Е.А. Грудкова
Испанская социалистическая рабочая партия: От оппозиции к власти
Сегодня мир переживает глубокую трансформацию.
Мировое сообщество поставлено перед необходимостью поиска ответов на многие проблемы, связанные с глобализацией и стремительным развитием информационных технологий. В последнее время многие политики в процессе принятия решений все чаще обращаются к теории и практике входящих в Социалистический Интернационал социалистических и социал-демократических партий. В ряде стран выдвигается и приходит к власти новое поколение политиков1. Примером может служить Испания, где сегодня у власти оказалась находившаяся долгое время в оппозиции партия социалистов (ИСРП) во главе с Хосе Луисом Родригесом Сапатеро.
Идейно-политическая эволюция ИСРП
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) может считаться одной из старейших социалистических и
1Пономарев И. КПРФ без границ // Русский журнал от 23.11.2003. - Mode of access: http./www.kprf.ru/381104jprint_tpl.
57
социал-демократических партий Европы, ее история насчитывает 125 лет. В то же время это одна из самых молодых партий Социалистического Интернационала (входит в Социнтерн с 1970 г.). Сегодня численность партии составляет 213 тыс. членов.
ИСРП была основана в Мадриде 2 мая 1879 г. рабочими-типографами, возглавляемыми Пабло Иглесиасом, и представителями интеллигенции. Однако до Первой мировой войны она оставалась небольшой группой, влияние которой на рабочее движение по сравнению с анархо-синдикализмом было незначительным. Программа новой политической партии была принята на собрании 40 членов 20 июля того же года. ИСРП была одной из первых социалистических партий, созданных в Европе, которая отражала интересы новых групп рабочих, порожденных промышленной революцией.
В 20-е годы ХХ в. ИСРП приобрела многочисленных сторонников в Мадриде и прилегающих к нему районах, а также в индустриально развитой Астурии. Социалисты были ведущей партией в коалиции Народного фронта, которая выиграла выборы 1936 г. Социалистические лидеры, вначале Франсиско Ларго Кабальеро (1869-1946), затем Хуан Негрин (1894-1956), председательствовали в республиканском правительстве Народного фронта, которое руководило долгой и неудачной войной с франкистами. Испанским социалистам пришлось находиться в эмиграции почти 40 лет, ИСПР возродилась во время агонии франкистского режима. Под руководством Фелипе Гонсалеса ИСРП сформировала испанское правительство после полной победы на выборах в 1982 г. Социалисты во главе с Ф.Гонсалесом побеждали также на выборах в 1986, 1989 и 1993 гг. В 1996 г. ИСРП потерпела поражение от Народной партии и перешла в оппозицию, где и находилась до выборов 14 марта 2004 г., которые принесли ей убедительную победу.
ИСРП - это партия, которая постоянно находится в поисках эффективных решений сложных проблем стремительно изменяющегося общества, в котором мы живем, таких решений, которые отвечали бы следующим принципам:
- принципу свободы, когда каждый человек может сам определять свою жизнь;
58
- принципу равенства, т.е. равные условия для развития возможностей;
- принципу солидарности, чтобы люди были уверены в неприкосновенности и сохранении своих основных прав и в улучшении условий жизни.
ИСРП открыта для участия в ней всех мужчин и женщин, разделяющих ее идеи и основные принципы, для всех людей, которые работают во благо общества.
Федеральная исполнительная комиссия ИСРП, которая состоит из председателя, генерального секретаря, 13 областных и 11 исполнительных секретарей, координирует политическую деятельность партии. Не реже двух раз в неделю Федеральная исполнительная комиссия проводит собрания, которые являются своеобразным инструментом, с помощью которого можно улучшить состояние общества. Официальный представитель парламентской группы, а также генеральный секретарь социалистической молодежной организации принимают активное участие в подобных встречах.
Кроме того, в качестве структурных подразделений выступают секторальные организации, участниками которых являются как члены ИСРП, так и просто ее сторонники. Они занимаются сбором и переработкой информации, участвуют в дискуссиях, проводят консультации по вопросам, связанным с их компетенцией.
Прежде чем достигнуть того положения, которое ИСРП занимает сегодня, ей пришлось пройти в своем политическом развитии несколько этапов. В середине 70-х годов ХХ в. перед Испанией стояли три главные задачи:
- замена авторитарного строя демократическим;
- модернизация социально-экономической структуры в соответствии с требованиями научно-технической революции;
- присоединение к интегрирующейся Европе2.
Сыграв в решении этих задач значительную (а по некоторым аспектам на определенных ее этапах и ведущую) роль, ИСРП должна была за короткое, насыщенное конфликтами время прой-
2СишЫо 16. - Майпй, 2000.
59
ти, по существу, тот же путь, который социалистические и социал-демократические партии более развитых стран Европы в менее сложных условиях проделали за 100 лет. Уже это определило первоначально непростое отношение ИСРП к программным установкам европейской социал-демократии, предполагавшим как приверженность к классическим положениям марксизма, так и значительные отклонения от них.
