Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 Г.: ДОХОДЫ ПРЕВЫСИЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 Г.: ДОХОДЫ ПРЕВЫСИЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

По итогам первого полугодия 2021 г. доходы федерального бюджета превысили уровень аналогичного периода 2019 г., достигнув 20,9% ВВП. Основной вклад в этот результат внес рост поступлений по НДС, прежде всего за счет увеличения потребления непродовольственных товаров при незначительном росте потребления продовольственных (измеренного через физические объемы розничного оборота).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белёв Сергей Геннадьевич, Тищенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL BUDGET EXECUTION IN H1 2021: REVENUES EXCEEDED PRE-PANDEMIC LEVEL

According to the results of H1 2021, the federal budget revenues exceeded the level of 2019, hitting 20.9% of GDP. The main contribution to this outcome was made by an increase in VAT receipts, primarily due to an increase in the consumption of non-food products with a slight increase in the consumption of food products (measured in terms of physical volumes of retail turnover).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 Г.: ДОХОДЫ ПРЕВЫСИЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ»

Макроэкономика

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 г.: ДОХОДЫ ПРЕВЫСИЛИ ДОПАНДЕМИЙНЫЙ УРОВЕНЬ

С. Г. БЕЛЁВ Т. В. ТИЩЕНКО

По итогам первого полугодия 2021 г. доходы федерального бюджета превысили уровень аналогичного периода 2019 г., достигнув 20,9% ВВП. Основной вклад в этот результат внес рост поступлений по НДС, прежде всего за счет увеличения потребления непродовольственных товаров при незначительном росте потребления продовольственных (измеренного через физические объемы розничного оборота).

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы, расходы, налоги. JEL Н11, ИБО, Н62, Н63.

Доходы федерального бюджета за январь-июнь 2021 г. выросли как по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (на 2,3 п.п. ВВП, или на 1,715,9 млрд руб.), так и по сравнению с первыми шестью месяцами 2020 г. (на 2,1 п.п. ВВП, или на 2173,9 млрд руб.). Кассовое исполнение по доходам в первом полугодии текущего года составило 60% относительно прогнозируемых годовых объемов, в том числе по нефтегазовым поступлениям - 63,1% и по ненефтегазовым - 58,6%.

Объем нефтегазовых доходов за первое полугодие 2021 г. составил 7,2% ВВП, или 3898,8 млрд руб., и в реальном выражении пока не достиг уровня поступлений за январь-июнь 2019 г.: разница составила -685,3 млрд руб. При этом по сравнению с первым полугодием 2020 г. динамика была положительной: рост составил 1379,3 млрд руб., или 2 п.п. ВВП.

Объем дополнительных нефтегазовых доходов за исследуемый период составил 851,4 млрд руб. при средней цене на нефть 63,3 долл./барр. против 39,6 млрд руб. за пер-

вые шесть месяцев предыдущего года при средней цене на нефть 39,7 долл./барр.1. (См. табл. 1.)

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за январь-июнь 2021 г. выросли как относительно аналогичного допандемийного периода в ценах 2019 г. на 1497,5 млрд руб., так и по сравнению с тем же временным интервалом 2020 г. на 894,6 млрд руб., или на 0,1 п.п. ВВП. Рост налоговых ненефтегазовых доходов составил2 790,7 млрд руб. в реальном выражении относительно января-июня 2019 г. и 1297,1 млрд руб. и 1,4 п.п. ВВП к первому полугодию 2020 г.

Основной вклад в увеличение ненефтегазовых доходов внес рост поступлений по НДС, что обусловлено восстановлением потребления. В частности, оперативные данные Росста-та показывают расширение розничного оборота в сопоставимых ценах в первом полугодии 2021 г. относительно аналогичного периода 2019 г. в размере около 4%. При этом розничный оборот продовольственных товаров,

Белёв Сергей Геннадьевич, заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН; [email protected]; Тищенко Татьяна Владимировна, старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: [email protected]

1 С учетом корректировок по возмещению акциза.

