по развитию психических нарушений.
Растет число детей, нуждающихся в коррекционной помощи (А.О.Дробинская, В.И.Селиверстов, О.Н.Усанова, С.Г Шевченко). В дошкольном возрасте 25% детей, а по некоторым данным 30—45%, требуют организации специальных условий обучения и воспитания. Среди учащихся 20—30% нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, а свыше 60% относятся к так называемой группе риска. Увеличивается количество детей с пограничными и сочетанными нарушениями развития, которых нельзя однозначно отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (Л.В.Кузнецова, И.Ю.Левченко) [2]. Проблемы в развитии необходимо выявить на ранних стадиях онтогенеза, ведь именно детский возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции.
Цель настоящего исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагоги-ческие условия комплексного применения психокоррекции (арт-терапии) эмоциональных нарушений в работе с детьми с проблемами в развитии в амбулаторной практике.
Арт-терапия является междисциплинарной областью знания, соединяющей в себе различные дисциплины — психологию, медицину, педагогику, культурологию и другие. Ее основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевтических занятий клиенты вовлекаются в творческую деятельность. Термин ввел в употребление в 1938 году Андриан Хилл.
Практическое исследование проводилось на базе На-бережночелнинского психоневрологического диспансера филиала РКПБ им. В.М.Бехтерева с детьми разных возрастов, имеющими различные психические нарушения. Численность выборки детей с проблемами в развитии составила 15 человек, среди которых 12 мальчиков и 3 девочки. Исследование проводилось с октября 2009 года по октябрь 2011 года на базе вышеуказанного диспансера. Исследование включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Цель констатирующего этапа исследования — собрать подробный психолого-педагогический анамнез, очертить круг проблем в развитии и определить степень тяжести психических нарушений детей.
В ходе констатирующего этапа проводилась диагностика особенностей мышления (методика «Исключение предметов»), психофизиологического состояния испытуемых (Цветовой тест М. Люшера), определение эмоциональных проявлений детей (методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка») а также выявлялись значимые лица в их окружении (Цветовой Тест Отношений).
Полученные на констатирующем этапе исследования данные свидетельствуют о высокой нестабильности выбора: у 7 детей из 11 величина этого фактора колеблется от 37, 5% до 75%; отклонение от аутогенной нормы выражено у 8 детей из 11 и колеблется в рамках от 34, 4% до 65, 6%; повышенная тревожность (33, 3% - 54, 1%) наблюдается у 5 из 11.
Все это может говорить о выраженности психосоциальной дезадаптации испытуемых, 4 испытуемых (мужского пола) из 15 вследствие тяжести своего психического отклонения (3 ребенка — РДА, 1 ребенок - УО) не справились с инструкцией теста (или вовсе ее проигнорировали) и не показали результата. Все количественные значения по диагностируемым параметрам у этих детей были оценены в 0%.
Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили необходимость проведения формирующего эксперимента.
На формирующем этапе исследования нами была разработана программа психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений детей с проблемами в разви-
тии, находящихся на амбулаторном лечении с использованием арт-терапии. Настоящая программа рассчитана на детей с ОВЗ при сроке реализации 1 год (32 академических часа). Занятия проводились в специальном большом просторном помещении, рассчитанном на индивидуальные и групповые встречи.
Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства (музыка-музыкотерапия; изобразительное искусство-изотерапия; театр, образ — имаготерапия; литература, книга — библиотерапия; танец, движение — кинезитерапия) [1; с. 11].
