Наталья АНИКЕЕВА
ИСПАНИЯ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
Терроризм как явление возник достаточно давно. Международному терро-
1 тт "2
ризму тоже немало лет. По мнению некоторых исследователем , терроризм уже превратился в субъекта мировой политики, способного менять внутриполитическую ситуацию в странах. С ними можно соглашаться или нет, но сегодня многим государствам приходится учитывать этот фактор в реальной политике. Одно из таких государств - Испания, которая в истории своего развития, наверное, раньше других столкнулась с современным проявлением терроризма3. Мировое сообщество стало уделять ему внимание несколько десятилетий назад. Но, к сожалению, оно пока ещё не располагает таким правовым инструментом, как единообразно понимаемое определение международного терроризма, которое могло бы во многом способствовать более эффективной борьбе с этим преступным явлением.
Камни преткновения
Разработка приемлемого для всех стран определения началась в Организации Объединённых Наций с момента учреждения в 1972 году Специального комитета по международному терроризму. Спустя десятилетия его деятельность так и не увенчалась должным успехом. Та же участь постигла усилия, предпринимавшиеся Ассоциацией международного права. Вот почему до сих пор не существует универсального определения понятия "терроризм" и производных от него видов - национальный (внутренний) и международный, которое однозначно было бы признано мировым сообществом государств. И это несмотря
1 International Terrorism as a Political Weapon. Oslo, 1988. P. 27. Хенкин С.М. Метаморфозы политического развития Испании. Латинская Америка. № 2. 2005.
3 В 1897 году убит премьер-министр Кановас дель Кастильо, создатель режима реставрации. В 1906 году совершён террористический акт против Короля Альфонса XIII, деда нынешнего монарха Хуана Карлоса. В 1921 году убит премьер-министр Дато.
© Аникеева Наталья Евгеньевна - кандидат исторических наук, доцент
МГИМО(У) МИД России.
на то, что учёными-террологами, правительственными и неправительственными организациями было предложено более ста двадцати вариантов определений.
Причина неудач здесь не просто в том, что терроризм как явление постоянно меняется, обращается к новым лозунгам, использует в своей практике всё более изощрённые средства и технологии. Сказывается целый ряд политических, социальных, психологических, наконец, исторических факторов, которые определяют существенные различия в подходах государств к содержанию этого явления. Например, справедливое несогласие включать в категорию террористических действия, осуществляемые в рамках национально-освободительных движений. Мешает нахождению консенсуса и политика "двойных стандартов", демонстрируемая рядом стран, которая делит террористов на "плохих" и "хороших". Вряд ли можно ожидать, что в одночасье будут преодолены существующие противоречия и старая логика конфронтационного мышления. Однако сложности, связанные с выработкой общего определения, не должны блокировать усилия по созданию единой международно-правовой базы борьбы с терроризмом. Некоторые результаты в этом направлении достигнуты: более десяти международных соглашений, соотносящихся с антитеррористической деятельностью, были приняты благодаря ООН и её специализированным учреждениям -Международной организации гражданской авиации, Международной морской организации и Международного агентства по атомной энергии.
Отличительная черта всех принятых соглашений и их главный недостаток -это отсутствие определения и криминологического понятия терроризма. Страны-участники названных организаций используют собственное понимание терроризма, в том числе и его международного характера, что позволяет толковать данное явление с субъективных позиций1.
Откуда есть пошёл...
Что касается терроризма в Испании, то он больше известен как баскский терроризм, имеющий националистическую природу. Национальная (и региональная) проблематика в Испании корнями уходит в историю формирования страны. Баски2 (а также каталонцы и галисийцы) после объединения Испании,
1 Международный терроризм: Глоссарий, аналитические материалы, документы: Научно-справочное издание / ред. О.А. Колобова. М., 2003. С. 471.