С одной стороны, ее традиции, место в спектре политических сил, взаимоотношения с массовыми группами граждан (прежде всего, трудящимися) требовали демонстрации социалистического облика. Отказ от него, особенно в годы становления и пребывания в оппозиции, означал бы потерю лица, иными словами - политическое самоубийство. С другой стороны, расхождение между политической практикой ИСРП и лозунгово-догматической составляющей ее идеологии было столь явным и временами существенным, что партию то и дело потрясали глубокие идейные и организационные кризисы. Тем самым становилась все более очевидной необходимость серьезного пересмотра привычных представлений как относительно содержания понятия «социализм», так и о путях продвижения к нему.
За четверть века ИСРП прошла три этапа обновления своего идейно-политического арсенала, стимулируемого ее практическим участием в разрешении стоящих перед страной проблем, а затем переходом в оппозицию.
Идейно-политическое самоопределение в ходе демократизации политического режима. Условия, в которых начала осуществляться трансформация авторитарного режима, потребовали пересмотра представлений как о смысле и целях демократизации, так и о формах и методах борьбы за нее. Уже первые контакты лидеров ИСРП с руководителями других политических сил, участвовавших в процессе демократизации, показали необходимость смягчить некоторые идеологические и политические установки, противоречившие духу национального согласия и всеобщему стремлению сохранить гражданский мир, поставив во главу угла задачу создания легитимного, стабильного режима и провозгласив первостепенной целью утверждение демократии. Именно на этой основе произошло сближение многочисленных влиятельных слоев и структур (тру-
60
дяшихся, представителей делового мира, церкви, армии, видных деятелей науки и культуры), победителей и побежденных, разведенных по разную сторону баррикад гражданской войной 19361939 гг.
Стремясь соблюсти основы для национального согласия, ИСРП уже на первоначальном этапе изъяла из своего арсенала многие положения классического марксизма и без каких-либо изменений программных установок выдвинула на первый план лозунг: «Демократия - это и есть социализм».
С принятием демократической конституции ИСРП, оставаясь в оппозиции, стала системной партией. Иными словами, получив широкие возможности участия в работе государственных структур, она практически отказалась от борьбы с государством, ибо обрела реальную перспективу возглавить его.
Превращение в системную партию стало решающим фактором трансформации ИСРП в партию социал-демократического типа. Еще до прихода к власти ее руководство делало все, чтобы преобразовать мировоззренческие основы в духе демократического социализма. Преодолев сопротивление части членов и сторонников, оно добилось отказа от самоидентификации ИСРП как марксистской партии, провозгласив плюрализм идейных и политических позиций и, следовательно, терпимость к инакомыслию.
Однако при этом возникли серьезные трудности. Вписавшись на скорости в крутой поворот, руководство ИСРП оказалось далеко впереди основной массы своих членов, тем более следовавших за ней избирателей, особенно наемных работников старшего поколения, связанных с партией через социалистические профсоюзы. Правда, потерпев поражение на теоретическом поле брани, сторонники социал-демократизации партии одержали организационную победу, вытеснив более радикальных деятелей из руководящих органов и проведя поправки к уставу, сделавшие руководство более независимым от членов партии. Это в значительной степени развязало ему руки при проведении практического политического курса. Так был разрешен первый острый идейно-политический кризис в современной ИСРП.
61
Поиски современной модели социализма. Попытки преодолеть «полуопустошенность левой идеологии»3 были предприняты ИСРП в 1986-1987 гг., когда руководство партии сочло необходимым активизировать идеологическую работу, укрепив на этой основе единство и сохранив электоральное большинство. Федеральный комитет ИСРП на заседании 22 июня 1987 г. призвал начать дебаты, которые привели бы к «возобновлению левого проекта».
При этом различные идейные течения в ИСРП продолжали трактовать социализм по-разному. Однако предпочтение отдавалось концепции «рационального социализма», который покоится на трех основных идеологических установках: во-первых, ориентация на последовательное и всестороннее развертывание демократии в противовес тоталитарной теории и практике «реального социализма»; во-вторых, установка на создание нового типа экономики, опирающейся на достижения научно-технической революции как на одну из современных основ социализма; в-третьих, ставка на совершенствование личности, поскольку демократический социализм, солидарная коллективная свобода требуют от индивидуума и общества высокой этической, культурной и профессиональной ответственности4.
По мнению одних идеологов ИСРП, сохраненные на новой основе общество благосостояния и социальное государство содержат в себе элементы социализма и являются переходной ступенью к собственно социалистическому государству, а по мнению других, представляют собой социализм рубежа XX и XXI столетий.
В некоторых материалах, посвященных сотрудничеству левых в интегрированной Европе, испанские социалисты отстаивают тезис о невозможности продвижения к социализму в отдельно взятой стране без участия в общеевропейской экономической, социальной и политической жизни.
Исходя из повышения роли индивиддума в общественной жизни и из ряда тактических соображений, многие социал-демократические партии Европы осуществили дрейф в направле-
62
3Мнение известного социолога и функционера ИСРП Х.Ф. Тесаноса. 4El Pais. - Madrid, 2000. - 14 marzo.
нии к либерализму. ИСРП, не отвергая общечеловеческих ценностей либерализма, вместе с тем сочла необходимым политически дистанцироваться от него.
Политический проект ИСРП и практика возглавляемых ею правительств
После демократизации политического режима самой насущной и приоритетной общенациональной задачей стало преодоление кризиса в экономике и модернизация социально-экономической структуры. Тем более что на протяжении ряда лет стоявшие у власти либеральные силы, не обладавшие политической волей и не располагавшие необходимыми ресурсами, откладывали ее решение.