Таблица 1 Сводная таблица результатов по методике «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка» в %
п/п Чувственное проявление Интенсивность
нет немного средне очень много крайне много
1 Сверчувствительность 0% - 0 6,7% - 1 6,7% - 1 40% - 6 46,7% - 7
2 Возбуждаемость 6,7% - 1 40% - 6 26,7% - 4 26,7% - 4 0% - 0
3 Капризность 26,7% - 4 46,7% - 7 26,7% - 4 0% - 0 0% - 0
4 Боязливость 40% - 6 46,7% - 7 13,3% - 2 0% - 0 0% - 0
5 Плаксивость 66,6% - 10 26,7% - 4 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0
6 Злобность 46,7% - 7 33,3% - 5 20% - 3 0% - 0 0% - 0
7 Веселость 6,7% - 1 6,7% - 1 0% - 0 26,7% - 4 60% - 9
8 Завистливость 73,3% - 11 20% - 3 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0
9 Ревность 46,7% - 7 33,3% - 5 13,3% - 2 6,7% - 1 0% - 0
10 Обидчивость 13,3% - 2 60% - 9 13,3% - 2 6,7% - 1 6,7% - 1
11 Упрямство 46,7% - 7 53,3% - 8 0% - 0 0% - 0 0% - 0
12 Жестокость 13,3% - 2 53,3% - 8 33,3% - 5 0% - 0 0% - 0
13 Ласковость 0% - 0 0% - 0 40% - 6 6,7% - 1 53,3% - 8
14 Сочувствие 0% -0 20% - 3 33,3% - 5 26,7% - 4 20% - 3
15 Самомнение 20% - 3 33,3% - 5 40% - 6 6,7% - 1 0% - 0
16 Агрессивность 26,7% - 4 73,3% - 11 0% - 0 0% - 0 0% - 0
17 Нетерпеливость 13,3% - 2 26,7% - 4 33,3% - 5 26,7% - 4 0% - 0
Таблица 2. Сводная таблица стандартных баллов по критерию х2 Пирсона
п/п Чувственное проявление Интенсивность Значение х2 Пирсона
Нет (до, после) Немного (до, после) Средне (до, после) Очень много (до, после) Крайне много (до, после)
1 Сверчув- ствитель- ность 26,7% - 4 0% - 0 6,7% - 1 6,7% - 1 33,3% - 5 6,7% - 1 20% - 3 40% - 6 13,3% - 2 46,7% - 7 10,44 при крит.9,49
2 Возбужда- емость 20% - 3 6,7% - 1 0% - 0 40% - 6 40% - 6 26,7% - 4 20% - 3 26,7% - 4 20% - 3 0% - 0 10,54 при крит. 9,49
3 Каприз- ность 20% - 3 26,7% - 4 33,3% - 5 46,7% - 7 40% - 6 26,7% - 4 6,7% -1 0% - 0 0% - 0 0% - 0 1,87 при крит. 7,815
4 Боязли- вость 6,7% - 1 40% - 6 26,7% - 4 46,7% - 7 40% - 6 13,3% - 2 13,3% - 2 0% - 0 13,3% - 2 0% - 0 10,38 при крит. 9,49
5 Плакси- вость 20% - 3 66,6% - 10 26,7% - 4 26,7% - 4 26,7% - 4 0% - 0 20% - 3 6,7% - 1 6,7% - 1 0% - 0 9,76 при крит. 9,49
6 Злобность 26,7% - 4 46,7% - 7 40% - 6 33,3% - 5 20% - 3 20% - 3 6,7% - 1 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0 2,90 при крит. 9,49
7 Веселость 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0 6,7% - 1 40% - 6 0% - 0 40% - 6 26,7% - 4 20% - 3 60% - 9 11,4 при крит. 9,49
8 Завистли- вость 73,3% - 11 73,3% - 11 13,3% - 2 20% - 3 6,7% - 1 0% - 0 0% - 0 6,7% - 1 6,7% - 1 0% - 0 3,2 при крит 9,49
9 Ревность 33,3% - 5 46,7% - 7 40% - 6 33,3% - 5 20% - 3 13,3% - 2 0% - 0 6,7% - 1 6,7% - 1 0% - 0 2,62 при крит 9,49
10 Обидчи- вость 6,7% - 1 13,3% - 2 33,3% - 5 60% - 9 40% - 6 13,3% - 2 13,3% - 2 6,7% - 1 6,7% - 1 6,7% - 1 3,80 при крит 9,49
11 Упрямство 0% - 0 46,7% - 7 20% - 3 53,3% - 8 40% - 6 0% - 0 33,3% - 5 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0 21,27 при крит. 9,49
12 Жестокость 53,3% - 8 13,3% - 2 26,7% - 4 53,3% - 8 6,7% - 1 33,3% - 5 6,7% - 1 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0 9,6 при крит. 9,49
13 Ласковость 0% - 0 0% - 0 20% - 3 0% - 0 20% - 3 40% - 6 33,3% - 5 6,7% - 1 26,7% - 4 53,3% - 8 8, при крит.7,815
14 Сочувствие 40% - 6 0% -0 20% - 3 20% - 3 26,7% - 4 33,3% - 5 13,3% - 2 26,7% - 4 0% - 0 20% - 3 9,77 при крит. 9,49
15 Само- мнение 46,7% - 7 20% - 3 6,7% - 1 33,3% - 5 33,3% - 5 40% - 6 0% - 0 6,7% - 1 13,3% - 2 0% - 0 7,35 при крит 9.49 9,90 при крит. 9.49
16 Агрессив- ность 53,3% - 8 26,7% - 4 20% - 3 73,3% - 11 6,7% - 1 0% - 0 13,3% - 2 0% - 0 6,7% - 1 0% - 0
17 Нетерпе- ливость 6,7% - 1 13,3% - 2 6,7% - 1 26,7% - 4 26,7% - 4 33,3% - 5 46,7% - 7 26,7% - 4 13,3% - 2 0% - 0 5,06 при крит 9,49
Программа психолого-педагогической коррекции эмоциональных проблем детей с проблемами в развитии, с использованием арт-терапии, имеет комплексный характер, построенный на одном принципе и дающий необходимый материал для работы психолога, каждое занятие структури-зированно и сочетает в себе различные виды арт-терапии, такие как, изотерапия, музыкотерапия, фотослайдотера-пия, сказкотерапия, кинезитерапия, куклотерапия и т.д.; в свою очередь каждый вид арт-терапии подразделяется на подвиды (техники). Таким образом, в структуре каждого занятия гармонично сочетаются различные техники, что дает возможность помочь ребенку с ОВЗ справиться со своими психологическими, эмоциональными проблемами.