2 В настоящее время общая численность басков в мире не превышает 1 250 тыс. человек, из них в Испании проживают около 950 тыс., в юго-западных департаментах Франции - примерно 150 тыс. Этнические баски живут также в ряде стран Латинской Америки, преимущественно в Мексике, Аргентине, Венесуэле, на Кубе. Место проживания наибольшего числа басков в Испании - историческая область, ныне имеющая статус Автономного сообщества, именуемая Страна Басков (Pais Vasco), или Баскония. Общая численность её населения составляет 2 101 тыс. человек (по состоянию на 2001 г.), то есть даже в регионе наиболее компактного проживания этнические баски составляют меньшинство. Тем не менее следует признать существование солидарного баскского пространства на основе общности территории, схожих структур самоуправле-
примерно с XVI века, пользовались определённой степенью автономии. Первые попытки вернуть себе полную самостоятельность свободолюбивые баски предпринимали ещё в конце XIX века. Эти попытки успеха не имели. Дальнейший рост на рубеже веков националистических движений в Каталонии и Стране Басков, а затем и в других регионах материализовался, в частности в случае с Каталонией и Страной Басков, в предоставлении им прав автономных областей.
Многие испанские государственные и политические деятели ХХ века видели в движениях регионов за автономию угрозу сепаратизма, которая казалась им не меньшей, чем коммунистическая. И несомненно, что эти движения явились одной из причин установления в Испании XX века военно-монархической диктатуры Примо де Ривера, а затем режима генерала Франко. В период франкистской диктатуры (1939-1975 гг.) Франко, заявивший "об одной большой и свободной Испании", постарался нивелировать все региональные различия. Он упразднил баскскую автономию и начал уничтожать любые проявления национальных особенностей басков. Их родной язык был выведен из школ и служебного пользования. Политическая элита была вынуждена уйти в подполье или эмигрировать. Некоторые деятели попали в тюрьмы или погибли.
Генерал запретил использовать публично любой язык, кроме кастильского. Из-за чрезвычайно суровых репрессий в отношении баскских провинций антифранкистская борьба баскских националистов стала постоянным явлением1.
Наиболее ярким проявлением сопротивления народа Страны Басков франкистскому режиму стала основанная в начале 1960-х годов вооружённая сепаратистская организация Ассоциация борцов за свободу Страны Басков (ЭТА). На её стороне оказалась даже часть баскского духовенства, которое порою возглавляло всеобщие забастовки и другие массовые акции протеста.
В мире о баскских террористах громко заговорили после теракта в 1973 году. Тогда взрывом мощной бомбы в самом центре Мадрида был убит премьер правительства Испании адмирал Луис Карерро Бланко, второе, после Франко,
ния, этнокультурных особенностей (язык, традиции, обычаи), идентичных социально-экономических характеристик. (Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. Центр конфликтологии ИС РАН. М.: Эдиториал УРСС. 2000.
Zapatero Arroyo, L. 1993. La legislación antiterrorista: 1977-1992 // Revista del Foro Canario, Las Palmas de Gran Canaria, enero-abril.
Paginas de Sabino Arana, fundador del nacionalismo vasco 2001. 2 ed. S.L. Madrid: Criterio Libros).
1 По всей вероятности, к этому примешивалось и чувство мести. Ведь незадолго до окончания гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.), в апреле 1937 года, германские бомбардировщики из легиона "Кондор" сбросили сотни бомб на древний город басков Гернику. В результате погибло около 1700 жителей, сотни были ранены, а сам город был разрушен до основания. Трагическая судьба небольшого баскского города была вынесена на обсуждение в Лиге Наций. Под впечатлением этого злодеяния знаменитый художник Пабло Пикассо нарисовал одну из лучших своих картин "Guernika".
лицо в государстве. За этим терактом последовала волна новых взрывов и покушений на жизни "врагов баскского народа".
Падение франкистского режима в 1975 году не стало концом террористических проявлений, как можно было ожидать. Наоборот, оно обусловило всплеск различных форм регионального и национального экстремизма. Не будет преувеличением сказать, что в постфранкистской Испании терроризм стал поистине общенациональной проблемой, поскольку затрагивал не просто безопасность граждан и государства, но и судьбы испанской демократии. На протяжении тридцати с лишним лет, с 1968 года, когда ЭТА перешла на позиции экстремизма, заявив о начале вооружённой борьбы в своём стремлении к независимости, её боевики сеяли смерть, отнимая жизни ни в чём не повинных людей. С того времени ЭТА несёт прямую ответственность за гибель 836 человек и нанесение увечий 2 367, но она ни на шаг не приблизилась к достижению своей цели, что неудивительно. Путём террора и ультимативных требований нельзя не только решить, но даже подойти к взаимоприемлемому решению.