Выборы в октябре 1982 г. принесли победу Испанской социалистической рабочей партии. За нее проголосовали 9,8 млн. (46%) избирателей из 21,4 млн. принимавших участие в голосовании — на 5 млн. больше, чем в 1979 г. ИСРП получила большинство мест как в Палате депутатов (201 из 350), так и в Сенате (134 из 208). Огромная работа, проведенная Фелипе Гонсалесом по модернизации партии, привела к положительным результатам. За короткое время он смог настолько глубоко реформировать идеологическую и политическую платформу партии, обновить ее руководство, что испанский электорат увидел в ИСРП главную надежду на ускорение демократических преобразований и улучшение жизни в Испании.
30 ноября 1982 г. Ф. Гонсалес представил правительственную программу Конгрессу депутатов. Из внутриполитических проблем Гонсалес выделил социально-экономические вопросы. Страна переживала глубокий экономический кризис: безработица, инфляция, дефицит платежного баланса. В программе ставилась задача создать в ближайшие четыре года 800 тыс. новых рабочих мест, снизить инфляцию, добиться прироста ВНП. Для этого предполагалось усилить контроль над государственными расходами, добиваясь повышения эффективности государственного сектора, чтобы он мог играть определенную роль в преодолении экономических проблем и социальной несправедливости, а также стимулировать деятельность частного сектора, которому принадлежит
63
решающее значение в развитии производства, создании рабочих мест, оживлении инвестиционной деятельности. Предполагалось ввести элемент планирования по согласованию между администрацией и частным сектором, а также принять меры для повышения покупательной способности заработной платы во избежание социальных конфликтов. Был поставлен вопрос об усилении борьбы с терроризмом и с теми, кто пытался повернуть развитие страны вспять.
В программе были выделены вопросы реформы административного аппарата и завершения процесса предоставления автономии национальным районам на основе «гармоничного» сочетания интересов автономных областей с интересами всего государства.
Программа свидетельствовала о том, что социалисты были намерены придерживаться умеренной политики в подходе к решению основных внутриполитических проблем, что позволяло рассчитывать на сотрудничество с ведущими политическими силами и избежать прямой конфронтации с правой оппозицией.
Значительное место было уделено внешней политике, которая должна строиться, исходя не из партийных, а из национальных интересов. В качестве основных направлений Гонсалес выделил следующие: активизация переговоров о вступлении Испании в ЕЭС; укрепление и углубление отношений с соседними странами — Португалией, Францией, странами Северной Африки; содействие укреплению стабильности в районе Средиземноморья; развитие сотрудничества со странами Латинской Америки, Африки и Арабского Востока; активное участие в поиске решения актуальных международных проблем, к которым Ф.Гонсалес отнес мир, разоружение, права человека и свободу народов, а также установление нового, более справедливого международного порядка. Гонса-лес отметил, что правительство будет добиваться возвращения Гибралтара путем переговоров с Англией в соответствии с решениями ООН с учетом законных интересов населения Гибралтара.
Учитывая принадлежность Испании к западному миру, Гон-салес тем не менее исходил из того, что Испания сама будет определять условия своего участия в политике и обороне Запада. Было заявлено, что правительство заново изучит вопрос о военном и
64
ином сотрудничестве с США, а также принятое прежним правительством решение о вступлении в НАТО.
Формулировки внешнеполитического раздела были составлены еще более осторожно, чем предвыборная программа ИСРП, без конкретизации, что открывало будущему правительству определенный простор для маневрирования. Правительство социалистов приступило к крупномасштабным шагам по повышению своей роли в международных делах, в том числе и за счет активизации отношений с СССР. Уже в середине декабря 1982 г. в интервью газете «El Pais» Гонсалес высказался за развитие связей с СССР и другими социалистическими странами там, где для этого имеются возможности. Он подчеркнул, что не исключает контактов с Советским Союзом на высшем уровне. Тема визита в Союз испанского короля возвращалась в повестку дня.
За годы правления ИСРП Испания достигла многого. Правительства социалистов добились решения проблем, которые были целью испанских демократов на протяжении двух веков. Проведенные ими административные реформы, реформы армии, сил правопорядка и других государственных институтов способствовали тому, что перестали существовать две конфронтирующие между собой Испании - «официальная» и «неофициальная» - и начало осуществляться устойчивое и плодотворное взаимодействие между государственными и самоуправляющимися организациями. Были найдены механизмы решения постоянно возникавших противоречий между центром и периферией, клерикалами и антиклерикалами, «красными» и «белыми», предпринимателями и профсоюзами; укреплен демократический режим, создано децентрализованное государство автономий, модернизирована экономика. Испания стала полноправным членом Европейского сообщества5.
В то же время партия видела неоднозначность последствий деятельности сформированных ею правительств. С одной стороны, общество ощутило, что пик трудностей преодолен, экономика развивается динамично, страна широко пользуется благами, связанными с пребыванием в Европейском союзе. Она стала одной из са-
5Leviatan. - Madrid, 2001. - Febrero.
65
мых благополучных и стабильных стран Европы. С другой стороны, именно в этот период, породивший всплеск преждевременных (а в чем-то вовсе несбыточных) надежд, проявило себя недовольство, принявшее форму массовых выступлений трудящихся и учащейся молодежи.