На контрольном этапе исследования проверялась результативность осуществления программы с помощью меТаблица 3. Сводная таблица стандартных баллов по ^критерию Стьюдента
тодик используемых на констатирующем этапе. Сводные результаты представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, эмоциональные проблемы у детей после психолого-педагогической коррекции посредством арт-терапии сгладились и стали меньше проявляться. Так, заметно снизилась боязливость детей и 40% ее вовсе не имеют, у 46,7% она проявляется на незначительном и среднем (у 13,3%) уровнях. Заметно снизилась агрессивность. После занятий интенсивность ее проявления либо отсутствует вовсе, либо проявляется на незначительном уровне. Сходным образом дело обстоит с проявлением упрямства.
Нужно отметить, что более заметные результаты в решении эмоциональных проблем наблюдаются у детей с диагнозами ЗПР и ОНР, а также УО легкой степени. Для решения эмоциональных проблем у детей с РДА и УО бо-
Методика «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка»
Чувственное проявление Х ср Значение ^критерия Стьюдента
До формирующего эксперимента После формирующего эксперимента Статистическая значимость критерия
Сверчувствительность 1,86 3,26 -5,45 р«0,001
Возбуждаемость 2,2 1,73 1,54 р э0,05
Капризность 1,33 1 1,54 р э0,05
Боязливость 2 0,73 5,23 р«0,001
Плаксивость 1,66 0,46 4,42 р«0,001
Злобность 1,26 0,73 2,06 р э0,05
Веселость 2,8 3,26 -1,74 р э0,05
Завистливость 0,53 0,4 0,51 р э0,05
Ревность 1,06 0,8 0,99 р э0,05
Обидчивость 1,8 1,33 1,77 р э0,05
Упрямство 2,26 1,53 3,92 р«0,01
Жестокость 0,86 1,2 -1,32 р э0,05
Ласковость 2,66 3,13 -1,73 р э0,05
Сочувствие 1,13 2,46 -4,72 р«0,001
Самомнение 1,26 1,33 -0,23 р э0,05
Агрессивность 1 0,73 1,03 р э0,05
Нетерпеливость 2,53 1,73 2,97 р«0,05
Х со по группам 1,65 1,73 1,67 р э0,05
Таблица 4. Сводная таблица сырых баллов по показателям ВК и СО
п/п ФИО ВК СО
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1. Илья 0,8 0,7 17 16
2. Юля 1,5 0,9 21 12
3. Виталий 2,3 0,9 9 12
4. Радик 1,3 1,1 13 11
5. Эвелина 1,6 1,1 5 8
6. Ваня 1,5 0,9 15 10
7. Рома 1,7 1,4 11 8
8. Алина 2,2 1,0 10 17
9. Данил 1,1 1,3 15 9
10. Валера 2,3 0,9 19 13
11. Евгений 1,7 1,0 15 13
Х ср 1,6 1,0 14 12
Стандартное отклонение 0,48 0,19 4,65 2,9
Дисперсия 0,23 0,03 21,6 8,81
Значение ^критерия Стьюдента 6,45 1,97
Статистическая значимость критерия р«0,001 р г0,05
лее выраженных форм занятия с применением арт-терапии эффективны, но требуют большей частоты и длительности в общем количественном аспекте.