Действия властей
Устраивающее большинство граждан общества решение национального вопроса определила конституция страны 1978 года. Учитывая движения в регионах, она заложила законодательные основы автономного устройства Испании. Её авторы исходили из неизбежности децентрализации власти как необходимой части процесса демократизации при безусловном сохранении единства страны. В соответствии с конституцией была создана новая административно-территориальная структура государства, которая стала включать в себя автономные сообщества, провинции и муниципалитеты. Новые региональные объединения - автономии - превратились в ключевой элемент устройства страны. В настоящее время их в Испании насчитывается 17.
Такой вариант и по замыслу, и по существу был обречён быть приемлемым, тем более что предусматривал возможность дальнейшего расширения автономных полномочий. Так оно и оказалось на деле для всех, кроме радикальных националистов Страны Басков, которые решили продолжать вооружённую борьбу за свою главную цель - достижение полной независимости. Их непримиримая позиция предопределила широкие масштабы терроризма в конце 1970-х годов. Именно на этот период (1978-1980 гг.) приходится пик их активности.
Все правительства послефранкистской Испании занимались баскской проблемой, но акценты в её решении расставляли разные. Первый (после Франко) премьер Адольфо Суарес (Союз демократических сил - СДЦ) в наведении порядка не исключал силовые методы, в то время как рассмотрение многочисленных аспектов автономизации, которую благословила принятая конституция, затягивалось.
Значительно больших успехов в борьбе с терроризмом в баскских провинциях удалось достичь правительству (1982-1996 гг.) Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). С одной стороны, социалисты выполнили ряд вполне обоснованных требований басков (например, вывели отряды национальных гвардейцев из региона), а также официально выступили с призывом к ЭТА прекратить террористическую деятельность, взяв, в свою очередь, на себя обязательство оказаться от судебного преследования всех, кто сложит оружие. С другой стороны, премьер правительства Ф. Гонсалес параллельно сделал упор на силу, не брезгуя даже тактикой "грязной войны". Имеется в виду деятельность тайной Антитеррористической группы освобождения (GAL), созданной в недрах спецслужб. Эскадроны смерти GAL без решения судов казнили людей, подозреваемых в связях с ЭТА, подвергали их пыткам. На их счету много невинных жертв. (Но обо всем этом мир узнал только в 1995 году во время избирательной кампании. Вспыхнул громкий скандал, который негативно повлиял на имидж правительства Фелипе Гонсалеса и на его возможность удержаться у власти).
И всё же при всех немалых перекосах деятельность испанских спецслужб внесла заметный вклад в снижение в 1990-е годы активности боевиков ЭТА. Всё чаще силам правопорядка удавалось предупреждать теракты и удачно принимать превентивные меры. В частности, таким образом удалось избежать покушения на короля Хуана Карлоса и тогдашнего лидера Народной партии Х.М. Аснара.
Уже став председателем правительства в период правления Народной партии (1996-2004 гг.), которая сменила ИСРП, Х.М. Аснар непосредственно столкнулся с вопросами противодействия экстремистам ЭТА. Под его руководством удалось добиться определённой стабилизации ситуации в Стране Басков, ослабления организации ЭТА, нанести существенный урон её инфраструктуре, арестовать нескольких руководителей. Правительство приложило усилия, чтобы была запрещена партия Батасуна - политическое крыло ЭТА, легально выступавшая глашатаем её идей и фактически пропагандировавшая силовой подход в противостоянии с центральной властью. Более того, работая в условиях демократического общества, она ни разу не осудила ни один террористический акт. Итог её противостояния закономерен - в 2002 году партия Бата-суна была объявлена вне закона.
Глубинные причины достигнутой тогда стабилизации в Стране Басков кроются, конечно, в шагах Мадрида по расширению автономии, предусмотренному конституцией.
Население Страны Басков с одобрением восприняло создание полиции баскской автономии в 1990-е годы, которая получила право на ведение борьбы против терроризма и наркобизнеса, что раньше входило только в компетенцию сил государственной безопасности, национальной полиции и жандармерии.
Баскская полиция осуществляет контроль за портами, аэропортами, прибрежной полосой и границами автономной области. Тем самым она держит
в поле зрения въезд на территорию Страны Басков и выезд из неё, включая все виды эмиграции и иммиграции. Полиция автономии получила также право на выдачу паспортов и удостоверений личности.