2 Без учета доходов от импортных акцизов.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2019-2021 гг.

п о г о

п о

гп

<

гп

I—

о

< о

Январь-июнь 2019 г. Январь-июнь 2020 г. Январь-июнь 2021 г. Изменение: 2021 г. относительно 2019 г.

млрд руб. %ВВП млрд руб. 9 Ь ВВП млрд руб. %ВВП млрд руб. млрд руб. (в ценах 2019 г.) п.п. ВВП

Доходы 9549,9 18,7 9091,9 18,8 11 265,8 20,9 1715,9 812,2 2,3

втом числе:

Нефтегазовые 4269,5 8,4 2517,5 5,2 3896,8 7,2 -372,7 -685,3 -1,1

из них:

НДПИ 3116,9 6,1 1983,0 4,1 3014,9 5,6 -102,0 -343,8 -0,5

Вывозные пошлины 1152,6 2,3 534,5 1,1 881,9 1,6 -270,7 -341,5 -0,6

Ненефтегазовые 5280,4 10,3 6574,4 13,6 7369,0 13,7 088,6 1497,5 3,4

из них:

Налог на прибыль организаций 585,8 1,1 536,8 1,1 636,7 1,2 50,9 -0,2 0,0

НДС на товары, реализуемые в РФ 2059,6 4,0 2078,6 4,3 2651,0 4,9 591,4 378,8 0,9

НДС на товары, ввозимые в РФ 1299,2 2,5 1255,1 2,6 1730,4 3,2 431,2 292,4 0,7

Акцизы на товары, реализуемые в РФ 380,1 0,7 466,7 1,0 487,4 0,9 107,3 68,2 0,2

Ввозные таможенные пошлины 335,9 0,7 292,4 0,6 421,2 0,8 85,3 51,5 0,1

Прочие доходы 619,8 1.2 1944,8 4,0 1442,3 2,7 822,5 706,8 1,5

Расходы 7854,1 15,4 9915,0 20,5 10491,1 19,5 2637,0 1795,5 4,1

втом числе:

Процентные 356,4 0,7 349,7 0,7 506,1 0,9 149,7 109,1 0,2

Непроцентные 7497,7 14,7 9565,3 19,8 985,0 18,6 487,3 1686,4 3,9

Профицит (+) / Дефицит (-) 1695,8 3,3 -823,1 -1,7 774,7 1,4 -921,1 -983,2 -1,9

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -2573,7 -5,0 -3340,6 -6,9 -3122,1 -5,8 -548,4 -298,0 -0,8

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд руб. 51 120 48419 53800

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты авторов. ВВП за второй квартал 2021 г. - оценка авторов.

МАКРОЭКОНОМИКА

среди которых весомая доля принадлежит товарам, облагаемым по льготной ставке НДС, в физическом выражении вырос менее чем на 1%. Розничный оборот непродовольственных товаров увеличился в постоянных ценах примерно на 7%. (К непродовольственным товарам относятся, в том числе, товары длительного пользования, отложенный спрос на которые также внес свой вклад в увеличение потребления непродовольственных товаров.)

Расходы федерального бюджета в первом полугодии 2021 г. относительно аналогичного периода предыдущего года выросли на 576,1 млрд руб., но в долях ВВП сократились на 1,0 п.п. при сопоставимом уровне кассового исполнения - около 45% от утвержденного годового объема. (См. табл. 2.)

Претерпела изменения и структура расходной части федерального бюджета. Увеличился объем бюджетных ассигнований по разделу «Национальная экономика» на 0,6 п.п. ВВП, направляемых на дальнейшую поддержку производства и финансового сектора. Сократились расходы по разделу «Социальная поли-

тика» на 0,9 п.п. ВВП. Также отмечено снижение объемов финансирования по разделу «Межбюджетные трансферты» на 0,6 п.п. ВВП, что связано с низким темпом освоения средств, составившим (в процентах к утвержденному годовому объему) за январь-июнь 2021 г. 45,2% против 60,8% годом ранее.

