Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 Г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 Г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2466
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ / FEDERAL BUDGET / REVENUE / OIL AND GAS REVENUES / NON-OIL AND GAS REVENUES / EXPENDITURE / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

По предварительным оценкам Минфина России, доходы федерального бюджета за 2020 г. составили 18,7 трлн руб. против прогнозировавшихся1 20,6 трлн руб., а расходы - 22,8 трлн руб. против запланированных 19,7 трлн руб. Столь значительные изменения в исполнении государственного бюджета были обусловлены влиянием пандемии и необходимостью осуществления антикризисной поддержки бизнеса и населения. Совокупный объем средств, потребовавшийся для этого, составил 5 трлн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET EXECUTION IN 2020

According to preliminary data released by the Finance Ministry of Russia, the federal budget revenues constituted Rb18.7 trillion against the projected Rb 20.6 trillion for 2020, and expenditure - Rb22.8 trillion against planned Rb19.7 trillion. Such difference in the state budget execution was due to the pandemic and the need to put in place the relief programs for business and the population. Total amount of funds for that purpose stood at Rb 5 trillion.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 Г.»

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2020 г.

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

По предварительным оценкам Минфина России, доходы федерального бюджета за 2020 г. составили 18,7 трлн руб. против прогнозировавшихся' 20,6 трлн руб., а расходы — 22,8 трлн руб. против запланированных 19,7 трлн руб. Столь значительные изменения в исполнении государственного бюджета были обусловлены влиянием пандемии и необходимостью осуществления антикризисной поддержки бизнеса и населения. Совокупный объем средств, потребовавшийся для этого, составил 5 трлн руб.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги.

Доходы федерального бюджета за 2020 г. в реальном выражении сократились по сравнению с 2019 г. на 11,7% и составили 90,8% от утвержденных прогнозных объемов. Наибольшее сокращение - на 3,5 трлн руб. в реальном выражении - было зафиксировано по нефтегазовым доходам, в том числе по НДПИ - на 2,3 трлн руб. и по вывозным пошлинам - на 1,2 трлн руб. (См. табл. 1.)

По итогам 2020 г. поступления нефтегазовых доходов в бюджет составили 4,9 трлн руб., на 0,3 трлн руб. превысив значение их базового объема2 и позволив практически не задействовать средства Фонда национального благосостояния (средства ФНБ, направленные на финансирование дефицита федерального бюджета в 2020 г., составили 289,8 млрд руб.) для балансировки бюджета. Как результат, по состоянию на 1 января 2021 г. объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте увеличился до 13 545,7 млрд руб. (183,3 млрд долл.) против 7773,1 млрд руб. (125,6 млрд долл.) годом ранее, что произошло по причине зачисления дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся по итогам 2019 г., и курсовой переоценки.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2020 г. выросли относительно пре-

дыдущего года на 1,2 трлн руб., или на 9,8% в реальном выражении. Этот рост был обусловлен перечислением прибыли Банка России от продажи пакета ПАО «Сбербанк» (отражен по статье «Прочие доходы»). По остальным налоговым доходам было зафиксировано сокращение поступлений относительно 2019 г: в реальном выражении:

• по налогу на прибыль - на 145,1 млрд руб., или на 12,2%;

• по «внутренним» НДС и акцизам - на 196,1 и 10,7 млрд руб., или на 4,6 и 1,1% соответственно;

• по доходам по «импортному» НДС - на 43,7 млрд руб., или на 1,5%;

• по вывозным пошлинам - на 38,3 млрд руб., или на 5,3%.

Расходы федерального бюджета по итогам 2020 г. по сравнению с предыдущим годом выросли на 3,5 трлн руб., или на 19,4% в реальном выражении, при ускоренном освоении средств. (См. табл. 2.)

Наибольший рост в 2020 г. к предыдущему году в реальном выражении был отмечен по расходам, связанным с поддержкой экономики и социальной сферы в условиях пандемии: увеличение расходов на социальную политику составило 1781,6 млрд руб. (36,5%), нацио-

Белёв Сергей Геннадьевич, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук (Москва), е-mail: [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-mail: [email protected]

1 Согласно Пояснительной записке к ФЗ № 380 (от 18 марта 2020 г.).

2 С учетом корректировок по возмещению акциза.

нальную экономику - 494,0 млрд руб. (17,5%), здравоохранение - 559,5 млрд руб. (78,4%), межбюджетные трансферты - 327,6 млрд руб. (32,7%). В целом фактический объем расходов федерального бюджета за 2020 г. превысил плановый годовой объем более чем на 3 трлн руб., что объясняется преимущественно осуществлением финансирования трех антикризисных пакетов и реализацией Общенационального плана восстановления экономики3. По итогам 2020 г. совокупный объем антикризисных мер поддержки населения, банковско-

го и реального секторов экономики, региональных бюджетов составил около 5 трлн руб., или 4,5% ВВП4.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 г. составил 4113,4 млрд руб. против профицита в 1974,6 млрд руб. за 2019 г. Соответственно, вырос и ненефтегазовый дефицит - с 6273,1 до 9063,6 млрд руб. Что касается покрытия дефицита бюджета, то за 2020 г. на внутреннем рынке было привлечено 5,2 трлн руб. при планируемом объеме размещения в 2,3 трлн руб. На внешнем рынке объем заим-

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ВВП в ценах 2019 г., млрд руб. в постоянных ценах*, в% п.п. ВВП