В условиях обретения всё больших полномочий её руководство выступает против обострения борьбы с боевиками ЭТА. Видный испанский политолог Хуан Карлос Видаль считает, что стремление баскской политической элиты уладить отношения с экстремистами ЭТА вызвано прежде всего беспокойством за судьбу испанской демократии. По его мнению, баскская элита чувствует, что если не разрешить проблему экстремистов ЭТА, то в ближайшей перспективе национальный конфликт может усилиться социальными потрясениями. Тогда придётся принимать чрезвычайные меры, а этого хотел бы избежать средний класс, пользующийся комфортом достатка, свободы и демократии. Выход из нынешней ситуации недвусмысленно озвучил влиятельный политик Страны Басков Хавьер Арсаюс. "Без переговоров с ЭТА, - заявил он, - террора в Стране Басков не прекратить. ЭТА потеряла много сил и согласится на переговоры, если Мадрид готов признать право басков на самоопределение". Сказано ясно, но его предложение по конечным целям расходится с позицией центрального правительства и парламента. Это, по сути, тот же радикализм.
Последующее развитие событий носит сенсационный характер. Непримиримая экстремистская группировка басков-сепаратистов в январе 2005 года неожиданно призвала правительство Испании начать "политический диалог" об урегулировании давнего конфликта. Письмо с таким предложением, сделанным впервые за сорок лет, опубликовала баскская газета Бета. В нём говорилось о стремлении "впредь решать спорные вопросы исключительно политическим и демократическим путём". Иными словами, намекалось на возможное прекращение терактов. Почти синхронно глава правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибаррече выступил с планом, предусматривающим превращение Страны Басков на севере Испании в "свободно присоединившееся государство". И в довершение этих стремительных инициатив план изменения статуса Страны Басков был столь же неожиданно поддержан её парламентом.
Как и следовало ожидать, власти Испании заявили, что переговоры с ЭТА возможны только после того, как она безоговорочно сложит оружие и откажется от насилия. Но от властей последовало не только заявление. После многомесячных раздумий, в мае 2005 года правительство ИСРП уже само внесло на одобрение кортесов (парламента) предложение1 вступить в переговоры с ЭТА ради достижения мира и получило его согласие. "Если с помощью диалога удастся положить конец насилию, мы выступаем за этот процесс"2, - говорится в принятой парламентом резолюции.
1 Независимая газета 17.05.05. Намерение правительства встретило резкую критику только оппозиционной Народной партии.
2 Известия 19.05.05.
Конечно, загадка для всех, что стоит за готовностью правительства к такому диалогу. Но вряд ли согласие с предложением о "свободно присоединившемся государстве". Скорее, центральная власть решила всё-таки проверить, насколько серьёзным, а не тактическим маневром, было январское обращение ЭТА "начать политический диалог". Ведь руководство ЭТА не может не знать, что большинство испанцев выступает за сохранение автономии в составе Испании. И голосование в нижней палате парламента - конгрессе депутатов, отвергнувшее план об изменении статуса Страны Басков ("за" - 29, "против" - 313 депутатов, двое воздержались), стало своеобразным подтверждением итогов опроса о единстве страны.
Под прицелом из-за рубежа
Испания была, наверное, одним из первых государств в мировом сообществе, которое почувствовало на себе воздействие международного терроризма. Как мы уже отмечали, за пределами страны существуют большие диаспоры. Из их среды рекрутируются и проходят там обучение вместе с другими иностранцами боевики, которые затем и пополняют ряды тех, кто совершает теракты на территории Испании и других стран.
Испанские спецслужбы не раз ликвидировали тайники и убежища вооружённых сепаратистов. Одна из последних наиболее успешных операций за рубежом прошла на юге Франции в городе Сали-де-Беарн в октябре 2004 года. Тогда в результате масштабных действий, проведённых совместно французской полицией и испанской жандармерией, был арестован главный политический руководитель и идеолог баскской террористической организации ЭТА Микель Альбису Ириарте, более известный как Микель Антса. По данным испанских спецслужб, он возглавлял в её руководстве умеренное крыло. Считается, что Микель Антса принадлежит к группе ветеранов, давно пришедших к выводу о необходимости переговоров с правительством и прекращения терактов. И не исключено, что предложение правительству об этом - его рук дело. Всего в той операции было задержано 17 человек, проведены обыски в многочисленных населённых пунктах французской Страны Басков и Беарна, служивших тыловой базой для боевиков-сепаратистов. По утверждению МВД Франции, обнаружены семь тайников со значительным количеством оружия, документацией и крупной суммой денег1.