Социальное напряжение было вызвано, в частности, и тем, что, осуществляя текущую политику, правительство социалистов упустило из вицу необходимость разработки и обсуждения общественностью перспектив ближайшего будущего, не говоря уже о более дальней перспективе. Чрезмерная прагматичность политики правительств осложнила отношения между ними и партией, между руководством партии и рядовыми членами и привела к деидеологи-зации самой партийной жизни.
Новый кризис ИСРП. Испанская социалистическая рабочая партия правила страной 14 лет. Срок немалый, особенно для Испании, в которой демократическое правление обычно прерывалось чередой авторитарных или полуавторитарных режимов. Видимо, этим отчасти и объясняются самоуверенность и беззаботность партии и правительства. Выборы в период 1982-1991 гг., приносившие победу социалистам, происходили при практическом отсутствии политической альтернативы ИСРП. Между тем к 90-м годам ХХ в. положение в стране изменилось. Произошли серьезные сдвиги в социальной и политической структурах общества и в настроениях избирательного корпуса. Однако руководство ИСРП все еще продолжало жить теми представлениями о себе и об обществе, которые сформировались в предшествующие годы. Последствия такой политики дали о себе знать - на выборах в 1996 г. победу одержала Народная партия. Тем не менее и после этого поражения ИСРП оставалась влиятельной партией. У нее был шанс, серьезно проанализировав состояние испанского общества и основную тенденцию его развития, самокритично оценив свою стратегию, выработать новую конкретную программу, провести организационную перестройку и в обновленном качестве пойти на выборы 2000 г. Но ИСРП не воспользовалась этой возможностью отчасти в силу непреодоленной самоуверенности той ее части, которая объясняла поражение чисто субъективными факторами, отчасти в силу распространившихся фаталистических настроений.
66
Во всяком случае, она не смогла с должной энергией провести очередную предвыборную кампанию, что и привело ее к новому поражению на следующих выборах.
Очевидно, что действительные причины поражения ИСРП были более глубокими, чем это представлялось на первый взгляд. Свою роль, конечно, сыграли разнообразные огрехи, просчеты и грубые ошибки правительства, в том числе и обюрокрачивание аппарата, и практика принятия важных решений без должных разъяснений и совета с теми, кого они касались, и компрометация правительства, пришедшего к власти под лозунгом «моральной революции», коррумпированностью ряда высших чиновников.
Существенной ошибкой было привыкание к своеобразному разделению ролей между ИСРП как партией и ее правительством. Действуя на макроуровне, правительство стало отводить партии роль помощника, а не посредника между ним и обществом. Вследствие этого возник и стал увеличиваться разрыв между правительством и партией, между партией и гражданами, росло недоверие к политикам и к политике вообще. Были причины для недовольства правительством и у рядовых членов ИСРП, и у ее традиционного электората. Среди этих причин можно назвать недостаточное внимание к потребностям ряда социальных групп - в том числе таких важных, как новые средние слои и молодежь. Правительство не проявляло должного интереса к заключению общих соглашений между профсоюзами и предпринимателями, что привело к трудовым конфликтам. Недовольство вызывала также медленность и недостаточность повышения качества и уровня жизни. Все это порождало ощущение разрыва между обещаниями правительства и ожиданиями граждан. Эти настроения - и даже крупные выступления трудящихся - игнорировались. Не были услышаны и многочисленные сигналы, и предупреждения независимых СМИ.
Руководство социалистической партии не проявило интереса к выводам близких к ИСРП социологов и политологов, изучавших изменения в социальной структуре, новую идентификацию различных групп населения, взаимоотношения государства и гражданского общества, процессы глобализации и т.д. К их трудам обновленное руководство партии всерьез обратилось только после поражения на всеобщих выборах в 2000 г.
67
* * *
Таким образом, можно констатировать следующее. За годы правления ИСРП и во многом благодаря ее политике Испания стала другой страной. В результате произошли сдвиги в общественном сознании. Выросли новые поколения, ориентированные на новые ценности. Между тем в официальных документах ИСРП сохранились термины и понятия из прежней эпохи, несущие ту же идейную нагрузку, что и 30 лет назад.
Большие изменения в самопонимании испанцев принесло приобщение страны к единой Европе и участие в ее интеграционных институтах. Испания не только вступила в Европейский союз, участвует в работе Европейского парламента и в различных интеграционных институтах. Она стала членом НАТО и передала ей ряд функций по обороне и перевооружению. Такая передача части суверенитета прошла безболезненно, поскольку испанцы получили то, к чему стремились множество десятилетий: построили правовое, социальное государство и значительно повысили свое благосостояние.
Опираясь на Европейский союз, используя его технологическую, научную и финансовую помощь, Испания существенно продвинулась вперед в деле реализации крупных проектов в институциональной, предпринимательской, научной, технологической и образовательной сферах. Эти проекты начали осуществляться еще при социалистах и продолжали оставаться в центре внимания правительства консерваторов.