Доходы 20188,8 18,3 18 699,3 17,5 -2363,0 -11,7 -0,8

в том числе:

Нефтегазовые 8247,7 7,5 4950,2 4,6 -3528,7 -42,8 -2,9

из них:

НДПИ 5971,7 5,4 3819,4 3,6 -2330,7 -39,0 -1,8

Вывозные пошлины 2276,0 2,1 1130,8 1,0 -1198,0 -52,6 -1,1

Ненефтегазовые 11 941,1 10,8 13 749,1 12,9 1165,8 9,8 2,1

из них:

Налог на прибыль организаций 1185,0 1,1 1090,9 1,0 -145,1 -12,2 -0,1

НДС на товары, реализуемые в РФ 4257,8 3,9 4260,7 4,0 -196,1 -4,6 0,1

НДС на товары, ввозимые в РФ 2837,4 2,5 2930,6 2,7 -43,7 -1,5 0,2

Акцизы на товары, реализуемые в РФ 997,5 0,9 1035,2 1,0 -10,7 -1,1 0,1

Ввозные таможенные пошлины 716,9 0,6 711,8 0,7 -38,3 -5,3 0,1

Прочие доходы 1946,5 1,8 3719,9 3,5 1599,6 82,2 1,7

Расходы 18 214,2 16,5 22 812,7 21,4 3532,9 19,4 4,9

в том числе:

Процентные 730,8 0,7 784,2 0,7 16,8 2,3 0,0

Непроцентные 17483,4 15,8 22 028,5 20,7 3516,1 20,1 4,9

Профицит (+) / Дефицит (-) 1974,6 1,8 -4113,4 -3,9 -5895,9 -5,7

* - По индексу потребительских цен. Источник: Минфин России, Федеральное казначейство.

3 Одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г. Общий объем финансирования этого плана оценивается более чем в 3,8 трлн руб., в том числе в 2,6 трлн руб. - в 2021 г.

4 Саммит «Группы двадцати». Выступление Президента Российской Федерации Путина В.В. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/64460

ствований в рублевом эквиваленте составил 180,6 млрд руб., а объем погашения - 381,2 млрд руб. (плановые объемы - 207,2 и 343,1 млрд руб. соответственно).

Привлечение такого беспрецедентно высокого объема внутренних заимствований можно признать вполне успешным, поскольку, во-первых, доходность ОФЗ в октябре-декабре 2020 г. осталась практически на уровне докризисного января 2020 г.; во-вторых, сроки заимствований составляют в среднем около 7 лет, что, в свою очередь, должно позволить российской экономике и доходам бюджета восстановиться к моменту погашения долга; в-третьих, совершение заимствований в рублях освобож-

дает федеральный бюджет от какого-либо валютного риска.

В то же время масштабное наращивание государственного долга в течение одного бюджетного цикла является тревожным сигналом, особенно с учетом вероятности затягивания экономического кризиса и медленного снятия ограничений по СОУЮ-19. Это влечет за собой необходимость привлечения дополнительных заимствований еще и в 2021 г. Кроме того, при текущем уровне цен на нефть (который выше базовой цены в 43,3 долл./барр.) действующее бюджетное правило не позволяет направлять средства ФНБ на финансирование бюджетных расходов. ■

Таблица 2

Расходы федерального бюджета в 2019 и 2020 гг.

2019 г. 2020 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ВВП в ценах 2019 г., млрд руб. в постоянных ценах*, в% п.п. ВВП

Расходы - всего 18214,2 16,5 22 812,7 21,4 3532,9 19,4 4,9

в том числе:

Общегосударственные вопросы 1363,5 1,2 1502,4 1,4 68,7 5,0 0,2

Национальная оборона 2997,4 2,7 3167,8 3,0 22,4 0,7 0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2083,2 1,9 2225,5 2,1 38,3 1,8 0,2

Национальная экономика 2827,1 2,6 3483,8 3,3 494,0 17,5 0,7

Жилищно-коммунальное хозяйство 282,2 0,3 370,0 0,3 70,5 25,0 0,0

Охрана окружающей среды 197,5 0,2 260,6 0,2 50,9 25,8 0,0

Образование 826,5 0,7 956,7 0,9 85,5 10,3 0,2

Культура и кинематография 122,4 0,1 143,9 0,1 14,8 12,1 0,0

Здравоохранен ие 713,0 0,6 1334,5 1,3 559,2 78,4 0,7

Социальная политика 4882,8 4,4 6991,0 6,6 1781,6 36,5 2,2

Физическая культура и спорт 81,4 0,1 75,2 0,1 -9,7 -11,9 0,0

СМИ 103,5 0,1 121,1 0,1 11,9 11,5 0,0

Обслуживание государственного долга 730,8 0,7 784,2 0,7 16,8 2,3 0,0

Межбюджетные трансферты 1003,1 0,9 1395,9 1,3 327,6 32,7 0,4

* - По индексу потребительских цен. Источник: Минфин России (оперативные данные), Федеральное казначейство, расчеты авторов.

Federal Budget Execution in 2020

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

According to preliminary data released by the Finance Ministry of Russia, the federal budget revenues constituted Rb18.7 trillion against the projected Rb 20.6 trillion for 2020, and expenditure — Rb22.8 trillion against planned Rb19.7 trillion. Such difference in the state budget execution was due to the pandemic and the need to put in place the relief programs for business and the population. Total amount of funds for that purpose stood at Rb 5 trillion.

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.