Но Франция - ближнее зарубежье, с которым Испании проще решать вопросы борьбы с террористами. Сложнее установить всю структуру функционирования зарубежной сети и обеспечить большее взаимодействие с другими странами, прежде всего с латиноамериканскими государствами, в том числе по вопросу о выдаче укрывающихся членов ЭТА.
1 Е1 Ра18. 04.10.04.
Объединение усилий - неотложная задача
Силовое противодействие террористам при опоре на свои силы, несомненно, важнейшее направление в борьбе с ними, однако собственный опыт Испании показывает, что наиболее успешно этого можно достичь в сотрудничестве с другими странами, хотя это не всегда просто. Испанское правительство, например, давно добивалось от США и Великобритании включения ЭТА в список международных террористических организаций, но только в мае 2003 года США приняли соответствующее решение. Европейский Союз также сделал подобный шаг.
Как последовательный противник террора страна участвует во всех универсальных антитеррористических конвенциях, даёт должную оценку любым проявлениям международного терроризма. Правительство Испании решительно осудило теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года, захват заложников в Москве в октябре 2002 года, другие вылазки террористов. Мадрид настойчиво выступает за укрепление широкой международной антитеррористической коалиции, а также против режимов, спонсирующих и прикрывающих это зло.
Твёрдая антитеррористическая позиция Испании признана и оценена мировым сообществом. Подтверждением тому служит избрание Испании главой Контртеррористического комитета СБ ООН. Мадрид сразу же показал, что это был не формальный шаг, начав подготовку предложений о более весомой роли этого органа в деле оказания технического и правового содействия странам, не имеющим достаточного опыта, организационной и законодательной инфраструктуры для эффективного противостояния терроризму.
Можно напомнить также, что при Генеральной Ассамблее ООН с 1996 года существует вспомогательный комитет по мерам по искоренению терроризма. С избранием представителя Испании председателем Контртеррористического комитета Совета Безопасности вспомогательный комитет активизировался и предложил идею создания совместной рабочей группы для выработки общего определения терроризма.
В начале мая 2003 года, за несколько месяцев до того, как Испания приняла на себя регламентные обязанности председателя (на месяц) в Совете Безопасности, тогдашний глава правительства Хосе Мария Аснар, выступая перед Контртеррористическим комитетом, выдвинул инициативу выработки "общего списка" террористических организаций наподобие того, который к тому моменту уже существовал в отношении членов Аль-Каиды и Талибана. Подобные призывы были обращены правительством Народной партии и к Всемирному банку, и "большой восьмёрке", чтобы добиться перекрытия источников финансирования террористов. Наконец, Х. М. Аснар, идя в русле общественного мнения Испании, предлагал создать при ООН комитет жертв терроризма.
В ООН это предложение ещё не нашло решения, а вот под эгидой Европейского парламента в январе 2004 года в Мадриде проходил первый международный конгресс по проблемам жертв терроризма. Его лозунг - "Жертвам всего мира должен быть предоставлен голос, их необходимо выслушать и выразить им должные сочувствие и поддержку". В конгрессе участвовало более 400 представителей многих государств мира, в том числе Испании, США, Ирландии, Франции, Алжира, Колумбии и др. Открывал его председатель Европейского парламента, а закрывал премьер испанского правительства. По итогам встречи был принят "Мадридский манифест", адресованный главным образом политикам и содержащий призывы к последовательной борьбе с преступным явлением1. В рамках конгресса действовал отдельный комитет жертв баскской террористической организации ЭТА. Очевидно, что теперь и в ООН вопрос, касающийся жертв терроризма, должен, как предложила Испания, обрести какую-то организационную форму.
Ошибку может совершить каждый
Постоянная готовность Испании противодействовать терроризму стала тем обстоятельством, которым воспользовались Соединённые Штаты (как и в отношении многих других государств), когда начали агрессивную кампанию против Ирака, прикрыв свои интересы якобы угрозой террористических действий со стороны Ирака, опирающихся на ядерный потенциал. Забегая вперёд, скажем, что несостоятельность этого утверждения США была показана представителями МАГАТЭ, другими организациями и странами. Но тогда Мадрид не видел или не хотел видеть этого, оправдывая применение американцами силы необходимостью обеспечить демонтаж потенциала оружия массового уничтожения, наличие которого у Ирака не ставилось испанской стороной под сомнение. При этом испанский премьер Аснар активно использовал тезис о связи режима С. Хусейна с террористическими организациями, в том числе с Аль-Каидой.
