Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2021 Г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2021 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

По итогам января-марта 2021 г. профицит федерального бюджета оказался меньше, чем в докризисном первом квартале 2020 г. После 2020 г. в бюджетной системе был зафиксирован рост расходов на обслуживание государственного долга вследствие масштабных заимствований и накопления убытков предприятий, перенос которых на будущее ограничит поступления по налогу на прибыль предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET EXECUTION FOR 3 MONTHS OF 2021

At the period-end of January-March 2021, the federal budget surplus was less than in the pre-crisis Q1 2020. After 2020, the budget system recorded an increase in public debt servicing costs driven by a large-scale borrowing and the accumulation of losses by enterprises, which carry forward will limit the corporate income tax revenues.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2021 Г.»

Макроэкономика

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2021 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

По итогам января-марта 2021 г. профицит федерального бюджета оказался меньше, чем в докризисном первом квартале 2020 г. После 2020 г. в бюджетной системе был зафиксирован рост расходов на обслуживание государственного долга вследствие масштабных заимствований и накопления убытков предприятий, перенос которых на будущее ограничит поступления по налогу на прибыль предприятий.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, Н50, Н62, Н63.

По оперативным данным Минфина России, доходы федерального бюджета за январь-март 2021 г. выросли относительно первых трех месяцев предыдущего года на 1,7 п.п. ВВП (при низкой базе) - до 20,8% ВВП. Существенно увеличилось кассовое исполнение федерального бюджета - 28,2% против 23,0% в первом квартале 2020 г. Однако объем нефтегазовых доходов в исследуемый период, кассовое исполнение по которым превысило сред-неквартальные темпы прогнозируемых поступлений (27%), пока отстает от уровня первого квартала 2020 г. по НДПИ на 120,9 млрд руб. и по вывозным таможенным пошлинам -на 27,5 млрд руб. Как следствие, объемы базовых и дополнительных нефтегазовых доходов не достигли уровня января-марта предыдущего года: при средней цене на нефть за первые три месяца 2021 г. в 59,8 долл./барр. базовый и дополнительный объемы нефтегазовых доходов за январь-март 2021 г. составили соответственно 1378,0 и 240,2 млрд руб. против тех же показателей за первый квартал предыду-

щего года: 48,2 долл./барр., 1217,9 и 570,0 млрд руб.1. (См. табл. 1.)

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за первые три месяца 2021 г. выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 716,3 млрд руб. при ускорении кассового исполнения годового плана по доходам до 28,8% против 22,5% годом ранее - в основном за счет увеличения внутреннего и «импортного» НДС на 303,7 и 170,6 млрд руб. соответственно. Эта динамика вызвана тем, что розничный оборот в четвертом квартале 2020 г.2 вырос на 3,8% в номинальном выражении по сравнению с тем же периодом 2019 г.

По налогу на прибыль и внутренним акцизам по итогам января-марта текущего года динамика относительно первого квартала предыдущего была отрицательной и составила -64,1 и -3,2 млрд руб. соответственно. Сокращение поступлений по налогу на прибыль произошло в ситуации роста прибыли прибыльных предприятий в четвертом квартале 2020 г.

Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН; [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: [email protected]

1 С учетом корректировок по возмещению акциза.

2 Налоговая база для квартальных НДС и налога на прибыль рассчитывается за предыдущий квартал.

(5,8 трлн руб.) по сравнению с тем же периодом 2019 г. (4,6 трлн руб.). Объясняется это тем, что рост прибыли наблюдался преимущественно в отраслях со специальными налоговыми режимами -сельском хозяйстве, торговле отдельными товарами, в то время как в других отраслях имело место ее снижение.

Прирост неналоговых доходов федерального бюджета за рассматриваемый период на 465,6 млрд руб.3 произошел главным образом за счет безвозмездных поступлений на 229,6 млрд руб. и доходов по штрафам, санкциям и возмещению ущерба - на 148,1 млрд руб.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2020 и 2021 гг.