Серьезные изменения претерпела политическая карта Испании. Прежде всего, изменились общеполитическая ориентация Народной партии и масштабы ее влияния на массы. Неправильная оценка возможностей НП и смысла ее победы в 1996 г. побудила ИСРП избрать тактику жесткой оппозиции новому правительству. Эта тактика не только не принесла партии успеха, но и нанесла ей дополнительный ущерб. Выборы в марте 2000 г. ИСРП проиграла с треском. Не последнюю роль в углублении внутрипартийного кризиса сыграла отставка Фелипе Гонсалеса с поста генерального секретаря ИСРП на XXXIV Конгрессе в 1997 г. Другого кандидата, обладающего аналогичными достоинствами (харизма, авторитет,
68
личное обаяние) и проявившего себя как государственный лидер мирового масштаба, в партии не было.
Кроме того, перед выборами 2000 г. ИСРП совершила опрометчивый шаг, заключив пакт с Единством левых, главным ядром которого оставалась КПИ. Многие испанцы, оценивая вклад КПИ в демократизацию, признают ее партией борьбы, сыгравшей ведущую роль в жестких условиях франкизма, но считают ее ненужной в новых условиях жизни общества на основе компромиссов и достижения согласия по основным вопросам.
Таким образом, выводы испанской общественности в результате обсуждения причин поражения ИСРП на выборах в 1996 и 2000 гг. можно кратко сформулировать следующим образом. Потеря власти и переход социалистов в оппозицию были закономерны и неизбежны. У руководства ИСРП хватило воли и ресурсов, чтобы исполнить роль, возложенную на него обстоятельствами «догоняющей модернизации». Для решения новых задач, связанных с переходом к постиндустриальному этапу развития, люди, пришедшие на политическую арену в другое время, с прежними навыками, оказались не готовы. Они не сумели адаптироваться к новым, постоянно изменяющимся условиям, как это сделали некоторые другие европейские социал-демократические партии, победившие либералов (или консерваторов) в своих странах как раз в то время, когда испанские социалисты терпели поражения.
Перспектива дальнейшего развития ИСРП в современных условиях
В поиске выхода из кризиса.На XXXV конгрессе ИСРП (июль 2000 г.) необходимо было выбрать бесспорного авторитетного лидера. Различными группировками (территориальной, идеоло-го-политической, компанейско-клановой и «региональными баронами») были выдвинуты четыре кандидата. В результате в качестве лидера ИСРП был признан Хосе Луис Родригес Сапатеро, генеральный секретарь Социалистической партии Леона. Своей энергичной речью, оптимистической оценкой перспектив Испании и политического потенциала ИСРП, призывом к выходу из глубокой обороны и к решительной активизации работы как в парламенте,
69
так и в гражданском обществе, убежденностью в необходимости разработки нового политического проекта он напомнил представителям старой гвардии Ф.Гонсалеса периода возрождения ИСРП. В то же время Сапатеро находился в завидном для политика возрасте (тогда ему было 40 лет). Соответственно, ему не чужды были интересы и устремления партийной молодежи. К тому же Сапате-ро, четыре легислатуры подряд избиравшийся депутатом парламента, успел обрести серьезный политический опыт как на региональном, так и на общенациональном уровнях, продемонстрировав способность и к решительным действиям, и к целесообразным компромиссам. Эффект появления политика, отличающегося оптимистическим настроем, уверенностью в своих силах и в возможностях партии, был настолько силен, что за него проголосовало более 90% делегатов - включая представителей групп, выдвинувших других кандидатов.
Год, прошедший после избрания нового лидера, ушел на нормализацию положения в партийных организациях на местах. В то же время руководство ИСРП обратило особое внимание на специфические противоречия между государством и гражданским обществом, возникшие в результате возрастающих внешних воздействий на внутреннюю жизнь Испании, а также изменчивой и неустойчивой деятельности многих общественных движений. В условиях глобализации эти движения потеряли часть прежних функций. Вместе с тем возросла степень их независимости от государства. В одних случаях они поддерживают его начинания, в других саботируют их, в третьих - вступают в открытое противоборство с правительством.
Серьезных решений потребовала от партии реакция общественных ассоциаций и объединений на последствия глобализации, принявшая в ряде случаев форму неконтролируемых эксцессов. Учитывая опасный характер этой реакции и провоцируемых ею действий силовых структур, ряд членов руководства ИСРП поставили вопрос о необходимости выработки международных юридических норм, определяющих легитимные формы протеста и защищающих граждан от полицейского произвола и вооружен-
70
ного насилия на «пространстве глобальных конфликтов»6. По мнению Сапатеро, необходимо сделать особый акцент на идее гражданственности, которую следует наполнять новым содержанием, включая принципы плюрализма и терпимости к иным религиям, культурам и т.д., а также «умение адаптироваться, воспринимать чужое, как свое»7.
Изменился стиль работы партии в парламенте. Социалисты не стремились больше ослабить консервативное правительство и в гораздо большей степени, чем Народная партия, демонстрировали склонность к компромиссам, нередко являясь инициаторами заключения так называемых «государственных пактов» (т.е. пактов между правительством и партиями) с привлечением к участию в них других государственных и общественных институтов. Вносимые ими на рассмотрение законопроекты касались самых разнообразных, но одинаково животрепещущих вопросов, в том числе расширения занятости, регулирования эмиграции, борьбы с баскским терроризмом, укрепления автономий и т.д.