Темпы прироста доходов федерального бюджета за первое полугодие текущего года опережали динамику расходов, что позволило нарастить бюджетный профицит до 747,7 млрд руб. против отрицательного баланса исполнения бюджета по итогам первых шести месяцев 2020 г. в объеме -823,1 млрд руб.

Несмотря на положительное сальдо исполнения бюджета, заимствования на внутреннем рынке не сокращаются: за первую половину 2021 г. они составили 1536,0 млрд руб. (41,9% от утвержденного годового объема) против 1612,6 млрд руб. за аналогичный период предыдущего года. Объем средств, направленных на погашение внутренних заимствований, в первом полугодии 2021 г. составил 262 млрд руб., или 26,6% от утвержденного годового

Таблица 2 Расходы федерального бюджета в первом полугодии 2020 и 2021 гг.

Январь-июнь 2020 г. Январь-июнь 2021 г. Изменение

млрд руб. %ВВП млрд руб. %ввп млрд руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 9915,0 20,5 10491,1 19,5 576,1 -1,0

в том числе:

Общегосударственные вопросы 647,9 1,3 719,0 1,3 71,1 0,0

Национальная оборона 1514,8 3,1 1522,5 2,8 7,7 -0,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

948,7 2,0 994,0 1,8 45,3 -0,1

Национальная экономика 1045,5 2,2 1507,5 2,8 462,0 0,6

Жилищно-коммунальное хозяйство 155,6 0,3 255,2 0,5 99,6 0,2

Охрана окружающей среды 124,0 0,3 215,9 0,4 91,9 0,1

Образование 448,1 0,9 535,5 1,0 87,4 0,1

Здравоохранение 654,8 1,4 573,0 1,1 -81,8 -0,3

Социальная политика 3194,8 6,6 3046,4 5,7 -148,4 -0,9

Обслуживание государственного долга 349,7 0,7 506,1 0,9 156,4 0,2

Межбюджетные трансферты 710,4 1,5 490,9 0,9 -219,5 -0,6

Прочие расходы 120,7 0,2 125,1 0,2 4,4 0,0

Источник: Федеральное казначейство, расчеты авторов.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ 2021 г.

объема (за аналогичный период 2020 г. - 516,5 млрд руб., 88,3% от утвержденного годового объема). Объем средств, привлеченных на внешнем рынке, составил 134,2 млрд руб., или 61,8% от годового объема. Укрепление рубля, начавшееся весной текущего года, привело к снижению стоимости валютных активов; таким образом, курсовая разница, учитываемая в качестве источника погашения дефицита бюджета, составила 354,7 млрд руб.

Объем Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте увеличился за первые шесть месяцев текущего года на 28,9 млрд руб. и на 1 июля 2021 г. составил 13,574 трлн руб.

Увеличение доходов федерального бюджета связано со значительными поступлениями НДС. Это, в свою очередь, обусловлено ростом потребления домашних хозяйств, главным образом за счет непродовольственных товаров и при незначительном увеличении потребления продовольственных (измеренного через физические объемы розничного оборота). Подобного рода динамика косвенно свидетельствует о том, что за расширением потребления стоит отложенный из-за пандемии спрос на товары длительного пользования. В таком случае основной фактор роста поступлений в федеральный бюджет к 2022 г. может быть исчерпан. ■

Federal Budget Execution in H1 2021: Revenues Exceeded Pre-Pandemic Level

Sergey G. Belev — Head of Budget Policy Department of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Tatyana V. Tischenko — Senior Researcher of the Gaidar Institute for Economic Policy; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

According to the results of H1 2021, the federal budget revenues exceeded the level of 2019, hitting 20.9% of GDP. The main contribution to this outcome was made by an increase in VAT receipts, primarily due to an increase in the consumption of non-food products with a slight increase in the consumption of food products (measured in terms of physical volumes of retail turnover).

Key words: federal budget, revenue, oil and gas revenues, non-oil and gas revenues, expenditure, taxes. JEL-codes: H11, H50, H62, H63.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 28 • № 9 • SEPTEMBER 2021 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.