Январь-март 2020 г. Январь-март 2021 г. Изменение

млрд руб. % ВВП и кассовое млрд руб. % ВВП и кассовое млрд руб.

юполнение, в% юполнение, в% ВВП

Доходы 4731,3 19,1 23,0 5299,2 20,8 28,2 567,9 1,7

в том числе:

Нефтегазовые 1828,7 7,4 24,3 1680,3 6,6 27,0 -148,4 -0,8

из них:

НДПИ 1427,9 5,8 23,9 1307,0 5,1 21,8 -120,9 -0,7

вывозные пошлины 400,8 1,6 23,2 373,3 1,5 29,9 -27,5 -0,1

Ненефтегазовые 2902,6 11,7 22,5 3618,9 14,2 28,8 716,3 2,5

из них:

налог на прибыль организаций 327,6 1,3 26,9 263,5 1,0 22,0 -64,1 -0,3

НДС на товары, реализуемые в РФ 1116,2 4,5 24,5 1419,9 5,6 31,7 303,7 1,1

НДС на товары, ввозимые в РФ 614,4 2,5 20,3 785,0 3,1 25,3 170,6 0,6

акцизы на товары, реализуемые в РФ 114,8 0,5 20,6 111,6 0,4 22,8 -3,2 -0,1

ввозные таможенные пошлины 155,6 0,6 23,0 190,1 0,7 26,5 34,5 0,1

прочие доходы 574,0 2,3 22,2 848,8 3,4 37,8 274,8 1,1

Расходы 4617,9 18,7 22,1 5091,1 20,0 22,7 473,2 1,3

в том числе:

Процентные 171,4 0,7 19,1 238,5 0,9 19,8 67,1 0,2

Непроцентные 4446,5 18,0 24,2 4852,6 19,1 23,9 406,1 1,1

Профицит (+) / Дефицит (-) 113,4 0,4 208,1 0,8 94,7 0,4

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1715,3 -7,0 -1472,2 -5,8 243,1 1,2

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 24 757 25500

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты авторов, ВВП за первый квартал 2021 г. -

оценка авторов.

3 Без учета поступлений по «импортным» акцизам, рост которых составил 7,6 млрд руб.

Расходы федерального бюджета в первом квартале 2021 г. относительно аналогичного, докризисного, периода предыдущего года выросли на 1,3 п.п. ВВП, или на 10,2% в номинальном выражении, при сопоставимом уровне кассового исполнения. (См. табл. 2.)

Рост расходов федерального бюджета в первом квартале 2021 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года как в номинальном, так и в абсолютном выражении связан в основном с ускоренным освоением средств по отдельным подразделам функциональной классификации расходов. Процент кассового

МАКРОЭКОНОМИКА

исполнения от годовых утвержденных объемов составил: на социальное обеспечение населения - 41,2% раздела «Социальная политика» (прирост на 0,6 п.п. ВВП), на международные отношения и международное сотрудничество - 52,7% раздела «Общегосударственные вопросы» (прирост на 0,4 п.п. ВВП), на жилищное хозяйство - 75,7% раздела «Жилищно-коммунальное хозяйство».

Существенное снижение расходов по разделу «Здравоохранение»- на 0,7 п.п. ВВП, или на 158,6 млрд руб., - объясняется сокращением объемов финансирования по подразделу «Другие вопросы в области здравоохранения». По остальным разделам значимых отклонений по динамике расходной части федерального бюджета за первый квартал 2021 г. относительно аналогичного периода 2020 г.

в абсолютном и номинальном выражениях отмечено не было .

Профицит федерального бюджета по итогам января-марта 2021 г. составил 208,1 млрд руб., что почти вдвое больше, чем годом ранее (113,4 млрд руб.). Ненефтегазовый дефицит сократился на 243,1 млрд руб. - до 1472,2 млрд руб., что говорит о некотором улучшении ситуации со среднесрочной устойчивостью федерального бюджета.