* * *
В одной из резолюций XXXV Конгресса содержится следующее описание динамики расстановки политических сил в Испании. 1982-1991 гг. были годами гегемонии ИСРП. С 1991 по 1996 г. преимущество ИСРП таяло, между тем как авторитет Народной партии возрастал. В итоге сложилось относительно равновесное влияние на общество обеих партий. С 1996 по 2000 г. перевес правых становился все заметнее, однако баланс сил отчетливо не определился. С 2000 г. утверждается гегемония правых.
Между тем политический маятник снова покачнулся в сторону социалистов. Но это произошло не сразу. В результате выборов 14 марта 2004 г. ИСРП вновь пришла к власти. Первым шагом социалистов к победе на национальном уровне была их победа на выборах в местные органы власти в мае 2003 г. Впервые за послед-
6El Pais. - Madrid, 2000. - 21-22 julio. 7Ibid, 2001. - 15 enero.
71
ние десять лет оппозиционная Испанская социалистическая рабочая партия в целом по стране набрала больше голосов, чем правящая консервативная Народная партия (НП).
Выборы в Испании явились своеобразной лакмусовой бумажкой - показателем того, в какой мере непопулярная позиция руководителя государства может сказаться и, как потом все увидели, сказалась на его предвыборных перспективах. Глава правительства Хосе Мария Аснар поддержал боевые действия США в Ираке. Хотя Мадрид не посылал в Ирак свои боевые подразделения, испанский лидер получил в Вашингтоне орден за заслуги. Между тем 90% населения выступали категорически против «американской агрессии», что могло существенно сказаться на настроениях избирателей.
11 марта Испанию 2004 г. потрясли страшные теракты: более 200 погибших и 1500 раненых. В утренние часы пик на разных железнодорожных станциях Мадрида произошло десять взрывов, один из которых был совершен террористом-смертником. Случившееся было признано крупнейшим терактом за всю историю Испании, а также самой серьезной террористической акцией в Европе за последние 15 лет.
О том, что взрывы в Испании организовала «Аль-Каида», официально было объявлено в ночь на воскресенье (14 марта). Правительство Аснара медлило и не говорило правду, стараясь убедить всех, что взрывы организованы баскскими сепаратистами из ЭТА, что явно противоречило фактам. Баски отказались взять на себя ответственность за «чужой» теракт. Подтверждением того, что взрывы организованы «Аль-Каидой», стало письмо в редакцию одной из арабских газет от «военного председателя «Аль-Каиды» в Европе Абу Дахан аль-Афгани», который всю ответственность за взрывы взял на себя. Но правящей партии накануне выборов было невыгодно говорить об исламском следе, ведь Аснар вместе с Бушем и Блэром рапортовал о победах над исламскими террористами в Ираке и Афганистане. Стремясь выиграть выборы, правые фактически пошли на подлог. Разоблачение этих обманных маневров вызвало возмущение народа и в итоге дорого обошлось правящей партии.
72
Однако поражение НП имеет и более глубокие причины. Многим испанцам претил все более авторитарный стиль правления Аснара. Его односторонний провашингтонский курс, включая поддержку американского вторжения в Ирак, был предметом острой критики в ходе избирательной кампании. Следует учитывать, что очередные парламентские испанские выборы проходили под впечатлением случившейся накануне национальной трагедии. Правительство Аснара обвинили в обмане и сокрытии информации. 12 марта в Испании прошла общенациональная манифестация против терроризма, в которой приняли участие свыше 11 млн. испанцев.
До последней недели перед выборами шансы социалистов и правых расценивались как равные. Однако после всех этих событий испанские граждане еще раз задумались над тем, кого они хотят видеть в качестве руководителей страны. В итоге на избирательные участки пришли многие из тех, кто ранее не собирался голосовать. Как подчеркивает испанская пресса, последние события заставили всех жителей страны активно выразить свою позицию. Явка избирателей оказалась очень высокой - более 72%, что сыграло на руку социалистам. За них проголосовали 10,9 млн. человек (42,7%). Это максимальное количество голосов, отданных за ИСРП за всю историю испанской демократии. Теперь ИСРП стала сильнейшей партией в 350-местном парламенте, получив 164 места. Это на 39 мандатов больше, чем в его предыдущем составе. А правившая последние восемь лет Народная партия (НП), получив 148 мандатов вместо 183, перешла в оппозицию. Что касается других политических партий, то здесь наблюдается следующая ситуация. Блок левых каталонских партий, совместно баллотировавшихся в Сенат, получил 12 мест (на 4 больше, чем на выборах 2000 г). Шесть сенаторов провела в верхнюю палату парламента Баскская националистическая партия. Партия Конвергенция и Союз Каталонии имеет теперь четверых представителей в Сенате (прежде их было вдвое больше). Партия Канарский союз имеет теперь трех сенаторов8.
8Испания выведет свои войска из Ирака //Независ. газ. - М., 2004. - 16.03.
73
Испанские социалисты праздновали еще и моральную победу. Они не использовали случившуюся накануне выборов трагедию как повод для агитации в последние дни. «Мы - демократы и никогда не опустимся до того, чтобы искать политическую выгоду в человеческом горе, - заявил один из лидеров ИСРП Альфредо Перес Рубалькаба. - Люди сами должны решать, кому доверить руководство страной».