В январе 2003 года он выступил инициатором заявления лидеров восьми европейских государств в поддержку американской позиции по Ираку, в котором особо подчёркивалось значение сохранения "трансатлантической связки" в отношениях между Европой и США. Официальные испанские представители неоднократно открыто и жёстко критиковали позицию Франции и Германии по иракским делам.
В ходе Азорского саммита 16 марта 2003 года глава правительства Испании подписал декларацию ультимативного характера по Ираку, а на следующий день поддержал совместное с США и Великобританией решение о приостановке дипломатических усилий по преодолению кризиса.
В соответствии с двусторонним соглашением Испания предоставила США базы на своей территории для военного транзита в район Персидского залива.
1 АБС. 27.01.2004.
Правительство также направило в Персидский залив десантное судно "Галисия" с мобильным госпиталем, фрегат охраны и танкер с топливом (868 военнослужащих).
Аснар разделял озабоченность Дж. Буша и Т. Блэра по поводу того, что (якобы существующее, по утверждениям США и Англии) иракское оружие массового уничтожения могло попасть в руки террористических групп. По его мнению, события 11 сентября 2001 года продемонстрировали, насколько вероятнее стала угроза попадания оружия массового уничтожения в руки международных террористов по сравнению с тем периодом, когда он пришёл к власти в 1996 году. Именно в этом, считал Аснар, заключается главная опасность, исходящая от Ирака.
По существу, в период иракского кризиса Народная партия высказалась за то, чтобы Испания играла роль государства первого эшелона. "Испания - это набирающая силу страна, - заявил премьер, - я не хочу, чтобы она стояла на задворках истории"1.
Уже в разгар иракского кризиса премьер-министры Испании, Португалии, Италии, Великобритании, Венгрии, Польши, Дании и президент Чехии (видимо, в противовес тем, кто не поддержал Америку) подписали совместное послание "США и Европа должны действовать вместе", причём испанская печать считала основным автором этого документа своего премьера.
Линия правительства Народной партии резко контрастировала с общественным мнением в стране - ведь более 90% испанцев выступали против войны в Ираке. При неоднократных обсуждениях иракского вопроса в Конгрессе депутатов правящая Народная партия оставалась в политической изоляции. Время показало, что общественность была права. Размах антивоенных настроений в стране предопределил и неизбежность политических последствий для Народной партии.
11 марта 2004 года, когда в Мадриде произошла серия терактов, в результате которых погибли 192 человека и более 2 тысяч было ранено, ответственность за взрывы взяла на себя международная террористическая сеть Аль-Каида, а мотивом терактов было отмщение за участие Испании в военной кампании в Персидском заливе 2003 года. Сразу после этого на выборах в Генеральные кортесы (испанский парламент) избиратели не поддержали главу Народной партии Х.М. Аснара. Большинство мест в парламенте - 164 мандата - досталось Испанской социалистической рабочей партии, а новым премьер-министром стал Хосе Луис Родригес Сапатеро, обещавший вывод войск из Ирака. Своё обещание испанскому народу он сдержал, и спустя шесть недель после выборов испанский контингент численностью в 1300 человек - основа бригады "УльтраПлюс", в которую также входили военнослужащие Сальвадора, Гондураса и Доминиканской Республики, - покинул Ирак2.
1 №^^еек. 17.03.2003.
2 Е1 Ра18. 15.09.2004.
Перемены во внешней политике Испании
Не вызывает никакого сомнения, что одной из основных причин поражения Народной партии на выборах в марте 2004 года стало неприятие широкими слоями электората участия Испании в операции в Ираке. Критики Народной партии отмечали, что партия оторвалась от большей части испанского общества. И теперь при проведении новой внешней политики, в том числе по вопросу Ирака, необходимо предпринять попытку восстановить этот консенсус и, во всяком случае, больше учитывать интересы общественного мнения страны.
Окружение Хосе Марии Аснара назвало эпохой "новой Европы" период, начавшийся в 2003 году, когда Испания поддержала войну в Ираке, вступив в военный союз с США и Великобританией, а Франция и ФРГ в рамках Евросоюза (а также Россия) составили антивоенную коалицию.