Что касается движения денежных средств, учитываемых в качестве источников покрытия дефицита бюджета, то их привлечение на внутреннем рынке идет в «плановом» порядке: за рассматриваемый период было привлечено 739,4 млрд руб., что эквивалентно 1/5 от годового плана заимствований. В результате объем государственного внутреннего долга

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в январе-марте 2020 и 2021 гг.

Январь-март 2020 г. Январь-март 2021 г. Изменение

млрд руб. % ВВП кассовое исполнение, в % млрд руб. %ВВП кассовое исполнение, в% млрд руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 4617,9 18,7 22,1 5091,1 20,0 22,7 473,2 1,3

в том числе:

Общегосударственные вопросы 282,9 1,1 16,2 379,9 1,5 18,9 97,0 0,4

Национальная оборона 860,7 3,5 25,9 947,5 3,7 29,4 86,8 0,2

Национальная безопасность

и правоохранительная 436,1 1,8 17,4 474,4 1,9 19,6 38,3 0,1

деятельность

Национальная экономика 361,0 1,5 12,4 409,8 1,6 12,1 48,8 0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 92,3 0,4 29,7 183,7 0,7 46,5 91,4 0,3

Охрана окружающей среды 84,9 0,3 23,7 102,0 0,4 30,2 17,1 0,1

Образование 200,0 0,8 19,3 236,3 0,9 20,9 36,3 0,1

Культура и кинематография 29,0 0,1 19,1 30,3 0,1 21,1 1,3 0,0

Здравоохранен ие 385,9 1,6 33,8 237,3 0,9 19,5 -148,6 -0,7

Социальная политика 1417,4 5,7 27,4 1614,4 6,3 28,2 197,0 0,6

Физическая культура и спорт 9,4 0,0 11,9 9,4 0,0 12,6 0,0 0,0

СМИ 17,8 0,1 18,7 5,4 0,0 5,2 -12,4 -0,1

Обслуживание государственного долга 171,4 0,7 19,1 238,5 0,9 19,8 67,1 0,2

Межбюджетные трансферты 269,0 1,1 24,7 222,0 0,9 20,6 -47,0 -0,2

Источник: Минфин России (оперативные данные), Федеральное казначейство, расчеты авторов.

вырос за январь-март 2021 г. на 683,0 млрд руб., достигнув к 1 апреля 15,8 трлн руб. В то же время объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте за первые три месяца текущего года также несколько увеличился (на 256,4 млрд руб.) и по состоянию на 1 апреля 2021 г. составил 13,8 трлн руб.

Размещений на внешнем рынке за рассматриваемый период Минфин России не осуществлял.

Динамика основных параметров федерального бюджета за первый квартал 2021 г. свидетельствует о стабилизации государственных финансов в условиях еще не завершившейся пандемии и связанных с ней ограничений. Кроме того, за 2020 г. в российской экономи-

ке накопились проблемы, способные негативно повлиять на сбалансированность федерального бюджета в дальнейшем. Дело в том, что перенос убытков, зафиксированных по итогам 2020 г., окажет давление на размер причитающегося к уплате в бюджетную систему налога на прибыль организаций в текущем и последующих годах, а рекордный объем заимствований в течение 2020 г. (5,2 трлн руб.) неизбежно реализуется в довольно скором и заметном росте расходов на обслуживание государственного долга. В частности, можно видеть, что расходы на обслуживание государственного долга федеральным бюджетом выросли с 0,7 п.п. ВВП в первом квартале 2020 г. до 0,9 п.п. ВВП за аналогичный период текущего года. ■

Federal Budget Execution for 3 months of 2021

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

At the period-end of January-March 2021, the federal budget surplus was less than in the pre-crisis Q1 2020. After 2020, the budget system recorded an increase in public debt servicing costs driven by a large-scale borrowing and the accumulation of losses by enterprises, which carry forward will limit the corporate income tax revenues.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.