«Испания достойна лучшей доли» - именно под таким девизом проходила предвыборная кампания социалистов. Новый лидер Испании - 43-летний Хосе Луис Родригес Сапатеро - «политический внук» знаменитого премьера Фелипе Гонсалеса, который впервые привел социалистов к власти в послефранкистской Испании и осуществил ряд жизненно важных реформ. Сапатеро заявил, что его социалистическое правительство будет «правительством перемен» и Испания переживет «второй переходный период к демократии». Аналитики отмечают, что лидер ИСРП обладает качествами, необходимыми политику, принимающему власть в тяжелое для страны время. Он сочетает в себе мягкость характера и человечность с твердостью воли и принципиальностью в вопросах, касающихся будущего страны. И свою твердость Сапатеро начал проявлять уже в первые дни после победы.
Утром 15 марта 2004 г. Хосе Луис Родригес Сапатеро выступил в эфире ведущей испанской радиостанции «Кадена СЭР», где объявил, что одним из первых шагов нового кабинета станет вывод испанских войск из Ирака, как было обещано ИСРП в ходе избирательной кампании. «Наши военные вернутся домой. Война была катастрофой, оккупация - это тоже катастрофа. Она только провоцирует насилие, - заявил Сапатеро. - Нельзя подвергать народы бомбардировкам на всякий случай. Как нельзя начинать войну, основанную на лжи». «Новое испанское правительство будет работать с полной ответственностью, в духе диалога и транспарентности», - заверил испанцев Хосе Луис Родригес Сапатеро9.
Испанские социалисты определили цели и задачи, являющиеся первостепенными при сложившемся миропорядке. Про-
9Испания выведет свои войска из Ирака //Независ. газ. - М., 2004. - 16.03.
74
грамма, предлагаемая Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, полностью отвечает программе и ценностям Социалистического Интер-национала10.
Целями испанских социалистов в XXI в. являются укрепление демократических институтов, борьба за мир, защита международной законности и миропорядка, основанного на мультила-терализме при главенствующей роли ООН. В связи с этим в сложившихся условиях необходимо проводить такую политику, которая не допускает обмана и двойных стандартов, политику диалога, согласия.
Следует отметить, что изменения во внешнеполитическом курсе Испании приведут к перемещению акцента испанской политики с Америки на Европу. Известно, что большинство испанцев не разделяли радикального перехода Аснара на сторону США в ущерб традиционному проевропейскому курсу. Правительство Сапатеро, не отказываясь от союзничества и сотрудничества с США, обновит свои подходы к европейским делам и проблемам11. По мнению испанских социалистов, твердый и взвешенный подход к трансатлантическим отношениям - решающий фактор в деле мира и международной стабильности, так как у США и ЕС схожие ценности.
Особое значение приобретает реализация новой политики безопасности и обороны, основанной на трех фундаментальных опорах: приоритет европейской политики безопасности (развитие многосторонних отношений со странами НАТО и ЕС и двусторонних отношений с США); преобразование испанских вооруженных сил в соответствии с технологическими и организационными требованиями XXI в., а также центральная роль парламента в обсуждении и заключении концептуальных договоров.
Правительство Сапатеро намерено активизировать трансграничное сотрудничество через участие в общих проектах стратегического регионального развития как со своими европейскими
10Григорьев Е. Испания выбрала социалистов. - Mode of access: http. /www.tovarish. com.ua/news/Za_rubezhom/18-03-2004/YSPANYYa_VYBRAL.html. 11Там же.
75
соседями (Франция, Португалия), так и со странами Магриба. Кроме того, ИСРП заявляет о необходимости активного включения Испании в средиземноморские и ближневосточные процессы, усиления взаимодействия с Латинской Америкой и об особом внимании к сотрудничеству с Россией.
Что касается отношений со странами Средиземноморья и с арабским миром, то они, по мнению нового правительства, должны быть основаны на диалоге и уважении. ИСРП подтверждает свое стремление к установлению мира и процветания на Ближнем Востоке. Также испанские социалисты говорят об усилении своего присутствия в африканском и азиатско-тихоокеанском регионах.
В отношении миграционной политики речь идет об усилении политического участия и представительства иммигрантов, о предоставлении права на возвращение, на сохранение культуры и языка, о равном доступе к системам здравоохранения и пенсионного обеспечения и т.д.
В своей предвыборной программе испанские социалисты уделили особое внимание такому важному фактору влияния, как культура. Поскольку глобализация продолжает оказывать влияние и на эту сферу общественной жизни, крайне необходимо проводить взвешенную культурную политику, проявляющуюся в достижении баланса между традициями и прогрессом, сохранением культурного наследия и модернизацией.
Во внутренней политике лидер испанских социалистов собирается «не вторгаться в мир экономики» - по крайней мере до тех пор, пока не будет «компетентного правительства». Сапатеро обещает создать страну, «в которой каждый сможет найти надежную работу, где мужчины и женщины будут равноправны, а потребности людей будут поставлены выше потребностей спекулянтов».
* * *
Таким образом, по истечении более полутора лет после победы Испанской социалистической рабочей партии в схватке у избирательных урн можно констатировать следующее.
76
Новый премьер привнес в испанскую политику элемент спокойствия и рассудительности. Однако он оказался более твердым, чем многие ожидали. Не поддаваясь эмоциям и не повышая голоса, он в рекордно короткое время вывел войска из Ирака, сумев при этом и не рассориться вконец с Вашингтоном, поскольку обещал быть верным союзническим обязательствам, но в рамках международной законности и принятых ООН норм.