Полученные результаты по методике «Цветовой тест М.Люшера» на контрольном этапе исследования свидетельствуют о снижении показателей по трем факторам: нестабильности выбора, отклонения от аутогенной нормы, тревожности.
Для подтверждения результатов проведем сравнительный анализ значений, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования. Количественная обработка данных осуществлялась с использованием непараметрических критериев (х2 Пирсона согласия двух эмпирических распределений) оценки достоверности различий, а так же с использованием параметрических критериев оценки достоверности различий: t-критерий Стьюдента (см. таблицу 2).
Значимо достоверные различия по критерию х2 Пирсона можно наблюдать в 10 чувственных проявлениях из 17 (см. таблицу 2). Так, например, сверхчувствительность стала крайне выраженной у 7 испытуемых и возросла с 13,3% до 46,7%. Большая выраженность этого проявления увеличилась у 3 человек. Если до проведения коррекционных занятий у 26,7% детей сверхчувствительность вовсе отсутствовала, то на контрольном этапе исследования все дети имели проявления по данному параметру.
Значительно снизилась возбуждаемость детей: крайние ее проявления («очень много») отсутствуют, в то время как на констатирующем этапе исследования они проявлялись у 20% испытуемых. Средние проявления снизились у 13,3% детей и стали незначительно проявляться у 40%.
Крайняя и большая интенсивность проявления боязливости на контрольном этапе исследования отсутствует у всех испытуемых, в то время как большая выраженность этого чувственного проявления до проведения коррекционных занятий отмечалась у 4 человек. 40% вообще перестали бояться. Значимо снизилась и плаксивость детей. У 66,6% она пропала вовсе, а у остальных стала проявляться незначительно («немного»). Интенсивность проявления веселости увеличилась у 6 человек (40%). Детская жестокость стала менее выраженной. После коррекционных занятий она стала меньше проявляться у 4 ребят (26,7%), а крайние формы ее проявления теперь отсутствуют у всех.
Ласковость стала проявляться чаще, и интенсивность ее проявления увеличилась с 20% до 40% («средне») и с 26,7% до 53,3% («крайне много»).
Сочувствие детей на контрольном этапе исследования стало более выраженным у 33,3%, в то время как 40% детей до занятий никогда его не проявляли.
Острые проявления детской агрессивности перестали быть поводом для беспокойства и стали менее интенсивными у 33,3%. У 73,3% детей после коррекционных арт-терапевтических занятий агрессивность стала проявляться незначительно.
Значимо достоверные результаты по t-критерию Стью-дента совпали с различиями по критерию х2 Пирсона по таким чувственным проявлениям, как сверхчувствительность, боязливость, плаксивость, нетерпеливость, сочувствие, упрямство.
Значимо достоверные результаты «Вегетативного коэффициента» (ВК), представленные в Таблице 4(10), помогают увидеть положительную динамику в энергетической установке испытуемых после коррекционных занятий. Таким образом, на формирующем этапе исследования по
результатам первичной диагностики 3 ребенка были избыточно возбуждены и суетливы. На контрольном же этапе исследования результаты этих детей изменились. После занятий вся выборка испытуемых (за исключением детей, имеющих тяжелые формы психических отклонений) характеризуется оптимальной мобилизацией физических и психических ресурсов, установкой на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий этих детей.
Показатель «Суммарное отклонение от аутогенной нормы» (СО), также позволил наблюдать положительные изменения (см. Таблицу 4(10)). Так, средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, наблюдавшийся у 5 испытуемых до коррекционных занятий до незначительного уровня, стал незначительным. Это означает, что у испытуемых на контрольном этапе исследования стала преобладать установка на активную деятельность и их работоспособность стала более высокой. Однако результаты СО, по Стьюденту, не показали значимой достоверности Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи, в то время как отрицательные эмоции снижают психический тонус.
2. Результаты статистического сравнения интенсивности чувственных проявлений и уровня проявления 6 факторов (по методике «Цветовой тест» М. Люшера) у детей с психическими отклонениями до и после формирующего этапа с помощью вычисления t-критерия Стьюдента и х2 Пирсона показали достоверность различий и выявили эффективность проведенных коррекционных занятий.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования дают возможность утверждать о том, что коррекция эмоциональных нарушений у детей с проблемами в развитии эффективна при использовании методов арт-терапии.
Список использованных источников
1. Арт-терапия - новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. -М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
2. Специальная психология: учебник для студ. Высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. - 6-е изд.,испр. и доп.
- М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 560 с.