С правительством Хосе Родригеса Сапатеро, как он неоднократно подчёркивал сам, "Испания вернётся в Европу". А по словам его министра обороны Хосе Боно, Испания будет стремиться вернуть практику принятия решений по важнейшим международным вопросам под эгидой ООН, восстановить нормальные отношения с Евросоюзом1. Иными словами, спустя чуть больше года после начала военной операции новая власть страны сделала ставку на дистанцирование от соответствующих установок Великобритании при одновременном сближении с франко-германскими позициями.
За кардинальной трансформацией курса Мадрида по Ираку помимо внутриполитических мотивов просматривается стремление нового испанского лидера Сапатеро удачно дебютировать на международной арене, заявив Испанию в качестве самостоятельного игрока в мировых делах, свободного от внешнеполитических обязательств предыдущей администрации. Сапатеро использовал изменение позиции по Ираку как для "восстановления мостов" с Парижем и Берлином, так и для повышения престижа Испании в арабском мире и Латинской Америке, подорванных в результате проамериканского крена Х.М. Асна-ра.
* * *
Стало очевидным, что год спустя внешнеполитическая стратегия испанских социалистов во многом отличается от той, которой придерживались консерваторы. Иракская проблема во временном смысле постепенно уходит в историю. Но, к сожалению, не уходит в историю международный терроризм, что заставляет Испанию всё время быть начеку. Подтверждением тому служит проект закона о терроризме, который в канун годовщины трагедии в Мадриде подготовила парламентская комиссия по расследованию терактов 11 марта 2004 года.
1 Е1 Ра18. 07.05.2004.
В этом проекте отмечается, что борьба с террором должна стать главным приоритетом правительства Испании, о каком бы виде терроризма ни шла речь.
О солидарности с Испанией в противодействии терроризму заявил и ЕС на специальном заседании Европейского парламента в Страсбурге, посвящённом памяти жертв в Мадриде. По его решению 11 марта будет отмечаться в странах Евросоюза как День солидарности с жертвами террора.
Выступая на этом заседании, председатель Европарламента Хосеп Борель говорил о том, что Европарламент много делает, чтобы международное сотрудничество в этой сфере развивалось как на государственном уровне, так и на уровне национальных спецслужб и полиции. Тем не менее, подчеркнул он, борьба с терроризмом требует ещё большего сплочения, ещё "больше Европы".
Призыв "Больше Европы!" ведущие политические силы Испании - ИСРП и Народная партия, которые (несмотря на некоторые разногласия, касающиеся отношения к диалогу с сепаратистами ЭТА), к удовлетворению общественности страны, сегодня едины в подходах к решению проблемы международного терроризма, понимают этот призыв не формально, а вполне конкретно. Они считают, что кроме контрольных и репрессивных мер европейский план действий должен предусматривать выявление корней терроризма, истоков его финансирования, его профилактику в регионах, откуда он исходит. Речь идёт прежде всего о социально-экономических и политических проблемах Южного Средиземноморья и Ближнего Востока, где находятся базы исламского фундаментализма. Этому фактору должно уделяться больше внимания в программах помощи и экономического содействия Европы её менее развитым соседям.
Несомненно также, что призыв "Больше Европы!", прозвучавший из Страсбурга, был услышан и на четырёхсторонней встрече высших руководителей России, Германии, Франции и Испании, которая почти в те же мартовские дни проходила в Париже. Она, естественно, не могла обойти вниманием и вопросы антитеррористического противодействия. На пресс-конференции по её окончании испанский премьер Х.Л. Родригес Сапатеро подчеркнул главную мысль, разделяемую всеми участниками встречи: борьба с терроризмом требует активного международного сотрудничества.
Действия, которые Испания предпринимает на разных уровнях, в правовой сфере и в практических делах, показывают, что она к этому готова. Подтверждением этому стало присоединение Испании к Конвенции по борьбе с терроризмом (наряду с двумя другими - о запрете отмывания денег и торговли людьми), открытой для подписания 16 мая 2005 года на саммите Совета Европы в Варшаве. В свете недавних террористических актов в Лондоне несомненно возрастает роль Контртеррористического комитета СБ ООН. В сплочении усилий международного сообщества в борьбе с терроризмом, о чем говорил В. Путин на июльском саммите "восьмерки" в Глениглс (Шотландия), Испания вместе со всеми может сыграть очень важную роль.