Кроме того, социалистическое правительство предприняло ряд других важных шагов во внешней и внутренней политике:
- «возвращение в Европу», т.е. отказ от односторонней ориентации на США (при сохранении дружественных отношений с ними) и сближение с Францией и Германией, которое привело к созданию «оси Мадрид - Париж - Берлин»; более активное участие в Европейском союзе и содействие в принятии Европейской конституции, ранее заблокированной Аснаром;
- улучшение отношений с автономными областями, прежде всего Каталонией и Страной Басков;
- срочное принятие закона о борьбе с семейным насилием; меры, направленные на достижение реального равноправия женщин (в частности, само правительство Сапатеро состоит наполовину из женщин, причем первым вице-премьером является тоже женщина - Мария Тереса Фернандес де ла Вега);
- диалог с профсоюзами и организациями предпринимателей, на основе которого успешно создается социальное соглашение по типу «пакта Монклоа»;
- повышение минимальной заработной платы и минимальных пенсий на 6% процентов в 2005 г. и на 25% в течение ближайших четырех лет;
- увеличение стипендий студентам и отказ от обязательного обучения католической религии в школах;
- предоставление каждому молодому человеку в возрасте до 35 лет в течение двух лет безвозмездной субсидии на аренду квартиры, строительство 180 тыс. новых льготных государственных квартир; это должно способствовать смягчению важной социальной проблемы, вызванной тем, что молодые люди до 30 лет не могут обзавестись семьями и вынуждены жить с родителями, так как жилье непомерно дорого.
77
Не останавливаясь на достигнутом, правительство Хосе Луиса Родригеса Сапатеро продолжает удивлять своих партнеров по ЕС необычными и спорными шагами. После решения о массовой легализации сотен тысяч нелегальных иммигрантов Мадрид совершил поворот в антитеррористической политике. В мае 2005 г. на одобрение Кортесов (парламента) было внесено предложение ИСРП вступить в переговоры с баскской террористической организацией ЭТА ради достижения мира. По мнению председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, использование только военной силы в борьбе против терроризма в долгосрочной перспективе может оказаться контрпродуктивным; с его точки зрения, «превентивные войны нельзя превращать во внешнеполитический приоритет»12.
На пресс-конференции по итогам работы юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 16 сентября 2005 г.) Сапатеро отметил, что деятельность Генеральной Ассамблее ООН в целом получила положительную оценку со стороны испанского правительства. Идея создания «Альянса цивилизаций», выдвинутая Испанией и одобренная руководством ООН, была поддержана многими участниками Генеральной Ассамблеи ООН. Согласно замыслу, этот альянс ориентирован на укрепление связей между Западом и мусульманским Востоком и сотрудничество в борьбе против исламистского экстремизма.
Заключение
Сегодня Испания представляет собой свободное, открытое общество, способное противостоять связанным с активным развитием и модернизацией вызовам и угрозам. Все это, по мнению правящей партии социалистов, результат усердия, проявленного всеми гражданами. Во многом те перемены к лучшему, которые произошли в политической жизни страны, оказались возможными благодаря активной деятельности ИСРП как в период ее пребывания у власти, так и в оппозиции.
12 Кобо Х. РИА «Новости». - Мадрид. - 16.09.05.
78
В ближайшие десять лет новое социалистическое правительство намерено продолжить процесс модернизации, начало которому положила Конституция 1978 г. Сапатеро обещает гражданам «спокойные, мирные, дисциплинированные» перемены.
Стоит отметить, что в настоящее время усиливается российско-испанское взаимодействие. Между двумя странами поддерживается активный политический диалог. Подписанный еще в 1994 г. Договор о дружбе и сотрудничестве предусматривает ежегодные встречи на высшем уровне. На регулярной основе проводятся визиты министров иностранных дел, развиваются межпарламентские связи. Особой динамикой отличается также и межрегиональное сотрудничество, в частности между Москвой и Мадридом, Санкт-Петербургом и Барселоной, Московской областью и Валенсией. Продолжают развиваться культурные связи. Активное сотрудничество осуществляется в экономической и промышленной сферах, а также по линии правоохранительных органов и МЧС.
Как показывают опросы, многие действия, предпринятые правительством социалистов, большинство населения одобряет, при этом правительство Сапатеро поддерживают не только сторонники его партии, ему доверяет большинство предпринимателей.
Однако в осенние месяцы 2005 г. наблюдалось некоторое снижение поддержки правительства Сапатеро по сравнению с опросами, проведенными 15 июня 2004 г. Специалисты спорят, вызвано ли это естественными причинами (так называемой «энтропией» власти, согласно которой, как правило, все правительства со временем теряют популярность, поскольку не могут удовлетворить всех) или же какими-либо другими, пока не установленными причинами. Однако некоторая негативная динамика компенсируется тем, что в еще большей степени снизилась популярность консерваторов. Как долго будет социалистический лидер сохранять высокий рейтинг - покажет время.
Победа социалистов в Испании неминуемо скажется на расстановке сил в Европе и мире. Остается надеяться на то, что результатом активной политической деятельности нового испанского премьера Хосе Луиса Родригеса Сапатеро станет рост благосостояния Испании и авторитета страны на мировой арене.